Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качественная диагностика как фундамент сопровождения





Диагностика выступает неотъемлемой составляющей сопро­вождения, и от ее качества во многом зависит успешность де­ятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимо­сти не гарантирует решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению ди­агностики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главного — помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекательность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психоло­гов, затмевает назначение диагноза как стартовой площадки со­провождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении проблем развития.

Большинство специалистов центров и служб сопровождения более ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным про­грамм коррекции проблемы. Мера информированности специ­алистов о методах диагностики также оказывается значитель­но выше, чем о методах коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими являются программы, опирающие­ся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаи­модействие сопровождающего и сопровождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласован­ность диагностических исследований, проводимых специалиста­ми различного профиля: педагогами, психологами, медицински­ми работниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкиваются с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Не менее важным аспектом в развитии системы сопровожде­ния выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились исследовать пробле­му в развитии ребенка со стороны «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия» и т. д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о воз­можных путях решения проблемы. Гораздо более важным вопросом является позитивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позволят субъекту найти решение проблемы. К сожале­нию, диагностический инструментарий, используемый специали­стами, показывает выраженность ориентации на констатацию не­гативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Следующим аспектом является необходимость согласования методов сопровождения с содержанием и методами построения образовательного процесса, являющегося базовой средой для сопровождения. Ранее уже были обозначены 5 основных сфер деятельности службы сопровождения:

• решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

• решение социальных и социально-эмоциональных проблем;

• карьерный (образование, профессиональная ориентация и
образование, трудоустройство) выбор;

• помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

• выбор досуговой сферы самореализации.

Во всех этих сферах активной средой формирования и разре­шения проблемы выступают образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических методик спе­циалисты тяготеют к специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или со­держание и продукты учебной деятельности учащихся. Это ка­жется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагностике для предупреждения возникновения проблемы или о ситу­ациях, когда сама диагностика направлена на определение пра­вильности педагогической стратегии.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровож­дения к определенному обособлению в противовес деклариру­емой открытости системы. Можно согласиться с необходимостью 100%-ной гарантии сохранения информации о ребенке, рас­пространение которой может нанести вред или оказать нега­тивное влияние на оценку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения проблемы ребенка. Это противоре­чие проявляет себя в ограничении усилий специалистов сопро­вождения по обеспечению педагогов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встреча­ющихся проблем. Развитие системы сопровождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, во­влеченных в нее; специалисты сопровождения лишь отрабаты­вают и передают в руки педагогов эффективные программы ре­шения наиболее часто встречающихся проблем, сосредотачивая свое внимание на более сложных и комплексных из них.

Смысловое назначение системы сопровождения связано с обу­чением ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диаг­ностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентиру­ющий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на анализ способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

В практикоориентированном обучении такими критериями выступают увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфорта).

Date: 2015-10-21; view: 907; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию