Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение 2 page
- раскрыть характерные черты становления и развития субъектов политического процессов – власти и оппозиции в ситуации геоэтнополитической нестабильности и неопределенности на Южном Кавказе; - выявить основные закономерности и тенденции политического процесса на Южном Кавказе, определить перскпетивы реализации сформировавшихся моделей поведения в условиях возрастающей глобализации мирового развития и сохранения локальных цивилизаций; - выявить этапы эволюции региональных политических режимов Армении и Азербайджана в их современной эволюции; - определить характер противоречий и развития региональных систем власти и оппозиции. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: диссертация представляет собой один из первых опытов целостного и последовательного рассмотрения оппозиционного политического процесса в современном кавказском макрорегионе с позиций геоэтнополитики. Научная новизна содержания и основных выводов исследования может быть сформулирована следующим образом: - применен цивилизационный методологический конструкт изучения взаимодействия власти и оппозиции в современном политическом процессе, раскрыт механизм влияния геоэтнополитических факторов на политические процессы: цивилизация – геоэтнополитическая культура – культурный архетип – доминирующие модели политического режима; - показана высокая степень научной продуктивности применения основных принципов теории геоэтнополитики при изучении современных социальных явлений и процессов, в частности при рассмотрении российских трансформаций последних лет; - выявлено, что в геополитике Кавказа особенное значение имеет цивилизационный фактор, который является первичной детерминантой политического образа действий этносов и социальных общностей. В структурной композиции цивилизационной детерминации политического поведения на Юге России выделяются традиционалистские ценности: державность, патриотизм, евразийство, православная духовность, общинность, а также такие противоречивые политические стереотипы, как, идеи имперского этатизма, государственного патернализма, политической пассивности индивида, персонификации власти, изоляционизма, толерантного этноцентризма при отсутствии шовинизма; - установлено, что этническим фактором, органически производным от цивилизационного развития, определяются этноцентрические, националистические и религиозно-фанатические модели этнополитического поведения; - уточнено представление о том, что политические режимы кавказского макрорегиона имеют переменно-политический характер и являются факторами, которые трансформируются в современном обществе под комплексным воздействием цивилизационной, этнической и социальной ценностных доминант, сложившихся в условиях Кавказа; - выявлена системная связь геополитики с цивилизационным процессом и этнополитикой; - раскрыты связи между процессом демократизации и геополитическими параметрами народов и государств в кавказском макрорегионе; - предложено понятие геоэтнополитической культуры как системы исторически сложившихся, устойчивых убеждений, представлений, традиций, ценностей, установок по поводу международных отношений, месторазвития, геополитической картины мира, геополитической ситуации, геополитического статуса и угроз безопасности; - определено, что наиболее значимыми субъектами утверждения геоэтнополитической культуры в современном кавказском обществе являются властные и оппозиционные структуры; - рассмотрены особенности геоэтнополитической культуры в субъектах Юга России, проявляющиеся в таких ее чертах, как противоречивость и фрагментарность геополитических представлений, патернализм и этатизм в отношении роли государства в обществе; - предложено геополитологическое понимание Кавказа не только как части всей социокультурной системы Южного постсоветского пространства, но и как ее цивилизационного феномена. Сформулировано положение о двойственности Кавказа, являющейся по форме экономико-географическим, а по сути цивилизационным феноменом; - показано, что специфические характеристики социокультурного пространства современного Кавказа, отражены в менталитете и образе жизни его обитателей, в их ценностных приоритетах, выстраиваемых в соответствии с традиционным алгоритмом жизнедеятельности иерархически упорядоченной системы; - анализ эмпирических данных Краснодарского края свидетельствует о высоком уровне этнической, религиозной терпимости, существующем в настоящий момент на Юге России, развитием социальных групп региона, для которых социально-экономические интересы приоритетнее этноконфессиональных. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Предлагаемый методологический конструкт для исследования оппозиционного политического поведения в России предполагает его рассмотрение на цивилизационном и геополитическом уровнях в следующей последовательности: цивилизация –геоэтнополитическая культура как часть общей политической культуры – архетип поведения – модель политического режима. Цивилизационная парадигма анализа предопределяет выявление государства, традиционной культуры, традиционных конфессий в качестве определенной (доминантной или рецессивной) модели интеграции. Цивилизационный контекст определяет сущность политического процесса как ценностно детерминированный образ действий людей в политической сфере жизни общества в четко определенных культурно-конфессиональных, естественно географических и общественно-политических условиях. Модели, виды и формы политического поведения в макрорегионах выражают процесс конкретизации цивилизационной детерминации в определенных условиях соотвествующей системы ценностей, форм хозяйственно-бытового уклада и стереотипов поведения, ментальности. Значение цивилизационного фактора конкретизируется в геополитических детерминатах характерного образа действий в политической сфере, другими словами, политического поведения, присущего различным этносоциальным общностям в России. Трансформационные процессы и видоизменение моделей политического поведения в контексте любого общества обусловлены степенью и определеными аспектами его цивилизационной специфики, а также относительно обособленными, сформированными на этой основе национальными интересами. Под воздействием факторов, имманетно присущих каждой цивилизации, сформировались этнический менталитет, специфика национально-этнического характера, тип и особенности политической культуры. 2. В рамках цивилизационного и геополитического подхода можно выделить понятие геоэтнополитической культуры, включающей разнородные пласты, что обуславливает такие ее особенности, как многослойность, гетерогенность, фрагментарность и антиномичность, имманентную противоречивость. Геоэтнополитическая культура представляет собой одну из составляющих общей политической культуры, которая содержит в себе корректированные представления о роли, значимости и позиции России в рамках современного геополитического пространства и знание элементарных основ геополитики; личные убеждения и эмоционально-психологический компонент, мотивы политического участия; нормативная составляющая, направленная на освоение и применение международных стандартов политического поведения в контексте норм международного права; оценки реальной геополитической ситуации и формирование адекватных представлений о перспективных направлениях мирового развития; формирование ориентации субъектов на определенные ценности и традиции как основы геополитической культуры. Геоэтнополитическая культура является одним из важнейших детерминантов политического развития каждого современного общества, прямо ориентированным на усиление геополитического статуса государства и обеспечение национальных интересов на плоскости международных отношений. Ее конкретное содержание определяется цивилизационным расколом, обусловленным антагонистическими противоречиями между процессами модернизации и традиционалистскими ценностями. 3. Особенности геоэтнополитической культуры основного населения российской части Кавказского макрорегиона в рамках развития цивилизации заключаются в том, что великорусский этнос частично потерял признаки своей имперской идентичности и пассионарности, временно отошел от активного укрпеления позиций лидерства в зоне своих геополитических интересов в пространстве Кавказской субцивилизации. В свою очередь обретшие свою государственность бывшие советские республики ведут активный процесс борьбы и самоопределения за новые позиции на арене международных отношений. Под воздействием имманентных факторов, присущих северокавказской субцивилизации, сформировались черты менталитета горского суперэтноса, специфические признаки его национального характера, политическая культура патриархально-подданнического типа, определяющие традиционалистские стереотипы, свойственные ей как отдельному единству: духовность (с элементами религиозного фанатизма), общинность, патриотизм, изоляционизм. В каждом субъекте макрорегиона можно выделить властные и оппозиционные образования, отстаивающие различные модели общественного развития России (государственническую, коммунистическую, национально-патриотическую, мусульманскую), что свидетельствует о феномене полиментальности. В кавказском обществе ярко проявила себя ведущая тенденция к такой активности, в процессе которой имело место усиление традиционных общественных связей и нормативно-нравственных регуляторов поведения. В тоже время активизация терроризма временно дестабилизировала геоэтнополитическое сознание, усилила тенденцию маргинализации северокавказского общества, что в итоге обусловило появление форм девиантного поведения. Вместе с тем образовалась модель формирования политического поведения, характеризующаяся невысокой легальной гражданской активностью населения, контролируемыми административным ресурсом выборами, частичной легитимностью политической власти. Date: 2015-09-25; view: 262; Нарушение авторских прав |