Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 11
ОНТОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ. План 1. Онтология, ее место в структуре философского знания. 2. Единство и многообразие бытия. 3. Философия о пространстве и времени. 4. Бытие и развитие: метафизика и диалектика. Эссе и сообщения: 1. Бытие в представлениях элеатов. 2. Понятие бытия в философии экзистенциализма3. 4. Основные идеи работы Э.Фромма «Иметь или быть». 5. Философские и естественно научные представлении о пространства и времени
Вопросы для диспутов и самоподготовки: 1. Бытие и материя – это одно и то же? 2. Чем понятие «бытие», отличается от понятия «научная картина мира»? 3. Как философия решает проблему единства и многообразия мира? 4. Немецкий философ Э.Фромм различал «истинное бытие» и «бытие по- видимости». Как отличить «подлинное знание», от «знанияпо видимости»? 5. В чем смысл философского определения материи? 6. Чем отличается классическая концепция истины от прагматической? 7. Какие стороны развития объясняют законы, открытые Г.Гегелем?
Основные понятия: Бытие – исходная категория философии. указывающая на существование чего-либо, в отличием от несуществоания. Время – способ изменчивостибытия, смена состояний предметов, их длительность. Дух – относительно человека это понятие, выражающее совокупность явлений человеческой психики, противоположный телесным (физическим) сособенностям (знания, эмоции, восприятия, образы и др.).
Материя – понятие, которым охватывается все существующее объективно, вне сознания людей. Мир – совокупность явленной людям действительности. Пространство - способ устойчивости бытия, сосуществование предметов и явлений, их координация, протяженность. Реальность – понятие, указывающее наявное, актуальное бытие, в отличие от потенциального или утраченного.
Список рекомендуемой литературы: . 1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/ В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002. 2. Краткая философская энциклопедия. – М.1994. 3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному Новая онтология ХХ века/ П.П.Гайденко.- М.: Республика, 1997. 4. Эрих Фромм Иметь или быть._М., АСТ, 2000.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Определение философии как знания о мире в целом содержит предпосылку того, что онтологический вопрос является исходным для решения других мировоззренческих проблем. И верно, уже один из первых греческих философов, употребивший понятие «бытие», элеат Парменид, признав мир существующим, синкретично связал его с гносеологической и антропологической проблемами. Отдав предпочтение помысленному перед чувственно данным предметным миром, он убедил себя и своих единомышленников в том, что «бытие существует, а небытие – не существует». Отсюда следовал важнейшие практические выводы: поскольку человек существо мыслящее, он существует и может быть уверен в своих действиях, доверять знаниям о вещах и явлениях. В ХVII в. это на латыни повторил француз, Р.Декарт: «Cogito ergo sum»(Мыслю - следовательно существую.) Познакомившись с историей становления онтологии, мы еще раз убеждаемся, что ее проблемы «вечны» по своей значимости и невозможности дать на них окончательные ответы. В современную эпоху люди по-прежнему, зачастую не осознавая того, отвечают (отдают предпочтения, делают выбор) на онтологические вопросы: мир един либо многообразен? устойчив или изменчив? конечен или бесконечен? подчинен действию материальных,действующих, либо идеальных, целевых причин и другие. Подтверждением этого тезиса является и то, что современная философия языка не может дать окончательные, точные и однозначные определения онтологических понятий, таких как «бытие», «материя», «дух», «отношение», «время», «пространство»… Тем не менее, за более чем двухтысячелетнюю историю кое-что философии все же удалось прояснить и продвинуться к данной цели. - Удалось установить, что глагол «быть» употребляют в разных смыслах: а) им предельно-абстрактно обозначают все сущее. В этом отношении с ним сотносительно лишь такое же предельно-абстрактное понятие небытие («ничто»), которое не бессмысленно, а указывает на отсутствие или утрату всеми вещами свойств, их изменчивость, превращение в иное. Учитывая это, во многом был прав соотечественник и философский оппонент Парменида, считавшего бытие неподвижным и неизменным, Гераклит, утверждавший, что все течет, все изменяется; б) после того, как современный немецкий философ М.Хайдеггер развернул бытие в сторону человека, создал «антропологическую онтологию», учитывающую телесно-духовную двойственность природы человека, выявляется, что относительно этого единства быть является родовым понятием, но по отношению к сущности телесного и духовного – таковым не он является. На последнее отношение как раз и обратил внимание английский философ Г.Райл: «Сказать, что мысль о предмете и сам предмет существуют в одном смысле - все равно, что сказать «растут деревья и доходы, цены и надежды». - Выявлена «обоюдовекторная» связь существовании чего-либо с его познанием. «Там, где кончается наше поле зрения, вопрос о бытии…остается открытым вопросом»,- точно сформулировал суть этой связи соратник К.Маркса, Ф.Энгельс. Вместе с тем, содержательно существование в мышлении и в действительности не всегда соответсвуют друг другу. Нечто существует, если удостоверено фактами и научно обосновано. Не существуют сказочные, выдуманные герои, вроде леших и домовых. - Прояснены смыслы атрибутов (неотъемлемых свойств), родов и видов бытия: благодаря научным открытиям расширен список онтологических понятий метафизики Аристотеля (к десяти категориям добавлены понятия мир, реальность, картина мира, универсум, вселенная, макро, мега, микромир и другие). Одновременно сделаны новые обобщения в обратную сторону – от конкретного к абстрактному (категории классиком античности - форма, материя, отношение, качество, количество, время, место…- получили более точную словесную огранку. - Удалось найти общее и особенное между философскими представлениями об атрибутах и родах бытия и конкретно-научными знаниями о них (например, между такими категориями как «материя», «природа», «время», «пространство»…). Завершить знакомство с темой уместно возвратом к ее началу: осознанию того, что предмет философии, мировоззрение, отличается от научной картины мира тем, что философия интровертна. Ее конечная цель – это «мысль второго порядка» (Р.Дж.Коллингвуд), ее цель не объект, а субъект, центрирование представлений о бытии вокруг человеческого Я(ценности, переживание смыла и жизни). Вместе с тем, без научных знаний о бытии мира, субъект ограничивает свои возможности в самоопределении и выборе предпочтений и жизненных ориентиров. Т.о.онтология фундаментальна постольку, поскольку она в значительной степени определяет решение других мировоззренческих проблем: как субъекта познания она подвигает человека на поиск новых видов, форм и свойств бытия а так же средств его удостоверности, как личность - нацеливает на необходимость человекомерного, ответственного отношения к соцальному и природному миру, и наконец, открывает каждому человеку возможность сравнить и сделать осознанный выбор из двух ипостасей собственной бытийности, материальной и духовной для раскрытия и реализации своих способностей и возможностей. ТЕМА 10. ГНГОСЕОЛОГИЯ−ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ Date: 2015-09-24; view: 617; Нарушение авторских прав |