Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семитнар 10





ОСОБЕННОСТИ И ГЛАВНЫЕ ИДЕИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

План

1. Истоки и своеобразие русской философии.

2. Философия славянофилов и западников.

3. Философия всеединства В.С.Соловьева.

4. Русская философия в ХХв.

Эссе и сообщения:

1. П.Я.Чаадаев – основатель русской философии.

2. «Русская идея» в философских исканиях славянофилов.

3. Социализм по-русски А.И.Герцена.

4. Философия всеединства В.С.Соловьева.

5. Идея свободы в творчестве Ф.М.Достоевского и Н.А.Бердяева.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. В чем смысл послания игумена псковского монастыря Филофея князю Василию III?

2. Кем и за что П.Я.Чаадаев был объявлен «сумасшедшим»?

3. Каковы главные идеи славянофилов?

4. Что общего в идеях славянофилов и западников?

5. Почему В.С.Соловьев считается символом русской философии?

6. Какими чертами наделил «великого инквизитора Ф.М.Достоевский?

7. Что такое соборность в русской философии? Как она связана с русским космизмом?

8. Как вы считаете: чьи идеи, славянофилов или западников, ближе ментальности

современного русского народа?

Основные понятия:

Богочеловечество – обожженное человечество, предел его исторического становления.

Западничество – направление русской общественной мысли в ХIХ веке, связывающее развитие России с усвоением опыта западноевропейской цивилизации.

Исихия – священное безмолвие, мистическое православное учение о пути человека к единению с Богом через аскезу, уединение и молчаливую молитву.

Община – форма ведения коллективного сельского хозяйства и крестьянской жизни в России.

Русская идея – понятие, обозначающее совокупность черт, присущих русскому менталитету и русской культуре, способных обеспечить эсхатологическую миссию русского народа и российского государства.

Славянофильство – направление русской общественной мысли, представители которого самобытность и высокое предназначение русского государства усматривали в русской традиции, столпами которойявляются православие, самодержавие и народность.

Соборность – религиозное понятие, обозначающее единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей.

Софиология – учение В.С.Соловьева о Софии –деве Премудрости Божией.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/

В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002.

2. Краткая философская энциклопедия. – М.1994.

3. Лосский Н.С.История русской философии/ Н.С.Лосский.-М.,1991.

4. Бердяев Н.А. Русская идея./ Бердяев Н.А. Самопознание.- М. 1991.С.11-215.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия, в том числе и русская философия. Как и другие, она имеет предпосылки становления и свои особенности. К первым следует отнести: 1) Религиозно-православную традицию, уходящую истоками к крещеной Киевской Руси («Слово о законе и благодати» м. Иллариона, «Русская, правда» Я.Мудрого, летопись «Слово о полку Игореве» Никона и др.); 2)этно-психологические особенности русского народа:религиозность, стремление к прочности формообразования(государства), коллективной крестьянской жизни; 3)западно-европейскую философию, донесенную предшественниками, выпускниками Киево-Могилянской Академии, и добытую самостоятельно путем непосредственного знакомства с нею русскими мыслителями ХIХв.

Начало последовательного развития русской философии относится ко второй четверти ХIХв. В советский период, в социалистической России, многообразию философских идей и систем был насильно положен конец По воле государственных органов разрешалась лишь марксистско-ленинская философия: диалектически и исторический материализм.

Особенностями русской философии периода ее рассвета в–ХIХ-ХХвв., являются: своеобразный антропоцентризм: размышления о судьбах человека, слитных с судьбой всего человечества, его историей (историософичность);религиозность в личном и историческом ее проявлении – единстве людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей, в первую очередь Любви (принцип соборности);формирование «русской идеи», суть которой - вера в высокое, мессианское, предназначение России и русского народа.

Продолжая знакомство с особенностями двух направлений русской философии, славянофильства и западничества, следует обратить внимание и на их сходство, о котором А.И.Герцен говорил, что представители одного и другого те и другие любили Россию, славянофилы, как мать, западники, как дитя, развивали русскую идею.


В.С.Соловьев впервые в русской философии создал оригинальную философскую систему − «философию всеединства и вечной женственности», Софии-Мудрости Божией, ориентированную на совершенствование человека и человечества, на воспроизведение идеала богочеловечества как единства божественной энергии во втором пришествии Бога с энергией человеческого естества. Условием единения должны стать достижения европейского рационализма и религиозного-мистический духовный опыт русского народа и всех христиан.

Наиболее яркими фигурами русской философии ХХ столетия были глубокий экзистенциалист и яркий персоналист Н.А.Бердяев и основатель эйдетической феноменологической диалектики А.Ф.Лосев. В центре внимания вынужденного жить в эмиграции Н. А. Бердяева − проблема человека, сущностью которого, как и божественной сутью мыслитель считал свободу. Размышляя и о судьбе России, высоко оценивая положительные качества русского духа, философ вместе с тем не идеализировал русский характер, отмечал его негативные черты и противоречивость: вольность и рабство, любовь, доброту и жестокость и деспотизм. Бердяев приходит к выводу, что именно этой, этнической «гремучей смесью» обусловлены все катаклизмы русской истории − революции, войны, восстания, террор.Говоря о будущем русского государства, Н.А.Бердяев риторически вопрошает и дает предположительный ответ: станет ли Россия свободной, зависит о самого народа, его способности преодолеть рабство в себе.

А.Ф.Лосев, пройдя испытания ссылкой и идеологичским прессингом государственной власти, силой духа и мысли превзошел бытие суровой реальности сталинского социализма. Не случайно в историю философской мысли он вошел как идеалист, тонкий знаток философии и культуры Античности и эпохи Возрождения, создатель оригинального метода диалектической феноменологии эйдоса. Именно в пронизанном смыслами движении живого бытия, эйдоса (а не умо-зрительной идеи) к своему инобытию, символу (языку, знаковым формам религии, искусства, философии) А.Лосев видел подлинную диалектику жизни и гениально провел свои историко-философские исследования.

 

 

ТЕМА 9.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.







Date: 2015-09-24; view: 569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию