Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семитнар 10
ОСОБЕННОСТИ И ГЛАВНЫЕ ИДЕИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ План 1. Истоки и своеобразие русской философии. 2. Философия славянофилов и западников. 3. Философия всеединства В.С.Соловьева. 4. Русская философия в ХХв. Эссе и сообщения: 1. П.Я.Чаадаев – основатель русской философии. 2. «Русская идея» в философских исканиях славянофилов. 3. Социализм по-русски А.И.Герцена. 4. Философия всеединства В.С.Соловьева. 5. Идея свободы в творчестве Ф.М.Достоевского и Н.А.Бердяева.
Вопросы для диспутов и самоподготовки: 1. В чем смысл послания игумена псковского монастыря Филофея князю Василию III? 2. Кем и за что П.Я.Чаадаев был объявлен «сумасшедшим»? 3. Каковы главные идеи славянофилов? 4. Что общего в идеях славянофилов и западников? 5. Почему В.С.Соловьев считается символом русской философии? 6. Какими чертами наделил «великого инквизитора Ф.М.Достоевский? 7. Что такое соборность в русской философии? Как она связана с русским космизмом? 8. Как вы считаете: чьи идеи, славянофилов или западников, ближе ментальности современного русского народа? Основные понятия: Богочеловечество – обожженное человечество, предел его исторического становления. Западничество – направление русской общественной мысли в ХIХ веке, связывающее развитие России с усвоением опыта западноевропейской цивилизации. Исихия – священное безмолвие, мистическое православное учение о пути человека к единению с Богом через аскезу, уединение и молчаливую молитву. Община – форма ведения коллективного сельского хозяйства и крестьянской жизни в России. Русская идея – понятие, обозначающее совокупность черт, присущих русскому менталитету и русской культуре, способных обеспечить эсхатологическую миссию русского народа и российского государства. Славянофильство – направление русской общественной мысли, представители которого самобытность и высокое предназначение русского государства усматривали в русской традиции, столпами которойявляются православие, самодержавие и народность. Соборность – религиозное понятие, обозначающее единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей. Софиология – учение В.С.Соловьева о Софии –деве Премудрости Божией.
Список рекомендуемой литературы: 1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/ В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002. 2. Краткая философская энциклопедия. – М.1994. 3. Лосский Н.С.История русской философии/ Н.С.Лосский.-М.,1991. 4. Бердяев Н.А. Русская идея./ Бердяев Н.А. Самопознание.- М. 1991.С.11-215. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия, в том числе и русская философия. Как и другие, она имеет предпосылки становления и свои особенности. К первым следует отнести: 1) Религиозно-православную традицию, уходящую истоками к крещеной Киевской Руси («Слово о законе и благодати» м. Иллариона, «Русская, правда» Я.Мудрого, летопись «Слово о полку Игореве» Никона и др.); 2)этно-психологические особенности русского народа:религиозность, стремление к прочности формообразования(государства), коллективной крестьянской жизни; 3)западно-европейскую философию, донесенную предшественниками, выпускниками Киево-Могилянской Академии, и добытую самостоятельно путем непосредственного знакомства с нею русскими мыслителями ХIХв. Начало последовательного развития русской философии относится ко второй четверти ХIХв. В советский период, в социалистической России, многообразию философских идей и систем был насильно положен конец По воле государственных органов разрешалась лишь марксистско-ленинская философия: диалектически и исторический материализм. Особенностями русской философии периода ее рассвета в–ХIХ-ХХвв., являются: своеобразный антропоцентризм: размышления о судьбах человека, слитных с судьбой всего человечества, его историей (историософичность);религиозность в личном и историческом ее проявлении – единстве людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей, в первую очередь Любви (принцип соборности);формирование «русской идеи», суть которой - вера в высокое, мессианское, предназначение России и русского народа. Продолжая знакомство с особенностями двух направлений русской философии, славянофильства и западничества, следует обратить внимание и на их сходство, о котором А.И.Герцен говорил, что представители одного и другого те и другие любили Россию, славянофилы, как мать, западники, как дитя, развивали русскую идею. В.С.Соловьев впервые в русской философии создал оригинальную философскую систему − «философию всеединства и вечной женственности», Софии-Мудрости Божией, ориентированную на совершенствование человека и человечества, на воспроизведение идеала богочеловечества как единства божественной энергии во втором пришествии Бога с энергией человеческого естества. Условием единения должны стать достижения европейского рационализма и религиозного-мистический духовный опыт русского народа и всех христиан. Наиболее яркими фигурами русской философии ХХ столетия были глубокий экзистенциалист и яркий персоналист Н.А.Бердяев и основатель эйдетической феноменологической диалектики А.Ф.Лосев. В центре внимания вынужденного жить в эмиграции Н. А. Бердяева − проблема человека, сущностью которого, как и божественной сутью мыслитель считал свободу. Размышляя и о судьбе России, высоко оценивая положительные качества русского духа, философ вместе с тем не идеализировал русский характер, отмечал его негативные черты и противоречивость: вольность и рабство, любовь, доброту и жестокость и деспотизм. Бердяев приходит к выводу, что именно этой, этнической «гремучей смесью» обусловлены все катаклизмы русской истории − революции, войны, восстания, террор.Говоря о будущем русского государства, Н.А.Бердяев риторически вопрошает и дает предположительный ответ: станет ли Россия свободной, зависит о самого народа, его способности преодолеть рабство в себе. А.Ф.Лосев, пройдя испытания ссылкой и идеологичским прессингом государственной власти, силой духа и мысли превзошел бытие суровой реальности сталинского социализма. Не случайно в историю философской мысли он вошел как идеалист, тонкий знаток философии и культуры Античности и эпохи Возрождения, создатель оригинального метода диалектической феноменологии эйдоса. Именно в пронизанном смыслами движении живого бытия, эйдоса (а не умо-зрительной идеи) к своему инобытию, символу (языку, знаковым формам религии, искусства, философии) А.Лосев видел подлинную диалектику жизни и гениально провел свои историко-философские исследования.
ТЕМА 9. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Date: 2015-09-24; view: 569; Нарушение авторских прав |