Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 15
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА План 1. Основные философские подходы к пониманию общества: материализм и идеализм, натурализм и социологизм. 2. Субстанциальные элементы общества. 3. Главные сферы социального бытия.. 4. Специфика духовной жизни общества. Эссе и сообщения: 1. Социальные идеи в работах Платона «Государство», «Законы», «Тимей». 2. К. Маркс о происхождении и сущности общества. 3. Социальные идеи в работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». 4. Концепция постиндустриального общества Д.Белла, Э.Тоффлера.. 5. Проблемы современного общества в работе Ф.Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее.Последствия биотехнологической эволюции.
1.Чем отличаются холизм и меризм в понимании общества? 2. Общество – это целое или система? 3.Социальные отношения создаются людьми или предшествуют их действиям? 4. Чем социальные действия отличаются от индивидуальных? 5. В чем смысл «формационной» теории общества К.Маркса? 6. Почему М.Вебера называют анти-Марксом? 7. Кто автор и в чем смысл «цивилизационной» модели общества? 8. Можно ли реализовать идеи социального равенства, и справедливости?
Основные понятия: Культура – 1) все созданное человеком; 2)совокупность положительных ценностей. Общество – системное единство социальных результатов деятельности людей. Общественные отношения – способ совместного бытия людей, сущность которого состоит в наличии для них реальной возможности вступить в актуальное взаимодействие. Общественно-экономическая формация - в марксизме -стадия социальной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Социальная реальность – совместная деятельность людей и ее прямой и побочный результат. Цивилизация – «видимая», внешняя, («технологическая») сторона культьруры, ориентированная на удовлетворение к базовых, материальных потребностей людей.
Список рекомендуемой литературы: 1. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов.-М., 2003. 2. Маркс К. К критике политической экономии.Предисловие/ К.Маркс и Ф.Энгельс, Полн.Собр.Соч., Т. 2 3. Платон. Государство.- Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3.- М., 1994. 4. Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество. М.,1992. С.156-175. 5.Тоффлер Э. Третья волна.- М., 1999.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Несмотря на то, что социальная проблематика всегда была вплетена в ткань философии, социальная философия как раздел философского знания, комплекс проблем общества возникла в ХХ столетии, после того, как родилась наука об обществе, социология. С.Ф. изучает вопросы: 1) что такое общество? 2) как изменялись представления об обществе? 3) какой должна быть методология изучения социальных явлений? 4) каковы субстанциальные (сущностные) характеристики общества? 5) какова структура общества? и др. Проследив историю философских ответов на социальные вопросы от эпохи Античности до настоящего времени, обратим внимание на два момента: 1) различение понятий «государство» (царство общих интересов) и «общество» ( царство частных интересов граждан) - Т.Гообс, Дж.Локк; 2) в современной философии в понимании природы общества доминирует не меризм (общество- совокупность индивидов), а холизм (общество- целое, не сводимое к сумме индивидов). Как отмечал один из основателей социологии П.А.Сорокин, «общество – это волнующееся море, в котором люди, волны, постоянно возникают, сталкиваются и исчезают, а общество, море, - бурлит и не умолкает!». Это вовсе не отрицает очевидного факта – того, что общество состоит из индивидов. Речь идет о смещении акцента для уточнения объекта исследования и повышения эффективности анализа. Знакомство с аксиологией, знание того, что люди не могут не оценивать сущее, позволяет выделить в современной философии два подхода изучения социума − критический и позитивный. Первый рельефно представляет постмодернизм. По мнению одного из его наиболее ярких представителей, Ж.Бодрийяра, переживаемая эпоха характеризуется утратой обществом смысла собственного бытия. Мы живем не в реальном, а в виртуальном мире призраков (симулякров). Гиперреальность (псевдореальность), социальные сети Интернета и проч. вытеснили реальные отношения. Поэтому сейчас уместно говорить не о народе, нации, этносе или цивилизации, а о неопределенной пассивной имплозивной (втягивающей в себя) взрывоопасной массе, озабоченной дивертисментом (развлечениями). Однако свои надежды философия связывает более с позитивными концепциями, например, формационной (К.Маркса) и цивилизационной (Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби). Ознакомившись с сущностью этих подходов, можно развить их, опираясь на достижения современной методологии науки – на принцип системности. Основатель теории систем, Л.фон Берталанфи полагал, что «системой» можно обозначить широкий класс явлений, как естественного и искусственного происхождения, физических и концептуальных. Т.о. под системой понимают целостность определенным образом связанных элементов. Системные объекты обладают: структурой (упорядоченностью), специфич. свойствами, специфич. функциями, целью, самоорганизацией (для сложных систем). В отличие от целостного, системный подход учитывает значимость составляющих элементов (целое без части может существовать, а система без элементов – нет). Применив его к социально-философским моделям, определим общество как упорядоченную связь двух многообразно проявляющих себя элементов - социальной деятельности и социальных отношений. Меняя формы и связи в разные периоды истории взаимоотношения этих элементов определяют качества социального бытия - социальной реальности. Ознакомившись более предметно со основнымси чертами этих элементов, далее требуется рассмотреть компоненты (наиболее общие формы связи элементов) социальной системы.С этой цельюобразно представим общество в виде сферы, пересекаемой разными плоскостями. Каждая плоскость отображает определенный его срез, структурированность. Философия обращает внимание на универсальные срезы, обусловленные ранее отмеченными субстанциальными элементами. Такими необходимыми составляющими сферами в обществе являются экономика, политика, право, духовная культура. Знание структуры общества позволяет представить анатомическую картину современной социальной жизни, в которой одни и те же субъекты выступают носителями разнообразных отношений, и закрепленными за отдельными областями. «Жизнь современного общества представляет собой калейдоскопическую смену ролей» (П.Бергер). Завершить изучение темы можно проблемой о социальном единстве и многообразии. Здесь уместным представляется выделить особенности представлений картин мира и мировоззренческих ориентиров у разных народов и цивилизаций. Более глубокое понимание отличий, в свою очередь, нацеливает на поиск общих ценностей и целей, необходимых для дальнейшего развития человеческой цивилизации в современном глобализирующемся мире.
Date: 2015-09-24; view: 951; Нарушение авторских прав |