Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 6





ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План

1. Источники возникновения и особенности философии средневековья.

2. Западная и Византийская апологетика и патристика.

3. Главные проблемы философской схоластики.

4. Гуманистический смысл философии эпохи Возрождения

Эссе и сообщения:

1. Христианство и неоплатонизм.

2. Религиозно-философские искания Аврелия Августина.

3. Фома Аквинский – систематизатор схоластической философии.

4. Философия Н.Кузанского.

5. Мистический пантеизм Дж.Бруно.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. В чем сходны и чем отличаются космоцентризм и теоцентризм?

2. Чем похожи учение Плотина о Едином и христианское вероучение?

4. Кто такие апологеты?

5. Что такое схоластика? В чем ее позитивная и негативная стороны?

6. Как философы средневековья решали проблему соотношения веры и разума?

7. Как можно опровергнуть одно из доказательств существования Бога, «Причинности»,

Которое гласит:«Все имеет причину, но не до бесконечности. Это значит, что должна

быть причина всех причин.. Это и есть Бог».

7..Почему один из периодов европейской философии называют «Возрождением»?

8. Что такое пантеизм?

9. В чем смысл философско-религиозного учения Дж.Бруно?

10. Чем, по Н.Кузанскому, разум отличается от рассудка?

 

Основные понятия:

Благодать – в христианстве божественная сила, подарок Бога человеку для преодоления греховности и спасения

Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в доводах и фактическом подтверждении.

Гуманизм – система воззрений, придающая человекузначение приоритетной ценности.

Креационизм – христианское учение о творении Богом мира из ничего, чистым актом воли.

Номинализм – течение в схоластике, приверженцы которого считали общие понятия лишь именами(лат.номина), существующими в мышлении, а не в реальности; реальным существованием обладают лишь единичные вещи. может прдолжаться

Пантеизм – учение о единстве Бога и природы, обожествление природы.

Патристика – философия и теология отцов церкви, духовных лиюдеров христианства.

Провиденциализм – религиозное представление об истории, как проявления божественной воли, божественного плана.

Разум – высшая ступень познания, способность логически и творчески мыслить и обобщать результаты познания.

Реализм – течение в схоластике, сторонники которого признавали, что общим понятим соответсвуют реально существующие, отдельно от единичных, общие признаки.

Схоластика – христианская средневековая философия, сконцентрированная в монастырских, епископских, придворных школах и университетах.

Теоцентризм – это картина мира, в которой причиной и центром бытия, его активным и творческим началом выступал Бог.

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/

В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега.

[Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал

«Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3. Д.Антисери и Дж.Реале. Западная философия от истоков до наших дней.

Античность и Средневековье.- Спб.:2001.

4. Таранов П.С.Анатомия мудрости:120 философов.Т.1.- Симфер.,1996.

5.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.-М,1991.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно со II-V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — «Афины и Иерусалим»: античная философия и христианское вероучение, возникшее в I—II вв. н. э. Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии: потребность в обретении человеком устойчивой почвы под ногами в виде веры монотеизма не избавила его от столь же насущной потребности в разуме, мышлении. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции.

И все же вера в тот период была нужнее, потому философия превратилась в «служанку богословия» (Филон Александрийский). Главной чертой всей средневековой философии становится теоцентризм –установка, когда Бог – мерило всех проблем: онтологических, гносеологичсеских, антропологических, социальных. Так, средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.


В истории средневековой философии можно выделить два этапа: апологетику и патристику(II-VIвв) и схоластику(VII-ХIVвв). На первом «защитники и отцы» нового миропонимания, Филон Александрийский, Юстин Мученик,обезглавленный за веру рим. префектом, его ученикТатиан, скончавшийся после пыток, Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский, Аврелий Августин, Василий Великий, Иоанна Златоуст, Григорий Богослов, все свои усилия направили на борьбу с язычеством и обоснование истинности христиаского вероучения. Здесь особо следует выделить (и более детально познакомитсья) с оригинальными мыслями епископа Аврелия Августина: о соотношении веры и разума, с концепцией времени, решением проблемы «оправдания зла», концепцие всемирной истории).

В период с VII по ХIV вв. на территории Европы возникли учебные заведения – монастырские, епископальные, придворные школы, а с ХШ века, - университеты (в Париже, Оксфорде, Болонье…), где философия в религиозной форме преподается систематически. Отсюда наименование второго периода – схоластика (с лат «школьная философия»).Главные темы схоластической философии: 1) о соотношении веры и разума; 2) доказательства бытия Бога; 3) проблема происхождения и смысла универсалий (общих понятий). Подобно Августину на первом этапе, в впериод схоластики наиболее яркой фигурой философии и теологии был итальянец Фома Аквинский. Именно ему удалось лучше других, обосновать свои решения отмеченных проблем, руководствуясь аристотелевым принципом меры. Так, Фома утверждал, что диалектика есть божественное искусство, люди не изобретают, а открывают ее для себя как средство познания Бога. Разделение философии и религии бессмысленно. Не случайно, в книге Бытия сказано: «вначале было слово», т.е. Логос, мысль. Античные философы открыли много истин и не их вина, что они не были крещены.

Достижениями философии средневековья следует признать возвышение моральной-этической составляющей человека, разработку логики доказательства. Вместе с тем, ограничение философии теологией, уход от реальности вывело схоластику на тропу бесполезных дискуссий, как например, по вопросу «может ли всемогущий Бог создать камень, который не сумеет поднять?».

«Уход в небеса» от проблем земных, запрет церковью эмпирической науки, домоклов меч вечного страха попасть в ад за греховную жизнь, злоупотребления священнослужителей…спровоцировали в сознании европейцев мировоззренческий переворот, побудив философов к поиску новых ориентиров. Средневековье уступило место эпохе Возрождения, особенностью которой был ее переходныйхарактер, переплетение установок, принципов и ценностей средневековья и будущего Нового времени. Мылители-возрожденцы, достойные наследники великих итальянских деятелей искусства «Флоренции-цветущей» − философы Н.Кузанский, Э.Роттердамский, Дж.Бруно, возрождают греко-римский интерес к гармонии Истины и Красоты, трактуя их по-христиански, как высшие дары Бога. В результате намечается переход к новой установке – антропоцентризму.

 

ТЕМА 5.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ХVII ВЕК И ПРОСВЕЩЕНИЕ







Date: 2015-09-24; view: 824; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию