Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 13





ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

План

1. Специфика научного знания. Сциентизм и антисциентизм.

2. Уровни, формы и методы научного познания.

3. Классическая и неклассическая концепции науки.

4. Наука и техника в современном мире. Проблемы и решения.

Эссе и сообщения:

1.А.Койре о взаимодействии философии и науки в работе «Очерки истории философской

мысли».

2.Т.Кун о научной парадигме и научных революциях в кн. «Структура научных

революций»

3. И.Пригожин о синергетической модели неклассической науки.

4. Философские проблемы техники и технологии.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Что такое сциентизм?, чем он отличается от позитивизма

2. Что такое физикализм?

3. Имеет ли преимущества перед научным обыденное сознание?

4. В чем состоит единство и отличие научных методов наблюдения и эксперимента?

5. Доступен ли научному наблюдению микромир?

6. Что общего и чем отличны философских законы (например Г.гегеля) от

естественнонаучных?

7. Чем отличаются методололгически гуманитрное и естественнонаучного познание?

8. В чем разница между «голыми» и научными фактами?

9.Как связаны наука и техника с этикой?

 

Основные понятия:

Гипотеза – некоторое вероятностное допущение о существенной связи между явлениями.

Доказательство – обоснование истинности высказывания, мысли.

Достоверность знания – максимально возможное обоснование заниня

Закон – внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Идеализация – форма научного обобщения.

Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта научного исследования, которое осуществляется непосредственно, или при помощи приборов.

Наука – систематизированное, теоретическое знание а так же определенный вид интеллектуальной деятельности.

Научный факт -сторона объективной реальности, зафиксированная средствами научного наблюдения и эксперимента а так же вписывающийся в принятые наукой принципы и язык.

Описание – система фиксирования данных наблюдений или экспериментов при помощи принятых в науке обозначений (языка).

Парадигма – термин, введенный Т.Куном для обозначения дисциплинарной матрицы, стиля мышления, принятого данным научным сообществом и включающего общие мировоззренческие и методологические представления, язык, ценности и символические обобщения.

Структура – совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его оформленность.

Теория – достоверное, истинное знание, система логически связанных понятий о сущестностных связчх и сторонах действительтнсоти.

Эксперимент - -активное вмешательство субъекта в объективную реальность с целью познания, испытание явления в искусственных, контролируемых условиях.

Список рекомендуемой литературы:

1.Философия: учебник для студентов вузов по всем направлениям подготовки бакалавриата

/ под ред. В. П. Кохановского. - 23-е издание, стереотипное. - Москва: КноРус, 2014.

2. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов.-М., 2003 Гл2.2.

3. Будко В.В. Философия науки.-Харьков, «Консум», 2005.

4. К. Ф. Вайцзеккер Физика и философия.-Вопросы философии. - 1993.-№ 1. С. 115-125.

5.Кун Т. Структура научных революций. -М.,1997.

6. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии.1991, №6.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Интерес современной философии к науке и технике обусловлен с одной стороны, превращением их в главный источник роста материального благосостояния общества, открывающей новые невиданные горизонты, а с другой − осознанием негативных последствий этого влияния: научно-технический прогресс «ответственен» за экологическую проблему, и отчасти, за утрату духовности. Философские проблемы науки изучает раздел философии, именуемый эпистемологией.

От других форм познания и деятельности наука отличается спецификой целей, средств и конечных результатов. Предельно абстрактно место науки в системе знания определяют два философских подхода – сциентизм (сайентизм, симентизм) и антисциентизм. Сциентизм – мировоззренческая установка о приоритете науки перед другими формами знания. Практические результаты научно-технического прогресса – главны аргумент сторнников сциентизма. Антисциентизм считает главной иррациональную составляющую человека: свободу творчества и интуицию, которым подчинена упорядочивающая деятельность рассудка. Аргументов у его сторонников так же достаточно, начиная с неудачи Платона в построении идеального государства с философами во главе. Как всегда, истина оказывается где-то посередине, но ее-то и труднее всего определить.

Становление науки в современном смысле слова,как системы теоретически обобщенных знаний, вида деятельности по их приобретению и особого социального института, начавшись еще в 3-м тыс. до н.э. завершилось в ХVII столетии. При ознакомлении с методами научного познания на эмпирическом и теоретическом уровнях науки (наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, моделированием, идеализацией…), следует обратить внимание на исходный материал и средства проверки научных знаний – научные факты. Для понимания их смысла уместно сравнить и поразмышлять над двумя высказываними: 1) «Факты не требуют доказательств и смеются над неверующими»; и 2) «Если факты не соответствуют теории – тем хуже для фактов».

На основании происшедших субъектных, объектных, мировоззренческих и методологических трансформаций в эволюции науки выделяют два этапа (периода) – классический и неклассический. Эпистемология особое внимание обращает на мировоззренческое отличие – наличие в неклассической науке значительной доли неопределенности и плюрализм. Основатель синергетики (с греч. «сотрудничество») − теории развития сложных систем, нобелевской лауреат И.Пригожин образно представил классическую модель науки в виде маятника, оба конца которого соединены жестким стержнем, один конец жестко закреплен, а второй может совершать колебания с произвольной амплитудой. Если вывести такой маятник из состояния покоя, то можно предсказать его дальнейшее движение (траекторию, расстояние…).«Неклассический маятник» − перевернутый: груз движется вверх. Достигнув верхней точки, груз упадет от малейшей вибрации, причем неизвестно куда: вправо, влево, вперед или назад. Вопреки закону классической физики – чем больше приложенная сила, тем ощутимее результат – в неклассическом подходе «мышь может сдвинуть гору».

Таким образом, в эпистемологии, как и в философии в целом, прослеживаются все те же две тенденции – центробежная, постмодернисткая, и центростремительная, неоклассическая (позитивизм…). Сторонники первой (П.Фейерабенд и др.), вдохновленные открытием парадигмальной структуры науки Т.Куном, И.Лакатосом, представляют движение науки некумулятивистски и анархистстки. Они обосновывают тезисы о несопоставимости методологий и неопределенности вектора научного развития, заявляют о «равновесии» относительно истинности различных видов познания, например, науки и религии, отрицают присущий ранее ученым и философам кумулятивизм – убежденность в преемственности, постепенном накоплении научных знаний по принципу субординации: каждый новый этап включает достижения предшествующих и добавляет к ним свои. Но ведь, действительно, без предшествующих знаний невозможны бы были последующие. Кроме того, нельзя признать одинаково равными претензии на истину религиозных и научных знаний хотя бы потому, что два этих вида знания (это вытекает из того же парадигмального подхода) пользуются разными средствами и имеют разные объекты исследования.

Завершить рассмотрение темы следует вопросом о философских проблемах техники и технологий, их взаимовлиянии, связи с наукой и с жизнью. Решение большинства порожденных ими проблем видится в постепенном осознании обществом того факта, что техника должна быть дополнена гуманитарной составляющей – заботой о физическом и духовном здоровье, экологической безопасности и т.п. Не случайно, в некоторых странах появилась новая дисциплина, техноэтика. В США христианские заповеди включены в «Кодекс технолога», а в Германии новые технологии должны отвечать критерию роста общественного благосостояния.

 

 

ТЕМА 12.

АКСИОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ

 

Date: 2015-09-24; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию