Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 13ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ План 1. Специфика научного знания. Сциентизм и антисциентизм. 2. Уровни, формы и методы научного познания. 3. Классическая и неклассическая концепции науки. 4. Наука и техника в современном мире. Проблемы и решения. Эссе и сообщения: 1.А.Койре о взаимодействии философии и науки в работе «Очерки истории философской мысли». 2.Т.Кун о научной парадигме и научных революциях в кн. «Структура научных революций» 3. И.Пригожин о синергетической модели неклассической науки. 4. Философские проблемы техники и технологии.
Вопросы для диспутов и самоподготовки: 1. Что такое сциентизм?, чем он отличается от позитивизма 2. Что такое физикализм? 3. Имеет ли преимущества перед научным обыденное сознание? 4. В чем состоит единство и отличие научных методов наблюдения и эксперимента? 5. Доступен ли научному наблюдению микромир? 6. Что общего и чем отличны философских законы (например Г.гегеля) от естественнонаучных? 7. Чем отличаются методололгически гуманитрное и естественнонаучного познание? 8. В чем разница между «голыми» и научными фактами? 9.Как связаны наука и техника с этикой?
Основные понятия: Гипотеза – некоторое вероятностное допущение о существенной связи между явлениями. Доказательство – обоснование истинности высказывания, мысли. Достоверность знания – максимально возможное обоснование заниня Закон – внутренняя, существенная, повторяющаяся связь явлений. Идеализация – форма научного обобщения. Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта научного исследования, которое осуществляется непосредственно, или при помощи приборов. Наука – систематизированное, теоретическое знание а так же определенный вид интеллектуальной деятельности. Научный факт -сторона объективной реальности, зафиксированная средствами научного наблюдения и эксперимента а так же вписывающийся в принятые наукой принципы и язык. Описание – система фиксирования данных наблюдений или экспериментов при помощи принятых в науке обозначений (языка). Парадигма – термин, введенный Т.Куном для обозначения дисциплинарной матрицы, стиля мышления, принятого данным научным сообществом и включающего общие мировоззренческие и методологические представления, язык, ценности и символические обобщения. Структура – совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его оформленность. Теория – достоверное, истинное знание, система логически связанных понятий о сущестностных связчх и сторонах действительтнсоти. Эксперимент - -активное вмешательство субъекта в объективную реальность с целью познания, испытание явления в искусственных, контролируемых условиях. Список рекомендуемой литературы: 1.Философия: учебник для студентов вузов по всем направлениям подготовки бакалавриата / под ред. В. П. Кохановского. - 23-е издание, стереотипное. - Москва: КноРус, 2014. 2. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов.-М., 2003 Гл2.2. 3. Будко В.В. Философия науки.-Харьков, «Консум», 2005. 4. К. Ф. Вайцзеккер Физика и философия.-Вопросы философии. - 1993.-№ 1. С. 115-125. 5.Кун Т. Структура научных революций. -М.,1997. 6. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии.1991, №6.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Интерес современной философии к науке и технике обусловлен с одной стороны, превращением их в главный источник роста материального благосостояния общества, открывающей новые невиданные горизонты, а с другой − осознанием негативных последствий этого влияния: научно-технический прогресс «ответственен» за экологическую проблему, и отчасти, за утрату духовности. Философские проблемы науки изучает раздел философии, именуемый эпистемологией. От других форм познания и деятельности наука отличается спецификой целей, средств и конечных результатов. Предельно абстрактно место науки в системе знания определяют два философских подхода – сциентизм (сайентизм, симентизм) и антисциентизм. Сциентизм – мировоззренческая установка о приоритете науки перед другими формами знания. Практические результаты научно-технического прогресса – главны аргумент сторнников сциентизма. Антисциентизм считает главной иррациональную составляющую человека: свободу творчества и интуицию, которым подчинена упорядочивающая деятельность рассудка. Аргументов у его сторонников так же достаточно, начиная с неудачи Платона в построении идеального государства с философами во главе. Как всегда, истина оказывается где-то посередине, но ее-то и труднее всего определить. Становление науки в современном смысле слова,как системы теоретически обобщенных знаний, вида деятельности по их приобретению и особого социального института, начавшись еще в 3-м тыс. до н.э. завершилось в ХVII столетии. При ознакомлении с методами научного познания на эмпирическом и теоретическом уровнях науки (наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, моделированием, идеализацией…), следует обратить внимание на исходный материал и средства проверки научных знаний – научные факты. Для понимания их смысла уместно сравнить и поразмышлять над двумя высказываними: 1) «Факты не требуют доказательств и смеются над неверующими»; и 2) «Если факты не соответствуют теории – тем хуже для фактов». На основании происшедших субъектных, объектных, мировоззренческих и методологических трансформаций в эволюции науки выделяют два этапа (периода) – классический и неклассический. Эпистемология особое внимание обращает на мировоззренческое отличие – наличие в неклассической науке значительной доли неопределенности и плюрализм. Основатель синергетики (с греч. «сотрудничество») − теории развития сложных систем, нобелевской лауреат И.Пригожин образно представил классическую модель науки в виде маятника, оба конца которого соединены жестким стержнем, один конец жестко закреплен, а второй может совершать колебания с произвольной амплитудой. Если вывести такой маятник из состояния покоя, то можно предсказать его дальнейшее движение (траекторию, расстояние…).«Неклассический маятник» − перевернутый: груз движется вверх. Достигнув верхней точки, груз упадет от малейшей вибрации, причем неизвестно куда: вправо, влево, вперед или назад. Вопреки закону классической физики – чем больше приложенная сила, тем ощутимее результат – в неклассическом подходе «мышь может сдвинуть гору». Таким образом, в эпистемологии, как и в философии в целом, прослеживаются все те же две тенденции – центробежная, постмодернисткая, и центростремительная, неоклассическая (позитивизм…). Сторонники первой (П.Фейерабенд и др.), вдохновленные открытием парадигмальной структуры науки Т.Куном, И.Лакатосом, представляют движение науки некумулятивистски и анархистстки. Они обосновывают тезисы о несопоставимости методологий и неопределенности вектора научного развития, заявляют о «равновесии» относительно истинности различных видов познания, например, науки и религии, отрицают присущий ранее ученым и философам кумулятивизм – убежденность в преемственности, постепенном накоплении научных знаний по принципу субординации: каждый новый этап включает достижения предшествующих и добавляет к ним свои. Но ведь, действительно, без предшествующих знаний невозможны бы были последующие. Кроме того, нельзя признать одинаково равными претензии на истину религиозных и научных знаний хотя бы потому, что два этих вида знания (это вытекает из того же парадигмального подхода) пользуются разными средствами и имеют разные объекты исследования. Завершить рассмотрение темы следует вопросом о философских проблемах техники и технологий, их взаимовлиянии, связи с наукой и с жизнью. Решение большинства порожденных ими проблем видится в постепенном осознании обществом того факта, что техника должна быть дополнена гуманитарной составляющей – заботой о физическом и духовном здоровье, экологической безопасности и т.п. Не случайно, в некоторых странах появилась новая дисциплина, техноэтика. В США христианские заповеди включены в «Кодекс технолога», а в Германии новые технологии должны отвечать критерию роста общественного благосостояния.
ТЕМА 12. АКСИОЛОГИЯ – ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ
|