Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 7
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХVII ВЕКА И ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ План 1. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм. 2. Учение о субстанции: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц. 3. Основные черты и идеи французского Просвещения. Эссе и сообщения: 1. Френсис Бэкон –основоположник философии Нового времени. 2. Рационалистическая философия Рене Декарта. 3. Монадология Готфрида Лейбница. 4. Французское Просвещение: социально-философские взгляды Вольтера, Руссо, Монтескье, Гельвеция. Вопросы для диспутов и самоподготовки: 1. Когда и кем был сформулирован лозунг «Знание-сила!»? Что он означает? 2. Каковы общие черты философии Ф.Бэкона и Р.Декарта? 3. Тезис эмпириков, сформулированный Дж.Локком: «Нет ничего в знании, чего прежде не было бы в чувствах», − рационалист Г.Лейбниц принял с оговоркой: «кроме самого разума». В чем смысл его замечания? 4. В чем заключаются недостатки рационализма, подмеченные эмпириками? 5. Для чего при рассмотрении гносеологической проблемы о методе познания философы Нового времени обратились к онтологическому вопросу о субстанции? 6. Что общего между монадологией Г.Лейбница и онтологическими представлениями античных философов Демокрита и Анаксагора? 7.В чем сходны: концепция «идеального государства» Платона и социально- философские идеи французских просветителей?
Основные понятия: Антропоцентризм – философская установка, выделяющая человека в качестве главной цели и философских изысканий (философствования). Модус – (лат способ, вид) – преходящее свойство предмета (в отличие от атрибута). Монада -в философии Г.Лейбница –неделимый первичный духовный элемент, потенциально содержащий в себе вселенную; число монад бесконечно. Просвеще́ние — распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Рационализм - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Сенсуализм – философское учение, признающее чувственность единственным источником познания. Эмпиризм -метод, согласно которому основой познания и действия людей является основанный на деятельности чувств опыт.
Список рекомендуемой литературы: 1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/ В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002. 2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/ 3. Д.Антисери и Дж.Реале. Западная философия от истоков до наших дней.- Спб.:2001. 4. Бэкон Ф.Новый Органон / Бэкон Ф. Соч. в 2 т.- М.,1978, Т1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В Новое время (ХVII- начало ХIХв.) кризис схоластики привел к смене темы философствования – от размышлений на теологические темы к реальным, земным.Целью становится самоутверждение в этом мире, а главным средством − наука в ее новом обличье (Г.Галилей, И.Ньютон). Лозунгом дня на долгое время явилось высказывание английского философа Ф.Бэкона «Знание –сила!». Философы стремились найти универсальный метод познания.Об этом свидетельствуют названия их работ:«Новый органон» Ф. Бэкона (с греч – орудие), «Рассуждения о методе» Р. Декарта, «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка, «Новые опыты о человеческом разуме» Г. Лейбница. Сформировались два направления – эмпиризм и рационализм(с лат. - опыт и мысль). Эмпирики (сенсуалисты), преимущественно англичане, Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, акцентировали фактуальную, полученную с помощью наблюдения, составляющую науки; рационалисты, представители континентальной Европы, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, приоритетным считали мысленное, логически выводное познание. Позднее, в современной науке, метод первых получил новую интерпретацию в понятии «индукция», а вторых – «дедукция». В ходе дискуссий и взаимной критики сторонников того и другого подходов были вскрыты недостатки как эмпиризма, так и рационализма. Так, добытые опытным путем знания не отвечали принятому всеми учеными, философами той эпохи критерию истины− всеобщности и необходимости; полученные же путем вывода из общих посылок знания не соответствовали другому общепризнанному критерию – чувственной достоверности. Несмотря на то, что метафизика познания была главной темой философии Нового времени, эмпирики рационалисты, как это было и в прошлой истории, не могли обойтись без онтологического фундамента (в том числе и для того, чтобы преодолеть недостатки отстаиваемой ими методологии). В центре внимания оказалась проблема субстанции (с лат.сущности, основы) всех вещей: материальных и идеальных. Для согласования невидимой, идеальной природы знаний (мыслящей субстанции) о материальных вещах (протяженной субстанции) Р.Декарт, вынужден был в качестве гаранта истины, привлечь религию, признать наличие третьей, их связующей, − Бога. Но Сверхсущество − это уже не рациональное, а иррационральное начало, да и сама вера в самоочевидность (аксиоматичность) исходных тезисов, из которых выводят новые знания (как в математике) так же иррациональна, нелогична. Т.о., несмотря на достигнутые успехи в прояснении общенаучных методологических предписаний, получить общие однозначные результаты философам в ХVIIв. (как, впрочем, и нашим современникам) не удалось. Отчасти поэтому европейской философская мысль ХVШ столетия разделилась на два русла: социально-практическое, во Франции, и спекулятивно-теоретическое, в Германии. Решение назревших социальных проблем французские философы Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Гельвеций, Сен-Симон и другие, как и непосредственные их предшественники, видели в знании, точнее – в его распространении среди населения, прежде всего при дворах монархов и в светских салонах. Отсюда название века – «Просвещение». Это были знания преимущественно гуманитарно-социального характера. В отсутствие эмпирических исследований социальных явлений они в значительной мере были романтико-утопическими. При все этом, отдельные и немаловажные положительные результаты были достигнуты. Идеи Справедливости, Равенства, Свободы, получили дальнейшую конкретизацию в «теории разделения властей»(Монтескье) в выявлении негативных (Руссо) и позитивных (Гельвеций) сторон частной собственности и личного интереса, в потребности ограничить монархию для более справедливого и эффективного управления социальным целым (Гольбах, Ламетри, Гельвеций, Сен-Симон). Практическим результатом деятельности просветителей явилась Великая Французская буржуазная революция 1789-1799гг.
ТЕМА 6. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА Date: 2015-09-24; view: 1141; Нарушение авторских прав |