Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 7





ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХVII ВЕКА И ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

План

1. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

2. Учение о субстанции: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г. Лейбниц.

3. Основные черты и идеи французского Просвещения.

Эссе и сообщения:

1. Френсис Бэкон –основоположник философии Нового времени.

2. Рационалистическая философия Рене Декарта.

3. Монадология Готфрида Лейбница.

4. Французское Просвещение: социально-философские взгляды Вольтера, Руссо,

Монтескье, Гельвеция.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Когда и кем был сформулирован лозунг «Знание-сила!»? Что он означает?

2. Каковы общие черты философии Ф.Бэкона и Р.Декарта?

3. Тезис эмпириков, сформулированный Дж.Локком: «Нет ничего в знании, чего прежде

не было бы в чувствах», − рационалист Г.Лейбниц принял с оговоркой: «кроме самого

разума». В чем смысл его замечания?

4. В чем заключаются недостатки рационализма, подмеченные эмпириками?

5. Для чего при рассмотрении гносеологической проблемы о методе познания

философы Нового времени обратились к онтологическому вопросу о субстанции?

6. Что общего между монадологией Г.Лейбница и онтологическими представлениями

античных философов Демокрита и Анаксагора?

7.В чем сходны: концепция «идеального государства» Платона и социально-

философские идеи французских просветителей?

 

Основные понятия:

Антропоцентризм – философская установка, выделяющая человека в качестве главной цели и философских изысканий (философствования).

Модус – (лат способ, вид) – преходящее свойство предмета (в отличие от атрибута).

Монада -в философии Г.Лейбница –неделимый первичный духовный элемент, потенциально содержащий в себе вселенную; число монад бесконечно.

Просвеще́ние — распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве.

Рационализм - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Сенсуализм – философское учение, признающее чувственность единственным источником познания.

Эмпиризм -метод, согласно которому основой познания и действия людей является основанный на деятельности чувств опыт.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/

В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега.

[Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал

«Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3. Д.Антисери и Дж.Реале. Западная философия от истоков до наших дней.-

Спб.:2001.

4. Бэкон Ф.Новый Органон / Бэкон Ф. Соч. в 2 т.- М.,1978, Т1.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В Новое время (ХVII- начало ХIХв.) кризис схоластики привел к смене темы философствования – от размышлений на теологические темы к реальным, земным.Целью становится самоутверждение в этом мире, а главным средством − наука в ее новом обличье (Г.Галилей, И.Ньютон). Лозунгом дня на долгое время явилось высказывание английского философа Ф.Бэкона «Знание –сила!».

Философы стремились найти универсальный метод познания.Об этом свидетельствуют названия их работ:«Новый органон» Ф. Бэкона (с греч – орудие), «Рассуждения о методе» Р. Декарта, «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка, «Новые опыты о человеческом разуме» Г. Лейбница.

Сформировались два направления – эмпиризм и рационализм(с лат. - опыт и мысль). Эмпирики (сенсуалисты), преимущественно англичане, Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, акцентировали фактуальную, полученную с помощью наблюдения, составляющую науки; рационалисты, представители континентальной Европы, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, приоритетным считали мысленное, логически выводное познание. Позднее, в современной науке, метод первых получил новую интерпретацию в понятии «индукция», а вторых – «дедукция». В ходе дискуссий и взаимной критики сторонников того и другого подходов были вскрыты недостатки как эмпиризма, так и рационализма. Так, добытые опытным путем знания не отвечали принятому всеми учеными, философами той эпохи критерию истины− всеобщности и необходимости; полученные же путем вывода из общих посылок знания не соответствовали другому общепризнанному критерию – чувственной достоверности.

Несмотря на то, что метафизика познания была главной темой философии Нового времени, эмпирики рационалисты, как это было и в прошлой истории, не могли обойтись без онтологического фундамента (в том числе и для того, чтобы преодолеть недостатки отстаиваемой ими методологии). В центре внимания оказалась проблема субстанции (с лат.сущности, основы) всех вещей: материальных и идеальных. Для согласования невидимой, идеальной природы знаний (мыслящей субстанции) о материальных вещах (протяженной субстанции) Р.Декарт, вынужден был в качестве гаранта истины, привлечь религию, признать наличие третьей, их связующей, − Бога. Но Сверхсущество − это уже не рациональное, а иррационральное начало, да и сама вера в самоочевидность (аксиоматичность) исходных тезисов, из которых выводят новые знания (как в математике) так же иррациональна, нелогична.


Т.о., несмотря на достигнутые успехи в прояснении общенаучных методологических предписаний, получить общие однозначные результаты философам в ХVIIв. (как, впрочем, и нашим современникам) не удалось. Отчасти поэтому европейской философская мысль ХVШ столетия разделилась на два русла: социально-практическое, во Франции, и спекулятивно-теоретическое, в Германии.

Решение назревших социальных проблем французские философы Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Гельвеций, Сен-Симон и другие, как и непосредственные их предшественники, видели в знании, точнее – в его распространении среди населения, прежде всего при дворах монархов и в светских салонах. Отсюда название века – «Просвещение». Это были знания преимущественно гуманитарно-социального характера. В отсутствие эмпирических исследований социальных явлений они в значительной мере были романтико-утопическими. При все этом, отдельные и немаловажные положительные результаты были достигнуты. Идеи Справедливости, Равенства, Свободы, получили дальнейшую конкретизацию в «теории разделения властей»(Монтескье) в выявлении негативных (Руссо) и позитивных (Гельвеций) сторон частной собственности и личного интереса, в потребности ограничить монархию для более справедливого и эффективного управления социальным целым (Гольбах, Ламетри, Гельвеций, Сен-Симон). Практическим результатом деятельности просветителей явилась Великая Французская буржуазная революция 1789-1799гг.

 

 

 

ТЕМА 6.

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА







Date: 2015-09-24; view: 1141; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию