Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 5





АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. КЛАССИКА, ЭЛЛИНИЗМ

План

1. Уроки жизни и учение Сократа.

2. Идеи Платона – исток всей европейской философии.

3. Аристотель – великий систематизатор философского знания Античности.

4. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики.

Эссе и сообщения:

1. Сократ-символ европейской философии.

2. Учение Платона об идеях.

3. Метафизика Аристотеля.

4. Философский скептицизм. История и современность.

5. Плотин и его учение.

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. В чем смысл высказывания Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»?

3. Почему классик немецкой философии Г.Гегель назвал Сократа «этически безупречной личностью»?

4. Что есть идеи (эйдосы) Платона?

5. Почему Платону не удалось реализовать теоретическую модель «идеального госудраства» на практике?

6. В чем смысл мифа о пещере Платона?

7. Что означают приписываемые Аристотелю слова «Платон мне друг, но истина дороже»?

8. Диоген жил в бочке. Зачем?

9. Чем отличаются удовольствие и наслаждение эпикурейцев от современных представлений об этих ценностях?

10. Чего больше для жизни человека содержит философский скептицизм: позитивного или негативного?

Основные понятия:

Благо − вершина иерархии мира идей Платона.

Майевтика (греч.повивальное искусство, родовспоможение) название-сравнение, которое использовал Сократ для объяснения своего метода – искусства извлекать скрытое в каждом человеке знание путем наводящих вопросов.

Метафизика – так назвал труды Аристотеля, касаемые философских проблем Андроник Родосский, т.е.первофилософия, размышления о том, что находится позади, за природы (физики),.сущность мироздания, разделяется на онтологию, теологию и философская антропологию.

Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов, средств познания и освоения действительности.

Материя (по Аристотелю) – то, из чего состоят вещи, их субстрат и потенция, возможность принять любую форму.

Мера -– важнейшаякатегория античной философии, всей культуры, гармоническое единство качественной и количественной определенности вещи, явления.

Форма – сущность (эйдос) отдельного, единичного предмета, неразрывно связанная с материей, актуализация потенции материи.

Эйдос (Идея ) – целостная сущность вещей.

Эманация (лат.) – истечение, выделение чего-либо из более сложного.

Энтелехия (греч «осуществленность») – внутренняя сила и результат, актуализация возможности, цели.

Список рекомендуемой литературы:

1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/

В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега.

[Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал

«Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/

3.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. Пособие.- М. 1981.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-

М.:Мысль,1979.

5. Краткая философская энциклопедия. – М.1994.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Вершины развития греческая философия достигла в V- IVвв. до н.э. Отсюда название этапа – «классический» (с лат. «образцовый»). Классика отличается долговременностью в силу того, что схватывает сущностное, главное. В древнегреческой философии она связана с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, вошедшего в историю с прозвищем Платон (с греч. «широкий») и ученика Платона Аристотеля.

Каждый из этих мыслителей внес в философию свой, ставший образцом для европейских философов вклад. Так, Сократ открыл наиболее значимую философскую тему, человека; разработал новый метод исследования, который, по аналогии с профессией своей матери-повитухи он называл «майевтикой» − умением искусно-иронично задавать вопросы, провоцируя собеседника сомневаться в собственных представлениях о чем-либо и начать самостоятельное мысленное движение − сравнивать и находить общее и отличное в вещах и явлениях. Наконец, Сократ стал образцом для подражания, поскольку следовал теоретическим принципам в практической жизни, не изменив им даже перед лицом смерти. Такими установками философа были: убежденность в существовании общей для всех людей истины и необходимости следовать ей (в обществе это означает неукоснительное исполнение законов, даже если они не справедливы.

Главной особенностью учения Платона является универсальность.Философ рассмотрел комплекс проблем, в котором органично сочетались, дополняя друг друга, онтологические, гносеологические, космологические, этические, эстетические, социальные… вопросы. Это дало основание английскому философу А. Уайтхеду спустя две с половиной тысячи лет сказать, что вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона.


Вслед за знакомством с философскими основынми идеями Платона, среди которых следует обратить особое внимание на их онтологическое ядро, учение об эйдосах (идеях) − умопостигаемом, иерархически устроенном мире идеальных сущностей вещей и явлений с Благом на вершине − далее следует изучить вклад в философию самого одаренного ученика Платона, Аристотеля. «Образцовость» основателя новой, после платоновской академии, философской школы, ликея, многогранна. Она состояла и в том, что он стал первым историком и систематизатором всего научного и философского знания античности, а также в том, что все философские и научные изыскания мыслителя отличала не только глубина, но и тщательная, скрупулезная проработка. Наконец, следует отмеить выдающиеся заслуги Аристотеля в разработке законов последовательного, доказательного мышления − логики, а так же этики добродетелей и политической философии.

Знакомясь с эллинистический периодом античной философии, необходимо учесть, что это был, хотя и самый длительный по времени, но все же период ее угасания. Не последнюю роль здесь сыграла политическая нестабильность греческих полисов, ликвидация их демократического политического устройства, свободы слова, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского и завершившаяся подчинением их Риму. С одной стороны, греческая философия распространилась по всей империи, а с другой, постепенно утратила свой творческий потенциал. Это привело к размышлениям о средствах духовного выживания индивида, этических и антропологических проблемах. По-разному, оригинально их решали представители главных школ эллинизма: эпикурейцы, стоики и скептики.

Завершая знакомство с античной философией периодом эллинизма, нельзя упустить кратковременный ее всплеск, связанный с именем философа Плотина, его учением о Едином, ставшего связующим переходным мостиком в новую, христианскую философию средневековья.

ТЕМА 4.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ







Date: 2015-09-24; view: 1366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию