Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 5
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. КЛАССИКА, ЭЛЛИНИЗМ План 1. Уроки жизни и учение Сократа. 2. Идеи Платона – исток всей европейской философии. 3. Аристотель – великий систематизатор философского знания Античности. 4. Эллинизм: эпикурейцы, стоики, скептики. Эссе и сообщения: 1. Сократ-символ европейской философии. 2. Учение Платона об идеях. 3. Метафизика Аристотеля. 4. Философский скептицизм. История и современность. 5. Плотин и его учение. Вопросы для диспутов и самоподготовки: 1. В чем смысл высказывания Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого»? 3. Почему классик немецкой философии Г.Гегель назвал Сократа «этически безупречной личностью»? 4. Что есть идеи (эйдосы) Платона? 5. Почему Платону не удалось реализовать теоретическую модель «идеального госудраства» на практике? 6. В чем смысл мифа о пещере Платона? 7. Что означают приписываемые Аристотелю слова «Платон мне друг, но истина дороже»? 8. Диоген жил в бочке. Зачем? 9. Чем отличаются удовольствие и наслаждение эпикурейцев от современных представлений об этих ценностях? 10. Чего больше для жизни человека содержит философский скептицизм: позитивного или негативного? Основные понятия: Благо − вершина иерархии мира идей Платона. Майевтика (греч.повивальное искусство, родовспоможение) – название-сравнение, которое использовал Сократ для объяснения своего метода – искусства извлекать скрытое в каждом человеке знание путем наводящих вопросов. Метафизика – так назвал труды Аристотеля, касаемые философских проблем Андроник Родосский, т.е.первофилософия, размышления о том, что находится позади, за природы (физики),.сущность мироздания, разделяется на онтологию, теологию и философская антропологию. Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов, средств познания и освоения действительности. Материя (по Аристотелю) – то, из чего состоят вещи, их субстрат и потенция, возможность принять любую форму. Мера -– важнейшаякатегория античной философии, всей культуры, гармоническое единство качественной и количественной определенности вещи, явления. Форма – сущность (эйдос) отдельного, единичного предмета, неразрывно связанная с материей, актуализация потенции материи. Эйдос (Идея ) – целостная сущность вещей. Эманация (лат.) – истечение, выделение чего-либо из более сложного. Энтелехия (греч «осуществленность») – внутренняя сила и результат, актуализация возможности, цели. Список рекомендуемой литературы: 1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/ В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002. 2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии / В.П. Лега. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. – Портал «Родон». – Режим доступа: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/ 3.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. Пособие.- М. 1981. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.:Мысль,1979. 5. Краткая философская энциклопедия. – М.1994. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Вершины развития греческая философия достигла в V- IVвв. до н.э. Отсюда название этапа – «классический» (с лат. «образцовый»). Классика отличается долговременностью в силу того, что схватывает сущностное, главное. В древнегреческой философии она связана с учениями афинских философов: Сократа, его ученика Аристокла, вошедшего в историю с прозвищем Платон (с греч. «широкий») и ученика Платона Аристотеля. Каждый из этих мыслителей внес в философию свой, ставший образцом для европейских философов вклад. Так, Сократ открыл наиболее значимую философскую тему, человека; разработал новый метод исследования, который, по аналогии с профессией своей матери-повитухи он называл «майевтикой» − умением искусно-иронично задавать вопросы, провоцируя собеседника сомневаться в собственных представлениях о чем-либо и начать самостоятельное мысленное движение − сравнивать и находить общее и отличное в вещах и явлениях. Наконец, Сократ стал образцом для подражания, поскольку следовал теоретическим принципам в практической жизни, не изменив им даже перед лицом смерти. Такими установками философа были: убежденность в существовании общей для всех людей истины и необходимости следовать ей (в обществе это означает неукоснительное исполнение законов, даже если они не справедливы. Главной особенностью учения Платона является универсальность.Философ рассмотрел комплекс проблем, в котором органично сочетались, дополняя друг друга, онтологические, гносеологические, космологические, этические, эстетические, социальные… вопросы. Это дало основание английскому философу А. Уайтхеду спустя две с половиной тысячи лет сказать, что вся западная философия есть лишь многочисленные примечания к философии Платона. Вслед за знакомством с философскими основынми идеями Платона, среди которых следует обратить особое внимание на их онтологическое ядро, учение об эйдосах (идеях) − умопостигаемом, иерархически устроенном мире идеальных сущностей вещей и явлений с Благом на вершине − далее следует изучить вклад в философию самого одаренного ученика Платона, Аристотеля. «Образцовость» основателя новой, после платоновской академии, философской школы, ликея, многогранна. Она состояла и в том, что он стал первым историком и систематизатором всего научного и философского знания античности, а также в том, что все философские и научные изыскания мыслителя отличала не только глубина, но и тщательная, скрупулезная проработка. Наконец, следует отмеить выдающиеся заслуги Аристотеля в разработке законов последовательного, доказательного мышления − логики, а так же этики добродетелей и политической философии. Знакомясь с эллинистический периодом античной философии, необходимо учесть, что это был, хотя и самый длительный по времени, но все же период ее угасания. Не последнюю роль здесь сыграла политическая нестабильность греческих полисов, ликвидация их демократического политического устройства, свободы слова, начавшаяся с завоеваний Александра Македонского и завершившаяся подчинением их Риму. С одной стороны, греческая философия распространилась по всей империи, а с другой, постепенно утратила свой творческий потенциал. Это привело к размышлениям о средствах духовного выживания индивида, этических и антропологических проблемах. По-разному, оригинально их решали представители главных школ эллинизма: эпикурейцы, стоики и скептики. Завершая знакомство с античной философией периодом эллинизма, нельзя упустить кратковременный ее всплеск, связанный с именем философа Плотина, его учением о Едином, ставшего связующим переходным мостиком в новую, христианскую философию средневековья. ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Date: 2015-09-24; view: 1366; Нарушение авторских прав |