Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 1
МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. План 1. Понятие мировоззрения и его особенности. 2. Формы и типы мировоззрения. 3. Мировоззрение- ядро культуры: функции и роль в жизни человека и общества. Эссе и сообщения: 1. Мировоззрение как основа духовного мира личности. 2. Мышление и язык: общее черты и особенности. 3. Современные мифы и реальность.
Вопросы для диспутов и самоподготовки: 1.Чем мировоззренческие представления, мысли, чувства отличаются от немировоззренческих? Приведите примеры. 2. Каждый знаком со словом «думать» (мыслить). Что значит думать? С чего начинается мышление? 3. Что значит «мыслить конкретно»?; «абстрактно»? 4. Почему легче думать, чем говорить, а говорить- чем писать? 5. «Высказываться точно» -значит говорить абстрактно, конкретно или…? 6. Чем религиозное мировоззрение отличается от мифологического? 7. Мифология – это уже история, или не только?
Основные понятия: Абстрактный – односторонний, бедный содержанием, отвлеченный от несущественных, охватывающий общие главные свойства предметов, явлений. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в доводах и фактическом подтверждении. Здравый смысл – взгляд на мир, основанный на ближайшем опыте и ограниченном знании. Конктретный – многосторонний, характеризующий несколько свойств объекта.
Культура – совокупность положительных ценностей, «мера достигнутого человечеством» (И.Кант). Мировоззрение – система всеобщих взглядов на мир человека, общества.
Миропонимание – форма мировоззрения, отличающаяся осознанностью, логической последовательностью и фактуальной доказательностью. Мироощущение – форма мировоззрения, обнаруживающего себя в чувствах, наст роениях. Мышление – процесс обобщенного опосредованного идеального освоения действительности. Миф – фантастический рассказ, в который коллективно верит некоторое сообщество людей. Трансцендентный – выходящий за пределы опыта к желаемому, должному.
Список рекомендуемой литературы: 1. Ж.Делез, Ф.Гваттари /Что такое ф-я.-М.:Алетейя,СПб,1998. 2. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/ В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002. 3. Краткая философская энциклопедия. – М.1994. 4. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990. 5. Ясперс К. Введение в философию / пер. с нем. под ред. А.А. Михайлова. – Мн.: Пропилеи, 2000.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Начинать любое дело, включая и изучение новой дисциплины, всегда трудно и, одновременно, крайне важно. Основная задача, которая стаит перед обучающимся при подготовке к первому семинарскому занятию по философии − это разобраться в сущности мировоззрения, в его особенностях, в мировоззренческом своеобразии философии. Это начало пути, достойным завершением которого после освоения всего курса должно стать более ясное осознание и корректировка собственных жизненных позиций, целей и мотивов поведения. Для ее выполнения необходимо обратиться к учебной литературе, к первоисточникам и… постараться «заглянуть в себя». При этом, чтобы не заблудиться в густо растущем лесу различных точек зрения и интерпретаций, авторов учебников и первоисточников, следует принять два тезиса, превратив их в личностные установки на весь период изучения дисциплины: Во-первых, следует воздержаться от бытующего в головах несведущих мнения о том, что философия есть «витание в облаках», «бесполезное умствование», которое в жизни не пригодится. Ведь уже здравый смысл подсказывает, что нельзя судить о том, чего не знаешь. Смысл второго тезиса раскрывает афоризм одного из основоположников немецкой классической литературы Г.Лессинга: «Речью можно выразить все, что мыслится толково». Применительно к обучению это означает, что понимание мыслей философов (как любого другого человека), возможно лишь при условии освоения языка, на котором они изъясняются, для чего требуется постепенно овладевать содержанием философских терминов, вносить в свое сознание коррективы относительно знакомых слов: «мировоззрение», «мышление», «добро», «истина», «вера», «миф», «факт», «человек»… и других. Началом такого подхода может стать знакомство с первоначальными значениями этих терминов. Так, например, слово «мировоззрение» − сложное, состоящее из двух − «мир» и «зрение». Но какой мир и какое зрение имеются ввиду? В первой части, несомненно, речь идет о мире в целом, общих свойствах, присущих всем явлениям без исключения, а вторая подразумевает способность не глаз, а ума − умо-зрение. Далее, требуется «раскодировать», сделать яснее, уже более понятные слова «мир в целом» и «умозрение». Прочитав главу учебника по рассматриваемым вопросам, поймем, что словосочетание «мир в целом» имеет не астрономический, физический, биологический или социальный смыслы, а то, что есть общего во всех этих мирах, а это значит − и в каждой вещи, в явлении, в человеке. Расширение терминов путем наделения новым дополнительным содержанием, выраженным высказываниями, называется конкретизацией. Обратный процесс – выявление общих свойств объектов, и уменьшение для этого знаковых, языковых средств выражения именуют абстрагированием. Это движение мысли не менее сложно, чем первое. Трудность в нем связана, прежде всего, с определением основания, по которому проводят сравнение. Подчиняясь этому поступательно-возвратному движению мыслей и слов, от абстрактного к конкретному и обратно, (у философствующего этот процесс не имеет окончания), далее знакомимся с неотъемлимыми свойствами- атрибутами (лат), мировоззренческих вопросов: их превосходящим опыт - трансцендентным(лат)значением, «сокрытостью» («неочевидным присутствием» в конкретных мыслях, чувствах), ориентированностью не только на сущее онтичное (греч.), но и на должное (деонтичное), центрированность вокруг «Я». Примерами являются ранее отмеченные понятия: мир, истина, ценность, добро, справедливость, красота, общество, человек, цель, смысл жизни… Следуя далее, необходимо познакомиться со свойствами основных типов мировоззрения: мифологического, религиозного, обыденного, философского; с формами его бытия: мироощущением, миропредставлением, миропониманием. Логичным завершением изучения вопроса о мировоззренческой природе философии будет определение функций и значения мировоззрения в жизни человека и общества. Наконец, для преобразования полученных знаний в умения, следует закрепить их путем самостоятельного поиска ответов на контрольные вопросы для диспутов.
Date: 2015-09-24; view: 1334; Нарушение авторских прав |