![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
ВВЕДЕНИЕ. Для подготовки к семинарским занятиям,Стр 1 из 20Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Для подготовки к семинарским занятиям, Самостоятельной работе и экзамену по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» Для студентов бакалавриата и специалитета Всех специальностей и направлений
Севастополь УДК 101+21+16
Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям, самостоятельной работе и экзамену по дисциплине «Философия» для бакалавриата и специалитета всех специальностей и направлений / Составитель: О.В. Панченко – Севастополь: Изд-во «Сев.ГУ», 2015. – с.
Целью учебно-методического пособия является оказание комплексной помощи студентам всех специальностей и направлений в подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе, в поэтапном изучении учебной дисциплины «Философия».
Методическая разработка призвана помочь студентам получить целостное представление о философии, приобрести практические навыки философского мышления, определить и выработать собственную мировоззренческую позицию.
Методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки», протокол № от 2015 г.
Допущено учебно-методическим центром Сев.ГУ в качестве методического пособия.
Рецензент: доктор философских наук, профессор Миронов А.В.
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………………………4 Тематическое содержание курса ………………………………………………………….5 Словарь-минимум основных понятий ……………………………………………………6 Литература в библиотеке СевГУи в сети Интернет……………………………………...7 Темы семинарских занятий………………………………………………………………..9 1. Мировоззрение как основа духовной культуры ………………………………….9 2. Философия – аргументированное мировоззрение ……………………………….11 3. Философия Востока. Индия,и Китай……………………………………………...13. 4. Античная философия. Досократический период ………………………………..16 5. Античная философия. Классика и эллинизм……………………………………..18 6. Философия средневековья и эпохи Возрождения ……………………………….20 7. Европейская философия ХVIIв. Французское просвещение …………………...22 8. Классическая немецкая философия и философия марксизма…………………...25 9. Постклассическая философия Запада …………………………………………….27 10. Особенности и главные идеи русской философии ……………………………..30 11. Онтология – философия бытия …………………………………………………..32 12. Гносеологический ракурс философии …………………………………………..34 13. Философские проблемы науки и техники ………………………………………37 14. Философское учение о ценностях ……………………………………………….39 15. Философия общества ……………………………………………………………..41 16. Философия истории ………………………………………………………………43 17.Философия человека ………………………………………………………………45 Тема для самостоятельной работы ………………………………………………………47 1. Философия и глобальные проблемы современности ………………………….47 Примеры тестовых заданий по всем темам …………………………………………… 49 Тематика и методические требования к подготовке и написанию реферативных работ ………………………………………………………52 Тематика и методические требования к подготовке и написанию контрольных работ для студентов заочной формы обучения ……………………….53 Вопросы к экзамену ……………………………………………………………………...54
ВВЕДЕНИЕ Философия – одно из самых ценных достояний и высших достижений человеческого разума, теоретическое выражение духовного ядра культуры. Какую бы профессию не избрал для себя человек, в его сознании всегда присутствуют мировоззренческие, базовые и предельные, представления: о себе, о мире, об обществе, о будущем. «Философия - это нечто... неизбежное»,- утверждал видный испанский философ Х.О.-и-Гассет. Чтобы ориентироваться, мыслить, чувствовать, представлять и переживать мир «вечных» идей основательно-универсально, а не рыночно-примитивно, философия учит искусству самостоятельно размышлять о них, обосновывать предельные, «горизонтно-компасные» жизненные ориентиры. Цель дисциплины – познакомить студентов с философией как системой знания, ее проблемами, ролью в жизни общества и человека, с основными этапами развития мировой философской мысли. Задачи дисциплины: - раскрыть природу философского знания, предмет и основные функции философии, методологию философского мышления, содержание философских категорий, главные подходы к решению мировоззренческих проблем; - формировать у студентов навыки самостоятельного творческого осмысления глубинных социогуманитарных проблем современности; В результате изучения дисциплины “Философия” студент должен ЗНАТЬ: - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; - базовые и профессионально-профилированные основы философии, логики, психологии, экономики и истории; - смысл философских категорий, терминологию философии и структуру философского знания, функции философии методы философского исследования, философские персоналии, специфику философских направлений современности; - место и роль философии в общественной жизни; социально и личностно значимые философские проблемы; - основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа мировоззренческих вопросов. УМЕТЬ: - выделять и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; - понимать особенности современного этапа развития общества и применять философские принципы, законы, формы и методы познания в практической деятельности. ВЛАДЕТЬ: - навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на мир; - умениями толерантного восприятия и социально-философского анализа социальных и культурных различий, соблюдения этических норм дискурса; - методами и приемами философского анализа личностных, исторических и социально-культурных проблем; - навыками философского анализа разных типов мировоззрения, использования философских приемов для определения главных трендов развития современного общества, их философско-правового анализа. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования РФ выпускник программы бакалавриата и специалитета должен обладать общекультурной компетенцией (ОК): - способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); На успешное и эффективное выполнение означенных задач и достижение поставленной цели ориентирует настоящее учебно-методическое пособие. Специфическая форма обучения, самостоятельная работа, как никакая другая, способствует превращению информации в часть духовного мира личности. Вдумчивая и систематическая индивидуальная работа научает самостоятельно мыслить, тренирует память, воспитывает волевые качества. При подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия», в первую очередь, следует обратить внимание на освоение философских категорий к каждой теме. Это знание поможет понять смысл стоящих вопросов и найти на них нужные ответы. Список рекомендуемой литературы составлен с учетом доступности для освоения студентами 1-2го курсов. Кроме того, в пособии предлагаются краткие методические указания по подготовке к каждому занятию с пояснением сущностных аспектов философских проблем. Последнюю тему предлагается изучить без проведения практического занятия. Для приобретения навыков самостоятельного мышления и более глубокого понимания содержательных модулей и вопросов курса философии а так же самоконтроля в пособии разработан набор теоретических заданий к каждой теме − вопросы для диспутов и определены темы для написания рефератов. Итоговой проверке усвоения знаний предназначены приведенные образцы тестов, темы для контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) и перечень экзаменационных вопросов. Расширению кругозора студентов поможет знакомство с указанными в пособии первоисточниками для подготовки рефератов, сообщений и эссе с последующим их обсуждениям на семинарских занятиях. Учитывая, что часы, выделяемые на проведения семинарских занятий на разных специальностях вуза различны, в настоящем пособии рассматривается максимальное их число – на семнадцать занятий. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: Тема 1. Предмет философии, ее гуманистический смысл и предназначение. Мировоззренческий характер философии. Философия, здравый смысл, религия, искусство, наука. Источники философствования. Философия как система знаний, е структура. Функции и роль философии в жизни общества и человека. Тема 2. Философия ВостокаИнидия, Китай. Принципы изучения истории философии. Зарождение философской мысли в странах Древнего Востока. Основные черты и этапы развития индийской философии, ее соновные идеи. Источники и периоды развития философии Китая. Особенности, проблемы и школы. Даосизм, конфуцианство и современность. Тема 3. Философия Античности. Принципы анализа истории европейской философии. Предпосылки и этапы развития греко-римской философии. Основные черты и школы натурфилософии. Классики Античности: общая характеристика учений Сократа, Платона и Аристотеля. Сущность и школы эллинизма. Неоплатонизм –последний рассвет античной философии. Идеи античной философии и современность. Тема 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения. Теоретические истоки философии средневековья: Афины и Иерусалим. Основные черты, этапы развития:апаологетика и патристика, схоластика. Проблема веры и разума и ее решения. Проблема универсалий. Значение Средневековой философии. Особенности философского мировоззрения Ренессанса:гуманизм, антропоцентризм, переходный характер. Философские взгляды Н.Кузанского и Дж.Бруно. Тема 5. Философия Нового времени:ХVII век и Просвещение. Предпосылки философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм- гланые течения философии ХVIIв.: достоинства и ограниченность в решении проблемы метода познания. Онтологическая проблема философии ХVIIв. Основные черты западноевропейской философии ХVIIIст. Философские идеи французского просвещения. Тема 6. Классическая немецкая философия и философия марксизма. И.Кант-родоначальник КНФ: решение гносеологических проблем и определение предмета философии. Сущность категорического имсператива. Философская система Г.Гегеля. диалектика Гегеля, противоречие метода и системы. Антропотеизм Л.Фейербаха. Место философии в марксизме. Ученик К.Маркса об общественно-экономической формации. Марксизм и христианство. Исторические судьбы учения К.Маркса. Тема 7. Современая западная философия. Понятие и особенности современной философии. Этапы развития, школы и течения современной западной философии. Общая характеристика постнеклассического периода современной философии. Главные тенденции современной философии: постмодернизм и его альтернативы. Тема 8. Русская философия ХIХ-ХХвв. Истоки становления русской философской мысли. Философские идеи в Киевской Руси.Философские дискуссии славянофилов и западников. Философия всеединства В.Соловьева. Экзистенциальные и гуманистические идеи Ф.Достоевского, Л.Толстого, Л.Шестова, П.Флоренского. Идея свободы в творчестве Н. А.Бердяева. Тема 9. Онтология- философское учение о бытии. Предмет онтологии и ее место в структуре философского знания. Эволюция онтологических знаний. Аспекты, уровни и виды бытия. Основные онтологические категории: бытие, субстанция, реальность, материя, объективная и субъективная реальность. Соотношение паонятий «мир» и «научная картна мира». Место онтологии в современной философии. Тема 10. Гносеология - философия познания. Основные проблемы гносеологии. Формы познания: научное, повседневное, религиозное, художественное, философское. Проблема познаваемости мира. Источники и структура познавательного процесса. Проблема метода в познании: эмпиризм и рационализм, рациональное и иррациональное.Основные формы познания. Основные концепции истины. Проблема критериев и объективности истины Тема 11. Философия науки и техники. Становление науки. Гносеология и эпистемология. Сущность и отличительные черты научного знания. Классическая и неклассическая парадигмы науки. Методы и формы научного познания. Закономерности развития науки. Отношения науки и техники в современном мире. Философские проблемы науки и техники. Тема 12. Аксиология – философия ценностей. Открытие ценностной доминанты жизни человека эпохи модерна-постмодерна. Понятие ценностей. Конкретные и абстрактные ценности. Типы ценностей: конкретные и абстрактные, материальные и духовные и т.п. ценности в соответствии со структурой ценностного отгношения. Ценности востока и Запада, модерна и постмодерна. Цценностные ориентации в жизни общества и человека, цели и идеалы. Ценности современных обществ. Тема 13. Социальная философия. История философских представлений об обществе. Особенности современных подходов к пониманию общества: формационная, культурно-цивилизационная, системная модели. Субстанциальные основы общества: социальная деятельность, социальные отношения и их взаимосвязь. Структура общества. Предмет философии истории. История и философия истории. Проблемы смысла и цели истории. Философия о движущих силах и направленности исторического процесса. Тема 14. Философская антропология. Проблема сущности человека: история и современность. Рождение философской антропологии как раздела знания.Единство биологического, социального (культурного) и индивидуального в человеке. Структура сознания и его свойства. Проблема происхождения человека- эволюционый и революционный подходы. Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, свободы и ответственности. Тема 15. Философия и глобальные проблемы современности. Процессы глобализации жизни: причины, условия и сферы. Сущность и типы глобальных проблем. Пессимистический, оптимистический, скептический подходы относительно решения глобальных проблем. Человек в условиях глобализации мира. Роль экогуманизма, воспитания планетарного сознания в предотвращении катастроф и решении глобальных проблем современности. Date: 2015-09-24; view: 697; Нарушение авторских прав |