Сообщения по результатам исследований
Сообщения по результатам исследований целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. Не важно, что материал, с которым работают дети, выглядит простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формируются качества творческой личности.
Дети обычно настроены по отношению к докладчику критически. Как показывает практика, они легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки в выступления одноклассников. Все перечисленное способствует развитию критического мышления. Поэтому по итогам выступлений учителю необходимо поощрить не только тех учеников, которые хорошо отвечали, но и ребят, задававших интересные вопросы.
Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо не только дать ученику возможность высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому надо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление.
Подчеркнем еще раз, что изложенная выше педагогическая технология может быть использована на уроках по каждой учебной дисциплине. Но она способна принести больший эффект, если:
• применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления, которые обычно ведут школьные психологи;
• реализуется в ходе различных внеклассных мероприятий.
Эти специальные занятия и внеклассные мероприятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ученика начальной и средней школы, расширяют его кругозор. Они создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных проблем.
Важно также учитывать, что выполнять исследования ученики могут не только индивидуально. Для развития творческих и коммуникативных способностей полезны исследовательские работы, которые ребята делают вдвоем или втроем. Безусловно, в этом случае могут возникнуть особые трудности, связанные с установлением контактов между учащимися. Однако при организации парной или групповой исследовательской деятельности школьников учителя получают дополнительные воспитательные возможности, которых лишена самостоятельная индивидуальная работа.
Date: 2015-09-24; view: 334; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|