Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его





Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, названная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

Детей волнуют самые разные проблемы. Так, например, в ходе экспериментальной работы в школе № 3 с. Кармаскалы Кармаскалинского района младшие школьники выполняли самые разные проекты. Учащиеся П класса Шамгулова Луиза и Суворов Евгений заинтересовались проблемой «Чем кормят нас в школьной столовой». Они в течение месяца делали опрос одноклассников по анкете: «Что вы ели дома на завтрак и ужин?» Ежедневно они знакомились с меню на обед в школьной столовой. Подсчитали килокалории на каждого ученика, полученные на основе ежедневного питания. Сравнили с нормативами, сделали ценные рекомендации для работников столовой, для родителей. Их одноклассники на следующий год провели групповое исследование по теме «Влияние курения и алкоголя на усвоение знаний в школе». Ученики 4 класса сделали вариант компьютерной игры, разработали учебник логики для первоклассников с образным названием «Первые шаги», спроектировали гоночный автомобиль для кольцевых гонок «Формула-1» и т.д.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Второклассники одной из экспериментальных школ взялись за разработку фантастического проекта «Жилой дом будущего». Работа потребовала не только умения фантазировать. Исследователям вскоре стало очевидно, что необходим анализ тенденции развития жилища в прошлом и настоящем. Мальчишки с интересом изучали творчество Ле Корбюзье и Немейера, современных архитекторов. В конструкции они использовали «несуществующие строительные материалы». Это позволило наделить дом необыкновенными возможностями, свойственными природным (растения, морские раковины и др.) и фантастическим объектам.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как рыба в воде.

В одной из экспериментальных школ школьники охотно проводили исследование в области педагогики, психологии человеческих отношений и зоопсихологии. Так одна из учениц разработала тест для оценки умственных способностей кошки. Сделала она его по аналогии с тестом для оценки интеллекта собак, разработанного канадским психологом С. Кореном. Изучив проблему, она тщательно разрабатывала тесты, многократно проверяя их на собственной кошке и кошках одноклассников. В итоге ею был создан комплект методик, основанный на «шкале оценок» по самым разным параметрам: долговременная и кратковременная память, способность решать проблемы, обучаемость и др. может быть, и наивный, с точки зрения профессиональной зоопсихологии, но, безусловно, очень интересный и заслуженно высоко оцененный жюри и одноклассниками.

Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от творчески неразвитого человека.

Приведем один из примеров такого подхода. «Как защитить деревья в городе» - так называлась тема исследования одного из учащихся. Интересна сама постановка проблемы: мальчик рассматривал дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают город от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув самой темой своего исследования, что и сами «спасатели» нуждаются в нашей защите.







Date: 2015-09-24; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию