Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследовательский подход в обучении
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине ХУ11 века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она вновь востребовалась педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Каковы его функции? Их несколько, и все они находятся в диалектическом взаимодействии. К функциям исследовательского подхода в обучении относятся: воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности. Сущностьисследовательского подхода в обучении состоит: · во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); · в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; · в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей; · в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; · в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» для создания системы сотрудничества. Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляетвзаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и приемами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами¸ картину природы как связанного целого.Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования. Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использованияприема планирования.Всякого рода ученические исследования включают ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие: 1. определение темы исследования, ее формулировка; 2. выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему; 3. составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению; 4. изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий); 5. сбор фактического материала. Прием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности. Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. В дидактике подчеркивается обязательность этого приема при решении задач исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских заданий различных видов. Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия. Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на формирование у учащихся адаптации к жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием. Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Одним из характерных признаков поисково-творческой деятельности, организацию которой предполагает исследовательский подход, является научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее. Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно - следственных связей, а также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству. Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован прием переноса знаний в новую ситуацию. Применение исследовательского подхода на основе личностно-ориентированных технологий обучения в старших классах (технология полного усвоения знаний, разноуровневого обучения, метод проблемных учебных задач, коллективного взаимообучения и т.д.) позволяет добиваться качественного обучения в старших классах. Наряду с уроками в традиционном его понимании, применяются уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-консультации, практикумы, собеседования, экскурсии и т.д. Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащегося познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности, способствует развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом. Исследовательская деятельность, организуемая учителями на уроках, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме становится форма научно-образовательной деятельности во внеучебное время.
Date: 2015-09-24; view: 990; Нарушение авторских прав |