Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Легитимность власти. Решение проблемы легитимности власти в России
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин «легитимность» возник в начале ХIХ в. во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «законность». Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно захваченной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность – это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. Подобное объяснение принципа легитимности дал М.Вебер, который включил в нее два положения: во-первых, признание власти правителей, и во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей. Легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признание ее не только гражданами, но и мировым сообществом. В свою очередь, это оказывается возможным в том случае, если власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Поэтому даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе определенные признаки легитимности. Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долгое время опираться на насилие ввиду ограниченности ресурсов принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения. Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям может достигаться различными способами. Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью разных ресурсов, М.Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный. Исторически первым типом легитимности был традиционный. В его основе лежит «авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. По мере того как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политический партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М.Вебера, харизматический лидер. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения. Если у М.Вебера такой тип легитимности распространялся на власть религиозных деятелей, то сегодня он приписывается и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в период реформ. Рационально-правовая легитимность основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию или лидера. Следует заметить, что на практике в чистом виде названные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешиваются и взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Если в качестве примера рассмотреть Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-правовая легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии). В дореволюционной России легитимность власти была традиционной. Власть монарха опиралась на божественное право и священный принцип престолонаследия. После Октябрьской революции 1917 г. была предпринята попытка создать новый – советский – тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального и сочетающий в себе идеологическую легитимность с харизматической. Идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство. Однако фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть и ее легитимность постепенно переходила на уровень интересов правящей элиты. По мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их «харизма» угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли. В 90-х годах ХХ века, утратив былую поддержку народных масс, советский тип легитимности довольно быстро сошел на нет. Непростым был процесс легитимации власти в новой России после крушения коммунистического режима и распада СССР. Затягивалось принятие необходимых в новых условиях нормативных актов и прежде всего Конституции. Это привело к политическому кризису. Сложилась ситуация, когда формальная законность и легитимность не только не совпадали, но в некоторых пунктах находились в конфликте между собой. Так было в сентябре – октябре 1993 года во время противостояния между президентом Ельциным и большинством Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Ельцин к тому времени еще не утратил полностью своей «харизмы», приобретенной им в борьбе с прежней системой. В первые годы реформ «харизма» Ельцина была едва ли не единственным фактором, легитимировавшим происходившие перемены и вновь возникавшие отношения и институты. По мере того как популярность Ельцина падала, власть все более старательно искала иные средства своей легитимации. Если в начале 1990 – х гг. в ходу были ссылки на либеральные ценности, то затем видные представители правящего режимы использовали патриотические лозунги и риторику, заимствованную у оппозиции. В последние годы в результате экономической стабилизации, совершенствования правовых и политических механизмов возникли предпосылки для утверждения демократического типа легитимности. Но только время покажет, станет ли такой тип легитимности господствующим в нашей стране. Date: 2015-09-24; view: 758; Нарушение авторских прав |