Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности политической власти. Ресурсы власти
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Китайский философ Конфуций считал ресурсами власти правителя – его личный пример, следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости. Итальянский политический деятель эпохи Возрождения Н.Макиавелли выделил два главных ресурса власти – любовь и страх, он считал, что человек которого боятся может управлять так же эффективно, как и тот, которого любят. По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя. С появлением имущественного неравенства ресурсами власти становятся богатство и сила, причем на этом этапе власть практически отождествляется с господством. В индустриальных обществах ресурсами власти становятся организации: политические партии, профсоюзы, бюрократия. На современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, при сохранении роли других ресурсов, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим ресурсом властвования. С развитием общества происходит постепенная институционализация власти, т.е. она начинает опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального порядка и мира. Таким образом, власть приобрела политический характер. Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью, правом и возможностью субъекта политики проводить свою волю, выраженную в политических и правовых актах. Политическая власть является сложным общественным образованием, охватывающим все сферы общественной жизни. Она выступает как система трех видов отношений: - социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью; - политико-управленческих, которые регулируют экономические, социальные и духовные взаимоотношения политических кругов с социальными образованиями и общественными организациями; - политико-идеологические, оказывающие постоянное и всестороннее влияние на массовое сознание. К отличительным признакам политической власти следует отнести: · легальность в использовании силы; · верховенство – обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории; · публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов; · моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений, это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась в теорию только в XVIII веке. В соответствии с современной трактовкой этой теории для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавая систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон. Разделение властей может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами. Сила власти зависит от степени ее социальной организованности. Политическая власть осуществляется специфическими методами, с помощью особых механизмов, она организована и функционирует на основе определенных принципов. Наиболее высокой степенью социальной организованности среди субъектов политики обладает государство, влияние которого обусловлено наличием мощного аппарата, разветвленной системы органов и широкого спектра ресурсов. Функционирование власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют политическую власть в разных сторон: с точки зрения, во-первых, выделения внутри нее главного звена – государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, для достижения политических целей. Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Верховенство государственной власти представляет собой исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Сосредоточение политической власти в руках государства означает также его верховенство по сравнению с другими политическими институтами: политическими партиями, движениями и т.д. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и равноправии в отношениях с другими государствами. Суверенитет и независимость государственной власти не ведут к ее бесконтрольности со стороны общества. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была выше закона. В силу этого принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей в рамках закона.
Date: 2015-09-24; view: 539; Нарушение авторских прав |