![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Три вида внимания
Известны три вида внимания: непроизвольное, про- извольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда какойнибудь предметраздражитель переключает наше внимание с определенной деятельности на себя. Этим предметомраздражителем может стать все, что угодно: громкий шум на улице, яркий воздушный шарик в руках у проходящего мимо ребенка, звон разбитого бокала, неожиданный собачий лай и т.д. Основным при непро- извольном внимании является то, что направленность и концентрация психической деятельности носят не- произвольный характер, то есть человек не ставит себе цель быть внимательным к предметураздражителю. Тот просто привлекает наше внимание своей необычностью или неожиданностью, сильно отличаясь от привычных раздражителей. Интересно и то, что при непроиз- вольном внимании память о предметераздражителе впоследствии будет столь же ясной и полной, как и при направленном внимании. Произвольное внимание регулируется нашей волей. Оно сознательно, целенаправлено и действует под влиянием принятых решений и поставленных задач. Несмотря на качественные отличия этого вида внимания от других, объединяющим их элементом является тесная связь всех трех видов внимания с чувствами, интересами и прежним опытом. Однако, в отличие от непроизвольного внима- ния, интересы которого являются интуитивнонепосре- дственными, интересы произвольного внимания носят опосредованный через цель характер. Нас может не интересовать сама деятельность, но вот ее результат, к которому мы стремимся, очень для нас важен, и поэтому, выполняя поставленную задачу, мы зачастую «делаем»
ее для себя интересной. Ко всему сказанному следует также добавить, что при чтении текста непроизвольное внимание зависит в основном от мастерства автора, а произвольное внимание направляется и поддержива- ется самим читателем. Послепроизвольное внимание также направляется на объект целенаправленно, однако не требует для реали- зации постоянных волевых усилий. Так, в чтении бывает трудно сосредоточиться на тексте, ибо он «скучен, сер и безыскусен», однако вдруг, незаметно для себя, мы перестаем делать над собой усилие, начинаем читать без напряжения, и… книга становится нам интересной. В этот момент наше внимание из произвольного стано- вится послепроизвольным. Процесс чтения всегда сопровождается сменой видов внимания. Именно колебания внимания влияют на темп и качество чтения, на понимание текста и глубину усво ения содержания, а также предопределяют настроен- ность и готовность человека к чтению книги. Способность человека сосредотачиваться называется кон- центрацией внимания, от этого свойства внимания зави- сит успешность овладения техникой быстрого чтения. Чем более спокойная обстановка, в которой человек работает, тем выше может быть уровень концентрации внимания. Главное для сосредоточения – отсутствие от- влекающих факторов и относительная тишина. Ведь на- сколько продуктивно внимание человека, определяется множеством факторов: общим состоянием нервной сис- темы, скоростью протекания психических процессов, эмоциональной и волевой настроенностью на работу, содержанием деятельности, внешними условиями для деятельности и т.д. Например, если человек утомлен или рассержен, ему трудно добиться хорошей концентрации
внимания. Поэтому специалисты рекомендуют занимать- ся чтением, только предварительно отдохнув, иначе эта деятельность окажется неэффективной. Говоря о внима- нии как о факторе успешности овладения техникой быст рого чтения, нельзя не сказать о роли содержания чи- таемого текста. Чем сложнее канва текста, тем быстрее падает внимание читателя, и тем, соответственно, боль- ше требуется волевых усилий, чтобы продолжить работу над книгой. Нежелательно и неосознанное отвлечение внимания от чересчур легкого текста. Следует помнить, что любой текст, простой или сложный, имеет две сто- роны – форму и содержание – каждая из которых может быть объектом внимания. Внимание можно определить как психофизиологиче ский процесс, характеризующий динамические особен- ности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке действительности, которая на данный момент становит- ся осознаваемой и концентрирует на себе психические и физические силы человека в течение определенного количества времени. А поскольку, как считают психо- логи, внимание есть отдельная форма психической деятельности, получается, что концентрации, как и любому другому действию, нужно и можно учиться. В чтении особую роль играет зрительное внимание, базисом которого является пульсирующее оперативное поле зрения, практически совпадающее с зоной ясного видения. Чтобы представить его, обратите внимание на рис. 31. Оперативное зрение человека подобно лучу фонарика в темноте. Применительно к чтению, такой луч не только двигается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет границы светового пятна, освещающего текст. Перемещаясь по странице текста, пятно может менять свои размеры и очертания, может
усиливать яркость либо вовсе затухать. При затухании светового пятна у читателя даже наступает так называе- мая «психическая слепота», во время которой внимание перестает быть целенаправленным и как бы гаснет. Подобные явления могут происходить потому, что опе- ративное поле зрения обладает любопытной особеннос- тью, а именно – чрезвычайно подвижными границами: оно принимает размеры и очертания объекта, который человек воспринимает в данный момент. Одной из важнейших характеристик человека, вла- деющего техникой быстрого чтения, является как раз умение раздвигать границы светового пятна восприятия текста. А чем яснее и выше степень осознания содержа- ния текста у такого читателя, тем, естественно, мощнее, интенсивнее работает зрительное внимание. Чтобы об учитьсятехникебыстрогочтения, читателюобязательно нужно уметь эффективно и осознанно управлять своим вниманием. Ведь именно внимание определяет темп чте- ния, являясь своего рода катализатором этого процесса. Для начала человек, обучающийся технике быстрого чтения, должен поставить себе задачу научиться вла- деть собственным вниманием и решить ее, ежедневно работая со всеми характеристиками внимания. Затем, сформировав у себя устойчивое осознанное внимание,
овладеть другим видом внимания – послепроизвольным. Только после этого можно считать, что первая ступенька на пути к освоению техникой пройдена.
Date: 2015-09-24; view: 412; Нарушение авторских прав |