Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание – катализатор чтения





Мы уже упоминали о том, что внимание играет ог- ромную роль в процессе чтения. Более того, от качества этой психической функции зависят все области челове- ческой деятельности. Так, например, скорость вашего чтения напрямую зависит от умения концентрировать внимание. К.Д. Ушинский сказал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только вхо- дит в душу человека из внешнего мира». Именно с помощью внимания другие психические процессы становятся полноценными. Без внимания нет сознательного отно- шения к любой деятельности.

Что же такое внимание? Это не самостоятельный психический процесс, подобно памяти или, например, мышлению. Внимание, в отличие от других психических процессов, не может существовать отдельно, самосто- ятельно. В наших возможностях внимательно слушать или внимательно читать, но быть просто внимательным, независимо от процесса чтения, слушания, говорения и пр. – невозможно. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от осталь- ного содержания психических феноменов, она как бы исчезает.


 

Как считают психологи, внимание – это избиратель- ная направленность сознания на какойлибо объект во время осуществления любой деятельности; это процесс сознательного или бессознательного (полусознатель ного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Можно себе представить, насколько важна эта психическая фун- кция при чтении, а тем более при быстром чтении. Теоретически нам может быть известно, какие приемы и способы нужно применять при быстром чтении, од- нако без умения сосредотачиваться на тексте вряд ли будет возможно эффективно применить эти знания на практике. Следовательно, чтобы овладеть любым навы- ком, например, навыком быстрого чтения, нам следует освоить навыки сосредоточения и концентрации. Для этого следует разбираться в том, каким образом работа- ет механизм внимания, изучить причины, вызывающие его образование, знать, как поддерживать устойчивое внимание на протяжении долгого времени, почему внимание может исчезать и многое другое.

Физиологи, опираясь на учение И.П. Павлова, счи- тают, что внимание может быть объяснено законом индукции нервных процессов. Закон индукции нервных процессов гласит, что процессы возбуждения, возника- ющие в одной зоне коры головного мозга, вызывают торможение в других зонах (отрицательная индукция). И наоборот, торможение в одной области коры влечет за собой возбуждение в других областях (положительная индукция). Индукция образуется в тот момент, когда в какойнибудь зоне коры головного мозга возникает сильный очаг возбуждения или торможения.

Итак, в любое время в коре головного мозга мысля- щего человека есть определенный очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наилучшими энерге-


 

тическими условиями для возбуждения. «Если бы можно было, – говорил И.П. Павлов, – видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с опти- мальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы в думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очер- таний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значитель- ной тенью». То «светлое пятно», о котором говорил И.П. Павлов, и есть «пробудитель» известного нам эффекта сосредоточения, когда мы как никогда ясно осознаем воздействующий на нас окружающий мир.

А.А. Ухтомский выдвинул также принцип доминан- ты, имеющий большое значение для изучения механиз- мов внимания. Суть его такова: в мозге всегда имеется господствующий (доминирующий) очаг возбуждения. Господствующий очаг притягивает к себе все побочные возбуждения, поступающие в мозг, доминирует над ними, благодаря чему и становится сосредоточением импульсов возбуждения. Причем, по исследованиям А.А. Ухтомского, доминирующий очаг не только не ос- лабляется от воздействия побочных раздражителей, но даже и усиливает возбуждение. Возникает подобный очаг на основе мощного первичного раздражения, пославше- го импульс возбуждения в мозг, а также в зависимости от внутреннего состояния нервной системы. Внешне мы можем отследить данный процесс у человека в ситуации его направленного внимания к одним раздражителям и отвлечении от других, в совокупности действующих на данный момент.

В процессе чтения многие читатели при усталости или непонимании смысла читаемой информации начи- нают отвлекаться от текста: непроизвольно переводят


 

 

 

Рис. 30. Три способа организации внимания

 

взглядскнигинапосторонниепредметы, прислушивают- ся к шуму на улице, задумываются о чемто постороннем. Если посторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания или сонливости, то подобное отвлечение внимания действует в качестве некоторого расслабления от напряженной работы и способствует последующему сосредоточению на тексте.

То, как мы можем организовать свое внимание, имеет большое значение для работы нашей психики. О роли правильной организации внимания в процессе обучения можно узнать, рассмотрев примеры на рис. 30.

Итак, на рис. 30 вы видите три способа организации внимания при конспектировании речи преподавателя непосредственно во время ее прослушивания на учебных занятиях. Если школьник воспринимал речь преподавате- ля таким образом, что все его внимание было устремлено на составление конспекта, то в итоге оказывалось, что,


 

записывая речь под диктовку, ученик практически не запомнил и не смог понять, что хотел сказать преподава- тель. И это естественно, ведь в данном случае работала не долговременная, а оперативная память ученика. В случае, если внимание ученика распределялось поров- ну – и на конспект, и на попытки осмыслить новую ин- формацию, было отмечено стремление ученика записать информацию максимально близко к изложенному, но уже через призму своего понимания. Подобная ситуация очень характерна для учеников наших школ и приводит к тому, что ученики, не обладая в достаточной степени навыками самостоятельного мышления, впоследствии забывают информацию, полученную на занятиях, что, в свою очередь, отражается на качестве их знаний.

В третьей ситуации, реализованной в одном из экс- периментов в московской школе, запись прослушанной речи учениками не велась, и внимание было отдано речи преподавателя на все 100%. Что же получилось в этом случае? После изложения материала ученики достигли первой ступени понимания, у них возникли вопросы к преподавателю (на рисунке указано стрелкой), затем непонятный материал был повторен, появились новые вопросы, у учеников появилось стремление записать новую информацию. Потом опять были заданы вопросы, и, наконец, наступил этап усвоения. Результатом такой работы стала запись усвоенного материала «на языке собственных мыслей». Данный алгоритм действия, как мы видим из примера, оказался наиболее успешным в усвоении материала. При самостоятельной работе над учебным материалом следует придерживаться столь же продуктивного алгоритма действий.


 

Date: 2015-09-24; view: 353; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию