Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что вы умеете?





Итак, на настоящий момент вы освоили пять уроков быстрого чтения. Какими знаниями и навыками вы теперь обладаете?

1. Вы твердо усвоили первое правило быстрого чтения. Теперь вы читаете без регрессий любые тексты, ваши глаза бегут только вперед и не совершают возвратов к прочитанному.

2. Вы знаете и умеете пользоваться интегральным алго- ритмом чтения. По окончании чтения любого текста вы представляете себе зрительный образ семи блоков алгоритма и проверяете их заполнение.

3. Теперь по окончании чтения любого текста вы в состоянии вычленить его основной смысл, иначе говоря, его доминанту. Основополагающую идею автора вы можете выразить ясно, сжато и конкретно.

4. При чтении у вас отсутствует артикуляция, так как информация у вас теперь обрабатывается с помощью зрительного, а не речеслухового анализатора.

5. Отныне у вас широкое поле зрения, вы видите поч- ти всю страницу в упражнении «Созерцание зеленой


 

точки». Вы можете читать узкие газетные колонки вертикальным движением глаз и делаете это, так как данный способ чтения для вас теперь очень удобен и эффективен.

Отныне вы владеете практически всеми основными приемами методики быстрого чтения. Скорее всего, вы даже попробовали читать вертикальным движением глаз не только газеты, но и книги. Если нет, сделайте это сейчас. Пролистайте несколько страниц книги назад и начните читать, удерживая глаза строго вертикально, сверху вниз, держась центральной линии страницы. Что у вас получилось? Да, пока неудача. Чтобы читать книги вертикальным движением глаз, вам следует еще немного потрудиться. Несмотря на то, что у вас есть способности и возможности читать вертикально, психологически к этому действию вы еще не готовы. Для начала вы должны расстаться с привычкой совершать движения глаз по странице книги горизонтально, от строчки к строчке, и осознать свои принципиально иные возможности в чтении. Решить эту психологическую задачу вам помо- жет упражнение «Метод штурма».

 

«Метод штурма»

Патент России № 2128861

Упражнение «Метод штурма» в стрессовой для обучаемого ситуации создает необходимость читать и усваивать текст нетрадиционными способами. Штурм

– это не фамилия автора упражнения, это атака на сте- реотипы вашего мышления, искоренение ваших тра- диционных представлений о том, каким образом надо читать книги. Вы привыкли читать, проводя взглядом горизонтально по каждой строке. Теперь же перед вами


 

стоит задача овладеть другим способом движения глаз при чтении – вертикальным. Как бы вы ни стремились изменить привычный ход движения глаз при чтении, вам не удается это сделать. Сами не желая того, вы про- должаете читать горизонтально, ибо так вы читаете с самого детства. Как же найти возможность «обмануть» самого себя и перестать внутренне протестовать против иного способа чтения? Упражнение «Метод штурма» как раз для этого и существует, оно станет для вас «про- водником» в мир «вертикального» чтения.

В Институте психологии проводились эксперименты по изучению процессов зрительного восприятия испы- туемых, предварительно обученных быстрому чтению. Результаты экспериментов показали, что чтение вер- тикальным движением глаз не только допустимо, но и эффективно. Опишем проводившийся эксперимент.

Испытуемый читал текст, находящийся перед ним вертикально на расстоянии 300 мм, с присоской Ярбуса, укрепленной на внешней поверхности глазного яблока. Так как изначально присо-

ска мешала испытуемому, в течение трех дней были проведены тренировоч- ные занятия для привы- кания испытуемого к чте- нию с присоской Ярбуса. Перед экспериментом испытуемый получал инс трукцию читать только методом быстрого чте- ния. Тексты после прочте- ния постоянно менялись.


В ходе эксперимента были сделаны записи дви-


Рис. 28. Запись движений глаз при скорости чтения 4800 знаков

в минуту


 

жений глаз испытуемого. Так, на рис. 28 вы видите запись движений глаз испытуемого Г., прошедшего обучение методу быстрого чтения за 90 дней до начала экспери- мента. Текст заметки газеты «Правда» в пять абзацев ис- пытуемый Г. прочел за 20 секунд, скорость чтения текста при этом составила 4800 знаков в минуту. Итак, из рисун- ка вы видите, что места остановки глаз и трасса взора в основном находятся на значимых словах или в пределах их смыслового поля, где расположены смысловые ряды. Обратите внимание на траекторию взгляда испытуемого Г. при чтении последнего абзаца текста. Она проходит по первой половине абзаца посередине, а значимые слова также справа и

слева равноудалены от центра. Далее, в последней трети абза- ца, вы можете видеть перенос траектории движения глаз слева направо – посереди- не смысловых рядов. На рис. 29 приведена запись движений глаз другого испытуемого, прошедшего обучение


технике быстрого чте- ния за год до начала эксперимента. Предло-


Рис. 29. Запись движений глаз при

скорости чтения 3000 знаков в минуту


женный текст состоял из шести абзацев и был прочтен испытуемым за 25 секунд со скоростью чтения 3000 знаков в минуту. Из рисунка видно, что испытуемый, хотя и использует навыки вертикального чтения, од- нако совершает множество неоправданных возвратов к прочитанному и иногда читает горизонтально. Если


 

мысленно провести вертикальную линию через середи- ну колонок, то становится заметно, что значимые слова в записи расположены равномерно относительно данной условной линии. Несмотря на недостатки чтения, трасса взора испытуемого, как и в предыдущем эксперименте, базируется на значимых, ключевых словах или тяготеет к смысловым рядам как основе.

Сравнив обе записи эксперимента, можно сделать заключение о том, насколько обучение этих испыту- емых было успешным. Теперь приведенные данные хода эксперимента используются нами на разных этапах процесса обучения в качестве подкрепляющей обратной связи.

Вследствие обучения быстрому чтению, у обоих участ ников эксперимента развилось понимание смысловых связей в тексте через наведение фокуса внимания на определенные смысловые группы, важные как для ав- тора, так и для читателя. Любой обученный технике читатель с развитым периферическим полем зрения и отсутствием проговаривания при чтении фиксирует взгляд именно на значимых словах и смысловых рядах текста, причем если провести условную линию, опреде- ляющую движение глаз при чтении текста, то она будет располагаться практически вертикально сверху вниз по центру страницы.

Основная задача упражнения «Метод штурма» – пере ориентировать восприятие текста таким образом, чтобы за определенный промежуток времени читатель смог понять и усвоить максимальное количество значимой информации.

Так как человеческий мозг обладает избиратель- ной способностью, в процессе чтения при остановке взгляда на строке текста по зрительному нерву в мозг направляется лишь самая значимая информация,


 

второстепенные детали остаются «на будущее». Как выяснилось из исследований, наша зрительная систе- ма обладает способностью выявлять значимые «куски» информации не только при непосредственном чтении текста, но и уже при первом попадании изображения текста на сетчатку глаза. При этом система не реагирует на те участки текста, которые передают второстепенную информацию. Психологи установили, что люди распоз- нают зрительные образы по определенному алгоритму, в котором слова имеют ассоциативные связи с поняти- ями, с некоторой алгоритмической схемой или интег- рацией соотношений смыслов, которые конструирует сам читатель. Значимые слова в тексте являются своего рода «ключами», помогающими читателю генерировать образы того сообщения, которое задается мозгом в дан- ный момент чтения.

Вспомните рисунок 23, на котором представлена схема движения глаз при традиционном и быстром чтении. Как мы знаем, движение глаз по центру страницы на- иболее эффективно при быстром чтении. При этом, если определенное время наблюдать за читающим вер- тикально, иногда можно увидеть, как направление его взгляда смещается влевовправо от центра страницы. Это объясняется тем, что в момент отклонения взгляда от генерального вертикального движения к читателю приходит существенно новая информация, которую требуется привести в соответствии с имеющимися в памяти эталонами. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга остановиться в чтении и обработать новые сведения. Как только мозг устанавливает, что в памяти сведений о новых данных не хранится и их тре- буется запомнить и глубже осознать, глаза снова бегут по строке, а затем вновь возвращаются к вертикальному чтению.


 

Наши наблюдения показывают, что у обученного чи- тателя подобные отклонения глаз от вертикального курса движения происходят достаточно редко. Причиной этого является избыточность текста. Ведь при быстром чтении стоит задача найти и обработать только содержа- тельную часть текста, поэтому второстепенная информа- ция не отвлекает внимание обученного читателя.

Упражнение «Метод штурма» базируется на создании стрессовой ситуации, во время которой у читателя фор- мируется навык вертикального движения глаз. В чем за ключается суть стрессовой ситуации? Вы должны прочи- тать, понять и усвоить страницу текста не за пять минут, даже не за минуту, а всего за 15 секунд, при этом текст должен быть действительно прочитан, а не просмотрен

«по диагонали».

Представьте себе, что вы находитесь в темной пещере и никак не можете найти выход. Вдруг вы видите на стене указатель, где, возможно, вы сможете прочитать прави- ла выхода из пещеры. Вы обнаруживаете, что у вас по следняя спичка, и теперь вашей задачей становится разо- брать в указателе нужные сведения, пока горит последняя спичка. Выдолжныуспетьпрочитать, понятьизапомнить инструкцию выхода на волю всего за 15 секунд, которые горит спичка, ведь от этого зависит ваша жизнь. Пред- ставляете, насколько высокой будет ваша внутренняя мо- билизация, как сконцентрировано будет ваше внимание на этой единственно важной надписи?

Эта воображаемая ситуация аналогична работе над упражнением «Метод штурма», с той лишь разницей, что объем прочитанной литературы при работе должен будет составить не одну страницу, а 10–12 книг по 50–100 стра- ниц каждая. Так как же следует работать с этим упражне- нием? Что читать? Каким образом фиксировать время? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти ниже в правилах выполнения упражнения.


 

Упражнение «Метод штурма»

Правила выполнения упражнения

1. Выберите 10–12 книг научнопопулярного харак- тера знакомой вам тематики. Объем книг должен со- ставлять 50–100 страниц каждая, желательный размер книги: 200х120 мм. Помните, что для этого упражнения не стоит использовать учебники, книги с большим коли- чеством формул, таблиц и фактографических данных, а также художественную литературу.

2. Произведите разметку первых 2–3 книг, проведя карандашом тонкие волнистые линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.

3. Читайте ежедневно целиком одну книгу (без пере- рыва), затрачивая на чтение каждой страницы не более 15 секунд.

4. Отсчет времени, затраченного на чтение каждой страницы, можно проводить по секундомеру, записать на магнитофоне звуковые сигналы через каждые 15 секунд либо взять интегральное время на чтение всей книги. К примеру, прочитать 50 страниц за 12 минут 30 секунд или 100 страниц за 25 минут.

5. Следите за тем, чтобы при чтении ваши глаза совер- шалистроговертикальноедвижениепоцентрустраницы, при этом охватывая все поле текста. Остановка и частич- но горизонтальные движения глаз возможны, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.

6. Не старайтесь полностью понимать и усваивать прочитанное. При работе над «Методом штурма» основ- ной задачей является закрепление у вас навыка чтения вертикальным движением глаз по центру страницы.

7. По окончании чтения книги дайте письменные ответы на вопросы:

а) название книги; б) автор;


 

в) выходные данные (издательство, год издания и объем);

г) о чем эта книга;

д) какие наиболее интересные факты и события из книги вы можете отметить.

Дополнительно к правилам работы над упражнением попробуйте читать в режиме «Метода штурма», опираясь на следующий алгоритм.

1. Перед началом чтения каждой страницы охватите ее взглядом так же, как при работе над упражнением

«Созерцание зеленой точки» или с таблицами Шульте. Это очень важно – увидеть всю страницу сразу.

2. Ищите на каждой странице информативный блок. Каким образом? Быстро скользя глазами сверху вниз, описывайте дуги для охвата всего поля текста. Важно не механическое движение глазами, а поиск самого инте- ресного на этой странице. В момент находки, когда вам покажется, что вы наконецто нашли самое ценное, оста- новитесь и выполните следующие действия (пункт 3).

3. Прочитайте информативный блок (возможно использование горизонтального движения глаз). Пере- ворачивая страницу, отслеживайте логическое развитие той мысли, которая вам показалась наи-

более ценной на предыдущей странице. Естественно, при подобном чтении опре- деленное количество информации из тек- ста окажется, так сказать, вне поля зрения вашего внимания. Дело в том, что сейчас наша задача – помочь вам уяснить для себя возможность чтения в таком режиме в


принципе, то есть сломать ваше убеждение в том, что «книжки нужно читать горизон- тально, от строчки к строчке». Возможен


Схема движения глаз при вертикальном чтении


 

иной режим чтения – вертикально по центру страницы, и через какоето время вы будете читать именно так.

Дополнительно к вышеописанному предлагаем вам провести эксперимент «с отложенным воспроизведе- нием материала». Прочтите книгу в «режиме штурма», запишите ее содержание и отложите на время. Через три дня попробуйте снова прочитать эту книгу, но уже традиционным, медленным способом. Что получит- ся в итоге? Вы сделаете открытие, что чтение в первый раз было настолько эффективным, что второй раз книгу и не следовало читать, поскольку «вы помните и то, и это, а про вот это и подавно».

 

Date: 2015-09-24; view: 356; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию