Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Два слова о модном Фрейде
Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как бы трехслойна. «Оно» – комплекс инстинктивных желаний, рву- щихся наружу. «Эго», то есть «я», – сознание, удерживаю- щее инстинкты в разумных, человеческих границах. И «супер-Эго», сверх-я – то, что сознательно усваивается че- ловеком от других людей, – тре- бования общества, социальные нормы и т.д. В жизни человека дей- ствует «принцип реальнос-
ти», – говорит Фрейд. Нельзя жить по законам «Оно»: тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования «Супер-Эго» – мы же люди, а не автоматы! Однако «Супер-Эго» давит на нас: «Делай, как надо!» Мы не можем на практике не нарушать его требований, но испытываем при этом тревож- ность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации. Например, мы забываем то, что подсозна- тельно хотим забыть. «Эго» вынуждено действо- вать на два фронта: сдержи- вать рвущееся вперед «Оно» и в то же время примирять максимализм «Супер-Эго» с «естественным» стремлением сохранить индивидуальность. Но «Супер-Эго» не сдержишь – вот и приходится искать обход- ные пути, увертки. Какая уж тут гармония! «Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…» Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. «Оно», то есть желания, пере- живания – все, что лежит за пределами разума, – объявля- ется агрессивно внесоциаль- ным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания («Эго»), хотя они как будто и орга- ничны, становятся у Фрейда источником постоянной внут- ренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно воюют в человеке. Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклоне- ниями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, и у нервнобольных «Оно» никак
не сводимо к одним только биологическим потребностям, врожденным инстинктам. Но эта картина реалистич- на и еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. И если «Супер-Эго» отражает систему требований буржуазного общества, со- циальные нормы, диктуемые правящим классом, «Эго», а проще – личность, может их не принимать, отталки- вать, хотя и вынуждено к ним приспосабливаться. Но такая неустроенность личности не имеет ничего общего с уни- версальными общечелове- ческими законами психики: она исторически и социально обусловлена, она – отражение в психике человека неустро- енности самого общества, противоречий между господс- твующей идеологией и классо- вым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд. И тем не менее он сделал большое дело для современной пси- хологии тем, что привлек ее внимание к «слою», лежащему между сознанием и автомати- ческими, полностью бессозна- тельными процессами, и тем помог перекинуть мостик меж- ду «душой» и механизмами по- ведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, подкопался под пограничный столб между сознанием и «несознанием». А.А. Леонтьев Итак, теперь вам знаком комплекс упражнений для расширения зрительного объема восприятия. Расши- рение поля зрения – основа быстрого чтения. Это всег- да вертикальное движение глаз по центру страницы. Привыкая читать текст таким образом, вы реализуете новую программу умственной деятельности, новые коды восприятия и обработки информации.
Для формирования и закрепления навыка верти- кального движения глаз мы предлагаем вам комплекс упражнений.
Date: 2015-09-24; view: 380; Нарушение авторских прав |