Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фильтрующая способность мозга
Как было сказано выше, приемами выделения смыс- ловых опорных пунктов и антиципацией для понимания текста интуитивно пользуется большинство читателей. Осознанное же, целенаправленное обучение данным приемам дает совершенно другие результаты, как ка- чественные, так и количественные. В режиме быстрого чтения понимание текста носит активный и свернутый характер, а использование данных приемов осмысле- ния текстового материала становится очень полезным. Рассмотрим более подробно некоторые из процессов понимания, опираясь на известные науке закономер- ности работы мозга. Понимание – один из результатов функционирова- ния мозга. Считая, что человеческое мышление – это переработка поступающей информации, мы определяем понимание как качественную характеристику, опреде- ляющую полноту и эффективность этой переработки. Ведь зрительно зафиксировать какойлибо предмет недостаточно, нужно еще и осмыслить его содержание, и осознать назначение – именно это должно быть конеч- ной целью человека. Мозг человека – банк разнообразнейшей информа- ции, накопленной человеком в течение всей жизни.
Ежесекундно человек обращается в свое «хранилище» знаний и опыта и извлекает из него нужные сведения. Воспринимая информацию из окружающего мира, он снова «закладывает» ее в банк памяти, а через какоето время опять обращается к своим знания о мире. Этот процесс идет непрерывно. Во время чтения мы всегда пользуемся не только поступающей к нам информацией, но и обращаемся к уже имеющейся. В коре головного мозга происходит слияние двух потоков – внешней и внутренней информации. Как нам известно, базисом функционирования человеческого мозга является взаимодействие различных структур коры правого и левого полушарий мозга. Получая новую информацию, мозг как бы «просеивает» ее и, отсекая, выбрасывая излишнюю, «складывает» значимую инфор- мацию в «кладовые» памяти. На стадии обработки воспринимаемая информация пропускается через специальный функциональный алгоритмический фильтр, освобождающий мозг от бессмысленных словосочетаний. Ученым пока неиз- вестна степень эффективности работы столь тонкого механизма. Однако, как показывают исследования, можно считать, что люди используют потенциаль- ные возможности этого фильтра чрезвычайно мало. Во время процесса чтения задачей читателя является мгновенная оценка смысловой стороны получаемой информации и пути ее дальнейшей обработки. Инте- ресно при этом, что для восприятия смысла текстового материала соблюдение или несоблюдение грамматичес- ких нюансов данного языка текста не имеет значения. Если составить грамматически правильную фразу, но при этом не имеющую смысла, например, «Желтые мысли весело ходят», сигнала к обработке этой фра- зы мозг не даст. А если, наоборот, составить фразу,
грамматически неверную, но со смыслом, например, «Я ходить, трава рвать», данная информация будет при- нята к восприятию и успешно обработана. Л.С. Выготский говорил, что необходимо уметь различать законы развития смысловой стороны речи и ее внешнего физического облика, отражающегося в закономерностях построения предложений, правилах грамматики и т.д. То, что с точки зрения грамматики языка является ошибкой, иногда может быть значимым на уровне мышления. Как писал А.С. Пушкин: Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. Знаменитое чеховское предложение: «Подъезжая к сией станции… у меня слетела шляпа» – еще один пример такого психологически понятного, но грамматически ошибочного предложения. Приведенные выше примеры и рассмотренная зако- номерность функционирования человеческого мозга могут прояснить природу нашего странного стремления искать смысл в любой, даже на первый взгляд бессмыс- ленной информации.
Date: 2015-09-24; view: 434; Нарушение авторских прав |