Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что значит понять текст?





Древние греки считали, что волю богов приносит на землю божественный посланник, племянник Зевса Гер- мес. Именно Гермес в Древней Греции назывался тол- кователем божественной благодати. Намного позднее, в средние века, толкователями воли бога считались священники, ибо именно они истолковывали тексты из священного писания. В то время и возник термин

«герменевтика», понимаемый как искусство объяснять непонятное или искаженное. Значение имело каждое слово, каждый знак препинания, каждая запятая. Все нес- ло в себе божественный смысл. Современная герменев- тика занимается проблемой понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе не существенны для понимания. Они представ- ляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка.

Психологи достаточно давно пытаются разрешить проблему понимания текста. В связи с этим, ими было


 

дано свое определение понимания как установления ло- гической связи между предметами путем использования накопленных ранее знаний. Конечно, когда мы читаем несложный текст, процесс понимания как бы сливается с чтением, мы бессознательно сопоставляем имеющиеся у нас знания с тем, что читаем. Но при чтении сложного текста, несущего в себе неизвестные слова и понятия, осмысление неизвестного представляет собой слож- ный, развертывающийся во времени процесс. В этом случае для того, чтобы осмыслить и запомнить текст, нужно обладать навыками некоторых мыслительных приемов. Самыми востребованными среди читателей приемами являются выделение смысловых опорных пунктов и антиципация.

Что же это такое? Выделение смысловых опорных пунктов есть, в сущности, процесс фильтрации, иначе говоря, сжатие текста до минимума без потери смысла. Это очень похоже на сцеживание, когда фильтр пропус- кает всю воду, оставляя более плотные и нужные части раствора. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть любой опыт, то есть знания, с которыми мы связываем то, что запоминается, или что само «всплы- вает» как связанное с ним. Опорой понимания может стать любая ассоциация, какието второстепенные дета- ли, слова, определения и пр. Задача приема выделения смысловых опорных пунктов – свести содержание текста к емким и значимым логическим формулам, выделить в каждой формуле основное по смыслу понятие, проассо- циировать понятия между собой и создать таким обра- зом единую логическую цепь идей. В этом заключается суть понимания текста. Опираясь на данный прием, мы разработали дифференциальный алгоритм чтения, подробнее описанный ниже.




 

Кроме выделения смысловых опорных пунктов, мы упомянули антиципацию, или предвосхищение. Это не- обычное слово означает явление смысловой догадки.

Ты способна и в сахаре выискать «соль», Фразу – в только намекнутом слове.

Так Игорь Северянин в своем стихотворении

«Отличная от других» описал способности героини, довольно точно описав явление антиципации, которое основывается на знании логики развития событий, усвоении результатов анализа признаков, предвари- тельно осуществленного оперативным мышлением. Читая текст, человек, владеющий данным приемом, уже обладает знанием, чем этот текст закончится, хотя для этого, казалось бы, нет никаких видимых оснований.

Исследования показали, что в результате специаль- ной тренировки практически любой человек может раз- вить в себе интуитивное «угадывание» сценария разви- тия событий, описываемых в тексте, то есть способность человека мгновенно предугадывать по неопределенным косвенным смысловым признакам текста «наступающие события» значительно возрастет. Квалифицированный читатель может всего лишь по нескольким начальным буквам угадывать слово, а по нескольким словам – фра- зу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Однако следует заметить, что подобное явление возможно лишь в случае активной работы с текстовым материалом, когда мышление читателя рабо- тает в продуктивном режиме, вычленяя основную идею текста из всего «вороха» информации. Вывод: при актив- ном чтении читателю, в основном, следует опираться не на значение отдельных слов или словосочетаний, а на содержание текста в целом.


 

Смысловая догадка – явление закономерное, в боль- шинстве случаев оно объясняется избыточностью тек- ста, равной, как правило, 75%.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность «предвосхищать» события помогает сфор- мировать у читателя чутье к фразовым стереотипам, вы- явление которых является важнейшей из предпосылок выработки навыка смысловой обработки текста.

 








Date: 2015-09-24; view: 65; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию