Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что значит понять текст?
Древние греки считали, что волю богов приносит на землю божественный посланник, племянник Зевса Гер- мес. Именно Гермес в Древней Греции назывался тол- кователем божественной благодати. Намного позднее, в средние века, толкователями воли бога считались священники, ибо именно они истолковывали тексты из священного писания. В то время и возник термин «герменевтика», понимаемый как искусство объяснять непонятное или искаженное. Значение имело каждое слово, каждый знак препинания, каждая запятая. Все нес- ло в себе божественный смысл. Современная герменев- тика занимается проблемой понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе не существенны для понимания. Они представ- ляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка. Психологи достаточно давно пытаются разрешить проблему понимания текста. В связи с этим, ими было
дано свое определение понимания как установления ло- гической связи между предметами путем использования накопленных ранее знаний. Конечно, когда мы читаем несложный текст, процесс понимания как бы сливается с чтением, мы бессознательно сопоставляем имеющиеся у нас знания с тем, что читаем. Но при чтении сложного текста, несущего в себе неизвестные слова и понятия, осмысление неизвестного представляет собой слож- ный, развертывающийся во времени процесс. В этом случае для того, чтобы осмыслить и запомнить текст, нужно обладать навыками некоторых мыслительных приемов. Самыми востребованными среди читателей приемами являются выделение смысловых опорных пунктов и антиципация. Что же это такое? Выделение смысловых опорных пунктов есть, в сущности, процесс фильтрации, иначе говоря, сжатие текста до минимума без потери смысла. Это очень похоже на сцеживание, когда фильтр пропус- кает всю воду, оставляя более плотные и нужные части раствора. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть любой опыт, то есть знания, с которыми мы связываем то, что запоминается, или что само «всплы- вает» как связанное с ним. Опорой понимания может стать любая ассоциация, какието второстепенные дета- ли, слова, определения и пр. Задача приема выделения смысловых опорных пунктов – свести содержание текста к емким и значимым логическим формулам, выделить в каждой формуле основное по смыслу понятие, проассо- циировать понятия между собой и создать таким обра- зом единую логическую цепь идей. В этом заключается суть понимания текста. Опираясь на данный прием, мы разработали дифференциальный алгоритм чтения, подробнее описанный ниже.
Кроме выделения смысловых опорных пунктов, мы упомянули антиципацию, или предвосхищение. Это не- обычное слово означает явление смысловой догадки. Ты способна и в сахаре выискать «соль», Фразу – в только намекнутом слове. Так Игорь Северянин в своем стихотворении «Отличная от других» описал способности героини, довольно точно описав явление антиципации, которое основывается на знании логики развития событий, усвоении результатов анализа признаков, предвари- тельно осуществленного оперативным мышлением. Читая текст, человек, владеющий данным приемом, уже обладает знанием, чем этот текст закончится, хотя для этого, казалось бы, нет никаких видимых оснований. Исследования показали, что в результате специаль- ной тренировки практически любой человек может раз- вить в себе интуитивное «угадывание» сценария разви- тия событий, описываемых в тексте, то есть способность человека мгновенно предугадывать по неопределенным косвенным смысловым признакам текста «наступающие события» значительно возрастет. Квалифицированный читатель может всего лишь по нескольким начальным буквам угадывать слово, а по нескольким словам – фра- зу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Однако следует заметить, что подобное явление возможно лишь в случае активной работы с текстовым материалом, когда мышление читателя рабо- тает в продуктивном режиме, вычленяя основную идею текста из всего «вороха» информации. Вывод: при актив- ном чтении читателю, в основном, следует опираться не на значение отдельных слов или словосочетаний, а на содержание текста в целом.
Смысловая догадка – явление закономерное, в боль- шинстве случаев оно объясняется избыточностью тек- ста, равной, как правило, 75%. Таким образом, при обучении быстрому чтению способность «предвосхищать» события помогает сфор- мировать у читателя чутье к фразовым стереотипам, вы- явление которых является важнейшей из предпосылок выработки навыка смысловой обработки текста.
Date: 2015-09-24; view: 405; Нарушение авторских прав |