Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Древнего Китая
К ранним литературным (философским) памятникам Древнего Китая относится «И цзин» («Книга перемен»). «Книга перемен» не является, строго говоря, философским произведением. Она представляет собой литературно‑поэтические основы перехода от дофилософских и отчасти мифологических представлений к философским воззрениям, метаморфозы коллективистского родового сознания в личностные философские взгляды мудрых людей. Среди наиболее значительных имен, определивших проблематику и развитие древнекитайской философии на столетия вперед, следует назвать Лао‑Цзы (вторая половина VI – первая половина V в. до н. э.) и Конфуция (Кун Фу‑цзы, 551–479 до н. э.), наследие которых дает объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей. Идеи Лао‑Цзы стали широко известны в Китае благодаря его последователям на рубеже IV–III в. до н. э. Его сочинения заложили основы первой философской системы Древнего Китая – даосизма. Как и все ранние философские взгляды, идеи Лао‑Цзы противоречивы. Центральное место в даосизме занимает категория «дао», которое не единожды, а постоянно появляется, рождается во Вселенной. Развитие, по Лао‑Цзы, происходит не по восходящей линии, а по кругу. Дао – это вечное непознаваемое начало, не воспринимаемое органами человеческих чувств, неизменное, не имеющее каких‑либо форм. Дао предстает как нематериальная духовная основа всех вещей и природных явлений, в т. ч. и человека. Для Лао Цзы и его последователей идеалом было созерцательное знание – констатация, фиксация вещей, явлений и процессов, происходящих в мире. Лао‑Цзы предложил своеобразную методологию познания, где познать других можно по себе; по одной семье можно познать остальные; по одному царству можно познать другие; по одной стране можно познать Вселенную. Рассуждая о социальном устройстве и управлении обществом, Лао‑Цзы говорил, что лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Древнекитайский философ указывал, что при спокойном правительстве люди становятся простодушными, при деятельном – несчастными. Мудрец рекомендовал правителям не теснить жилища людей, не презирать их жизнь. Позднее древнекитайская философия развивалась под влиянием идей и деятельности Конфуция. Как мыслитель Конфуций во многом сформировался под влиянием древнекитайских рукописей. Популярность философу принесли содержательные и многочисленные комментарии к «Книге перемен». Свои собственные взгляды Конфуций изложил в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая стала частью конфуцианского «Четверокнижия» («Сы шу»). К основным понятиям конфуцианства относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), который предстает как фундамент этико‑политического учения и его конечная цель, и «ли» (почтительность, нормы общежития, социальный регламент), объединяющий широкий круг правил, регламентирующих все сферы общественной жизни (семья, межгосударственные отношения, отношения между отдельными людьми и различными социальными группами). По мнению Конфуция, в основе взаимоотношений между людьми должны лежать нравственные принципы, а в основе руководства обществом и государством – обычаи, традиции страны, уважение к предшествующим поколениям и здравый человеческий разум. Важное значение философ придавал судьбе как элементу природы, предопределяющему сущность и будущее человека.
Date: 2015-09-22; view: 327; Нарушение авторских прав |