Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6 Святые берегут город 1 page
Собор апостолов Петра и Павла Есть в самой широкой части Невы маленький остров, пронзающий водную гладь, словно крошечный военный корабль. Финны, которые жили по берегам величавой реки много веков назад, называли его «Енисаари», что значит Заячий. Так его именуют и теперь. Здесь, на острове, Петр I основал крепость для защиты невских земель от северных соседей. Предание гласит, что вольная Нева покорила сердце царя, и он решил приручить своенравную реку: одеть в гранитные одежды, а на ее берегах построить город. Вскочив на коня со словами: «Мое и Богово», решил он перепрыгнуть через реку на другой берег, но упал вместе с конем в воду. Загудел народ, а царь вышел из воды на маленький остров и, перекрестившись, поклонился на все четыре стороны и сказал: «Люд православный! Прежде Богово, а потом уж наше! Начнем! С Богом!» [113] Закладка крепости, первого сооружения города, произошла 27 мая 1703 года. Как гласит легенда, царь с вельможами и солдатами прибыл в этот день на Заячий остров. После водосвятия и молебна Петр взял заступ и начал сам копать ров. Вдруг из синевы небес слетел огромный орел и стал парить над островом. В ров опустили золотой ковчег с частицей мощей Святого Андрея Первозванного, покровителя России, а царь, положив на крышку ковчега три куска дерна, сказал: «Здесь быть городу» [114]. Так началась история Петербурга. А через некоторое время, 12 июля, в Петров день, в крепости заложили первый храм города на Неве, ставший главным символом Петербурга и духовным воплощением замыслов царя‑реформатора. Согласно петербургской легенде, Петр сам выбрал место для нового храма, сказав: «Во имя Иисуса Христа на этом месте будет церковь во имя апостолов Петра и Павла».
Собор апостолов Петра и Павла И вновь появился орел и, шумя крыльями, пролетел над островом. Говорили, что этот орел был приручен, и долго еще жил на Петроградской стороне, получая корм по приказу коменданта крепости [115]. В 1704 году новгородский митрополит Иов освятил первую церковь во имя Святых Петра и Павла. Это был небольшой деревянный храм с колокольней, увенчанной на голландский манер шпилем на купольном фонарике, и первыми городскими часами. В память о Полтавской победе в 1709 году у входа в церковь пристроили две башни со шпилями, где по праздникам развивались боевые вымпелы. Строил деревянную, а потом и каменную церковь первый зодчий города – Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, Доменико родился и получил архитектурное образование в Швейцарии, недалеко от города Лугано, где проживала его семья. Несколько лет Доменико работал архитектором при дворе короля Дании, а затем получил приглашение от русского царя Петра на службу в качестве фортификатора [116] и инженера. Приехав в Россию в 1703 году, а через год – в Петербург, Трезини остался здесь навсегда, обретя вторую родину Почти 30 лет жил и работал в новой столице Андрей Якимович Трезин (так в России звали зодчего). Среди его построек, сохранившихся до наших дней, и Благовещенская церковь Александро‑Невской лавры, и Летний дворец Петра I в Летнем саду, и здание двенадцати коллегий на Университетской набережной. Но главным делом всей его жизни стало строительство Петропавловской крепости с Петровскими воротами и Петропавловским собором. Через полгода после освящения собора зодчий скончался, ненадолго пережив свое детище. Похоронен он на первом кладбище города – Сампсоньевском, под сенью храма во имя Сампсония Странноприимца. Могила зодчего, к сожалению, затерялась, но в наши дни на кладбище установлен памятник первым архитекторам города, среди которых самое почетное место занимает Доменико Трезини [117]. В 1712 году, когда Санкт‑Петербург стал столицей государства, деревянный храм перестал соответствовать его новому статусу и Петр повелел построить на месте деревянного новый каменный храм, поручив создание проекта Доменико Трезини. При закладке новой церкви первый камень под гром пушек положил сам Петр, потом по камню положили его жена, царица Екатерина, и все вельможи, присутствовавшие на торжестве. Петропавловский собор, освящение которого состоялось уже после смерти Петра, в 1733 году, при императрице Анне Иоанновне, стал кафедральным и имел этот статус до 1858 года, пока не был сооружен блистательный Исаакиевский собор. Доменико Трезини создал церковь в европейском барочном стиле: «зального», а не «крестово‑купольного» типа. Таких храмов в России еще не было. Собор имеет форму узкого прямоугольника, разделенного на три нефа мощными пилонами [118]. Огромное внутреннее пространство храма поддерживают зелено‑розовые муаровые колонны. Освещенный большими хрустальными люстрами и заливаемый ярким потоком света, который льется из больших окон, прорезающих стены собора, собор действительно напоминает великолепный дворцовый зал. Ярко‑желтое здание собора с фигурной четырехскатной крышей и небольшим куполом с золоченой главкой и сейчас выглядит празднично на фоне строгого гранитного облика крепости. Главной доминантой собора стала многоярусная колокольня с курантами, увенчанная шпилем, с фигурой ангела, держащего крест. Говорят, что по своей форме колокольня напоминает мощную фигуру Петра, рост которого, как известно, был более двух метров. Вероятно, Трезини, проектируя колокольню, хотел создать своеобразный памятник основателю Петербурга. Колокольня построена почти на десять лет раньше самого храма. Петр торопил архитектора: ему хотелось, чтобы поскорее построили символ величия новой столицы. По замыслу царя, по высоте она должна была превзойти восьмидесятипятиметровую колокольню Ивана Великого в Москве. При Петре колокольня была внутри деревянной и имела высоту сто шесть метров. Летящий над Невой ангел является флюгером. Старожилы говорили, что таким он уже был при Петре: практичный царь повелел соединить в ангеле две функции: метеорологическую и декоративную. Но флюгером ангел стал уже при Екатерине Великой, когда после наводнения 1777 года он был поврежден сильным штормовым ветром и его переделали по проекту Антонио Ринальди. А во время правления Николая I произошло еще одно событие, которое долго обсуждалось горожанами. Во время сильного урагана ангел с крестом на шпиле так накренился, что мог упасть. Долгое время он так и стоял, склонившись к земле, ведь подняться на такую высоту без дорогостоящих лесов было невозможно. И вот один умелец, прозванный потом «небесным кровельщиком», – двадцатитрехлетний крестьянин Петр Телушкин, – держась за крошечные выступы кровли, поднялся наверх и поправил ангела и крест. За этот поступок он получил от императора медаль «За усердие» и право на бесплатную чарку водки во всех кабаках. Для этого ему достаточно было щелкнуть двумя пальцами, сомкнутыми кольцом, по подбородку, где было выжжено специальное клеймо. Если верить преданию, именно с этим связан знаменитый русский жест, приглашающий к выпивке [119]. В 1856 году, после страшного пожара в соборе, случившегося от удара молнии во время грозы, деревянные конструкции рухнувшего шпиля заменили металлическими. Теперь высота колокольни – 122,5 метра. Это самое высокое здание города на Неве. Совсем недавно шпиль и купол позолотили, и первый храм города снова завораживает своим величественным сиянием, перекликающимся с блеском шпиля Адмиралтейства, стоящего на противоположном берегу. Не только печальные, но праздничные и радостные события происходили в Петропавловском соборе. Главное торжество на протяжении многовековой истории храма было связано с праздником апостолов Петра и Павла. Кроме праздничного богослужения, в этот храмовый праздник, 12 июля, для причта устраивался в Комендантском доме ежегодный обед, где обязательно подавали осетра, которого ловили в Неве у крепости [120]. Святой Петр, в прошлом – рыбак Симон из Галилеи, получил свое имя от Иисуса. Петр – значит «камень». Спаситель не ошибся в своем ученике: хоть Петр и не всегда был твердым, как камень, и трижды отрекся от Иисуса, но всю жизнь без страха и усталости проповедовал учение Христа, приняв мученическую смерть на кресте. Святой Павел не сразу принял христианскую веру. Родители дали ему имя Савл, что значит «выпрошенный», он был долгожданным поздним ребенком. Когда Савл вырос, он стал фарисеем, гонителем христиан. Но однажды он увидел свет и услышал голос Иисуса, который повелел ему идти в Дамаск. От яркого света Савл ослеп, но когда принял крещение, то прозрел и увидел мир по‑новому. Получив при крещении имя Павел, что значит «маленький» – ведь он был немощным и слабым, – он стал смело и ревностно проповедовать учение Иисуса по всему миру. Ни темницы, ни страдания не остановили его на этом пути. Святой Павел был распят на кресте, как и Петр, по приказу жестокого императора Нерона. Золотые статуи апостолов Петра и Павла украшают резную кафедру, расположенную напротив иконостаса. Великолепный старинный резной иконостас в форме триумфальных ворот сохранился до наших дней. Его создал известный зодчий петровского времени Иван Зарудный. А сорок три иконы иконостаса выполнены московскими иконописцами Андреем Меркурьевым и Федором Артемьевым. Это один из лучших иконостасов XVIII века, истинный шедевр декоративного искусства. Некоторые святыни собора, церковная утварь, картины, старинные книги, к сожалению, не сохранились. После закрытия собора в 1919 году ценности были вывезены и безвозвратно утеряны. А здание Петропавловского собора на долгие годы было отдано Музею истории города. Военные трофеи, хранившиеся здесь со времен Северной войны, тоже были отданы в Эрмитаж и в другие музеи. Сейчас в храме находятся несколько копий захваченных в сражениях турецких и шведских знамен, напоминая о том, что собор является памятником славы русского воинства [121]. И сейчас храм остается музеем. Богослужения, которые проводит настоятель собора, совершаются только в большие праздники: день Святых Петра и Павла, именины города, на Рождество, Пасху. Иногда проводятся молебны в день рождения или панихиды в день смерти членов фамилии Романовых, которые захоронены в соборе. Петропавловский собор отличается от всех храмов России именно тем, что здесь находятся погребения всех российских императоров и императриц, начиная с Петра I (кроме Петра II и Иоанна VI), а также великие князья и княгини. У надгробий из белого мрамора с именами покоящихся в них царствующих особ всегда много людей. Но больше всего почитают погребение Павла I. Петербургское предание гласит, что молитва, прочитанная у надгробия убитого императора, спасает от любых невзгод: на службе, в судебных делах, в семейных неурядицах, при невезении в любви [122]. В 1998 году в приделе святой Екатерины были похоронены останки Николая II, его семьи и слуг, расстрелянных большевиками в Екатеринбурге. С восточной стороны к собору примыкает великокняжеская усыпальница, созданная в начале XX века по проекту Давида Грима; она стала последним творением знаменитого зодчего. Грим разработал проект в соответствии с пропорциями самого собора. Гармонично дополняя его композицию и одновременно являясь самостоятельным сооружением, небольшое здание усыпальницы стало неотъемлемой частью Петропавловского собора [123]. В советское время могилы, а также все убранство интерьеров усыпальницы – лампады, старинные иконы, золоченые кресты, бронзовые люстры, величественные надгробные доски – были уничтожены. В Петербурге ходили слухи, что все останки великих князей и княгинь свалили в одну кучу и сожгли в костре. Сейчас усыпальница реставрируется, надгробные плиты восстанавливаются. Возле собора, у алтарной стены, находится еще одно кладбище, отделенное от аллеи, ведущей к собору, металлической оградой, – Комендантское. Здесь захоронены все 18 комендантов Петропавловской крепости, начиная с первого – Романа Брюса. Это своеобразный памятник истории крепости, которая продолжается и в наши Дни. Каждый день, как и много веков назад, в полдень бьют куранты и стреляет пушка с Нарышкинского бастиона. Высоко над Невой в небе парит ангел, держащий над городом крест, и не иссякает поток людей, идущих к первому храму Петербурга – собору во имя Святых апостолов Петра и Павла, небесных покровителей города. Государственный музей Собор Святых апостолов Петра и Павла открыт ежедневно с 10 до 19 ч. Богослужения совершаются в праздничные дни. Адрес: Петропавловская крепость Транспорт: ст. метро: «Горьковская» Автобус: 45 Трамвай: 6.
Исаакиевский кафедральный собор На левом берегу Невы, за Адмиралтейством, где Медный всадник гордо простирает ладонь над городом, а другой император, Николай I, пришпорил ретивого коня, словно пытаясь взять барьер и догнать великого пращура, как гигантская чернильница, выплеснув в петербургское небо синеву, высится златоглавый Исаакиевский собор. Исаакиевский собор – самый большой храм города, его вес – триста тысяч тонн, а высота – сто один с половиной метр. Выше него в Петербурге только колокольня Петропавловского собора. Величие и монументальность храму придают сто двенадцать гранитных колонн‑монолитов. Бригада каменщиков во главе с Самсоном Сухановым вручную высекала эти колонны в каменоломнях под Выборгом, а затем на баржах привозила в город. Колонны, по идее автора собора Огюста Монферрана, устанавливали раньше, чем возводили мощные [124] стены собора. Установка первой колонны, которая произошла за тридцать лет до освящения собора, стала настоящим праздником. Приехавшие на торжество иностранные гости, царская чета, многочисленная толпа зевак с изумлением наблюдали, как всего за 45 минут, с помощью специальных приспособлений – кабестанов [125], была поднята и установлена 17‑метровая колонна весом 114 тонн. Этот первый монолит легко найти: эта колонна крайняя справа, в первом ряду, в восточной части северного портика [126]. Под основанием первой колонны погребена свинцовая коробка, куда вложена платиновая медаль с изображением императора Александра I. Всего четыре портика храма поддерживают 48 колонн. Не менее грандиозной была работа по установке 24 колонн вокруг высокого барабана центрального купола – ведь каждый из монолитов весил 64 тонны и был лишь на три метра меньше нижних; а поднять колонны надо было на большую высоту. На колоннаду барабана, где расположена смотровая площадка, можно подняться по винтовой лестнице из 562 ступеней; с сорокаметровой высоты виден и знаменитый памятник Николаю I, и самый большой в городе Синий мост, и здание Мариинского дворца, где заседает Законодательное собрание Петербурга; оттуда, с высоты птичьего полета, можно увидеть не только Исаакиевскую площадь, но и весь город. Колонны окружают и барабаны малых куполов, и огромные окна.
Исаакиевский кафедральный собор Скульптурное убранство придает внешнему облику храма небывалое величие. Бронзовые барельефы фронтонов портиков выполнены Иваном Петровичем Витали; на них изображены библейские сцены – в частности, Исаакий Далматский, предсказывающий гибель императору Валенту и благословляющий императора Феодосия. С крыши собора на город смотрят двенадцать скульптур апостолов, а еще выше, у мраморного основания барабана центрального купола, на балюстраде, застыли двадцать четыре бронзовых ангела. Словно недремлющая стража, они охраняют город вот уже почти сто пятьдесят лет. Четыре колокольни‑купола охраняют коленопреклоненные ангелы. На золочение медных куполов и крестов ушло сто килограмм золота. Все одиннадцать колоколов собора, из которых самый большой весит 30 тонн, были отлиты из старых медных пятаков, но с добавлением большого количества серебра – вот почему у них такой мелодичный звон. Уникальные главные двери Исаакиевского собора, выполненные по проекту Витали, сделаны из дуба и отлиты в бронзе; половинка двери весит около десяти тонн [127]. За всеми этими цифрами стоит колоссальный труд сотен тысяч рабочих и мастеровых, которые без устали трудились с восхода и до заката, и в лютый мороз, и в проливной дождь, а жили впроголодь в бараках возникшей рядом с собором Исаакиевской деревни. Только под основание гигантского храма, уступающего в своих размерах разве что собору Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне [128], строители забили 24 просмоленных сосновых сваи. Но до сих пор в Петербурге поговаривают, что собор оседает под тяжестью собственного веса и когда‑нибудь обвалится. В 1927 году, когда в стране был страшный голод, американцы предложили купить Исаакиевский собор, чтобы, разобрав его на отдельные части, вывезти на кораблях в США; предлагали заплатить золотом и вдобавок отремонтировать все улицы города; но собор, к счастью, остался в Петербурге. Возможно, это еще одна легенда, связанная с собором, а может, и нет [129]. Городские легенды рассказывают нам, что в годы блокады огромная высота здания собора оказалась полезна городу. Чиновники Ленинграда никак не могли решить, как уберечь от бомбежек музейные ценности города; и тогда кто‑то из старых артиллеристов предложил спрятать все в Исаакиевском соборе: вражеские бомбардировщики обязательно используют самую высокую точку города как ориентир для пристрелки и не станут бомбить собор. Так и вышло: подвалы собора стали убежищем, а сам храм уцелел, получив лишь небольшие повреждения [130]. Одна из колонн со следами осколков снарядов сохранена, и на ней установлена мемориальная доска. Величественное творение Монферрана – не первый храм в честь Исаакия Далматского. Первым была деревянная Исаакиевская церковь, которая стояла на месте нынешнего фонтана у Адмиралтейства. Она знаменита тем, что в ней венчались царь Петр I и будущая императрица Екатерина. Под церковь перестроили бывшую адмиралтейскую чертежную, храм освятили в 1710 году и посвятили Исаакию Далматскому, в день памяти которого, 30 мая, родился Петр Великий [131]. Преподобный Исаакий, приняв постриг, долгие годы провел в пустыне; но, узнав о том, что по приказу императора Валента в Константинополе закрывают и разрушают храмы, пришел в столицу. В это время Валент собирался в поход против варваров. Увидев императора, Исаакий предсказал, что поход будет удачным, если Валент прикажет открыть все храмы. Самоуверенный правитель не послушал монаха, а велел бросить его в темницу. Но пророчество сбылось: варвары победили, а император погиб. Новый правитель Византии, Феодосий, повелел открыть все христианские церкви, а Исаакия почитал как святого. Для него построили недалеко от города жилище, где потом и возникло поселение монахов. Здесь Исаакий в трудах и молитвах прожил до глубокой старости, оставив обитель на попечение своего ученика Далмата, имя которого и носит монастырь. Петр I почитал Исаакия Далматского как своего небесного покровителя и, когда деревянный храм обветшал, приказал заложить новую каменную Исаакиевскую церковь. Автором проекта был Георг Маттарнови, а место выбрали у Невы, там, где в наши дни стоит «Медный всадник». Церковь, напоминающую по внешнему виду Петропавловский собор, строили долго, а освятили уже после смерти Петра. Невские воды во время наводнений подмывали фундамент здания и оставляли трещины на стенах, а пожар 1735 года завершил то, что не удалось воде. Храм решили разобрать, а при Екатерине Великой, считавшей себя преемницей Петра, стали строить третью Исаакиевскую церковь, уже дальше от Невы, на месте нынешней Исаакиевской площади. Проект «мастера мрамора» Антонио Ринальди был грандиозен; но постройка затянулась, императрица умерла, а архитектор покинул Россию – при нем успели облицевать стены храма многоцветным мрамором лишь до карнизов. Новый правитель, Павел, приказал достроить собор своему любимому зодчему Винченцо Бренне, но мрамор, предназначавшийся для облицовки храма, передали для строительства Михайловского замка. Мрамор заменили кирпичом, укоротили колокольню, а купол возвели один, а не пять, как предполагал Ринальди. В таком неприглядном виде, не соответствующем архитектурному убранству площади и своему назначению, собор и был освящен (это произошло в 1802 году) [132]. В Петербурге вскоре стали распевать: «Двух царствований памятник приличный, низ мраморный, а верх кирпичный». Сочинителя сослали в Сибирь, обрезав ему уши и язык [133], а новый император, Александр I, объявил конкурс разработок на перестройку третьего храма, пожелав при этом сохранить алтарную часть храма и мраморный низ. Конкурсов было два, но все архитекторы предлагали разобрать старый собор и возвести новый. Тогда Александр II поручил Августину Бетанкуру, знаменитому изобретателю и инженеру, председателю Комитета по делам строений, найти такого мастера, который перестроил бы храм. Архитектор пришел сам и принес альбом с рисунками храмов, выполненных в разных стилях: от готического до китайского [134]. Так строителем собора стал энергичный и смелый француз Огюст Монферран, уже два года живший в Петербурге. Он был храбрым солдатом, кавалером ордена Почетного легиона, участником наполеоновских войн, имел архитектурное образование и к этому времени успел два года проработать в Париже под началом Ж. Молино, генерального инспектора по строительству. Просмотрев альбом, Александр I назначил Монферрана императорским архитектором, поручив ему проект собора [135]. Перестройка Исаакиевского собора продолжалась целых сорок лет – с 1818 года до 1858 года. Так долго не строили ни один храм в Петербурге. Сначала пришлось переделывать проект, так как оказалось, что сохранить старые пилоны технически невозможно. При Академии Художеств была создана целая комиссия для исправления проекта, и, используя все замечания, Монферран создал новый план. В течение пяти лет забивали сваи, затем устанавливали колонны, возводили стены, а архитектору пришлось создать еще один, третий проект храма, для возведения верхней части собора. После возведения здания еще много лет создавалось внутреннее убранство храма. В Петербурге поговаривали, что гадалка предсказала архитектору смерть только после того, как он достроит собор, поэтому Монферран не торопится. И действительно, архитектор скончался через месяц после освящения собора. Одна из легенд о скоропостижной смерти автора собора гласит, что во время освящения один из вельмож из свиты императора обратил внимание на скульптурную композицию, изображающую святых. Все фигуры были изображены склонившими голову, лишь один, держащий в руках модель собора, не склонился в почтении. В облике этого святого угадывались черты Монферрана – своеобразный автограф зодчего. Император промолчал, не пожав Монферрану руки, и, даже не поблагодарив, вышел. После этого расстроенный архитектор заболел и умер [136]. Вообще в истории градостроительства очень популярны легенды о предсказании смерти зодчего после окончания строительства храма; то ли это городская легенда, то ли действительно архитекторы отдают своему детищу большую часть души и умирают вскоре, не в силах жить неполными. В соборе находится еще один памятник автору – бюст Монферрана, выполненный из сорока трех пород минералов и камней – всех, что использовали при отделке интерьеров храма. Залы Исаакиевского собора украшает также позолота, бронза, полированные гранитные колонны. Здесь можно увидеть произведения искусства, служащие украшением интерьера. Это мозаичные картины на евангельские сюжеты, скульптура и полотна знаменитых мастеров XIX века, уникальные литые позолоченные люстры [137]. Освещение в соборе не такое яркое, как в других храмах; но именно этот величественный сумрак создает особое душевное настроение. Сегодня под куполом снова парит серебряный голубь, символ Святого Духа. После революции на месте голубя висел маятник Фуко, один из экспонатов антирелигиозного музея, созданного в храме после его закрытия (с конца 30‑х годов XX века – Историко‑художественного музея). Сейчас в здании собора располагается Государственный музей «Исаакиевский собор», но в храме снова проводятся богослужения. В трехпридельный собор во имя святых Исаакия Далматского, великомученицы Екатерины и благоверного князя Александра Невского вернулась на свое место особо почитаемая икона Тихвинской Богоматери. В дни праздников первый удар колокола кафедрального Исаакиевского собора раздается над Невой как сигнал для звонниц всех церквей города, и начинается торжественное богослужение. Невозможно представить город без Исаакиевского собора – немного таинственного, хранящего в себе сотни лет петербургской истории. Сама природа вписала в свой ландшафт собор, так похожий на грандиозный античный храм. В туманное утро и вечерние сумерки еще более загадочным становится величественный силуэт собора, уходящего своей вершиной за облака; и ослепительным блеском наполняет солнце его купола, в ясный день видные даже из Кронштадта. Исаакиевский собор открыт с 11 до 17 ч. Богослужения проводятся в субботу в 17 ч., в воскресенье в 11 ч. Адрес: Исаакиевская пл., д. 4. Транспорт: ст. метро «Невский проспект» Автобус: 10, 27 Троллейбус: 5, 22. Собор во имя Святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский собор) Большой проспект, пересекающий 6‑ю и 7‑ю линии Васильевского острова, когда‑то был дорогой от Меншиковского дворца к заливу. Здесь, на перекрестке, всегда было оживленно. Купцы и горожане спешили на Андреевский рынок, а проходя мимо Андреевского собора и стоящей рядом церкви Трех Святителей, осеняли себя крестом. Кто богобоязненно, с поклонами, кто второпях. И так несколько веков – жизнь и вера, земное и вечное существуют рядом: стоит на этом месте Андреевский собор, особый, орденский храм, а рядом – рынок, названный его именем.
Собор во имя Святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский собор) Идея создания собора во имя Андрея Первозванного принадлежала Петру Великому, который особо чтил апостола, считая и его своим покровителем. Смерть не позволила императору осуществить замысел, хотя уже был готов проект Андреевской церкви и создана модель храма. Осуществить идею Петра удалось при Анне Иоанновне. В 1732 году была построена небольшая деревянная одноэтажная Андреевская церковь с маленькой звонницей, при Елизавете Петровне ставшая соборной. Сюда перенесли иконостас, находившийся в церкви дворца Меншикова, где до сооружения Андреевской церкви совершались службы для жителей этой части острова. Имя автора этого деревянного Андреевского собора осталось тайной, хотя предполагают, что это был Джузеппе Трезини – он проектировал церковь Трех Святителей, позднее появившуюся рядом с собором. Деревянный собор пользовался любовью, сюда приходили не только простые горожане, но и члены царской семьи, подолгу молился Иоанн Кронштадтский, приходила на службу блаженная Ксения Петербургская. В церкви было холодно, она не отапливалась, в зимние морозы людей обогревал лишь огонь свечей и лампад; но горожане полюбили храм, ведь он был освящен во имя Андрея Первозванного, покровителя России, одного из самых почитаемых святых. По библейскому преданию, апостол Андрей жил в Галилее и был рыбаком, как и его брат Петр. Однажды, услышав проповеди Иоанна Крестителя, Андрей пошел за пророком в надежде, что тот и есть Мессия. Иоанн Креститель привел последовавших за ним к реке Иордан, где принимал крещение Иисус. Так Андрей стал первым учеником Спасителя. Андрей Первозванный все годы земной жизни Иисуса был рядом с ним, а после проповедовал христианское учение среди язычников, ходил в разные страны, основал церковь в маленьком селении Византий, ставшем позднее столицей православия – Константинополем. Летописец Нестор упоминает о том, как однажды святой Андрей отправился вверх по Днепру и увидел горы. Апостол сказал ученикам, что здесь будет великий город, в котором построят много церквей, и, поставив свой крест в землю, благословил это место [138]. Предсказание Андрея Первозванного сбылось. Две тысячи лет красуется на берегах Днепра город Киев – «мать городов русских», а на месте креста стоит вековая липа. Отсюда, с этих гор, началась история русского государства, и с тех пор на Руси Андрея Первозванного почитают как покровителя. Как и все апостолы, он принял мученическую смерть, не пожелав отречься от веры; его распяли на Х‑образном кресте, не прибивая рук и ног, чтобы продлить мучения. Поэтому Андреевский флаг, бывший флагом России, а потом ставший символом морского величия нашего государства, – стяг белого цвета с голубым диагональным крестом. Веками апостола Андрея почитали как первосвященника Византийской церкви; а когда Русь крестилась, приняв православие из Константинополя, и в России стали особо чтить святого Андрея. И в наши дни в день крещения Руси от Андреевского собора отправляется торжественный крестный ход, а рядом с храмом воссоздана одна из часовен – в честь князя Владимира, крестившего Русь. Летом 1761 года во время грозы в Андреевский собор попала молния, и храм сгорел. Знаменитый иконостас удалось вынести из огня, и долгие годы он находился в церкви Трех Святителей Вселенских. Это один из самых старинных храмов города, построенный более чем за два десятилетия до Андреевского собора, он сохранился до наших дней и является частью Андреевского прихода. Удивительно и необычно – два православных храма рядом! По одной из городских легенд, на церковном кладбище, где хоронили именитых петербуржцев, упокоилась невеста молодого императора Петра II, Екатерина Долгорукая, на 16 лет пережившая своего жениха, умершего накануне венчания от болезни. Строительство нового храма поручили архитектору Сената, Александру Висту, известному зодчему; но он не оправдал высокого доверия. В 1766 году, через два года после начала работ, своды, поддерживающие купола, рухнули; тогда архитектора отстранили от работы; началось следствие. Постройку храма поручили Алексею Иванову, выпускнику Академии художеств, профессору архитектуры, долгое время стажировавшемуся в Париже и Риме. Строительство затянулось, но наконец в 1781 году собор освятили. Date: 2015-09-24; view: 389; Нарушение авторских прав |