Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5 Лавра и монастыри





 

Свято‑Троицкая Александро‑Невская лавра

Как бьющиеся о гранит волны, шумит и волнуется многолюдный Невский проспект, устремляясь от Адмиралтейства к небольшой площади, где на берегу реки Монастырки, бывшей Черной речки, расположена одна из главных святынь города – Александро‑Невская лавра. За стенами лавры затихает шум и суетливое движение города. И сам проспект, и площадь, и мост через Неву носят имя прославленного русского князя – Александра Невского, в память которого в 1710 году по велению Петра Великого был заложен монастырь, получивший в 1797 году статус лавры [90]. На площади возвышается памятник покровителю города: на коне и в воинских доспехах невские земли охраняет князь, когда‑то, много веков назад, защищавший свои владения от завоевателей‑крестоносцев.

По преданию, Петр выбрал это место для возведения монастыря не случайно. Здесь в далекие времена стояла финская деревушка Вихтолы, которую русские называли «Викторы». Петр, увидев в названии некий знак, переименовал местечко в Виктори – победа (по преданию, там произошла знаменитая Невская битва, в которой молодой князь Александр Ярославич разбил шведское войско Биргера, получив за эту блестящую победу прозвище Невский) [91]. Еще одна легенда рассказывает о том, как перед сражением на Неве начальник береговой стражи Пелгусий рассказал князю Александру, что на восходе солнца он услышал шум и увидел лодку, плывущую по реке, а в ней – два витязя в сияющих одеждах. И сказал один из них: «Поможем в беде нашему сроднику Александру». Князь решил, что это были святые Борис и Глеб, которые принесли доброе знамение о победе над шведами [92].

 

Свято‑Троицкая Александро‑Невская лавра

Здесь и приказал Петр основать монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского. Вскоре была завершена первая постройка будущей лавры – деревянная Благовещенская церковь, созданная по проекту зодчего Доменико Трезини. Освящение ее состоялось в присутствии царя и высшего духовенства 25 марта 1713 года, с тех пор эта дата считается днем основания монастыря. Тогда же здесь поселились первые монахи, устав для которых создал архиепископ Феофан Прокопович. При монастыре появились госпиталь и богадельня, а через несколько лет были созданы типография и школа для детей священников, которая преобразовалась в семинарию, а позднее в Духовную академию, ставшую главным религиозным учебным заведением России. Среди выпускников академии – композитор Петр Турчанинов, исследователь Евгений Болховитинов, Иоанн Сергеев – святой Иоанн Кронштадтский [93]. И в наши дни лавра остается центром богословского образования и науки. Через десять лет, в 1723 году, на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Доменико Трезини возвели каменный храм. Это сооружение является самой старинной постройкой лавры. Невысокое красно‑белое прямоугольное здание с фигурной крышей и восьмигранным барабаном, с маленькой золоченой главкой, уютно расположившейся на световом фонарике, – такой была церковь в петровское время, такой ее можно увидеть и в наши дни. В храме было два придела: на первом этаже – Благовещенский, освященный в 1725 году, в годовщину основания лавры, на втором этаже – посвященный Александру Невскому. Его торжественно освятили 12 сентября 1724 года.

В этот день в Петербурге отмечали годовщину окончания Северной войны. Но не только праздничный гром пушек и огни фейерверков привлекли петербуржцев и гостей города на берег речки Монастырки. Петр повелел перенести мощи святого Александра Невского из Владимира в новую столицу До Новгорода их везли по суше, а затем по Волхову и Неве привезли в Петербург, как раз в день торжества. Петр на ботике с императорским штандартом лично встретил яхту, на которой везли мощи, и сопровождал ковчег до монастыря. Под колокольный звон и залпы орудий ковчег с мощами внесли в верхний придел новой каменной церкви [94]. Каждый год в лавре отмечается престольный праздник – день памяти князя – 12 сентября, день, когда его мощи прибыли на берега Невы.

Благовещенская церковь долгие годы являлась усыпальницей великих людей России и царственных особ. В храме похоронены: Наталья Алексеевна, сестра Петра I; Анна Леопольдовна, регентша при малолетнем Иоанне Антоновиче, свергнутая Елизаветой Петровной; Алексей Разумовский, фаворит императрицы Елизаветы [95]. Одно захоронение почитается как святыня: место, где покоится прах великого русского полководца Александра Суворова. Надпись на могильной плите, сочиненная самим генералиссимусом, лаконична и проста: «Здесь лежит Суворов». В Петербурге до сих пор бытует легенда о том, что когда после отпевания гроб полководца необходимо было отнести наверх по узкой лестнице, многие засомневались, что он не пройдет. Тогда гренадеры поставили его себе на головы и со словами: «Суворов везде пройдет», – отнесли гроб наверх [96].


Рака с мощами Александра Невского находилась в Благовещенской церкви до 30 августа 1790 года, когда ее с крестным ходом торжественно перенесли в Свято‑Троицкий собор лавры. В 1922 году мощи князя перенесли в Казанский собор, где находился Музей религии и атеизма, а великолепную раку, сделанную по приказу императрицы Елизаветы Петровны из чистого серебра, – в Эрмитаж. В 1989 году состоялось второе перенесение мощей Святого Александра Невского. Их с крестным ходом принесли из Казанского собора в Свято‑Троицкий собор лавры, на прежнее место.

Свято‑Троицкий собор – главное сооружение лавры. По повелению императрицы Екатерины II его проект составил выдающийся петербургский архитектор Иван Егорович Старов. Зодчий был в числе первых выпускников Петербургской академии художеств, учился за границей в Париже, Риме. Отдавая себя зодчеству без остатка, Иван Старов оставил множество удивительных построек, возведенных им в разных уголках России. Это и камерные, и монументальные сооружения, загородные усадьбы и великолепные дворцы, общественные здания и храмы [97]. В Петербурге самые знаменитые постройки Старова – Таврический дворец и Свято‑Троицкий собор лавры.

Собор – одно из немногих сохранившихся сооружений города, выполненных в стиле раннего классицизма, – поражает своей монументальностью и величиной. Торжественное серое здание, увенчанное большим куполом на высоком барабане и портиком на шести колоннах, с двух сторон обрамляют высокие колокольни. Огромное внутреннее пространство собора, освещаемое великолепными люстрами и светом, проникающим сверху из шестнадцати окон барабана купола, разделено мощными пилонами на три нефа. Внутреннее убранство собора создавалось знаменитыми европейскими и русскими художниками, скульпторами, декораторами, иконописцами. И сейчас восхищают светлые мраморные своды собора, украшенные множеством позолоченных и бронзовых карнизов, арок и пилястр, картины на библейские сюжеты, дорогие оклады икон. Среди особо почитаемых икон в храме – образы Серафима Саровского, Параскевы Пятницы, Божьей Матери «Милующая» и «Скоропослушница». Также в соборе после реставрации появились иконы новомучеников и недавно канонизированных русских святых. Среди них – образы Иннокентия Иркутского, Митрополита Невского и Галицкого Владимира, Святого Мученика Григория Шлиссельбургского, Митрополита Вениамина, Софрония Иркутского, архимандрита Льва, епископа Глазовского Виктора, преподобного Серафима Вырицкого.

Особенно многолюдно в Свято‑Троицком соборе в дни памяти Александра Невского. Православная церковь отмечает еще один день – 6 декабря, в лавре это престольный праздник. В этот день состоялось погребение князя Александра и завершилась его жизнь.

Жил князь в XIII веке, полном трагических событий, когда и с Востока, и с Запада на Русь шли завоеватели. С ранних лет Александр сопровождал в походах своего отца, князя Великого Новгорода – Ярослава. А затем пришел и его час защищать русскую землю от врагов. В Невской битве он, проявив талант полководца, с небольшой дружиной и ополчением новгородцев сумел разбить войско шведов. А через два года русские воины, возглавляемые князем Александром, на льду Чудского озера победили немецких рыцарей в страшной битве. Но князь Александр защищал свое государство не только мечом. Став великим князем Владимирским, Александр Невский возложил на себя заботу обо всех русских землях и вел гибкую и мудрую политику на Востоке, чтобы не допустить нового нашествия монгольских полчищ на Русь. Четыре раза ездил князь в столицу Золотой Орды для заключения союза сначала с ханом Батыем, а потом и с его преемниками. Возвращаясь из последней поездки во Владимир в 1263 году, Александр по дороге занемог и скончался в Городце, перед смертью приняв монашеский постриг. Тело его привезли в столицу Руси – Владимир, а когда при погребении святого митрополит хотел вложить ему напутственную грамоту, князь, словно живой, сам протянул руку и взял ее. Это случилось 6 декабря, и с тех пор в этот день русские православные христиане чтят память Александра Невского.


После революции лавру постигла печальная участь многих храмов России. Были закрыты все церкви, многие ценности вывезены в музеи Петербурга, уничтожались надгробия, перестраивались здания: лавра превратилась в Музей городской скульптуры. Но в 50‑е годы Свято‑Троицкий собор был вновь открыт для богослужений, а через 30 лет открылась и Никольская (кладбищенская) церковь, построенная в 1871 году епархиальным архитектором Григорием Карповым. В последнее десятилетие XX века город возвращает обители отобранные у нее здания, ведутся реставрационные работы.

В наши дни в комплекс лавры входят примыкающие к Благовещенской церкви Федоровский и Духовской братские корпуса с Федоровской и Духовской церквями, Юго‑Западная (Библиотечная) и Северо‑Западная (Ризничная) башни [98]. Видное место в ансамбле лавры занимают Семинарский (южный), Митрополичий (западный) и Просфорный (северный) корпуса, построенные по проекту мастера барокко Михаила Расторгуева [99]. Завершают комплекс лавры замечательные ворота с Надвратной церковью во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», возвращенной верующим в 90‑е годы прошлого века. Архитектор Иван Старов не только создал эти ворота и храм, но и оформил двумя домами скромной архитектуры площадь перед лаврой, сумев удачно вписать уже построенный ансамбль лавры в черту города.

В Александро‑Невской лавре слева и справа от ворот расположены два уникальных памятника истории России. Слева – некрополь XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище), где покоятся граф Борис Шереметев, ученый Михаил Ломоносов, писатель Д. Фонвизин, зодчие И. Старов, А. Воронихин, К Росси, скульпторы Ф. Шубин, И. Мартос, художники В. Боровиковский, А. Антропов и многие другие выдающиеся люди. И справа – некрополь мастеров искусств XIX века (бывшее Тихвинское кладбище), где находятся могилы самых известных деятелей отечественной культуры. Здесь похоронены: И. Карамзин, И. Крылов, М. Глинка, П. Чайковский, В. Стасов, А. Глазунов, И. Шишкин, И. Крамской, М. Петипа, В. Жуковский, В. Комиссаржевская и многие другие [100].


Спешат посетители в единственный в России Музей городской скульптуры в лавре. Идут по мостику через речку Монастырку люди в собор, замирая на миг перед новым фонтаном, любуясь аккуратными цветочными клумбами. Возродилась жизнь мужской обители. Под руководством настоятеля Свято‑Троицкого собора продолжаются восстановительные работы, ведется большая духовно‑просветительская работа, действуют воскресные школы для детей и взрослых, паломническая служба.

И снова звонят колокола главного собора Александро‑Невской лавры, продолжается жизнь старинной обители, прославляющей имя Александра Невского – небесного покровителя Санкт‑Петербурга.

Свято‑Троицкий собор Александро‑Невской лавры открыт ежедневно с 6.30 до 20 ч.

Некрополь мастеров искусств XIX века – с 9‑30 до 18 ч. (летом – до 21 ч.) ежедневно, кроме четверга. Некрополь XVIII века – ежедневно в те же часы.

Адрес: пл. Александра Невского, д.1.

Транспорт: ст. метро «Площадь Александра Невского»

Автобус: 8, 27, 46

Троллейбус: 1,14, 22

Трамвай: 7, 65.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Старинная река Карповка бежит извилистой волной через улочки и проспекты между Малой и Большой Невой, разделяя Петроградский и Аптекарский острова. Старожилы говорят, что когда‑то в реке водились красивые карпы, а может, жил здесь человек с фамилией Карпов или с именем Карп. Да и краеведы не могут точно объяснить, как переводится слово, которым финны, жившие по этим берегам, называли речку – «Корпийоки». То ли «Воронья», то ли «Лесная» [101]. До середины прошлого века Карповка была грязной от земли, которая падала в воду с берегов. Но потом ее набережные одели в гранит с красивыми решетками, устроили спуски к воде. Над ее чистыми водами у Карповского моста уже почти сто лет стоит старинная обитель – Иоанновский монастырь, который петербуржцы иногда так и называют «Карповка» или «монастырь дорогого батюшки Иоанна».

Основателем монастыря был святой Иоанн Кронштадтский, небесный покровитель Петербурга. Большую помощь в строительстве обители своему духовному учителю и отцу оказывала послушница Анна Семеновна Сергеева, ставшая первой игуменьей монастыря. Мощи Ангелины (в миру Анна) вместе с нетленными частями ее облачения сейчас покоятся в мраморной гробнице монастыря. Первоначально отец Иоанн предполагал создать подворье Иоанно‑Богословского женского монастыря в его родном селе Сура – для устройства сестер, приезжавших в столицу, но затем подворью был придан статус самостоятельной обители. Строительство монастыря началось в 1900 году, здесь, на Карповке, на участке, который купил и пожертвовал отцу Иоанну почетный гражданин города богатый купец Симеон Раменский.

 

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Проект обители, утвержденный лично императором Николаем II, был создан архитектором Николаем Никоновым. Николай Никитич был из крепостных; приехав в столицу из Пошехонья, он стал вольнослушателем Академии художеств. Талантливый самородок, он за тридцать лет своей творческой жизни создал более пятидесяти храмов в провинции и в Петербурге. Судьба многих из них драматична, но ансамбль Иоанновского монастыря сохранился до наших дней и является одним из лучших произведений культового зодчества [102]. Уже в 1901 году был освящен первый храм – во имя преподобного Иоанна Рыльского, болгарского подвижника, именем которого назван монастырь. Приняв постриг, преподобный Иоанн стал отшельником. Он жил на скале, в пещере, а потом поселился в дупле дерева в Рыльской пустыне. Проводя время в молитвах, отшельник питался лишь бобами. К нему приходили несчастные и больные, Иоанн исцелял их молитвой. Позже отшельник ушел из пустыни и поселился на высокой скале, где через много лет основал монастырь.

К 1903 году был освящен главный храм обители – во имя Двенадцати Апостолов, с приделами во имя иконы Казанской Божьей Матери и во имя святителя Андрея Критского и преподобной Марии Египетской. Чуть позже были построены и другие здания комплекса: жилой дом, лазарет, мастерские. Архитектор Никонов решил сложную задачу размещения всех сооружений монастыря на небольшом участке неправильной формы, создав единый блок зданий, подчеркнув целостность всего ансамбля одинаковыми фасадами построек. Композиция монастыря выполнена в неовизантийском стиле. Ее доминанта – пятиглавый собор. С высокой колокольней и куполами, которые когда‑то были украшены разноцветной мозаикой, со стенами, облицованными плиткой в два тона, собор был похож на константинопольский храм – такой же просторный и величественный. Сейчас внутреннее убранство храма практически восстановлено таким, каким его создал Николай Никонов. Ослепительно белые стены, великолепная люстра, деревянный резной иконостас [103].

До 1923 года, когда монастырь закрыли, в обители были золотошвейная, белошвейная и иконописная мастерские, типография, лазарет, большая просфорная с двумя печами, где в одной печи выпекали тысячу просфор за раз. Сестры заботливо ухаживали за прекрасным садом и огородом, который всегда давал большой урожай [104].

После закрытия храма монашек выслали в Казахстан, а в зданиях монастыря расположили более 20 разных организаций: и швейные мастерские, и квартиры, и общежитие, и учебное заведение. Вся внутренняя структура обители была изменена, сделаны перегородки. Вход в усыпальницу Иоанна Кронштадтского, которая была главной святыней обители, замуровали, а гробницу забетонировали. Но и после этого люди не перестали ходить к святыне – они молились и ставили свечи у наружной стены усыпальницы.

Иоанн Кронштадтский родился в Архангельской губернии, на берегу далекой северной реки Пинеги. Его отец – сельский дьяк Илья Сергеев – очень переживал, что мальчик родился болезненным, и решил окрестить сына в память преподобного Иоанна Рыльского. После крещения ребенок выздоровел, а когда подрос, много времени проводил не в играх, как другие дети, а в церкви, с отцом: молился, слушал проповеди. После окончания Духовной семинарии в Петербурге Иоанн Сергеев был направлен в Кронштадт настоятелем Андреевского собора. Здесь прошла вся его жизнь в самоотверженном каждодневном труде. В то время Кронштадт был местом, куда из столицы высылали нищих и преступников; поэтому прихожане Андреевского собора не отличались благочестием, много выпивали, занимались грабежом. Отец Иоанн, несмотря на непонимание, насмешки и клевету, начал миссионерскую деятельность среди прихожан. Он ходил по домам, лечил и утешал, отдавая людям все свои скудные средства, иногда возвращался домой без одежды и босиком. Вскоре Иоанн, которого теперь называли Кронштадтским, открыл в себе дар исцелять болезни. Со всех концов России и из других стран в Кронштадт шли люди, приходили письма, телеграммы с мольбами о помощи, приходили деньги, которые настоятель по‑прежнему раздавал людям, ничего не оставляя себе. Для прихожан его стараниями был создан «дом трудолюбия» с приютом, школой, мастерскими. Иоанн Кронштадтский отдавал много сил классической гимназии, где более 25 лет преподавал основы православной религии. Он не только служил в в Андреевском соборе, но и ездил по стране, писал книгу «Моя жизнь во Христе». Известно, что он находился у постели умирающего императора Александра III, утешая и поддерживая его. Иоанн Кронштадтский приезжал и в обитель на Карповке, которую считал своим домом. Сюда же после смерти священника перенесли его останки. Ранним зимним утром 1909 года, отслужив последнее богослужение в Андреевском соборе, Иоанн Кронштадтский умер. Из Кронштадта его тело перевезли в столицу, десятки тысяч людей пришли проводить в последний путь этого необыкновенного человека. В наши дни беломраморная усыпальница с белоснежным иконостасом открыта для всех, кто желает почтить память основателя обители. Каждый день проходят богослужения в этом светлом храме‑усыпальнице, горят свечи. Она находится в подвальном помещении главного собора монастыря – храма во имя Двенадцати Апостолов.

Собор был повторно освящен в 1991 году Патриархом Всея Руси Алексием II, который приезжает в обитель не только в престольный праздник – 12 июля. Ведь Иоанновский монастырь – ставропигиальный, а это значит, что он находится в непосредственном подчинении патриарху, без которого не проходит ни одно значительное событие в жизни обители. А жизнь в женском монастыре на Карповке идет своим порядком; постепенно налаживается, продолжается реставрация помещений. К столетнему юбилею воссоздана часовня в честь Покрова Божьей Матери, где находится одноименная икона. В поселке Вартемяки, в бывшей усадьбе графа Шувалова, создано подворье Иоанновского монастыря с храмом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии [105].

Как прежде, тысячи людей идут поклониться мощам Иоанна Кронштадтского с просьбами об исцелении, о всякой семейной нужде, в заботе об успешном обучении детей. Сбылось пророчество священника: «Просветится место это и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного – многоизвестным» [106].

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь открыт ежедневно с 8 до 20 ч. Усыпальница – ежедневно с 8 до 16.30 ч.

Адрес: Наб. реки Карповки, д. 45.

Транспорт: ст. метро «Петроградская»

Автобус: 1,10,45

Троллейбус: 34

Трамвай: 17,40.

 

Воскресенский Новодевичий монастырь

Словно из бескрайнего моря, вытекает из Сенной площади полноводная река Московского проспекта, устремляясь на юг. Неподалеку от Триумфальных Московских ворот, в том месте, где вливаются в его многоликое течение трамвайные голоса, на противоположной, четной стороне проспекта высятся золотые купола…

Еще недавно в унылом сером здании на Московском проспекте едва можно было заметить признаки былого величия и красоты. «Когда‑то здесь была церковь», – говорили петербуржцы. А сейчас полным ходом идет реконструкция, возводятся купола, возносятся в небо кресты – возрождается к жизни Новодевичий монастырь, уголок уединения и покоя среди бурной деловой суеты. Он раскинулся на обширном участке земли, примыкающем к Новодевичьему кладбищу, еще одному петербургскому некрополю.

 

Воскресенский Новодевичий монастырь

История Новодевичьего монастыря относит нас ко времени правления Елизаветы Петровны. Набожная императрица, мечтая на склоне лет удалиться от мира, решила основать в столице монастырь. Первоначально он располагался в летнем дворце императрицы, находящемся на Смольном дворе. В новую обитель были призваны монахини Новодевичьих обителей из Смоленска и Москвы, поэтому и в Петербурге монастырь стали именовать Новодевичьим. С воцарением Екатерины II при монастыре было учреждено училище для воспитания девушек из дворянских семей – так было положено начало знаменитому Смоленскому институту благородных девиц. Монашеская жизнь в монастыре постепенно угасала и прекратилась со смертью последних его обитательниц. Император Николай I решил возобновить обитель. Монастырь перебрался из Смольного двора на 8‑ю линию Васильевского острова, в дом бывшей Униатской коллегии и здание приходской церкви Благовещения. Вскоре стало очевидно, что это место не слишком удачно для устройства обители, а здания недостаточно велики для монастырских помещений. Тогда император Николай в 1848 году выделил большой лесистый участок земли на Царскосельской дороге, неподалеку от Московских Триумфальных ворот [107]. Было задумано создать целый монастырский комплекс, куда входило бы и кладбище. Проект был поручен академику архитектуры Николаю Ефимову, автору всех главных сооружений Новодевичьего монастыря. Долгие годы этот неутомимый исследователь архитектуры занимался изучением храмового зодчества и живописи, часто выполняя заказы на проектирование и постройку церквей и монастырей в России и за рубежом. Уже в 1848 году по его замыслу выросла первая монастырская постройка – церковь во имя Божьей Матери Казанской, просуществовавшая до 1929 года [108]. Затем, через год, была произведена закладка каменного храма Воскресения Христова с пятью приделами (шестой придел возвели позднее, в 1875 году, в подвальном помещении собора по проекту архитектора Григория Карпова). Первый камень в основание храма положил сам император Николай I, а уже через пять лет монахини смогли перебраться с Васильевского острова в каменные корпуса собора. Средства на сооружение Воскресенского храма были пожертвованы купцами Громовыми, а фундамент и цоколь сооружались на деньги, выделенные из казны. Двухэтажный пятиглавый собор был увенчан куполами на высоких барабанах, прорезанных окнами – большим золотым и четырьмя малыми. Фасадом храм выходил на Московский проспект, и именно этот фасад был виден каждому, кто проезжал или проходил мимо монастыря. Величественный собор, выполненный в русско‑византийском стиле, поражал своим великолепием. Росписи храма были созданы монастырскими живописцами. В соборе находились такие уникальные святыни, как икона Казанской Божьей Матери – родовая святыня семьи адмирала Ушакова, и образ Спаса Нерукотворного XVI века, которым, по преданию, Иван Грозный благословил своего сына. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божьей Матери, написанный игуменьей Феофанией и считающийся чудотворным.

Собор во имя Воскресения Христова был освящен в 1861 году. По обе стороны от него, в корпусах второго этажа, протянувшихся вдоль Московского проспекта, были заложены еще две церкви. В левом корпусе – церковь во имя Трех Святителей Вселенских, а в правом – церковь Ватопедской Божьей Матери [109].

Ватопедская икона получила свое название оттого, что близ Пантелеймоновского монастыря на горе Афон юный царевич по имени Аркадий, сын императора Феодосия Великого, упал в море и был вынесен на берег чудесным заступничеством Богородицы. Мальчика нашли живым и невредимым под кустом возле тропинки, что вела к монастырю. От этого события и пошло название «Ватопеда», что значит «куст отрока». Феодосий в благодарность за спасение сына щедро одарил монастырь и подарил ему икону Богоматери.

Список иконы, подаренный Новодевичьему монастырю, к сожалению, не сохранился. Церковь во имя Ватопедской иконы еще называли Митрополичей, потому что рядом с нею находились покои митрополита. Симметрично этой церкви в больничном корпусе была устроена пятиглавая церковь Трех Святителей Вселенских. Проект был составлен при участии архитектора Н. А. Сычева. Храм был выстроен на пожертвования крестьянина Василия Чижова и игуменьи Феофании. Прихожане и жительницы монастыря очень любили этот храм из‑за особенно почитаемой алтарной иконы Богоматери «Благоухающий цвет».

На Новодевичьем кладбище, основанном в тот же год, что и обитель, в 1856 году был возведен кладбищенский храм во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Средства на строительство пожертвовала Аврора Карловна Карамзина, известная красавица, вдова убитого в Крыму полковника Карамзина. Церковь возвели прямо над могилой полковника, а в 1902 году Аврора Карловна почила и была похоронена рядом с супругом. Посетители кладбища и прихожане называли эту церковь «Карамзинской». В ней была необычная икона Воскресения Христова, вырезанная из слоновой кости, которая, к сожалению, не сохранилась, так же как и церковь, снесенная в 1930 году вместе с захоронениями Карамзиных.

Справа от входа на кладбище в 1888 году был выстроен небольшой пятиглавый храм, посвященный святому пророку Илии. Храм был построен по духовному завещанию богатого петербургского мецената Ильи Громова и выполнен по проекту архитектора Леонтия Бенуа.

Многие захоронения Новодевичьего кладбища сохранились и в наши дни. На монастырском кладбище покоятся Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Майков, М. Врубель, Г. Невельский, С. Боткин, Д. Отт, П. Багратион, Н. Римский‑Корсаков, К. Варламов, А. Лядов и многие другие знаменитые люди России. Здесь же похоронен и автор монастыря, зодчий Николай Ефимов.

Среди захоронений Новодевичьего кладбища есть одна скромная и простая могила – в ней погребена инокиня Исидора, странница Дарьюшка, которую почитают как святую. Дарья Александровна Шурыгина родилась в конце XVIII века в Новгородской губернии в религиозной крестьянской семье. Рано осиротев, она взяла на себя заботы о воспитании малолетних брата и сестры. С юности часто ходила она на богомолье в Горицкий монастырь, где и познакомилась с сестрами Феофанией и Варсонофией. Когда брат с сестрой выросли, она определила их судьбу и стала странницей. Много лет ходила Дарьюшка по святым местам православной Руси, находя в этом отраду и утешение своему сердцу. Когда же Феофания и Варсонофия были отозваны в Петербург, 70‑летняя странница поехала за ними. Сердце ее было преисполнено жалости ко всему живому, готово было всякого простить, хотя к себе Дарьюшка относилась часто с неподдельным самоуничижением. В монастыре ее полюбили все сестры. Ей было поручено собирать пожертвования на святую обитель. Незадолго до кончины она приняла монашеский постриг и имя Исидоры. После ее смерти в память о милосердной страннице в монастыре устроили поминальную трапезу, где кормили и одевали нищих и убогих, которых так любила и жалела Дарьюшка.

На кладбище есть удивительный памятник – статуя Христа, установленная на могиле молодой жены генерала Вершинина в 1915 году. Рассказывают, что безутешный супруг, вспоминая печаль умирающей о том, что после смерти все забудут о ней, решил поставить над могилой бронзовую скульптуру Спасителя, чтобы люди шли поклониться Христу, а заодно и поминали безвременно скончавшуюся женщину В советские времена, когда большинство храмов было закрыто или разрушено, люди шли на кладбище и молились перед этой статуей. Сейчас она по‑прежнему пользуется популярностью среди прихожан.

В 1895 году в обители была выстроена четырехъярусная надвратная звонница, напоминавшая колокольню Ивана Великого в Московском Кремле [110]. Авторами проекта были Леонтий Бенуа и академик архитектуры Владимир Цейдлер, видный художник и скульптор [111]. К сожалению, до наших дней эта прекрасная колокольня не сохранилась.

Строительство обители продолжалось. В 1885 году сестры позолотили купола, которые прежде были зелеными, в главном корпусе монастыря разместились мастерские, больница и аптека. К началу XX века первая постройка монастыря, деревянная церковь во имя Казанской Божьей Матери, изрядно обветшала и стала тесной, и на ее месте решено было выстроить новый каменный храм. В 1908 году была заложена новая церковь по проекту архитектора Василия Косякова, которую удалось освятить только после революции 1917 года.

Блистательный ансамбль Воскресенского монастыря после революции постигла судьба многих храмов России. В 1918 году обитель решено было преобразовать в трудовую коммуну. У монахинь отобрали большую часть помещений и вселили туда людей, не имеющих никакого отношения к церковной жизни. Храмы монастыря также постигла печальная участь: один за другим их закрыли и разорили, взорвали надвратную колокольню, надругались над могилами Новодевичьего кладбища, снесли кладбищенские храмы. Последней, в апреле 1938 года, была закрыта церковь во имя Ватопедской Божьей Матери. Монастырь был официально упразднен в 1925 году, но, несмотря на то, что большая часть имущества обители была конфискована, иноческая жизнь продолжалась, пока последнюю игуменью, тоже Феофанию, и сестер не арестовали и не сослали в Башкирию. Тех же сестер, которые были больными и немощными, заперли в подвале одного из помещений обители, обрекая на мучительную смерть.

Монастырь, который славился и своей историей, и делами милосердия: больницей, приютом для бедных и обездоленных, иконописной школой, златошвейной мастерской, школами – был закрыт и разорен. Казанскую церковь использовали под склад, а после хотели взорвать. В советские годы здание обители принадлежало проектному институту, а во время войны на первом этаже бывшего Воскресенского храма находилось бомбоубежище.

В середине 90‑х годов двадцатого века началось возрождение обители. Церкви были возвращены монастырские святыни, и первым передали храм Казанской иконы Божьей Матери. В Рождественский пост 1996 года в монастырь прибыли монахини, и к этому же времени была обретена могила Феофании.

В Казанской церкви находится часть мощей архиепископа Верейского Иллариона (Троицкого), который скончался в больнице пересыльной тюрьмы. В последний путь его проводил митрополит Серафим (Чичагов), который жил в Новодевичьем монастыре, когда закрыли лавру. Мощи Иллариона покоились на Новодевичьем кладбище, и несколько поколений петербуржцев заботливо хранили скромную могилку. В 1998 году мощи были вновь обретены и помещены в Казанской церкви, а 9 мая 1999 года, по решению Священного Синода Русской Православной церкви, мощи Иллариона были перенесены в Москву, в Сретенский монастырь. В раке, где ранее покоились мощи, сейчас находится облачение, панагия [112], крест и Евангелие, с которыми он был погребен.

В том же 1999 году прихожане храма Христа Спасителя в Москве пожертвовали Казанской церкви Новодевичьего монастыря икону Божией Матери «Державная». Икона была освящена, перед ней отслужили молебен с акафистом, а затем совершили крестный ход вокруг монастыря с окроплением его стен святой водой. Сегодня по воскресным дням неизменно совершается акафист Державной иконе Божией Матери.

В наши дни Казанская церковь – единственная действующая в Новодевичьем монастыре. Построенная в греко‑византийском стиле, она напоминает собор святой Софии в Константинополе. Фасады церкви, выполненные из светлого кирпича, украшены голубой майоликой и причудливым орнаментом. Все пространство храма прорезают сводчатые арочные окна с мелкой расстекловкой. Невысокие красные купола венчают золотые кресты. Внутри храма купола и стены украшают росписи, иконы сияют золотом, повсюду мрамор, от бежевого оттенка до цвета чайной розы, огромное пространство залито светом.

Сегодня в монастыре постепенно налаживается иноческая жизнь. В 2001 году все монастырские постройки официально переданы обители. Ведутся реставрационные работы в восстанавливаемой Воскресенской церкви. Для возрождающейся Ватопедской церкви вновь написан список Ватопедской иконы Божьей Матери «Отрада и утешение», который иконописцы Афонского монастыря передали в дар обители. В стенах монастыря действует воскресная школа, библиотека, мастерские и богадельня, детский хор, благотворительный центр для детей из неблагополучных семей. Обитель принимает многочисленных паломников, сирот из приютов и детских домов. Монастырское издательство выпускает книги об обители и ее святынях, а также о жизни игумений и сестер. В восстановленной и освященной 17 июня 2006 года митрополитом Владимиром церкви Казанской Божьей Матери ведутся богослужения, игумения и сестры делают все, чтобы монастырская жизнь развивалась и все храмы обители были восстановлены. Хочется верить, что скоро все золотые купола украсят собою петербургское небо, и колокольный звон прольется ввысь.

Комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря с некрополем Новодевичьего кладбища открыт для посещения ежедневно. Начало утренних богослужений в церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери в будние дни в 7 ч, в выходные и праздники – в 9‑30. Начало вечерних богослужений – в 17 ч. Книжная лавка монастыря открыта ежедневно с 10 ч. до 19 ч.

Адрес: Московский проспект, д. 100.

Транспорт: ст. метро «Московские ворота»

Автобус: 3, 65

Троллейбус: 15,17, 24, 24‑а

Трамвай: 29.

 







Date: 2015-09-24; view: 371; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию