Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3 Храмы с именем Иисуса Христа





 

Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря

На правом берегу Невы стоит прекрасный белоснежный храм. В праздники и воскресные дни здесь всегда многолюдно. Это церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого монастыря Святого Преподобного Александра Свирского.

Расположен храм чуть поодаль от жилых кварталов, в самом центре нового Брестского парка, бывшего еще недавно гигантским пустырем, где доживали свой век заброшенные склады Ленкниги, прогуливались собаководы и гоняли мяч окрестные мальчишки. Здание храма с первого взгляда поражает воображение своей изящной простотой и ощущением чистоты, тепла и солнечного света даже в самый пасмурный день.

Когда‑то, в годы Великой Отечественной войны, здесь было Невское кладбище, где хоронили блокадников. После войны кладбище сровняли с землей, а в память о подвиге ленинградцев здесь, на Дальневосточном проспекте, на месте, где начинались захоронения, был возведен мемориальный комплекс «Журавли». А противоположная сторона проспекта долгое время так и оставалась пустырем с нелепыми хозяйственными строениями, старыми полуразрушенными складами и мусорными завалами. В 1999 году на пустыре начали возводить храм и подворье. Строителям помогали монахи и прихожане: выносили мусор, благоустраивали территорию. И храм построили в короткий срок, а уже 6 января 2000 года, накануне Рождества, митрополит Петербургский и Ладожский освятил церковь.

С первых дней строительства здесь служились молебны не только преподобному Александру Свирскому, но и в память тех людей, чей прах покоится в этой земле, и всех погибших в суровые дни блокады. Поэтому в народе храм сразу стали называть «Блокадным». Приходят люди на монастырское подворье поделиться печалью и радостью, помолиться о чем‑то своем, просто постоять под светлыми сводами, помолчать и подумать, как приходили когда‑то, в XIX веке. Только располагалась обитель тогда совсем в другом месте, на углу Боровой и Разъезжей улиц, близ Ямского рынка.

 

Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря

Здесь, на территории, принадлежащей Александро‑Свирскому монастырю, стояла удивительно красивая церковь, посвященная святым Александру Свирскому и Александру Невскому. Строил ее Николай Гребенка, а позднее перестраивал Николай Никонов. Но в 1932 году церковь и все здания подворья были разрушены, а уцелевшие корпуса отданы Противотуберкулезному диспансеру. Судьба и самой обители Александра Свирского, расположенной недалеко от города Лодейное Поле Ленинградской области, в годы советской власти тоже была трагична.

Основатель монастыря, преподобный Александр Свирский, в юности ушел из родного дома, чтобы стать монахом Валаамской Преображенской обители, где долгие годы проводил в молитвенном уединении в каменистой пещере. Однажды, стоя на молитве, инок услышал Божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное место, на нем же возможеши спастися». Свет указал ему путь на юго‑восток, к берегам реки Свирь. Покинув Валаам,

Александр пришел туда и на берегу Рощинского озера поставил свою хижину На 23‑м году своего поселения Александру (единственному из всех святых) было явление Святой Троицы. Увидел он свет в своей хижине, и предстали перед ним в белых одеждах Три Мужа. Повелели они построить церковь во имя Святой Троицы на том месте, которое указал ангел. Так, в 1506 году была основана церковь и монастырь [42].

В годы гражданской войны его настоятель и все монахи были расстреляны, а сама обитель разграблена. Рака с мощами преподобного Александра Свирского была вскрыта, а мощи вывезены в Петроград. Бесценную святыню удалось спасти благодаря смелости академика Петра Петровича Покрышкина, не побоявшегося в то время дать на запрос чекистов бескомпромиссное заключение о признании мощей исторической реликвией [43]. В 199В году мощи вернулись в обитель, а сам монастырь возвратился к жизни: проходят богослужения, под руководством настоятеля ведутся работы по реконструкции, и, как когда‑то, не иссякает поток паломников со всего света.

Связь монастыря, расположенного вдали от городских центров, с большим городом вновь стала насущной необходимостью, а поскольку историческое здание подворья обители занято лечебным учреждением, для строительства выбрали новое место – обширную территорию бывшего кладбища в правобережной части Невского района, которое петербуржцы называют «Веселый поселок». Выбрали не случайно, ведь рядом протянулось Мурманское шоссе, по которому лежит путь в Александро‑Свирский монастырь. Однако не только территориальные причины побудили устроить монастырское подворье именно здесь. Издавна на Руси повелось, что храм и погост неразрывно связаны между собой незримой нитью почитания и памяти народной.


И стоит, красуется посреди нового Брестского парка, заложенного в 60‑ю годовщину Великой победы в память о русских и белорусских воинах, первыми встретивших врага в Брестской крепости, чудесный храм во имя Рождества Христова. Разрастается монастырское подворье, шумят под весенним ветром молодые клены парка.

Подворье обнесено белокаменной оградой, такой же строгой и простой, как и сама церковь. Вытянутое с востока на запад здание с плоской крышей и белокаменными стенами, надстроенное небольшой звонницей, увенчано куполом с голубой главкой. Над алтарной частью – еще одна главка. Обе они символизируют двойственную, Богочеловеческую природу Христа. На фасаде, над входом, – икона Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Внутренние своды церкви опираются на 12 столпов, представляющих собой анфиладу колонн, облицованных под мрамор. На них укреплены 12 икон, среди которых – преподобного Арсения Коневецкого и святого Великомученика Пантелеймона с частицами мощей. Главная святыня – икона преподобного Александра Свирского с частицей мощей. Все внутреннее убранство, словно изнутри залитое мягким светом, создает ощущение тишины и умиротворения.

С любовью создается подворье. Во внутреннем дворике – южные туи, детская площадка, аккуратные песчаные дорожки вдоль ухоженных газонов. В центре – изящная колонна, увенчанная статуей ангела‑хранителя, установленная стараниями архимандрита Лукиана с братией 22 июня 2005 года, о чем на постаменте колонны высечена надпись. На подворье строится новый храм – Пещерный, в память о долгом пребывании Александра Свирского в каменистой пещере на Валааме. На стене, прилегающей к Рождественской церкви, еще одна святыня – список византийской иконы V века Божьей Матери «Живоносный источник». Богородица изображена парящей над высокой каменной чашей, стоящей в широком водоеме, полном воды. Под образом установлены краны с освященной водой. Этот источник всегда полон.

Продолжается благоустройство келий, трапезной, мастерских под руководством настоятеля; храм уже открыт для людей: служатся молебны, панихиды, литургии, совершаются таинства. И есть у храма два особых праздника. Это 12 сентября – день памяти преподобного Александра Свирского, когда совершается торжественное богослужение и в храме особенно многолюдно, и 7 января – светлый праздник Рождества Христова.

По преданию, в то время, когда Мария ожидала рождения своего сына, в Иудее по приказу императора проходила всенародная перепись, и каждый житель должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Мария пришли из Назарета в маленький город Вифлеем, родной город Иосифа, но не нашли места в гостинице. Им пришлось остановиться на ночлег за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастье. В этом хлеву и родился Иисус. Мария запеленала ребенка и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми увидели Спасителя вифлеемские пастухи, которые пасли стада в поле. К ним с небес спустился ангел, возвещающий о рождении Сына Божьего, и указал на пещеру.


Праздничное богослужение в Рождественской церкви прославляет любовь Бога к людям. Сюда приходят с любовью, унося с собой частичку света. Идут не только в праздники, но и в будни, чтобы помянуть всех погибших в годы блокады, за исцелением души и тела, да и просто – за добрым словом в белоснежный храм подворья на Правом берегу Невы.

Церковь Рождества Христова при Подворье Свято‑Троицкого Александро‑Свирского монастыря открыта ежедневно, кроме понедельника, с 9 до 18 ч.

Адрес: ул. Челиева, д. 10.

Транспорт: ст. метро «Ломоносовская», «Улица Дыбенко»

Автобус: 12, 97,118

Трамвай: 7, 27

Троллейбус: 14, 27, 28.

Церковь Богоявления Господня

Большой остров в Невской дельте, омываемый водами Невы, реки Екатерингофки и Морского канала, не раз менял очертания и названия. В давние времена финны называли его Кустарниковый, при Петре Великом – Незаселенным, а потом – Святой Екатерины, Круглый, Приморский, Новосильцов. Но когда в середине XVIII века этот остров купил купец – судостроитель Конон Гутуев, его стали называть по имени владельца – Гутуевским. Это имя носит остров и сегодня.

В XIX веке сюда из Кронштадта был переведен Морской порт, остров заселили портовые служащие, докеры, моряки, таможенники и артельщики. Несколько лет на острове не было храма. Затем в 1888 году жители Гутуевского острова решили построить деревянный храм, и был составлен проект; затем богатый купец первой гильдии, владелец ткацкой мануфактуры Иван Агапович Воронин пожертвовал на новую церковь баснословную сумму, пожелав, чтобы в ней находилась семейная усыпальница; поэтому храм стали строить сразу каменный.

Проект Богоявленской церкви поручили инженеру и архитектору Василию Косякову, директору Петербургского инженерно‑строительного института, замечательному педагогу, воспитавшему немало талантливых инженеров. Молодые инженеры, Василий Косяков и его помощник Бронислав Правдзик, тоже выпускник инженерно‑строительного института, очень быстро, всего за месяц, выполнили заказ. Сложенная из красного кирпича и украшенная мозаикой, изразцами [44], коваными решетками, золочеными рельефами и живописными кокошниками [45], эта сорокаметровая церковь с большими светлыми окнами и шатровой колокольней похожа на гигантский корабль, стоящий у причала Гутуевского острова.

Главный придел храма освящен во имя спасения цесаревича Николая. В 1891 году наследник императорского престола Николай Романов, совершавший большое ознакомительное путешествие, ехал в коляске по узким улицам японского города Отсу. Внезапно из рядов японской охраны, на ходу вытаскивая из ножен саблю, на него напал полицейский. Первый удар задел лоб цесаревича с правой стороны, второй – успел отразить тростью находившийся рядом греческий принц Георгий. Николай остался жив, хотя его лоб навсегда «украсил» шрам. Причин покушения называли несколько: это и ревность самурая к жене, с которой наследник непринужденно беседовал, и неуважительное поведение русских путешественников в японских храмах, и многое другое. Александр III, узнав о происшествии, приказал сыну возвращаться домой, путешествие оборвалось [46].


 

Церковь Богоявления Господня

Вскоре в храме появились еще два придела: во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Иоанна Постника. Иван Воронин, давший деньги на строительство храма, считал Иоанна своим покровителем. Храм был просторным, в нем могли поместиться более тысячи человек, а богатое внутреннее убранство соответствовало узорчатому великолепию самого здания. Сияла золоченая бронза царских врат, мраморный алтарь гармонично дополнял иконостас цвета «слоновой кости», изготовленный московской фирмой Кузнецова и удостоенный золотой медали в Париже. Все стены покрывали росписи. После революции церковь закрыли, в ее здании долгие годы находились овощехранилище, мыловаренный завод, склады универмага «Фрунзенский», автопарк, а вся утварь была разграблена и уничтожена. Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд, от страшного пожара сгорело не только внутреннее убранство, но и сильно пострадали фасады. К началу восстановления храма, в 90‑е годы XX века, вместо прекрасной церкви на острове стояло полуразрушенное, обгоревшее здание.

До сих пор храм еще не восстановлен полностью, деревянные леса обрамляют стены фасадов, а внутри здания еще не отреставрированы живописные евангельские сюжеты, чудесным образом сохранившиеся и обнаруженные строителями на стенах церкви. Но уже идут богослужения, служат акафисты перед иконой «Всецарица», иконой Святого Пантелеймона с частицами его святых мощей и Святителя Николая Чудотворца, а также – перед иконой «Неупиваемая Чаша». Перед этой иконой всегда много женщин, которые молятся Богородице об исцелении своих пьющих мужей.

Приходят петербуржцы посмотреть на чудесным образом обновленную икону «Рождество Христово». Произошло это чудесное событие 14 марта 199В года. После вечерней службы возле иконы оставили гореть лампаду, но наутро увидели, что лампада полна масла, а сама икона словно написана свежими красками. С изумлением смотрели служащие храма на золотой яркий свет нимбов над головами стоящих в обновленных одеждах Девы Марии и Иосифа, самого младенца Христа, в чистом сиянии лежащего в яслях. Каждый день люди молятся перед нерукотворным образом обновленной иконы, но особенно многолюдно в храме на Рождество, когда, по традиции, совершается торжественное богослужение с водоосвящением.

В память того, что, войдя в воду реки Иордан во время крещения, Иисус освятил всю воду в мире, накануне и в день Крещения, 19 января, в церкви на Гутуевском острове совершается торжественное освящение воды. Как и встарь, прихожане окропляют ею себя, своих больных родственников, свои жилища.

Храм Богоявления, переживший трагедию запустения, вернулся к людям. Плещутся волны о берег острова, бурлит жизнь в Петербургском порту, возможно, когда‑нибудь назовут этот остров, расположенный вдали от центра и главных магистралей, «Святым» или «Крещенским» – по имени восстановленной церкви, или церковь назовут Гутуевской – по имени острова.

Церковь Богоявления Господня открыта с 9 до 18 ч., в воскресенье и праздничные дни с 8 до 20 ч.

Адрес: Двинская ул., д. 2.

Транспорт: ст. метро «Нарвская»

Автобус: 22, 35, 65, 66, 67.

Собор во имя Воскресения Христова («Спас на Крови»)

Собор Воскресения Христова – «Спас на Крови» – сияет златыми куполами над гладью канала Грибоедова и кажется образом прекрасной русской сказки в самом сердце европейского города. Волшебное кружево решетки Михайловского сада обрамляет его с алтарной стороны, преклоняясь перед красотой дивного храма, а ограда набережной канала, словно сильное плечо незримого покровителя, хранит хрупкость западного лика собора.

Поражающий своей красотой храм освящен во имя Воскресения Христова – самого важного праздника для христиан. В этот день, согласно преданию, мученически умерший на кресте и погребенный учениками Иисус воскрес из мертвых. На третий день после погребения Спасителя его мать и Мария Магдалина пришли к пещере, где было тело Христа, но обнаружили, что пещера открыта, а стражники разбежались – на их месте сидел ангел, возвещающий Воскресение. А вечером апостолы увидели своего воскресшего Учителя, который пришел говорить с ними. Каждый год христиане празднуют Воскресение Христово – Пасху, радуются тому, что Иисус победил смерть.

Сооружение храма на канале Грибоедова, освященного в память этого радостного события, связано с трагедией, которая произошла 1 марта 1881 года на месте, где возвышается собор; отсюда и название – «Спас на крови».

1 марта император Александр II возвращался в Зимний дворец из Михайловского манежа с парада войск, в котором первый раз принимал участие его племянник. Царю предлагали отменить поездку – в городе было опасно, но Александр II не хотел лишать юношу счастья предстать перед всеми в новом мундире. В столице было необычайно тихо. Уже несколько дней говорили о зловещем предзнаменовании: император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, что на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру [47]. Царская карета в окружении конных казаков по Инженерной улице выехала на канал.

 

Собор во имя Воскресения Христова («Спас на Крови»)

Вдруг раздался сильный грохот, и все вокруг окутал черный дым. Кучер решил гнать лошадей что есть сил, но император приказал остановиться. Царь вышел из кареты и увидел страшную картину: несколько казаков лежали убитыми, а рядом кричал от боли окровавленный ребенок. Вдруг Александр увидел молодого светловолосого человека – убийцу, который пытался отбиться от толпы, окружившей его. Царь подошел ближе. Другой участник покушения, Игнатий Гриневицкий, уже ждал царя чуть дальше, у решетки канала. На миг Гриневицкий и Александр оказались рядом, их глаза встретились, что думал каждый из них в эту последнюю секунду, мы никогда не узнаем. Раздался взрыв – Игнатий бросил между собой и царем бомбу. Когда дым немного рассеялся, все увидели, что царь лежит в разорванной, обгоревшей шинели, весь в крови. Убийца тоже был смертельно ранен и лежал поодаль. Через час в Зимнем дворце царь скончался, а убийца через некоторое время умер в тюремной больнице. Все участники террористической группы вскоре были арестованы, а тех пятерых, кто непосредственно подготовил и совершил убийство, повесили [48]. Вся Россия была потрясена. Вспомнили и страшное предсказание, данное при рождении Александра II юродивым Федоровым, о том, что царь будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах. Действительно, царь, прославившийся своими реформами, отменивший крепостное право, умер от взрыва бомбы, оторвавшей ему ноги [49].

Часть булыжной мостовой, окропленная кровью царя, со следами брошенной бомбы и решетки канала, была сохранена. Она находится в западной части собора, под шатровой сенью на четырех колоннах из яшмы. Свод сени облицован лазурью и украшен самоцветами и топазами в виде звезд. Снаружи это скорбное место обозначено мозаичным распятием Христа.

Первоначально здесь на средства лесопромышленника и мецената И. Ф. Громова была построена часовня, проект которой выполнил архитектор Леонтий Бенуа. Ее установили сразу же после убийства, а в 1883 году, когда был заложен собор Воскресения Христова, часовню снесли и разобрали [50].

Новый император Александр III, сын погибшего царя, лично рассматривал проекты будущего храма. Он хотел, чтобы в память об отце построили не просто церковь, а мемориал, выполненный в стиле русского культового зодчества XVII века. Дважды проходили конкурсы, на которых лучшие архитекторы представляли свои работы. В результате предпочтение было отдано проекту Альфреда Александровича Парланда, академика архитектуры, профессора Академии художеств, и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице‑Сергиевой пустыни, который в свое время учился в Академии художеств. Сам отец Игнатий утверждал, что во сне ему явилась Богоматерь и поведала, каким должен быть храм в память об убитом императоре. Проснувшись, он сделал наброски плана, которые потом были использованы при создании проекта собора [51].

Для сооружения храма на берегу канала требовалось особое инженерное решение, чтобы избежать проникновения воды. Авторы отказались от использования свай; впервые в градостроительстве под всей площадью здания соорудили бетонное основание, а для колокольни был сделан выступ, на 8 метров выдвинутый в воды канала. Строили собор очень долго, освящение его произошло уже при внуке Александра II, императоре Николае II, 19 августа 1907 года. По замыслу Парланда храм должен был напоминать собор Василия Блаженного в Москве. Яркий, красочный, с окнами, обрамленными мраморными резными колоннами, фигурными наличниками, многоцветными кокошниками, облицованный глазурованным кирпичом, мрамором, опоясанный фарфоровым и керамическим орнаментом, узорчатыми изразцами, шатровый храм Воскресения действительно напоминает шедевр Бармы и Постника. Но главным украшением фасадов является изумительная мозаика, из нее выполнены и изображения гербов русских городов, губерний, уездов, а также панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников, расположенные на каждом из четырех фасадов. В нишах установлено двадцать гранитных досок, надписи на которых рассказывают об истории России в период правления Александра II.

Интерьеры храма своим великолепием не уступают внешнему облику. Главное в них – это мозаичное убранство. Общая площадь мозаик составляет около 7000 квадратных метров. Мозаика покрывает пол, стены, своды, колонны, поэтому собор иногда называют «музеем мозаики» [52]. Иконостас, увенчанный тремя хрустальными крестами, тоже мозаичный. Среди икон – изображение Спасителя и Богоматери, выполненные по рисункам Виктора Васнецова. Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы – по рисункам Михаила Нестерова. Еще одной особенностью собора является использование в его отделке мрамора, самоцветных камней, разноцветных минералов. Это яшма, орлец, горный хрусталь, топазы – не только русские, но и привезенные из‑за границы. Своей яркостью и великолепием они не уступают прекрасной мозаике.

Таким увидели собор горожане после реставрации. Почти 30 лет стояли вокруг его фасадов строительные леса. Многострадальный храм, закрытый в 30‑е годы, лишь чудом не был взорван «как образец дурного вкуса в архитектуре города». Во время войны в собор свозили тела ленинградцев‑блокадников, а в купол попал неразорвавший‑ся снаряд, обезвреженный лишь во время реставрации. После войны долгие годы в соборе находился склад декораций Малого Оперного театра, а в 1970 году власти решили передать «Спас на крови» Государственному музею «Исаакиевский собор» в качестве одного из филиалов. Началась долгая восстановительная работа [53].

И вот спустя десятилетия величественный собор скинул с себя леса и предстал в обновленном виде изумленным взглядам петербуржцев и гостей города. Сегодня в храме много посетителей. Собор открыт в наши дни как музей, но в дни больших праздников уже несколько раз проводились богослужения Митрополитом Санкт‑Петербургским и Ладожским Владимиром.

Собор Воскресения Христова «Спас на крови» открыт ежедневно, кроме среды, с 11 ч. до 19 ч. (летом – с 10 ч. до 20 ч.).

Адрес: Наб. канала Грибоедова, д. 2‑а.

Транспорт: ст. метро «Гостиный двор»

Автобус: 3, 7, 22, 27 Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.

 

Собор Воскресения Христова (Смольный собор)

В излучине Невы, на ее левом берегу, есть необыкновенный уголок, где не слышно трамвайных звонков и обрывается шум городских проспектов и улочек, сбегающихся к набережной. Здесь, за невысокой каменной оградой, где возвышается, сверкая золотыми куполами, небесно‑голубой с белыми пилястрами и колоннами, оконными наличниками и лепниной ансамбль Воскресенского собора, царство тишины и красоты.

 

Собор Воскресения Христова (Смольный собор)

Верхняя часть собора, выполненного в стиле барокко – с четырьмя луковичными главками, расположенными на многоярусных башнях‑колокольнях, – кажется единым целым, как бы вырастающим из объема храма. Смольный собор поражает своей величественностью и грациозностью. Рядом на площади – такие же бело‑голубые монастырские корпуса, расположенные в виде каре, по четырем углам которого возвышаются главки церквей во имя св. Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины. Воскресенский собор называют Смольным в память о том, что в петровское время здесь, вдали от городской черты, основали Смоляной двор, где гнали и хранили смолу для Адмиралтейской верфи молодого Балтийского флота. До сих пор проспект, улица и набережная, окружающие площадь, где расположен Воскресенский собор, носят название Смольных [54].

Смольный собор стал главным сооружением Воскресенского Новодевичьего женского монастыря, который начали строить по приказу императрицы Елизаветы Петровны. По преданию, государыня через несколько лет после начала своего правления задумала отречься от престола и уйти в монастырь; но ей не хотелось уезжать из столицы в дальние обители, так что она решила построить монастырь рядом с городом. Удаленный от центра Смоляной двор стал лучшим местом для осуществления идеи Елизаветы Петровны. Говорят, что была и другая причина возведения монастыря в этом тихом уголке. Еще при Петре стоял здесь Смоляной дом, на месте которого позднее построили дворец, куда и поселили во времена Анны Иоанновны молодую царицу Елизавету. Смольный дворец потом так и называли – Девичий. Долгие годы под постоянным надзором всесильного фаворита императрицы Эрнста Бирона безвыездно жила дочь Петра вдали от императорского двора. Герцог не раз сам, переодевшись в одежду простого мастерового, тайно наблюдал за Елизаветой, боясь, не готовит ли она переворот в надежде взойти на престол. Вот поэтому здесь и хотела жить императрица Елизавета – в уединении и молитвах, как прежде [55].

Строительство обители поручили выдающемуся зодчему середины XVIII века Франческо Бартоломео Растрелли. Еще молодым юношей он приехал в Петербург с отцом, известным итальянским скульптором Карло Растрелли, приглашенным Петром I на службу. Создатель великолепных дворцов: Воронцовского, Строгановского, Царскосельского, Большого Петергофского и знаменитого Зимнего, где в наши дни расположена коллекция Эрмитажа, Франческо Бартоломео Растрелли, граф и кавалер ордена святой Анны, отдавший городу свой необычайный талант, в конце жизни оказался не у дел. Забытый всеми, зодчий последние годы жил в бедности в родной Италии, вдали от города, который принес ему мировую славу и где до сих пор возвышаются его великолепные дворцы и храмы [56].

Получив высочайший заказ в 1744 году, Растрелли работал над созданием проекта будущего монастыря до 1748 года, когда произошла закладка собора. Много времени и усилий потребовалось зодчему, чтобы найти идеальное архитектурное решение ансамбля, соответствующее желанию Елизаветы Петровны, которая в конечном итоге утвердила проект. Императрица повелела строить пятиглавый храм по образцу Успенского собора в Кремле, а также возвести звонницу, подобную башне Ивана Великого в Москве и превосходившую по высоте колокольню Петропавловского собора. Замечательный замысел Растрелли реализовать так и не удалось. Гигантская 140‑метровая колокольня так и не была построена. В музее Академии Художеств до сих пор хранится деревянная модель композиции Воскресенского монастыря, по которой можно судить о грандиозности замысла великого зодчего.

Строительство монастыря шло с небывалым размахом, Елизавета Петровна не жалела ни казенных денег, ни сил своих подданных. Тысячи солдат, присланных по приказу царицы из гарнизонов, по 14 часов в день рыли котлованы и забивали сваи под фундамент. Сотни мастеров и подмастерьев из разных губерний России возводили Воскресенский собор, монастырские кельи, трапезную, покои настоятельницы и четыре однокупольных храма, расположенные вокруг собора. Листовое железо на Невские берега везли с Урала, знаменитый камень из Пудости, чугунную черепицу из Олонецких заводов. Но началась Семилетняя война, денег на строительство уже не хватало, а потом императрица умерла, и строительство обители прекратилось [57].

Неоштукатуренный, без куполов и с недостроенной колокольней, почти пять лет стоял монастырь на берегу Невы. А в Петербурге стали шептаться о том, что в алтарной части Смольного монастыря кто‑то из строителей наложил на себя руки, и теперь сто лет нельзя совершать в нем службу, ведь место осквернено [58].

Екатерина Великая поручила достраивать монастырь, в котором проживало к этому времени не больше 20 монашек, не автору ансамбля, а его помощнику, Юрию Фельтену, стиль которого больше соответствовал представлениям императрицы об архитектуре. Растрелли был уволен в связи со слабостью здоровья и вынужден был покинуть Петербург. Вскоре после вступления на престол просвещенная императрица учредила в Петербурге Воспитательное общество для девочек из дворянских и мещанских семей. Для проживания «благородных девиц» стали строить Воспитательные дома, а также передали часть зданий Смольного монастыря. Воспитанниц, проживавших в обители, так и стали называть – «смолянки». В течение 10 лет, с 1765 по 1775 год, под руководством архитектора Фельтена достроили корпуса, начали создание интерьеров. Но из‑за недостатка денег строительство не было закончено.

В конце XVIII века, при императоре Павле, монастырь упразднили, последние монахини были переведены в другие обители, а бывшие кельи позднее занял Вдовий дом. Вскоре петербуржцы совсем забыли, что на Екатерининской площади была женская обитель, и лишь «смолянки», пугая друг друга, рассказывали шепотом по ночам о замурованной в стене монахине [59].

А для воспитанниц в начале XIX века рядом с бывшей обителью построили специальное учебное заведение – Смольный институт. Автор этого сооружения, итальянец Джакомо Кваренги, по преданию, каждый раз, проходя мимо великолепного Смольного собора, с уважением снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!» [60]. В наши дни в здании Смольного института заседает правительство города.

Император Николай I повелел достроить ансамбль Смольного монастыря. Был проведен конкурс, в котором победил проект Василия Стасова. В течение трех лет продолжались работы по реставрации, отделке интерьеров и обустройству монастырского двора. В 1835 году храм освятили как Собор всех учебных заведений, он предназначался для воспитанников и учащихся столицы. Была выбита бронзовая медаль с изображением собора и Иисуса Христа, благословляющего детей, а архитектор Стасов получил денежное вознаграждение – 2000 рублей серебром в год, выплачиваемое в течение 12 лет [61]. Стасову удалось сохранить изящество и причудливость фасадов собора и создать великолепное внутреннее убранство храма.

Огромный церковный зал, вмещавший до 6 тысяч человек, был украшен мрамором, алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ Богородицы в окружении «смолянок», ныне находящийся в Русском музее, написал выдающийся художник Алексей Венецианов. Среди особенно почитаемых петербуржцами икон был образ Черниговской Божьей Матери [62]. В соборе проходили богослужения, крестные ходы на Неву с водосвятием.

Но, к сожалению, все внутреннее убранство собора не сохранилось: оно было растащено, уничтожено, частично передано в музеи города после революции, когда храм закрыли. Долгие годы в прекрасном когда‑то соборе находился склад, а в 70‑е годы после реставрации здесь разместились экспозиции Музея истории Ленинграда. В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется как концертно‑выставочный комплекс. Здесь проходят выставки, звучат классические и духовные произведения.

Собор Воскресения Христова (Смольный собор) открыт ежедневно с 10 до 19 ч., кроме среды. С 15 августа до ноября 2006 года закрылся на реставрацию.

Адрес: пл. Растрелли, д. З.

Транспорт: ст. метро: «Чернышевская»

Автобус: 74 Троллейбус: 3, 7 Трамвай: 10,12,16, 65.

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

В начале XX века на бывшей южной окраине Петербурга, вдали от аристократического Невского и от купеческой Сенной, за военными слободами Измайловского и Загородного проспектов вознеслась необычная церковь Воскресения Христова. Эту церковь у Варшавского вокзала горожане прозвали «Варшавка».

 

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Еще недавно жизнь одного из старейших вокзалов города напоминала бурную горную реку. Здесь всегда было многолюдно и шумно: спешили пассажиры, раздавались паровозные гудки, комфортабельные поезда устремлялись в Варшаву, Берлин, Вену – в Европу, незнакомую и манящую. А здесь, на Обводном канале, рядом с которым находился вокзал, а позднее появилась Воскресенская церковь, шла иная жизнь. В XIX веке на окраине Петербурга был прорыт канал, своей водной полосой обводивший город с юга; его так и назвали – Обводный. Он соединил Неву и Екатерингофку и стал самым длинным каналом города. Он предназначался для отвода воды в случае наводнения, а также для перевозки грузов к многочисленным промышленным предприятиям, выросшим по его берегам. Непрерывным потоком шли суда и барки, сплавлялся лес. Со временем канал был загрязнен, замусорен промышленными отходами и постепенно превращался в дурно пахнущую сточную канаву. Рабочие предприятий, которые селились здесь, вдоль канала, называли его «Городской ров», «Канава». Нелегким и изнурительным был труд питерских рабочих, тяжелой и беспросветной была их жизнь, не случайно они грустно шутили: «Батюшка Питер бока наши вытер, братцы‑заводы унесли годы, а матушка‑канава совсем доконала» [63]. Часто единственно доступным развлечением рабочих были пьянство и драки. Как когда‑то в своих деревнях, устраивали они кулачные бои «стенка на стенку», выходили драться до синяков и крови – улицей против улицы, барак против барака, а потом – заливали обиды и грусть вином в пивных заведениях. Нередко такое «веселье» заканчивалось поножовщиной.

Обеспокоенные происходящим, члены Всероссийского Александро‑Невского общества трезвости обратились к властям с просьбой построить в районе Обводного канала церковь для рабочих, чтобы отвлечь их от пьянства.

Существуют две петербургские легенды о том, на какие деньги строилась Воскресенская церковь. По одной – возводилась она на пожертвования «трезвенников», а по другой – власти, вняв просьбам членов общества трезвости, обложили специальным налогом все питейные заведения: одна копейка с каждой тысячи дохода. Этих денег с лихвой хватило на постройку большой каменной церкви, и в народе ее стали называть «Копеечной» [64].

Построили церковь быстро, за 4 года, и уже в 1908 году были освящены главный придел и придел Николая Чудотворца. Здание выполнено в неорусском стиле, который сочетает в себе элементы модерна и допетровского зодчества. Храм с огромным центральным куполом и четырьмя небольшими декорированными главками темно‑зеленого, почти черного цвета, с облицованными глазурованным кирпичом стенами и большими арочными окнами. Проектировали его три талантливых мастера этого стиля – академик и педагог Герман Давидович Гримм, архитектор‑декоратор Андрей Леонтьевич Гун и автор многих уникальных жилых домов Густав Густавович Голи [65]. Рассказывают также, что одной из колоколен по просьбе прихожан придали форму бутылочки. Так церковь получила еще одно народное название – «Церковь с бутылочкой» [66].

Внутри церковь отличается от других храмов: она очень просторна, ведь в храме нет привычного деления на нефы колоннами, а большой купол поддерживают железобетонные своды. Церковь должна была вмещать огромное количество рабочих со всей окраины. Храм, как и сейчас, не отличался изысканностью внутреннего убранства. Но в церкви было немало живописных полотен и большое собрание икон, а к главной святыне храма петербуржцы приезжали со всех районов города. Это была икона Воскресения Христова, подаренная обществу трезвости патриархом Иерусалимским Дамианом. Люди молились перед ней и верили в свое исцеление от пьянства. Также большая икона Воскресения Христова располагалась над входом в храм. До революции церковь была очень популярна: за год ее посещало до миллиона человек. Приходили не только страдающие пьянством, но и их матери, жены, сестры. Даже когда после революции храм закрыли и превратили в склад при Варшавском вокзале, люди продолжали молиться у стен церкви.

После возвращения храма прихожанам пришлось восстанавливать все его внутреннее убранство заново, ведь оно безвозвратно исчезло. Но силами христиан храм был восстановлен и снова стал действующим. В 1992 году именно в этой церкви отпевали известного петербургского ученого Льва Николаевича Гумилева, сына Анны Ахматовой.

Над восстановленным деревянным иконостасом сияет мозаичный Образ Спасителя в окружении парящих ангелов, золотые люстры необычно гармонируют с серыми сводами, блестят медью жертвенники, установленные по всему пространству храма, горят свечи перед новыми иконами, многие из которых пожертвованы прихожанами.

Церковь снова стала «Храмом всех трезвенников», как ее шутливо окрестили горожане. Есть в храме и своя святыня – икона «Неупиваемая Чаша».

В церкви Воскресения Христова по понедельникам, в 18 часов, служится водосвятный молебен с акафистом перед иконой «Неупиваемая Чаша». Служат в храме и особую молитву «Врачу душ и телес», совершаются крестные ходы трезвенников, торжественные богослужения проводятся в день святого Вонифатия, 1 января. Этот святой принял мученическую смерть во славу Бога, чтобы искупить свои грехи, в том числе и грех пьянства. Ежедневно по окончании литургии проводится таинство крещения. При церкви работает библиотека, книжная лавка, воскресная школа. Много делают настоятель и священники Воскресенской церкви, чтобы помочь людям отказаться от своего пристрастия и стать счастливыми и свободными от своего порока.

Не слышны паровозные гудки, не спешат больше приезжие на Варшавский вокзал – он закрыт, а в его здании разместился новый необычный торговый центр, но каждый день приходят на набережную Обводного канала люди, сюда, в церковь бывшей рабочей окраины, в свою «Варшавку», с верой и надеждой.

Церковь Воскресения Христова у Варшавского канала открыта ежедневно с 9 до 19 ч., по воскресеньям и праздникам с 7 до 19 ч.

Адрес: наб. Обводного канала, д. 116.

Транспорт: ст. метро «Фрунзенская», «Балтийская»

Автобус: 65

Троллейбус: 8

Трамвай: 16, 29,43.

Спасо‑Преображенский собор

Там, где быстрая река Мойка, бывшая «маленькая болотная речка» Мья, берет начало в реке Фонтанке, начинается небольшая улица Пестеля и движется, пересекая Литейный проспект, к Преображенской площади. Улица эта необычная: в начале и в конце ее стоят два старинных храма воинской славы России – церковь Святого Пантелеймона целителя и Спасо‑Преображенский собор, окруженный удивительной, единственной в Петербурге оградой, созданной по проекту автора собора – Василия Стасова. Ограда выполнена из ста двух бронзовых стволов трофейных турецких пушек, соединенных по три и связанных тяжелыми цепями. Сияют над перевернутыми вниз дулами вражеских пушек, захваченных во время войны 1828–1829 годов, золотые орлы с императорскими коронами, символизируя победу русского оружия. Молчат пушки, связанные цепями: никогда они не будут стрелять, не принесут больше смерть и разрушение [67].

Преображенская площадь, названная так в честь собора, окружена небольшими улицами. В петровское время здесь, на левом берегу Невы, был основан Литейный двор, где отливались пушки для молодого русского флота. Долгие годы здесь селились мастеровые и рабочие двора, а их слободы так и назывались – Литейная и Пушкарская. Так появилось название Литейного проспекта, где позднее квартировал один из старейших гвардейских полков, созданный Петром Великим, – Преображенский, а на площади, где стоит собор, находился полковой двор гренадерской роты этого полка [68].

История создания собора связана с драматическими событиями восшествия на престол Елизаветы Петровны, которая с помощью верных ей преображенцев совершила дворцовый переворот.

Елизавета часто навещала казармы полка, привозила подарки, даже была крестной матерью многих детей солдат и офицеров полка. А они любили милую и любезную Елизавету, к удивлению многих царедворцев, запросто заходили к ней во дворец, обращаясь к ней на «ты», называя своею кумой. И в ночь на 25 ноября 1741 года, когда в полковой двор гренадерской роты на санях прибыла Елизавета, одетая в военный мундир, и обратилась к солдатам и офицерам послужить ей верой и правдой и помочь вернуть незаконно украденный престол, преображенцы пошли за ней.

 

Спасо‑Преображенский собор

Шли через Невский проспект к Зимнему дворцу. А в Зимнем, ни о чем не подозревая, спал в люльке младенец – император Иоанн VI, спали его родители – Анна Леопольдовна и ее муж, Антон Ульрих, слуги и придворные. Ворвавшись во дворец, разоружив охрану, гвардейцы разбудили спящих, которые даже не оказали сопротивление, и арестовали всю царствующую семью. А потом в честь новой, законной, императрицы был дан бал с шампанским и фейерверками, гвардейцы ликовали и кричали: «Виват!» новой государыне [69]. Согласно преданию, Елизавета Петровна в память об этом событии приказала возвести для своих верных гвардейцев на месте полкового двора собор во имя Преображения Господня. У храма, кроме главного, было еще два придела. Один из них позднее был освящен в честь Священномучеников Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 8 декабря, в день, когда и случился дворцовый переворот, а другой придел – в честь Сергия Радонежского Чудотворца.

Священномученик Климент был крещен апостолом Петром и стал епископом Рима. Многие приняли христианство, слушая проповеди Климента, но жестокий император Траян приказал утопить святого. И его бросили в море, привязав на шею якорь. Священномученик Петр был архиепископом в Александрии и много совершил праведных дел для упрочения христианской религии. Но император Максимиан, известный гонитель христиан, приговорил его к смерти. Петр сам вышел навстречу своим палачам, и ему отрубили голову на том месте, где когда‑то казнили апостола Марка. В Преображенской церкви в престольный праздник – день памяти священномучеников – совершается торжественное богослужение.

Первый Преображенский храм был построен по проекту Михаила Земцова, выдающегося архитектора. Но через несколько месяцев после закладки собора, в сентябре 1743 года, зодчего не стало. Спасо‑Преображенский собор стал последним творением архитектора, завершить которое ему так и не удалось, и в дальнейшем строительством храма руководил Пьетро Трезини. В 1754 году храм был торжественно освящен в присутствии Елизаветы Петровны.

Каким он был тогда, сейчас узнать невозможно – все чертежи и рисунки утеряны. Известно только, что это был первый пятиглавый храм: по приказу Елизаветы Петровны в Петербурге было возрождено строительство пятиглавых церквей [70].

Елизавета Петровна часто посещала собор, а Павел I повелел считать Спасо‑Преображенский храм собором всей гвардии. Летом 1825 года собор сгорел, но многие святыни удалось спасти.

Новый храм был построен в 1829 году выдающимся архитектором классицизма Василием Стасовым. Специальная комиссия провела 68 заседаний, прежде чем доверила строительство архитектору. Собор стал одним из лучших творений зодчего, а современники говорили, что в Петербурге два выдающихся сооружения – Казанский и Спасо‑Преображенский соборы. В ознаменование окончания строительства император подарил Василию Стасову бриллиантовый перстень и 1325 рублей, сэкономленных зодчим на сооружении ограды из стволов пушек

Новый пятиглавый собор выделялся своей гармоничной композицией, праздничностью и подчеркнутой элегантностью. Стены фасадов украшали барельефы библейских сюжетов и воинские символы [71]. Сейчас храм восстановлен практически в первозданном виде. Долгие годы собор действительно был главным военным храмом, где хранились трофейные знамена, мундиры императоров, сабля Александра II, которая была на царе в день покушения. Сейчас эти военные святыни находятся в музеях города.

Хотя Спасо‑Преображенский собор никогда не закрывался, многие его святыни были утеряны или переданы в музеи. В нем проходили службы и в годы блокады, когда ленинградцы приходили молиться за ушедших на фронт близких, как когда‑то молились невесты и жены за гвардейцев Преображенского полка.

В наши дни внутреннее убранство церкви полностью восстановлено. Под голубым сводом с величественной звездой в центре в сиянии великолепной люстры сверкают золотом оклады новых икон. Особое великолепие убранству собора придает резной золотой иконостас, рядом с которым – две главные святыни храма. Одна из них – это образ Спаса Нерукотворного, датируемый 1676 годом и выполненный иконописцем Семеном Ушаковым. Эта икона раньше находилась в часовне домика Петра I. Император получил ее в наследство от своего отца, Алексея Михайловича, и не расставался с образом всю жизнь: брал его в военные походы, был с ним при закладке Петербурга, и даже в последние минуты жизни императора образ находился у его постели [72]. Другая святыня Преображенского собора – икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», принадлежавшая сестре Петра I – Наталье Алексеевне и долгое время находившаяся в церкви на Шпалерной улице.

Храм на Преображенской площади всегда заполнен людьми. Настоятель собора проводит беседы с прихожанами, при храме под его руководством работает церковная школа. По пятницам, в 18 часов, в храме служится особая заупокойная служба – парастас [73], ежедневно в 12.00 и 17.00 совершается таинство крещения, служится покаянный канон преподобного Андрея Критского. Но особенно многолюдно в Преображенском соборе во время главного престольного праздника, 19 августа, в день Преображения Господня.

Согласно Священной истории, чтобы укрепить своих учеников в вере, Иисус привел апостолов Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору. Здесь Спаситель долго молился, а ученики, утомленные дорогой, уснули. Когда же они проснулись, то увидели, что Христос преобразился. Лик его сиял, как солнце, одежды были белее снега. Рядом с ним были два пророка, Моисей и Илия, которые говорили с Иисусом о предстоящих страданиях. Вдруг Божественный свет озарил все вокруг, и услышали апостолы Глас Бога, который указал на Иисуса как на сына и повелел слушать его. Испугались ученики, упали на землю, а когда очнулись, увидели своего Учителя таким, каким он был прежде.

Совершается торжественное богослужение в праздник Преображения Господа, по традиции несут люди в собор яблоки, груши, чтобы освятить плоды.

Уже несколько веков на одной улице друг напротив друга стоят два храма – морской и военной славы России. Приходят мальчишки к пушечной ограде, восхищаясь военными трофеями, молятся ветераны, вспоминая о погибших товарищах и славных подвигах, не умирает память о храбром гвардейском полке, что располагался когда‑то здесь, в бывшей Литейной слободе.

Спасо‑Преображенский собор открыт с 8 до 20 ч.

Адрес: Преображенская пл., д. 1.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»

Автобус: 16,136

Троллейбус: 3, 8,15,49

Трамвай: 54, 90.

 

Казачий Крестовоздвиженский собор

Извилистое русло Обводного канала смыкается с руслом современного Лиговского проспекта. Где когда‑то текла вода, проносятся автомобили, грохочут по мостовой, попадая в такт трамвайным колесам. Там, сразу за Ново‑Каменным мостом, вдоль Лиговки раскинулись три прекрасные церкви Крестовоздвиженского собора.

Когда‑то здесь покосившиеся домишки гляделись в воду Лиговского канала да слышалось кое‑где ржание лошадей, цокот копыт и лихая ямщицкая песня. Лишь изредка колокольный звон нарушал привычную размеренную тишину ямской слободы: видно, в церкви праздник или повезли кого‑то на старое кладбище…

Еще при Петре I здесь начали селиться ямщики. И вплоть до середины XIX века вдоль берегов Лиговского канала, прорытого от реки Лиги специально для того, чтобы его вода питала фонтаны Летнего сада, существовала ямская слобода. Неуютное это было место: в ряби воды отражался тусклый свет одиноких масляных фонарей да тусклое лунное сияние, на зов которого сюда частенько забегали волки.

Страшное наводнение 1777 года погубило фонтаны, и канал стал больше не нужен, перестали за ним следить; он обмельчал, постепенно зарос тиной. И лишь тогда власти решили забрать его в трубу, над которой проложили Лиговские бульвары, ставшие излюбленным местом городской шпаны и воров. А после окончания гражданской войны здесь появилось ГОП – городское общежитие пролетариата, куда поселили малолетних беспризорников и хулиганов [74]. В сознании петербуржцев Лиговка так и осталась местом неблагополучным; но эта часть города хранит свою историю, и есть в ней особая прелесть, не открывающаяся с первого взгляда.

В том самом месте, где сейчас высятся купола Крестовоздвиженского собора и колокольня, в далеком XVIII веке стояла деревянная кладбищенская церковь. Построена она была во времена Петра, когда ямщики обратились к архимандриту Феодосию с просьбой о слободской церкви, в 1719 году: деревянную церковь освятили во имя Рождества Иоанна Предтечи. Спустя 11 лет случился пожар, церковь сгорела. На ее место перенесли деревянный храм с охтинских заводов, также освященный во имя Рождества Иоанна Предтечи, и в нем устроили придел святого Николая Чудотворца.

 

Казачий Крестовоздвиженский собор

Поскольку храм не отапливался, в зимнее время службы проходили в церкви Тихвинской иконы Божьей Матери. Ее заложили в 17б4 году на деньги петербургского купца Ивана Ильина, который прежде был раскольником, но потом вернулся к ортодоксальному вероисповеданию. Так постепенно рос Предтеченский приход. В храмы приходили теперь уже не только ямщики. Петербург рос, и много разного народа селилось вокруг ямской слободы. Самыми многочисленными жителями Лиговки стали к тому времени казаки, служившие в столичных полках. Поэтому и в наши дни казачество считает Крестовоздвиженский собор своим. Деревянная кладбищенская церковь была слишком мала, чтобы вместить всех прихожан, и тогда люди обратились к Священному Синоду с просьбой выстроить новый каменный храм и освятить его во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, ведь храма с таким именем в городе еще не было.

Праздник Воздвижения Креста Господня уходит своими корнями в начало второго тысячелетия нашей эры, во время гонений на христиан и иудеев. Римский император Андриан приказал срыть Голгофу [75], а на месте пещеры, где стоял гроб Господень, выстроить языческий храм. Казалось, святыни безвозвратно были утрачены, но около 386 года царица Елена и ее сын, первый христианский император Константин, начали поиски реликвий. При раскопках в Иерусалиме археологи тех лет обнаружили место, где была Голгофа, и пещеру гроба Господня. В пещере было три креста, один из которых принадлежал Христу, а два других – распятым с Господом разбойникам. В тот момент мимо пещеры шла похоронная процессия, и люди решили выяснить, на каком из трех крестов был распят Иисус. К губам покойника поочередно поднесли кресты. И тут случилось чудо: едва один из крестов коснулся усопшего, как тот ожил. А потом митрополит Макарий взял крест, вознес его над изумленной толпой – и воздвиг на высоком месте, где каждый мог увидеть святыню. С тех пор день, когда все это произошло – 27 сентября, – назван Крестовоздвижением [76].

Спустя три столетия Крест был утрачен и обретен вновь. Иерусалим был завоеван иноверцами, разграбившими храм Воскресения Господня, построенный на месте пещеры гроба Иисуса. Животворящий Крест тоже был похищен. Когда византийский император Ираклий одержал над завоевателями победу, он потребовал вернуть святыню – и 27 сентября 631 года Крест вернулся на Голгофу.

Во всем христианском мире чтят этот день, возводят храмы и освящают их во имя Воздвижения Креста Господня. Поэтому, когда прихожане‑петербуржцы обратились с просьбой о новом храме с таким именем, Синод дал согласие, ив 1794 году был освящен новый каменный храм. Старое кладбище, на территории которого его выстроили, было закрыто. О том, что оно некогда существовало, сейчас свидетельствует только памятная табличка «Предтеченский садик – территория одного из первых кладбищ Санкт‑Петербурга – в XVIII веке упразднено» да чудом сохранившаяся старая могила придворного портного, погребенного под серой каменной плитой. Предтеченским садик назвали в память первой Предтеченской деревянной церкви, расположенной здесь, а также – в честь придела во имя Иоанна Предтечи, выстроенного в каменном храме.

Прошло время, и в начале XIX века перед зданием храма выросла четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня, построенная по проекту архитектора Постникова. Эта колокольня сохранилась и до наших дней. Две прекрасные часовни соединены дугообразной крытой колоннадой из двадцати четырех белоснежных крыльев – колонн, стоящих попарно. Кажется, что колокольня, подобно легкокрылой чайке, вот‑вот взмоет в небо. Купол ее увенчан шпилем и крестом. Белые колонны, по две с каждой стороны, поддерживают портик с гипсовым барельефом «Всевидящее око». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла, а над каждой из них – барельеф с евангельским сюжетом. Верхний ярус колокольни также декорирован статуями. Зрителя поражает удивительная пропорциональность, изящество и симметричность всех ярусов. Каждый следующий ярус поддерживают четыре попарно расположенные колонны, и на каждом – такая же дуга надвратной арки посередине, как у главного входа в храмовый комплекс, украшающего собой перспективу Лиговского проспекта. Легкая дуга колоннады уводит в глубь магистрали, словно приглашая прохожих на минуты забыть о суете и будничности и заглянуть в Крестовоздвиженский собор.

В 1872 году купец Иван Ильич Шигалев, староста собора, в память о скоропостижно скончавшейся супруге устроил под сводами колокольни церковь Святых Кирилла и Мефодия. Эта церковь и сейчас является частью Крестовоздвиженского прихода.

Главная церковь была еще раз перестроена, когда прихожане решили, что оба храма – Тихвинский и Воздвиженский – обветшали и требуют реконструкции. В 1848 году здание Воздвиженской церкви было разобрано, а на его месте возвели новый пятиглавый храм в стиле барокко с куполами‑луковичками. Проект был поручен архитектору Егору Ивановичу Диммерту, ученику Стасова. К сожалению, архитектор не дожил до окончания строительства, и храм был достроен уже после его смерти, в 1851 году. Позднее в церкви появилось еще два придела: один – во имя Святых Равноапостольных Елены и Константина, того самого императора и его матери, при деятельном участии которых некогда был обретен Крест Господень и другие христианские святыни; второй – во имя Святого Сергия Радонежского.

И в Воздвиженском храме, и в храме во имя иконы Тихвинской Божьей Матери было множество святынь, к сожалению, не сохранившихся, в числе которых – старинные иконы, кресты с мощами святых и частицами Животворящего Древа Господня (так среди христиан принято называть крест, на котором распяли Иисуса). В годы советской власти, в 1932 году, церкви Крестовоздвиженского собора были закрыты, а святыни разграблены и уничтожены. Перед началом Великой Отечественной войны интерьеры церквей подверглись капитальному переустройству: Тихвинскую церковь отдали под школу, а впоследствии в ней, как и в церкви Воздвижения Креста Господня, разместились реставрационные мастерские.

В 1991 году все храмы Крестовоздвиженского собора возвращены верующим. Собор передан православному приходу, который объединил петербургское казачество – потомков старейших прихожан Предтеченской церкви. На территории храмового комплекса, у алтарной стены Воздвиженской церкви, обращенный лицом к Тихвинской церкви стоит бронзовый бюст последнего русского императора, Николая II, а у подножия полутораметрового гранитного постамента памятника – капсулы с землей тех регионов России, где издавна жили казаки. Это символ верности казачества царю и Отечеству.

Памятник последнему царю был открыт в его день рождения, 19 мая, в 2002 году. Проект его выполнил петербургский скульптор Сергей Алипов, работавший в течение полугода с уникальными историческими источниками и фотографиями из собрания коллекционеров. Здесь, на Обводном канале, стоял лейб‑гвардии казачий полк, в составе которого числился царевич Алексей и шефом которого был Николай II. К тому же именно здесь, в Тихвинской церкви Крестовоздвиженского собора, находится первый и единственный в Петербурге престол, освященный по благословению митрополита Владимира во имя императорской семьи (последние Романовы были канонизированы – причислены к лику православных святых за свою мученическую смерть).

В настоящее время еще идут реставрационные работы в Воздвиженской церкви, но силами прихожан и священнослужителей под руководством настоятеля собора восстановлена Тихвинская церковь и церковь Кирилла и Мефодия, благоустраивается территория внутреннего дворика. В двух церквях, Кирилло‑Мефодиевской и Тихвинской, проводятся богослужения, свершаются таинства, причем таинство крещения – с полным погружением в воду.

А в Предтеченском садике играют дети, зеленеет трава и слышно, как ветер небрежно и легко звенит в колокола. Проходят столетия, сменяются исторические эпохи, но место это, на пересечении Лиговки и Обводного, всегда будет близко и дорого сердцам петербуржцев.

Крестовоздвиженский собор открыт ежедневно с 9 до 20 ч. Богослужения проводятся в Тихвинской церкви. В церкви Кирилла и Мефодия – воскресные литургии в 7 ч. утра и ежедневные молебны и панихиды.

Адрес: Лиговский проспект, д. 128.

Транспорт: ст. метро «Лиговский проспект»

Автобус: 3, 74

Трамвай: 25,44.

 







Date: 2015-09-24; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.064 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию