Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Чудотворные иконы в Петербурге





 

Казанский Кафедральный собор

В самом сердце города, там, где канал Грибоедова пересекает Невский проспект, открывается величественный вид на Казанскую площадь. Прекрасный храм, раскинув широкую дугу колоннады, словно принимает в объятия и сквер с фонтаном, и весь Невский.

Построенный во имя чудотворной иконы Казанской Божией Матери, Казанский собор – один из крупнейших православных храмов в Петербурге и удивительный памятник русской архитектуры эпохи ампира. С первого взгляда кажется, что этот нетипичный для русской православной традиции однокупольный храм слишком древний для «юного» города и годится в младшие братья римскому Колизею или греческому Парфенону.

И действительно, Казанский собор, построенный за год до начала войны с Наполеоном, напоминает античное сооружение. Стены и девяносто шесть внешних колонн собора облицованы пудожским камнем, который добывается в деревне Пудость под Петербургом, недалеко от Гатчины. Камень этот удивителен: его пластичная мягкая структура позволяет создавать любые узоры, вертикальные линии, каннелюры [1], возносящие храм в поднебесье. Однако под воздействием воздуха и ветра пудожский камень становится прочным, как гранит, а его пористая структура создает ощущение древности – и смотрящему на Казанский собор кажется, будто стены храма вот уже много столетий выветривает время и опаляет южное солнце. И только серая петербургская пыль, добавившая за двести лет полутонов стенам собора, напоминает нам о величии и державной холодности Северного Рима.

Удивляющее зрителя сходство собора с античным храмом не случайно. Павел I, путешествуя по Европе, был необычайно поражен грандиозностью и красотой собора Святого Петра в Риме. Став императором, он пожелал возвести подобный храм в Петербурге – и в 1799 году был объявлен конкурс на разработку проекта нового собора. В этом конкурсе участвовали знаменитые архитекторы того времени; победил проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств – графа Строганова.

 

Казанский Кафедральный собор

Освящение храма состоялось в 1811 году, уже в правление нового императора, Александра I. Храм был посвящен Казанской иконе Божией Матери – одной из особо почитаемых в православии чудотворных икон. По легенде, ее написал сам евангелист Лука. Богоматерь держит на одной руке, словно на престоле, младенца Иисуса, а другая ее рука указывает на Сына как на путь Истины. В правой руке Иисуса, сложенной в благословляющем жесте, – свиток жизни. История самой иконы уходит своими корнями в глубь веков, в эпоху Ивана Грозного. Казанское ханство было недавно присоединено к России, вековые традиции мусульманства в Казани были еще очень сильны. Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя, чтобы она сообщила Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.

В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков, Москва была ими захвачена. Патриарх Гермоген, который в бытность свою священником в Казани первым описал Казанскую икону и чудеса, ей творимые, был заключен в тюрьму.

Но в 1612 году ополчение под руководством князя Д. И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Позднее стараниями князя Д. И. Пожарского в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор.

Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных – московских и казанских – стали общероссийскими.

При Петре I в Санкт‑Петербург привозят Казанскую икону принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице царя. Согласно последним исследованиям, она была списком (копией) с изначального казанского прототипа.


В самое тяжкое время икона поддерживала верующих. Во времена Петра I копию иконы привезли в новую столицу. Уже тогда икона считалась собственностью дома Романовых. Несколько раз она меняла место пребывания, прежде чем обрела свой дом. Сначала находилась в деревянной часовне на Посадской улице, затем в Троицком соборе на первой площади города, позднее – в церкви Рождества Богородицы, на месте, где сейчас бьет фонтан Казанской площади. Церковь так и называли – Казанский собор. Со временем любимая всеми горожанами скромная церковь стала казаться слишком простой, чтобы украсить собой центр города и считаться его Кафедральным собором. Тогда и возникла необходимость построить новый храм – нынешний Казанский.

Вновь икона послужила спасению России уже через год после освящения собора. Во время Отечественной войны 1812 года французы все ближе и ближе подступали к Москве, а русские войска отступали все дальше и дальше. Казалось, выхода нет. И у всех на устах было лишь одно имя – Кутузов. Только опальный князь мог противостоять непобедимому Наполеону. И царь Александр, забыв все обиды, назначил Кутузова главнокомандующим отступающей русской армии. Накануне отъезда из столицы князь молился перед чудотворной иконой, веря, что лишь она дарует победу России; в этом ли причина – неизвестно, но враг был изгнан за пределы Отечества.

Великому фельдмаршалу не суждено было принести благодарность чудесному образу. Кутузов скончался недалеко от города Бунцлау. По легенде, умирая, полководец сказал солдатам, что сердцем он остается с ними, и повелел захоронить свое сердце на дороге, по которой шли русские войска в Париж – и воины исполнили его завещание. А тело полководца привезли в Казанский собор, где оно находится до сих пор. Рядом с надгробием Кутузова лежат военные трофеи: французские штандарты и знамена, ключи от завоеванных городов.

Во второй половине двадцатого века специальная комиссия вскрыла склеп Кутузова и обнаружила серебряную банку с набальзамированным сердцем князя. Легенда оказалась романтической сказкой… [2]

Вскоре на Казанской площади перед собором появились два памятника великим полководцам, спасшим Россию, двум Михаилам – Кутузову и Барклаю де Толли. Оба памятника работы скульптора Орловского органично вошли в архитектурный ансамбль площади. В истории храм неразрывно связан с памятью об Отечественной войне 1812 года. По традиции 7 января, в день изгнания Наполеона из России, в храме служится молебен.

Не раз чудесный Образ Казанской Богоматери избавлял от бед и спасал наш город и в дальнейшем. Была до Октябрьской революции прекрасная традиция, которая возвращается в наши дни, – вести от собора крестные ходы с Казанской иконой. Так, Крестный ход, свершавшийся 4 июля к Успенскому храму на Сенной площади, напоминает об избавлении города от холеры в 1849 году. 4 апреля верующие шли с иконой к часовне Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед Образом Заступницы Небесной.

В страшные годы блокады, когда жители города укрывали от снарядов и бомбежек архитектурные сооружения и скульптуры, Кутузов и Барклай стояли открытыми: «среди горожан существовало нечто вроде суеверия. Говорили, что пока бомба не заденет памятники, врагу не бывать в городе» [3]. Солдаты, уходившие на фронт, отдавали честь великим полководцам, словно те вели войска в бой.


Сама же икона в годы блокады находилась в Князь‑Владимирском соборе. Ее перенесли туда с приходом советской власти. На долгое время иконе вновь пришлось лишиться своего дома. Ее помещали и в церковь Смоленского кладбища, и во многих других небольших храмах города. Снова, как и когда‑то, скиталась икона по городу, пока не нашла временное пристанище на Петроградской стороне.

Но даже и тогда икона явила чудо. В 1941 году Митрополиту Гор Ливанских было явление Богородицы, которая сказала ему, что осажденный Ленинград будет спасен, если чудотворный Образ с крестным ходом пронесут вокруг города. Митрополит сообщил о своем видении, икону вынесли из собора и пронесли по городу [4]. Ленинград выстоял.

Пролетали годы и десятилетия, а купол Казанского собора, ставшего вместилищем экспонатов музея Истории религии и атеизма, вместо креста по‑прежнему венчал шпиль. Икона Казанской Божией матери по‑прежнему находилась в Князь‑Владимирском соборе. Серебро алтаря, пожертвованное храму казачеством, было переправлено в слитки и вывезено за границу еще в первые годы советской власти; живописные полотна кисти величайших мастеров, украшавшие стены, а также иконы, ценности и интерьеры – изъяты и переданы в различные музеи. И только в 1994 году золотой крест вновь воссиял над куполом. Чудотворная икона вернулась в свой дом. Вскоре собор был освящен повторно после долгих лет осквернения и приобрел статус кафедрального.

Случилось так, что незадолго до этих событий в Казанском соборе произошло повторное обретение мощей Святого Серафима Саровского. В хранилище бывшего музея был найден предмет, не зарегистрированный ни в одном из документов; и удалось установить, что это – мощи великого чудотворца.

Благодаря стараниям прихожан‑петербуржцев, митрополии и лично настоятеля собора протоиерея [5] Павла Красноцветова и протодиакона [6] Василия Маркова Казанский собор постепенно возвращается к жизни. К 300‑летию города мастера Балтийского завода отлили четырехтонный колокол высотой более двух метров – самый крупный колокол собора. Он после освящения Владыкой Владимиром, митрополитом Петербургским и Ладожским, украсил колокольню и теперь сзывает прихожан на богослужения в главный храм Петербурга. В соборе проходят божественные литургии, свершаются таинства, во все православные праздники служатся молебны. Ежегодно,^ сентября, от собора движется вдоль Невского проспекта к Лавре торжественный крестный ход в честь святого покровителя города, Александра Невского. Раньше в этом крестном ходе участвовали члены императорской семьи и кавалеры ордена св. Александра Невского, а теперь к нему может присоединиться каждый желающий. Именно в Казанском соборе находят временное пребывание мощи святых и чудотворные иконы, например, Тихвинская икона, мощи Андрея Первозванного, преподобных Святых Елизаветы и Варвары…


Внутреннее убранство храма, хотя и не восстановлено еще до конца в изначальном великолепии, соответствует высокому рангу кафедрального собора. По‑прежнему величавы и прекрасны три его нефа, разделенные двумя рядами колонн, высеченных из розового карельского гранита, который не уступает по плотности и красоте знаменитому египетскому. Стены собора прорезаны огромными окнами, поэтому храм до самого купола наполнен светом. Пол собора покрывает великолепная мраморная мозаика. Сияет сусальным серебром восстановленный иконостас.

С северной стороны в храм ведут изумительной красоты бронзовые двери, являющиеся копией «Райских дверей» баптистерия во Флоренции работы Лоренцо Гиберти. Отливку и чеканку дверей выполнил лучший литейный мастер России Василий Екимов. Он исполнил в бронзе и скульптурные образы, стоящие в нишах за внешними колоннами: статую святого князя Владимира – крестителя Руси, и святого князя Александра Невского – великого защитника земель русских (работа скульптора С. С. Пименова), апостола Андрея Первозванного (работа скульптора В. И. Демут‑Малиновского), а также Иоанна Предтечи (работа скульптора И. П. Мартоса). Саму же колоннаду со стороны Невского проспекта, а также колонны внутри собора возводили рабочие артели Самсона Суханова, русского каменотеса, лучшего мастера каменных дел. Следует особо отметить, что храм был полностью построен из отечественного камня, а строили его простые русские люди, крепостные крестьяне. Не имея строительных навыков и знаний об архитектуре, неспособные даже читать чертежи, эти люди во всякое время суток, в жару и стужу, буквально голыми руками создавали храм, отдавая свои жизни на строительстве, окончания которого им не суждено было увидеть. При всей его европейской элегантности и царственности – это подлинно народный храм, в котором воплотился дух и величие русских.

Планировка собора тоже принадлежит русскому архитектору «из народа». Андрей Воронихин жил в семье графа А. Строганова и, хотя считался его крепостным, вниманием не был обделен. Поговаривали, что Андрей – внебрачный сын графа. Воронихин получил архитектурное образование, в Москве учился у знаменитых русских зодчих – В. Баженова и М. Казакова, а когда получил вольную, несколько лет провел во Франции и Швейцарии, изучая новый стиль – ампир [7]. Поэтому его победа в конкурсе проектов Казанского собора заслуженна, хотя недоброжелатели и приписывали ее покровительству всемогущего президента Академии художеств. В проекте неизвестного тогда еще в России Воронихина учитывалось пожелание Павла – с одной стороны, и проявлялись индивидуальность и новаторство – с другой.

Да, Казанский собор напоминает античные храмы своей колоннадой; но если в Риме она замыкает собою площадь, то в Петербурге – не только эту площадь образует, создавая особый архитектурный ансамбль, но и помогает разрешить очень важную проблему – декорировать северный фасад, обращенный к Невскому проспекту, так, чтобы забывалось, что он не главный. По традиции храм обращен алтарем на восток. Его главный, западный, вход выходит не на парадный Невский проспект, а на прилегающую Казанскую улицу; поэтому дуга колоннады стала исключительной находкой.

С двух сторон колоннаду замыкают порталы сквозных проездов, параллельные каналу Грибоедова и Казанской улице. Эти проезды придают собору геометрическую четкость и изящество. По замыслу Воронихина, к южному фасаду храма также должна была примыкать дуга колоннады, но эта идея, к сожалению, не была осуществлена по ряду финансовых трудностей. Впрочем, великолепие собора от этого не становится меньше.

В плане Казанский храм имеет форму латинского креста, вытянутого с запада на восток на семьдесят с половиной метров. В собор ведут три входа, каждый из которых украшен шестиколонными портиками [8] с треугольными фронтонами [9], где изображен барельеф [10] «Всевидящее око».

Еще одним новаторским решением Воронихина явился металлический каркас купола. Это был первый в мире металлический купол, проект которого оказался технически надежным и художественно безупречным. Купол установлен на круглом барабане, и собор вместе с куполом и крестом имеет высоту семьдесят один с половиной метр. Таким образом, создается удивительная соразмерность и гармония храмовой постройки, сближающая Казанский собор с античными сооружениями.

Андрей Воронихин ненадолго пережил свое творение и был похоронен в некрополе Александро‑Невской лавры, а на его надгробии высечено изображение Казанского собора. Последним творением зодчего стала ажурная ограда изумительной красоты, обрамляющая сквер перед главным входом в храм. По замыслу архитектора эта изящная решетка должна была оградить полукруглую площадь, образуемую тремя фасадами собора. Чугунное кружево этой ограды не уступает по красоте знаменитым решеткам Летнего сада.

Главный храм города прекрасен и в пору белых ночей, и в осенний листопад, и заснеженным зимним вечером, когда зажигаются яркие огни современной подсветки, позволяющей эффектно выделить и подчеркнуть неповторимые архитектурные особенности собора.

Возле собора всегда многолюдно. Петербуржцы любовно называют храм «Казань», а площадь – «Казанский пятачок». Здесь назначают встречи, гуляют влюбленные, у фонтана резвится детвора, а на лавочках петербургские старики ведут неспешные разговоры. Казанский кафедральный собор и площадь – центр не только духовной, но и политической и светской жизни Петербурга.

Казанский кафедральный собор открыт ежедневно: по будням с 8.30 ч. до окончания вечерней службы, а в выходные дни – с 6.30 ч. до окончания вечерней службы.

Адрес: Казанская пл., д. 2.

Транспорт: ст. метро «Гостиный двор», «Невский проспект»

Автобусы: № 22, 3, 7

Троллейбусы: № 1,10, 22, 5, 7.

 

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Оживленно шумит Владимирская площадь, лежащая меж двух проспектов – Загородного и Владимирского. До Невского отсюда – пять минут и два века; прохожего не покидает ощущение, что сейчас в ближайшей подворотне мелькнет знакомый силуэт петербургского мечтателя, а за ним – бедный чиновник Мармеладов пройдет, пошатываясь, домой, остановится на миг, улыбнется светло и осенит себя крестом, смахнув слезу… А может, и сам Федор Михайлович Достоевский, обогнув Кузнечный переулок, покажется из‑за угла и войдет в церковь. Кажется, что проспекты протягивают в рукопожатии ладони лишь для того, чтобы бережно и благоговейно приподнять над своей тяжестью Владимирскую церковь, колокольню и две часовни.

 

Собор Владимирской тоны Божией Матери

В XVII веке на этом месте стояла деревянная церковь, посвященная иконе Владимирской Божией Матери, а в округе селились семьи дворцовой прислуги. Позднее здесь оседала городская беднота, мелкие чиновники, мещане, мастеровые, работный люд – эти люди были прихожанами храма. Но деревянная церковь со временем перестала вмещать всех желающих. Прихожане обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой о новом храме. Государыня согласилась, горожане стали собирать деньги – и в 1761 году, незадолго до смерти Елизаветы Петровны, храм был заложен. Освящение состоялось уже при Екатерине II, в 1783 году. История не сохранила имени зодчего собора. Предполагают, что за долгие годы строительства над его созданием работали Пьетро Трезини и Савва Иванович Чевакинский – мастера русского барокко, а также Антонио Ринальди и Алексей Квасов – архитекторы раннего классицизма. Возможно, именно поэтому в облике церкви смешаны черты двух стилей: причудливая живость рельефов боковых фасадов с изображениями ангелов и пышно украшенные мелко расстеклованные окна удивительным образом сочетаются со строгой гармоничностью портика главного фасада.

Строительство храма продолжалось и после его освящения. Еще пять лет Джакомо Кваренги работал над возведением трехъярусной колокольни. А спустя годы, радея о своем храме, прихожане обратились к государю, теперь уже Николаю I, с просьбой надстроить колокольню, чтобы добавить ей законченности и красоты. И снова было продолжено строительство храмового ансамбля. В 1849 году по проекту архитектора Франца Руска колокольню украсил еще один, четвертый, ярус с высоким куполом, и одна из лучших звонниц города переливом своих колоколов стала созывать прихожан в храм.

И в наши дни звонят колокола над Владимирской площадью. При храме существует знаменитая школа звонарей, где талантливые преподаватели ведут занятия. Многие учащиеся уже служат звонарями в церквях и соборах города. Ежегодно школа принимает участие в Пасхальном фестивале, проводит концерты в пансионатах, в следственном изоляторе «Кресты» и даже в БКЗ «Октябрьский».

Кроме колокольни, по проекту Франца Руска была возведена ограда вокруг церкви и две часовни, а архитектор Авраам Мельников пристроил к храму трапезную. И вознеслась на площади величавая пятикупольная церковь, которую так полюбили жители города. Прихожанином храма был Федор Михайлович Достоевский, живший неподалеку. Сейчас на площади высятся два павильона петербургского метро. Они так и называются – «Владимирская» и «Достоевская», неразрывно связывая имя храма с именем писателя. И напротив собора с недавних пор можно увидеть задумчивого и грустного каменного Достоевского, который сидит, сомкнув руки на коленях и склонив голову перед золотыми крестами, и смотрит на знакомую церковь.

Во Владимирской церкви отпевали няню Пушкина, Арину Родионовну Яковлеву. Старостой храма был один из предков нашего знаменитого современника, почетного жителя Петербурга, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Вместе со своим другом, известным ученым Львом Николаевичем Гумилевым, он приложил немало усилий, чтобы после долгих лет храм был возвращен под эгиду РПЦ.

А было это непросто. В тридцатые годы прошлого века в помещении храма находились разные ведомства и организации. Сохранилась легенда о том, как однажды служащим книгохранилища Академии Наук, расположенного в здании Владимирской церкви, явился призрак расстрелянного священника. На белой ризе его застыла запекшаяся кровь. Призрак несколько минут молча, с грустной укоризной глядел сквозь оцепеневших от ужаса людей на царящее запустение, а затем тихо прошел в направлении оскверненного алтаря, растаяв в воздухе – лишь слышались гулкие чеканные шаги. И не раз еще являлся призрак старого священника людям – как напоминание о том, что в храме не место мирским делам.

Владимирский собор был одним из первых храмов, переданных РПЦ. Рассказывая об этом, протоиерей Владимирского собора Владимир Фоменко отмечал, что храм по сравнению с другими сохранился лучше; не была разрушена кровля, стены, двери, отопление – но на месте окон зияли дыры, по храму гулял ветер, веяло холодом…

Прихожане восстанавливали церковь своими силами. С большой любовью, старанием, особой деликатностью приводили они храм в надлежащий вид – ведь речь шла о церкви, в которой молились их отцы и деды, где создавалась российская церковная культура, которая должна служить радости человека.

Восстановленную Владимирскую церковь освящал Ленинградский и Новгородский митрополит Алексий, нынешний Патриарх Всея Руси. Позднее, спустя десять лет, церковь получила статус собора. Ее настоятель – митрополит Санкт‑Петербургский и Ладожский Владимир.

Восстановленный храм по‑прежнему один из самых любимых и посещаемых среди петербуржцев. Его строгая простота соответствует самому духу этой части города. Даже игра желтого и белого тонов фасадов не случайна. Кажется, в серый дождливый день тускнеет их сияние и они плачут и скорбят под петербургским небом о горестях людских, но зато как расцвечивает их радостью редкое северное солнце! В такие дни два мозаичных ангела на главных дверях собора, встречая солнце, словно зовут каждого войти в храм и поклониться святыням.

Владимирский собор двухэтажный. Церковь первого этажа была освящена во имя Св. Иоанна Дамаскина, знаменитого своими богословскими трудами и праведной жизнью. После революции настенные росписи и иконостас этой церкви были уничтожены. Сейчас там ведутся реставрационные работы. А на второй этаж, во Владимирскую церковь, ведет каменная лестница. Многие святыни этой церкви, например, три знаменитых Евангелия, подаренные императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II, драгоценная утварь, картины, также были вывезены в музеи или безвозвратно утрачены. На момент повторного освящения в храме было всего две иконы. Теперь же внутреннее убранство практически восстановлено, знаменитый резной иконостас вновь сияет золотом под темными строгими сводами.

Главными святынями собора являются икона Спаса Нерукотворного, освященная самим Иоанном Кронштадтским, образ святого Серафима Саровского с частицей его ризы и икона Владимирской Божией Матери.

По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничало Святое Семейство: Иисус Христос с матерью и Иосифом. Взглянув на икону, Мария произнесла: «Благодать родившегося от меня и моя с сей иконой да будет» [11].

В 450 году нашей эры икона оказалась в Константинополе, а в XII веке патриарх Константинополя передал ее в Киев сыновьям Владимира Мономаха через купца по имени Пирогощи. Так святая икона оказалась на Руси, став ее молитвенной заступницей перед врагами, как и икона Казанской Божией Матери.

Икона находилась в монастыре Вышгорода, неподалеку от Киева. Однажды случилось чудо: образ Богоматери соткался в воздухе перед иконой. Это чудо молитвой и изумлением перенесли обратно, однако чудо повторилось снова, и люди решили, что икона не хочет стоять на своем месте. В то время сын Юрия Долгорукого, Андрей, ехал из Киева в свою вотчину, город Владимир, огорченный ссорами князей за права на Киев, древнюю столицу русской земли. Он пожелал поселиться вдали и основать сильное княжество в родном уделе. По легенде, во время переезда случилось несколько событий, в которых икона являла чудо. Так, чуть не погиб в реке один из воинов, которого князь отправил искать брод; но князь молился перед Святым образом, и воин остался жив. А когда конь, сбросив на землю жену священника, сопровождавшего икону, затоптал ее до смерти копытами, Андрей снова молился перед образом, и женщина ожила. В нескольких верстах от Владимира лошадь, на которой везли икону, внезапно остановилась и не хотела идти дальше. Князь решил, что это знамение, и повелел на месте, где замерла лошадь, поставить храм во имя Рождества Богоматери, а рядом – княжеские палаты. И возник целый город, названный Боголюбово, а самого князя прозвали Боголюбским [12].

Во Владимире икона еще несколько раз явила чудеса исцеления. Андрей Боголюбский решил построить в городе Золотые врата лучше Киевских, но каменные своды обрушились и завалили строителей. Плакали люди, а сам князь молился в слезах о невинно погребенных под камнями, виня себя в произошедшей трагедии. И случилось чудо: когда разобрали каменные завалы, все строители оказались живы. Икона стала главной святыней жителей нового града Владимира и получила название Владимирская.

Слава о чудесах, совершаемых иконой, облетела все окрестные земли и дошла до Москвы. И когда на Москву ринулось войско жестокого и страшного завоевателя Тамерлана, князь московский Василий, у которого не было сил для защиты города, отправил гонца во Владимир, к митрополиту, с просьбой прислать икону. Десять дней люди несли чудотворный образ в Москву, распевая молитвы; десять дней молились князь с семейством, войско его и москвичи; на коленях в молитвах встречали икону на Кучковом поле; а в тот самый час, когда образ был доставлен для защиты города, Тамерлан отдыхал в своем шатре, готовясь покорить Москву. И ему приснился сон: с вершины великой горы идут ангелы с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии – Богоматерь, повелевающая Тамерлану уйти из русской земли. Тамерлан внял предупреждению и ушел без боя. Так спаслась Москва, а на месте встречи иконы был заложен Сретенский монастырь. Это случилось в 1395 году, 8 сентября, и с тех пор в этот день отмечается праздник иконы Владимирской Божией Матери [13].

Икона осталась в Москве и не раз спасала город от завоевателей. 6 июля отмечается праздник Владимирской иконы в память об избавлении от войска хана орды Ахмата. Случилось это у русской реки Угры, куда пришло вражеское войско. Сюда же привел свои войска князь Иван III. Воины стояли по берегам реки, но никто не решался начать битву. Тогда князь приказал принести образ, и русские воины держали икону перед полками, молясь о помощи небес. Что произошло – доподлинно неизвестно, но легенды говорят, будто Богоматерь снова заступилась за воинов, прогнала татар и избавила Русь от многовекового ига Золотой Орды.

Еще один праздник Владимирской иконы связан с событиями 1521 года. В тот год Москву осадил крымский хан Махмет‑Гирей, желая покорить и разграбить город. Днем и ночью молились в осажденном городе москвичи перед иконой‑заступницей, не теряя надежды на чудесное спасение. Их вера не была попрана: второго июня хан неожиданно оставил Москву и, разграбив пригороды, ушел в свои владения. День этот ежегодно отмечается как праздник Владимирской иконы Богоматери.

Во многие города России были отправлены списки (копии) Владимирской иконы – достался один и Петербургу. В церкви икону «одели» в золотой оклад с драгоценными камнями – такой она пребывает и сейчас.

На иконе мы можем видеть прильнувших друг к другу Марию и Иисуса. Младенец с любовью обнимает мать, обвив руками ее шею; с искренней материнской нежностью Мария держит свое чадо, а в глазах ее – боль за сына. Такой, милостивой ко всем, кто придет в ее храм, и изображена Мадонна.

В соборе всегда многолюдно. Совершаются богослужения, таинства, молебны, панихиды, особо, несколько раз в неделю, – акафисты [14] в честь Спасителя и Богородицы, Николая Чудотворца, Серафима Саровского. В дни Великого поста в храме бывает до 500 человек. Священники беседуют с прихожанами, отвечают на их вопросы, проводят беседы в больницах, посещают тюрьмы. Для взрослых и детей работает воскресная школа. Детский хор Владимирского собора пользуется особой любовью ценителей духовной и классической музыки. Детский хор имени преподобного Иоанна Дамаскина известен не только в России, но и за рубежом, он выступает с концертами, участвует в различных музыкальных конкурсах.

Возрожденная церковь Владимирской иконы Божией Матери продолжает оставаться для горожан местом, где они найдут утешение, добрый совет мудрого священника, как когда‑то в прошлые столетия находили здесь милость Владимирской Богоматери петербуржцы знаменитые и простые.

Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери открыт ежедневно: по будням с 9 ч. до окончания вечерней службы, в воскресенье – с 7 ч. до окончания вечерней службы.

Адрес: Владимирская площадь, д. 20.

Транспорт: ст. метро «Владимирская», «Достоевская»

Троллейбус: 3, 8,15

Трамвай: 12, 28.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Рябь канала Грибоедова; мостовая; разноликая толпа людей; экскурсионные автобусы, сменяя друг друга, причаливают к Конюшенной площади – привычная картина пестрой суеты петербургского центра.

А в XVIII веке, при Петре I, это место на берегу Мойки называлось Немецкой слободой, здесь селились аккуратные и деловитые первые петербургские немцы и старательные служащие придворного Конюшенного двора. Долгие годы в округе не было ни одного храма. И только когда служители Конюшенного ведомства пошли с просьбой

о возведении храма к императрице Анне Иоанновне, государыня не только велела строить церковь, поручив архитектору Николаю Гербелю создание проекта, но и выписала из Византии бесценные святыни – Плащаницу, икону Знамение и Образ Спаса Нерукотворного, – к сожалению, не сохранившиеся. И вот, в 1737 году, храм во имя Образа Спаса Нерукотворного был освящен, а еще через десять лет на месте деревянного возник каменный храм.

В 1817–1823 годах этот храм по приказу Александра I начали перестраивать за казенный счет. Храм принадлежал царскому двору, как и Конюшенное ведомство, и не отвечал новым требованиям облика столицы. Молодой император уделял много внимания городскому строительству; при Александре I в городе было создано множество знаменитых дворцов и храмов.

 

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Проект нового храма был разработан Василием Петровичем Стасовым. Коренной москвич, ученик великого зодчего Василия Баженова, он по высочайшему указу обучался архитектурному мастерству в Париже и Риме, был объявлен членом Римской Академии Святого Луки и Петербургской Академии художеств. С 1811 года Стасов работал в Петербурге. Вся его жизнь была неразрывно связана с этим городом: и творчество – знаменитые храмы зодчего, триумфальные арки, украшающие город до сих пор, и жизнь – любовь 48‑летнего архитектора и 19‑летней красавицы Марии Сучковой, счастливый брак, рождение шестерых детей. Еще раз церковь перестраивалась в 1857–1860 годах. Проект поручили архитектору Конюшенного ведомства Петру Садовникову. Участие в реконструкции Конюшенной церкви стало главным делом всей его жизни и прославило мастера. Петр Семенович был крепостным княгини Голицыной. По приказу княгини он учился в Академии художеств в Петербурге, но не сумел завершить образование, потому что хозяйка отозвала его и велела возводить имения для своей дочери. Почти тридцать лет крепостной прожил вдали от Петербурга. Самым радостным событием этого периода стала его женитьба на дочери купца Анне Шмидт, которая согласилась из любви стать крепостной. После смерти княгини Петр получил вольную и уехал с семьей в Петербург, где проектировал загородные особняки вельмож, а затем поступил на службу в Конюшенное ведомство [15]. Занимаясь реставрацией Конюшенной церкви, Петр Садовников расширил храм, достроил стену и добавил окон на главном фасаде, превратил парадный портал Стасова в псевдопортал. Но храм не потерял своего величия, его внешний облик стал ярче, самобытнее.

Как и во времена Стасова, фасад храма украшают барельефы – «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение креста», выполненные известным скульптором Демут‑Малиновским в 182 2 году. Они рассказывают о последних днях земной жизни Христа. Торжественный вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Моление о чаше в Гефсиманском саду, Отречение апостола Петра, Гибель Иуды, суд Пилата, крестный путь на Голгофу.

С приходом советской власти храм был разграблен, а вскоре, в 1919 году, закрыт, несмотря на усилия протоиерея Федора Знаменского, всячески пытавшегося уберечь Конюшенную церковь. Памятная доска на первом этаже храма напоминает о том, что «в 1933–1990 годах здесь располагался клуб конного отряда ГПУ, а затем – 28‑го отделения милиции и НИИ «Гидропроект». Библиотека храма и архив были уничтожены, колокола – отправлены на переплавку. Когда в 1991 году храм был возвращен РПЦ и началась реставрация, первые прихожане были потрясены: на месте иконостаса висел портрет Ленина, на стенах – лозунги, а в алтарной части располагались туалеты. В Божьем храме проводились допросы, составлялись протоколы, оформлялись приговоры [16].

Сейчас на парадной каменной лестнице, ведущей на второй этаж, где находится сам храм, можно увидеть расположенные в форме креста иконы новомучеников – канонизированных после перестройки. В центре – икона с изображением семьи Николая II Романова, последнего русского императора. По бокам – протоиерей Философ Николаевич (Орнатский), расстрелянный вместе с сыновьями, Николаем и Борисом, в Кронштадте; митрополит Серафим (Чичагов), расстрелянный в 1937 году под Москвой; святитель Тихон, Московский патриарх, осудивший власть большевиков и делавший все возможное, чтобы сохранить православие в России; Вениамин, митрополит Петроградский, расстрелянный в 1922 году в Петрограде по приговору суда; преподобный Серафим Вырицкий Чудотворец; преподобномученица Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, сброшенные заживо в шахту рудника в Алапаевске. Над ними простирает свой покров державная икона «Образ Престола Богородицы».

А рядом с иконами на стене – диптих современного художника В. Янтарева: «Две молитвы – разрешающая и разрешительная». У созерцающего эти картины создается ощущение, что он стал свидетелем трагических событий зимы 1837 года. Вот склонился над умирающим Александром Сергеевичем Пушкиным протоиерей Петр Песоцкий, принимая последнюю исповедь поэта… Последние годы Пушкин часто приходил в храм на Конюшенной площади – поэт жил неподалеку. Спас Нерукотворный стал для Пушкина поэтическим символом последних месяцев жизни. Вторая картина переносит зрителя в холодный февральский день. Запах ладана, плач, склоненные головы над гробом. Отсюда, с Конюшенной площади, везли тело русского поэта в последний путь, в Святогорский монастырь. И каждый год – в день рождения и в день смерти Александра Сергеевича – в храме звонят колокола и служатся панихиды Пушкину.

Пройдя по лестнице, посетитель попадает в храм. В самом центре алтаря, в поднебесье, – золотое солнце. Солнечный свет струится сквозь желтое полукруглое стекло под куполом, отражается в блеске дубового паркета, в строгом мраморе сияющих колонн, в золоте резного иконостаса и ажурной оградки алтаря, в бликах огней паникадила из ста восьми свечей. У входа в храм – образы петербургских святых: Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной, под иконой которой, как и в ее часовне, на Смоленском кладбище, лежат свернутые записочки с просьбами. Здесь царит гармония торжественности и изысканности. И среди этого царства света – Образ Спаса, одна из самых необычных икон с изображением Иисуса.

Это изображение не создавалось мастерами‑иконописцами, поэтому и названо нерукотворным. Давным‑давно, еще при Иисусе, в городе Едессе правил князь Авгарь, страдавший проказой. Прослышав о Христе и свершаемых им чудесах, князь послал известного живописца Анания с письмом, в котором умолял Иисуса посетить Едессу. А еще он наказал художнику запечатлеть Спасителя, чтобы иметь утешение в болезни. В Иерусалиме бедный Ананий не мог написать изображение, сколь ни старался: Иисуса все время загораживали ученики или толпящиеся рядом люди; увидев мучения художника, Христос подозвал его к себе. Художник рассказал Иисусу о наказе Авгаря; Спаситель улыбнулся, велел принести воду и полотенце, умылся, отер лицо – и отдал ткань изумленному Ананию; на полотенце запечатлелся лик, словно прорисованный красками. Князь Авгарь, получив облегчение в болезни, тут же велел убрать с городских ворот идола и поставить на его место икону Спаса Нерукотворного: полотно, положенное на доску, украшенную драгоценными камнями и золотом. Жители Едессы веками хранили обычай кланяться образу, проходя через ворота; но один из правителей решил снять икону с городской стены. Тогда Христос явился во сне епископу и повелел скрыть образ. Позвав с собой преданных священников, епископ ночью пробрался к стене и зажег перед иконой лампаду, а затем укрыл образ глиняной доской и заложил кирпичами. С той поры народ надолго забыл о святыне, пока в VI веке не осадил Едессу персидский царь. Казалось, что город придется сдать врагу; но епископ увидел вещий сон, повелевающий достать образ Спасителя, замурованный в стене. Каково же было изумление людей, когда, разобрав кирпичи, они увидели горящую лампаду перед Образом и изображение Спаса, отпечатавшееся на глиняной доске. Горожане совершили вокруг стен города крестный ход – и предсказание Богородицы сбылось: персы отступили.

Слава о Чудотворном Образе распространилась далеко за пределы Едессы. Император Византии Константин выкупил икону а 29 августа 944 года с почестями привез ее в Константинополь. Копии этой иконы разошлись по всему свету. Именно в этот день каждый год в Конюшенной церкви отмечается престольный праздник Спаса Нерукотворного Образа.

В церкви не только совершаются таинства и отмечаются православные праздники. Настоятель и священники храма ведут большую просветительскую работу. Выступают по радио с литературными циклами по произведениям Ивана Бунина, Сергея Есенина, Ивана Шмелева, сотрудничают с музеем‑квартирой А. С. Пушкина на Мойке, с Бунинским обществом, с Обществом почитателей Сергея Есенина и другими; проводятся заседания Православной писательской организации. Появилось еще одно неофициальное название церкви – Писательский храм. Здесь нередко звучит музыка М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова – это играют воспитанники Воскресной школы [17]. По‑особенному звучит музыка в поэтическом, светлом храме. И кажется, звучит голос великого Пушкина: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть», – сбылась последняя воля поэта.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа открыта ежедневно с 9 до 19 часов.

Адрес: Конюшенная пл., д. 1.

Транспорт: ст. метро: «Невский проспект»

Автобус: 46

Троллейбус: 1, 5, 7,10.

 

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Пески Петербурга. Здесь солнце становится пылью и время застывает. А рядом несет свои прохладные воды Нева, гуляют в Таврическом саду бабушки с внуками, спешат к метро «Чернышевская» толпы людей – бурлит жизнь. Каждый торопится по своим делам. И лишь случайно, заворачивая со Шпалерной на проспект Чернышевского, скользнет кто‑то взглядом по чугунной табличке на грязно‑розовой от пыли стене, прочитает и удивится: «…памятник архитектуры… охраняется государством… здесь был храм…». А ведь храм снова открыт.

 

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Действительно, храм не сразу заметен среди зданий, плотно стоящих вдоль Шпалерной улицы. И только увидев золоченый крест на невысоком куполе, можно догадаться, что это церковь, а не особняк знатного вельможи XIX столетия, выстроенный в духе классицизма. Когда‑то улица называлась просто Береговой линией и тянулась вдоль левого берега Невы; а когда был построен Смольный Воскресенский собор, ее стали называть Воскресенской – улица вела прямо к церкви. И уже позднее, когда в этих местах были основаны Литейный и Смольный дворы, а между ними Шпалерный, улица, соединяющая дворы, получила современное название – Шпалерная.

Проект церкви создан архитектором Луиджи Руска. Он приехал из Италии и поступил на службу в качестве мастера каменных дел при императорском дворе. Прожив в России почти 30 лет, он так и не мог забыть родину. После недолгой поездки в Италию архитектор окончательно решил вернуться домой. Император Александр не сразу принял отставку зодчего – но наконец в 1818 году, когда была освящена церковь на Шпалерной улице, император отпустил архитектора. Луиджи Руска с женой и сыном навсегда покинул Россию, не успев закончить отделку внутренних интерьеров церкви. По его проекту это сделал Л. Шарлемань [18].

Известно, что при возведении храма итальянский зодчий использовал фундамент и часть стен стоявшего здесь в XVIII веке дворца младшей сестры Петра Великого, Натальи Алексеевны. В 1711 году царский двор по приказу Петра переехал из Москвы в новую столицу. Здесь, на Береговой линии, выросли дворцы родственников царя. Петр Великий часто бывал у своей любимой сестры. Для него, согласно преданию, царевна велела устроить специальный кабинет, где Петр Алексеевич мог спокойно заниматься важными государственными делами; во дворце появился и первый петербургский театр, бесплатный, для всех желающих. Наталья Алексеевна, как и ее брат, тоже любила европейские новшества. Правда, петербуржцы не сразу оценили новую забаву, так что поначалу приходилось приводить вельмож на представления под конвоем солдат.

Здесь же, во дворце, была устроена дворцовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Великая княгиня Наталья почитала эту икону больше других и, уезжая из Москвы, привезла список иконы из храма Преображения на Ордынке. Освятили церковь в 1711 году в память случившегося в этот год радостного события – избавления царя Петра от турецкого плена во время Прутского похода.

Дворцовая церковь сразу стала популярна у петербуржцев, простых и именитых. Каждый хотел получить исцеление у знаменитой иконы. Подолгу молились здесь граф Шереметев, графиня Головкина. Екатерина II приходила пешком из Зимнего дворца просить помощи в болезнях у чудотворного образа, приезжала помолиться и Мария Федоровна, вдова Павла I. Двор не жалел денег на украшение иконы, «одев» ее в золото и драгоценные камни. Чем же прославилась икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», что даже царственные особы склоняли перед ней головы?

Первый раз икона явила чудо исцеления в 1688 году Родная сестра Московского патриарха Евфимия страдала от тяжкой болезни: в боку ее были такие глубокие раны, что видно было внутренности. Молилась она день и ночь, лечилась у всех врачей и знахарей, но ничего не помогало. Евфимия уже готовилась к смерти, как вдруг однажды, молясь в церкви, услышала голос Богоматери. Богородица указала на Преображенский храм на Ордынке, велела идти туда и молится перед иконой «Всех Скорбящих Радость», наказала призвать священника церкви, чтобы он отслужил молебен с этим образом, и так получить исцеление. Все выполнила несчастная страдалица – и исцелилась. Потом от этой иконы получали исцеление и помощь многие больные: слепые прозревали, немые обретали дар речи, глухие вновь могли слышать… На иконе Богородица изображена в полный рост, над нею парят ангелы и в ослепительном сиянье – Спаситель. Вокруг Богоматери – несчастные и больные в надежде простирают к ней руки, а она, скорбя о страдальцах, благословляет и исцеляет их.

Евфимия увидела Богородицу 6 ноября; с тех пор в этот день отмечается праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Старинная икона, привезенная Натальей Алексеевной, являлась главной святыней храма долгие годы; а после революции прихожане успели перенести ее в Спасо‑Преображенский собор, где она и находится до сих пор. А храм, как и многие другие, в советские годы был закрыт и разграблен. Здесь располагались и мастерские, и склады. Долгое время в нем заседало общество охраны памятников истории и культуры. Петербуржцы грустно шутили, называя его «Обществом всех скорбящих о разрушающихся памятниках» [19].

После возвращения храма верующим постепенно восстанавливается интерьер, созданный по проекту Луиджи Руска. Попадая в храм, посетитель оказывается внутри огромного помещения – так велик купол, смыкающийся высоко под сводами. Многое здесь удивляет: здание кубической формы, храмовый зал в виде классической ротонды [20], похожий на круглую арену римского амфитеатра. Двадцать четыре беломраморных колонны, поддерживающие купол, расположены по кругу, а сам купол состоит из рядов кессонов [21], которые, постепенно уменьшаясь в объеме, замыкают пространство. Недалеко от алтаря – светильник с благодатным огнем, привезенным из Иерусалима. Этот чудесный огонь загорается в Иерусалиме, у гроба Господня, в День Светлого Воскресения Христова сам по себе и в первые секунды не обжигает. Его священное сияние завораживает и очищает.

На фоне античного величия храма поражает его домашний, почти деревенский, внутренний вид: занавески между колоннами, старинные иконы, принесенные верующими, рушники, безыскусная простота и благообразность. Это вполне объяснимо: церковь своим восстановлением во многом обязана прихожанам.

Святые мученицы Екатерина и Кира Петроградские, которых здесь особенно чтят, связаны своей жизнью и деятельностью с храмом. 17 декабря 1937 года по приговору УНКВД после допросов и пыток Екатерина Андреевна Арская, отец которой был ктитором этой церкви, и княжна Кира Ивановна Оболенская были расстреляны за контрреволюционную деятельность. Каждый год в этот день в церкви служится молебен перед иконой Екатерины Петроградской. Особо чтят в храме и память священномученика Григория Сербаринова. Десять лет он был настоятелем храма. После долгих лет ссылки и лагерей отцу Григорию был вынесен смертный приговор – однако ему обещали сохранить жизнь, если он откажется от веры и сана. Священник не отрекся, и 8 января 1938 года его расстреляли. Сейчас в храме ежегодно служатся молебны и литургии в его память, а в культурно‑просветительском центре «Лествица», который располагается в доме причта [22] при храме, где когда‑то жила семья Григория Сербаринова, создан первый в России музей новомучеников.

Настоятель храма Вячеслав Харинов уделяет много времени работе центра. Под его руководством здесь проводятся лекции, музыкальные концерты, открыта воскресная школа и библиотека. Кроме того, сын фронтовика, отец Вячеслав Харинов вместе с поисковыми отрядами участвует в розыске останков погибших под Ленинградом в годы Отечественной войны.

Постепенно возрождается один из старейших петербургских храмов. Храм удивительной судьбы, «памятник архитектуры, охраняемый государством», вновь открыт для каждого, кому дорога память о незабываемых событиях истории России.

Церковь иконы «Всех Скорбящих Радость» открыта ежедневно с 8 до 20 ч.

Адрес: Шпалерная ул., д. 35 а.

Транспорт: ст. метро «Чернышевская»

Автобус: 46 Троллейбус: 3, 49‑

Церковь иконы Смоленской Божьей Матери

Вода в реке черна как смоль. Ее так и называют – Смоленка, а раньше звали Черной. Русло реки извилистой каемкой разделяет два петербургских острова – Васильевский и Декабристов (Голодай). Сюда, на северную окраину исторического центра, еще недавно тянулись трамвайные рельсы вдоль Малого проспекта, а ныне – тишину будит лишь ветер, затерявшийся в кронах деревьев…

Здесь, среди зеленой тишины, лежит большое старинное кладбище, названное Смоленским.

Три столетия назад, когда строился Петербург, на Васильевский остров была пригнана рабочая артель из Смоленска. Люди, не привыкшие к суровому климату и изнуряемые тяжким трудом, не проживали долго. Умерших свозили на берег реки, где к 1738 году образовалось кладбище, получившее, как и река, свое название от тех выходцев из Смоленска, кто нашел здесь последний приют.

Так сложилось, что за 200 с лишним лет для петербуржцев это кладбище стало одним из почитаемых мест. Это уникальный храмово‑мемориальный комплекс, не менее любимый и значимый, чем Александро‑Невская лавра. На его территории расположены три церкви и часовня. Одна из них – церковь Пресвятой Троицы – в 1932 году была снесена, а на месте ее ныне стоит небольшая уличная часовня‑беседка. Две другие – отстраиваемая практически заново церковь Воскресения Христова, где 10 августа 1921 года отпевали Александра Блока, и церковь иконы Смоленской Божьей Матери – открыты для прихожан, как и часовня Блаженной Ксении Петербуржской, построенная на месте могилы святой покровительницы города.

 

Церковь иконы Смоленской Божьей Матери

Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери среди всех построек кладбища – самая известная и старинная. Первый, еще деревянный, храм во имя иконы Смоленской Божией Матери был освящен в 1760 году. Спустя шестнадцать лет его настоятель, протоиерей Георгий Петров, человек энергичный и действенный, собрал средства, чтобы на месте деревянного храма вырос каменный. По проекту профессора, академика архитектуры Алексея Алексеевича Иванова была выстроена церковь [23]. Иконостас для нее вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Известные академики живописи И. А. Акимов и Г. И. Козлов написали храмовые иконы [24]. Народное предание связывает строительство каменной церкви с именем Ксении Петербургской. Говорят, что она носила кирпичи, из которых возведены стены этого храма.

День ото дня не покладая рук трудились каменщики, чтобы закончить строительство в срок. Для удобства они каждый раз заготавливали кирпичи для новой кладки прямо на лесах. Однажды, придя на работу поутру, заметили строители, что кирпичи уже готовы и лежат на нужном месте. Удивились они: кто бы мог их сюда принести, ведь никто из них не работал ночью. Однако и на следующее утро, и спустя день, и во все другие дни история повторялась: каждый раз находили строители на лесах кирпичи для новой кладки. Решили тогда каменщики узнать, кто их таинственный помощник, и, спрятавшись, остались караулить ночью. Каково же было их удивление, когда увидели они, как появилась какая‑то женщина, уложила в подол одежды много кирпичей и полезла на леса, вверх… До самого утра без устали она трудилась, не боясь сорваться вниз, словно не чувствуя усталости. И лишь когда стало светать, строители храма узнали Ксению Петербургскую.

В те годы молва об этой святой разлетелась по всему городу. Еще при жизни она прославила себя добровольным подвигом «юродства ради Христа». Ксения Григорьевна Петрова – Блаженная Ксения Петербуржгская – родилась между 1719 и 1730 годами. Когда пришло время замужества, она стала женой придворного певчего, полковника Андрея Федоровича Петрова. Супруги жили очень счастливо, в согласии и любви, но внезапно, когда Ксении было всего двадцать шесть, ее муж скончался. Любящая жена страшно горевала; а в день похорон она надела одежду мужа и всем, кто пришел с ним проститься, стала говорить, что скончался не Андрей Федорович, а она, его супруга, Ксения Григорьевна. В недоумении люди решили, что от горя несчастная женщина лишилась рассудка: никто так и не смог ее переубедить. С того дня Ксения оставила свой дом, раздала все имущество бедным и, облаченная в мужское платье, бродила по городу, представляясь Андреем Федоровичем. Днем ее можно было встретить на Петроградской стороне, возле церкви апостола Матфея, что на Пушкарской улице, а по ночам она уходила за город и молилась в поле. Изредка Ксения останавливалась ночевать в домах своих благочестивых знакомых. Питалась она подаянием, а милостыню частенько отдавала нищим от имени своего покойного супруга. Люди начали замечать, что если Ксения войдет в дом, то там надолго поселятся мир и согласие. Если же она возьмет на руки больного ребенка или благословит его, тот непременно выздоровеет. Купцы знали, что если Ксения, ненароком заглянув к ним в лавку, возьмет какую‑нибудь мелочь, то в торговле им будет удача. Петербуржцы полюбили женщину за помощь, за молитву, за добрый совет, за ласковое слово. Каждый старался пригласить ее в дом, и никто никогда не обижал ее. Ксения обладала даром прозорливости. Например, ею были предсказаны день и час кончины императрицы Елизаветы Петровны, императора Павла и младенца‑императора Антона Иоанновича.

Скончалась Ксения в возрасте 71 года, через сорок пять лет после смерти мужа. Ее скромная могила на Смоленском кладбище, неподалеку от церкви иконы Смоленской Божией Матери, сразу стала местом особого почитания. На могиле было начертано: «Кто меня узнает, да помянет мою душу в спасение души своей» [25]. Такие слова, по преданию, Ксения завещала написать на могиле. Люди приходили с мольбами о помощи и заступничестве, с просьбами об исцелении; даже землю с могильной насыпи брали в дом как святыню. На месте взятой с могилы земли или куска могильной плиты люди оставляли деньги – а потом на скопившиеся средства решили соорудить на месте захоронения Ксении каменную часовню.

В начале XX века, в 1902 году, архитектором Всеславиным часовня была перестроена в русско‑византийском стиле [26]. Несмотря на то что в 1940 году часовню закрыли, всю блокаду к ее стенам шли ленинградцы, приносили и оставляли записки с просьбами и мольбами о помощи. В 50‑е годы помещение часовни было передано сапожной мастерской. Могилу Ксении замуровали и построили над ней помост, где шили сапоги. Но дела у сапожников не шли на лад, и через какое‑то время мастерскую закрыли, обвинив мастеров в нерадивости, а помещение отошло скульптурной артели. Однако и здесь история повторилась.

Наконец в 1983 году часовню вернули верующим – к великой радости жителей города. В ней начались реставрационные работы. Русская Православная Церковь Заграницей [27] в 1977 году первой канонизировала святую Ксению, а в юбилейный год тысячелетия Крещения Руси, в 1988 году, и РПЦ причислила ее к лику святых. Сегодня в восстановленной часовне перед мозаичным образом Христа в изголовье могилы горят неугасимые лампады и мерцают свечи, отражаясь в бликах новых кафельных плит, буквы сияют золотом на желтом мраморе надкупольной дуги, на каменной надгробной плите и возле нее – живые цветы. Тонкий аромат лилий и роз, смешиваясь с запахом ладана, легким дуновением напоминает каждому о чудесной судьбе святой, что покоится здесь, под этой плитой. Приходят, как и прежде, люди – попросить о помощи, поставить свечу и, приклонив колени, помолиться Блаженной Ксении Петербургской.

Каждый, кто идет поклониться Ксении, считает своим долгом посетить и могилу еще одной петербургской святой, покоящейся неподалеку от часовни, – Марии Гатчинской. Она обладала чудесным даром утешения людей. Мария долгие годы была практически неподвижна из‑за тяжелой болезни, но не оставляла своей религиозной деятельности. В 1932 году ее арестовали. Вскоре Мария приняла мученическую смерть в заключении. В 1981 году Русская Православная Церковь причислила Марию Гатчинскую к лику святых [28].

Среди посетителей Смоленского кладбища бытует легенда о сорока священниках. В 20‑х годах прошлого века их привезли сюда, выстроили на краю заранее вырытой ямы и предложили отречься от веры под страхом мучительной смерти; когда священники отказались, их столкнули в яму и заживо закопали. После этого три дня видно было, как шевелится земля над несчастными, и в ветвях кладбищенских деревьев слышался плач. На этом участке кладбища до сих пор можно увидеть зажженные свечи, ленточки и бумажные цветы, которые люди приносят в память о мучениках [29].

И все же главной святыней Смоленского кладбища была и остается церковь во имя иконы Смоленской Божьей Матери. Икона эта, по преданию, была написана евангелистом Лукой. В Россию она попала, когда император Константин выдал в 1046 году свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославовича и благословил ее этой иконой в путь. Прославилась эта икона при нашествии на Русь войска хана Батыя. Когда в 1239 году часть воинства хана подошла к Смоленску, дружинник Меркурий, молясь в храме, вдруг услышал голос, повелевший ему выступать против вражеского войска. Меркурий собрал отряд, пробрался незамеченным в середину войск Батыя и нанес сокрушительный удар. Враги были побеждены. К 1812 году икону перенесли в Успенский собор Москвы, и жители города молились перед ней о победе над французами. После победы икону вновь вернули в Смоленск, где она находилась до начала Великой Отечественной войны, в ходе которой была утрачена. И лишь в 2005 году икона была обнаружена в одной из лондонских галерей. Ведутся переговоры о ее возвращении в Россию [30].

Существовало много копий иконы, у некоторых из них совершались чудеса исцеления людей. Одна из копий была выполнена художником И. А. Акимовым и помещена в отстроенной в 1790 году каменной церкви во имя иконы Смоленской Божьей Матери. Она считается главной святыней храма.

Строительство Смоленской церкви и кладбищенских сооружений продолжалось. В 1809 году архитектор Луиджи Руска выстроил кладбищенские ворота, часовню и богадельню, а Андриян Захаров пристроил северный придел к церкви. Впоследствии храм был украшен новыми росписями, выполненными живописцем Безсоновым [31].

На Смоленском кладбище есть еще одна могила, местонахождение которой, к сожалению, неизвестно. Совсем недавно исследователи установили, что здесь, а не на Большеохтинском кладбище, как предполагалось ранее, была похоронена няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева [32].

Между тем Смоленскую церковь продолжали достраивать не только в начале XIX века, но и в последующие годы. Был пристроен придел Иоанна Предтечи с удивительной красоты иконостасом в византийском стиле, обновлялись росписи стен, но, несмотря на почтенный возраст храма, святынь в нем было немного. И все же его очень почитали прихожане. В престольный праздник из церкви по кладбищу шел крестный ход и служилась Вселенская панихида.

После революции судьба храма была не столь печальна, как у большинства церквей. Он был закрыт только с 1940 по 1946 годы, а в 1947 был снова освящен, и богослужения в нем возобновились. В Смоленскую церковь передали в 1950 году икону Милующей Божьей Матери, полученную в дар от монаха Афонского монастыря еще в XIX веке, и во имя этой иконы был сооружен и освящен еще один придел храма. Интересно, что иконостас для этого придела был взят из нижнего храма (церкви Иоанна Дамаскина) Владимирского собора [33]. Уже в 1990 году, к двухсотлетнему юбилею Смоленской церкви, в ней отстроили и освятили придел во имя Блаженной Ксении Петербургской, и была выпущена памятная медаль. Сегодня в храме ведутся реставрационные работы, проходят богослужения, совершаются таинства, не иссякает поток паломников и туристов не только из России, но и из других стран. По благословению митрополита Владимира и при участии Смоленского прихода стараниями настоятеля его, Виктора Московского, была создана общественная организация «Попечительство Святой Ксении Петербургской», занимающаяся содействием реставрации и восстановлению Воскресенского, Смоленского храма и всех святынь Смоленского кладбища. Ветер все так же колышет кроны деревьев, шелестит под ногами трава, и так же неспешно проходят каждый день по дорожкам Смоленского некрополя люди поклониться святыням этого уникального кладбища.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери и часовня Блаженной Ксении Петербургской открыты ежедневно. Смоленская церковь – с 6 часов утра до 17 часов вечера, часовня – с 10 часов утра до 18 часов вечера.

Адрес: Камская улица, д.24.

Транспорт: ст. метро «Василеостровская», «Приморская»

Автобус 41, 47 Троллейбус 9‑

 







Date: 2015-09-24; view: 416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.062 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию