Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6 Святые берегут город 3 page





В XVIII веке на этом месте селились мастеровые – строители первых кораблей Балтийского флота и служащие Адмиралтейского ведомства. Позднее здесь стояли и казармы лейб‑гвардии морского экипажа. Для него в центре Морского полкового двора и построили деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В дар этому храму греческие купцы привезли византийскую икону святителя Николая. Эта икона и в наши дни является главной святыней Никольского собора [161].

От петербургских дождей и ветров деревянная церковь стала разрушаться: стирались краски, протекала кровля. Князь Михаил Михайлович Голицын, президент Адмиралтейств коллегии, обратился к императрице Елизавете Петровне с прошением о строительстве новой каменной церкви, достойной быть главным храмом Российского флота. Императрица согласилась и повелела построить храм по образцу Успенского собора в Астрахани, чтобы исполнить мечту своего батюшки (по одной из городских легенд, Петр Великий, побывав в Астрахани, был изумлен великолепием городского собора и пожелал возвести такой же в своем городе, но смерть помешала осуществить идею) [162].

Воплощение этого замысла поручили выдающемуся мастеру барокко, Савве Ивановичу Чевакинскому. О жизни этого человека осталось мало сведений, так как семейный архив зодчего не сохранился, остались лишь сухие служебные документы, которые не в состоянии передать всю многогранность его творческой жизни. Известно, что он родился в деревне Вешки, неподалеку от Торжка. Здесь прошли детские годы Саввы Ивановича, отсюда он уехал в Москву – изучать навигационные и математические науки, а потом и морское дело. Но страсть к зодчеству заставила его самовольно бросить Морскую Академию и перебраться в Петербург. Иван Коробов, главный архитектор Адмиралтейства, искал в то время нового ученика. В мастерской Коробова и начался долгий творческий путь выдающегося архитектора Чевакинского [163]. За 35 лет неустанного труда Савва Иванович построил и великолепные дворцы вельмож, и уникальные по красоте храмы. Но труд не принес ему ни славы, ни богатства: умер зодчий в бедности – Адмиралтейская коллегия, не вспоминая о заслугах Саввы Ивановича, перестала выплачивать ему пенсию; он был практически забыт, неизвестна даже точная дата его смерти. Но стоят дворцы, храмы, и имя Саввы Ивановича Чевакинского вписано в историю русской архитектуры [164].

Выполнить точную копию Астраханского собора Чевакинскому помешала северная природа. В 1752 году, когда был готов проект, произошло сразу несколько наводнений, и место, где собирались строить храм, было затоплено. За несколько месяцев архитектор переработал первый проект, увеличив не только высоту храма, как ему предлагали, но и ширину, создав практически новый проект, в котором ему удалось и сохранить красоту постройки, и избежать угрозы нового затопления [165].

 

Николо‑Богоявленский Морской собор

Своей изысканной красотой Никольский собор по праву может соперничать с еще одним шедевром елизаветинского барокко – Воскресенским собором великого зодчего Франческо Барталомео Растрелли. Пять ослепительных золотых куполов на высоких барабанах венчают голубое, как морская гладь, двухэтажное здание Никольского собора, украшенное белоснежными колоннами. Балконы и богато декорированные арочные окна придают зданию необычайную легкость, и, кажется, слышен шум морского ветра, раздувающего белые паруса. И всюду на барельефах из белоснежных облаков выглядывают улыбающиеся херувимы, будто знают, что морское путешествие будет удачным. Ведь храм освящен во имя покровителя всех путешествующих по земле и по морю, спасителя от бед и опасностей, которые подстерегают в долгом пути, – святителя Николая, Мирликийского чудотворца. По православному преданию, в глубокой древности в Ликии жила благочестивая семья – как и полагается, в мире и согласии; и, как и полагается легендарной семье, она не была благословлена наследником. Не было детей у благочестивой четы, как они ни старались; долгие годы муж и жена молились о сыне, обещая отдать его служению Богу. Наконец, когда они уже отчаялись и состарились, молитва была услышана: у них родился мальчик, которого назвали Николай – «побеждающий народ». С детства мальчик избегал развлечений, проводил время в постах и молитвах, чтении Священного Писания. А когда он вырос, принял сан священника, исполнив обещание родителей.

Став пресвитером [166] родного города, Николай совершил много добрых дел, не ища вознаграждения; а затем решил отправиться в Палестину – на корабле. По дороге Николай смог предсказать страшную бурю и спасти людей, а однажды, когда юный матрос упал с мачты и разбился, силой своей молитвы излечил его.


Николай решил стать монахом и навсегда остаться в Палестине. Но однажды во время молитвы он услышал Глас Божий, повелевавший ему идти к людям и служить им. Николай исполнил повеление, вернулся на родину, в Ликию, и поселился в большом городе Миры. Здесь его избрали главой Мирликийской епархии [167]. Николай был весьма популярен в среде своих сограждан; люди днем и ночью шли к нему за словами утешения и чудесами исцеления. С каждым Николай был приветлив, каждому помогал. Сохранилось немало легенд о его добросердечии и справедливости; и до сих пор малыши верят в Санта Клауса, одаривающего «хороших» детей и ничего не приносящего «плохим».

Николай Чудотворец прожил долгую жизнь, спасая и защищая людей. Но больше всего Николай помогал тем, кто отправлялся в путь морем. Спасал тогда, когда, казалось, гибель была неизбежна, – во время сильных бурь и штормов. Люди молились ему – и приходило спасение. С тех давних пор православные христиане считают Николая Чудотворца заступником моряков и корабелов, отмечают дни его памяти 22 мая и 19 декабря.

В эти дни в Никольском соборе совершаются торжественные богослужения; а в течение всего года по средам совершается акафист Николаю Чудотворцу.

У Никольского собора есть еще один престольный праздник – Богоявления Христова, ведь храм был освящен дважды. Первый раз при Елизавете Петровне – во имя Святителя Николая в 1760 году была освящена нижняя церковь, а через два года, уже при Екатерине Великой, – верхняя церковь – во имя Богоявления Христова. Императрица, лично присутствовавшая на освящении, подарила храму десять икон в золотых окладах в память морских побед, одержанных русским флотом на Черном море [168]. Позднее многие известные люди дарили собору иконы. Композитор Петр Ильич Чайковский, часто бывавший в храме, подарил икону с изображением апостола Петра, поэтесса Анна Ахматова – пророчицы Анны, перед которой она часто молилась. В наши дни храм пользуется вниманием высокопоставленных чиновников.

В Никольском соборе есть много высокочтимых икон Спасителя, святых и Богородицы – «Троеручица», «Тихвинская», «Казанская», «Скоропослушница», «Милующая», «Владимирская». В красиво украшенной раке хранятся частицы мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Внутреннее убранство собора не уступает в своем великолепии внешнему убранству. Посетитель словно попадает в царский дворец: голубой, небесный цвет стен храма, повсюду льется золотой свет, иконы блестят позолотой и драгоценными камнями, золотой резной иконостас поражает неповторимыми узорами, белые ангелочки на облаке, как и со стен фасадов, улыбаются каждому. Все пространство пронизано светом и свежим, словно морской бриз, воздухом. Но не только красотой и святынями отличается Никольский собор от других храмов города.

Уже в парке перед собором можно увидеть обелиск, водруженный в память о 800 моряках, погибших на броненосце «Александр III». На обелиске высечены имена героев с затонувшего корабля в Цусимском сражении в 1905 году во время русско‑японской войны. В самом соборе находятся мемориальные доски с именами погибших на броненосце «Петропавловск», 42 погибших в норвежском море в 1989 году моряков‑подводников, а также – в память 500 военных моряков, погибших на подводных лодках в послевоенные годы. В дни трагедий на море совершаются панихиды по погибшим, поминают подводников «Курска», теплохода «Механик Тарасов», героев величайших морских сражений в истории российского флота – Чесменского, Цусимского, Синопского.


У погибших на море нет могил, их родным некуда прийти поплакать о близких – и люди идут в морской собор, где помнят о героях и чтят их память.

Но не только печальные даты приводят петербуржцев в храм. В соборе проходят торжественные богослужения в дни закладки, спуска на воду новых кораблей, построенных на петербургских заводах, получают благословение выпускники Военно‑морской академии, религиозные моряки перед отправлением в плавание приходят помолиться в «свой» храм – иногда целыми экипажами. В Никольском соборе происходило освящение Андреевского флага – возвращенной святыни российского флота [169].

Николо‑Богоявленский собор всегда был действующим, не закрывался ни на один день – ни в тяжелые 30‑е годы XX века, ни в трагические годы блокады. В1941 году он стал кафедральным, и здесь жил Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, нынешний Патриарх Всея Руси. Каждый день, утром и вечером, в тяжелые для ленинградцев времена он совершал богослужения, и жители блокадного города молились перед старинной иконой Святителя Николая о своих ушедших на фронт сыновьях и мужьях. В память о мужестве жителей блокадного Ленинграда митрополит Гор Ливанских, Илия Карам, привез в освобожденный город медальон с частицей мощей Святителя Николая, хранящийся в соборе и сейчас.

На Никольской площади стоит уникальный собор Саввы Чевакинского, шедевр елизаветинского барокко, главная морская святыня России, который петербуржцы называют любовно «Никола Морской» или «Никола Мокрый».

Николо‑Богоявленский Морской собор открыт с 7 до 19 ч.

Адрес: Никольская пл., д. 1 /3.

Транспорт: ст. метро «Сенная», «Садовая»

Автобус: 2, 3

Трамвай: 1,13, 54.

 

Собор Преподобного Сампсония Странноприимца

Тихо на Выборгской стороне. За Невой, в северной части города, еще шумят леса, зеленеют болотные топи, расстилаются заливные луга. Здесь уже в первые десятилетия после основания города селился рабочий люд: кожевенники, свечники, плотники, труженики сахарного завода – выходцы из российских сел и городов.

Вскоре поселение стали называть Сампсониевской слободой: здесь по велению Петра I осенью 1709 года была заложена деревянная Сампсониевская церковь – в память о победе русских в Полтавской битве. Это знаменитое сражение произошло 27 июня 1709 года, в день памяти Святого Сампсония Странноприимца.

Церковь вначале была кладбищенской. В молодом Петербурге кладбища еще не было: хоронили во дворах, при приходских церквях; а после освящения Сампсониевской церкви государю пришла в голову мысль основать здесь кладбище для православных и иноверцев, которые приезжали из разных стран строить новую столицу и жить в ней. Предание гласит, что Петр решил как нельзя более остроумно: все эти люди – странники, и лучше всего им покоиться возле церкви Святого Сампсония Странноприимца [170]. Здесь в разные годы были похоронены первые архитекторы города: Доминико Трезини, Жан‑Батист Леблон, Георг Маттарнови, Андреас Шлютер, а также – скульптор Карло Растрелли, личный врач Петра Лаврентий Блюментрост, известный фельдмаршал времен Анны Иоанновны Бурхард Христофор Миних и многие другие знаменитые люди. К сожалению, это кладбище не сохранилось. О великих петербуржцах напоминает лишь небольшая стела в Выборгском городском саду, на месте, где было раньше старое кладбище. До наших дней сохранилось только одно захоронение: могила кабинет‑министра Артемия Волынского, архитектора Петра Еропкина и советника адмиралтейской конторы Андрея Хрущова. Эти люди были обвинены в подготовке государственного переворота и казнены по приказу Анны Иоанновны в 1740 году, 27 июня, как раз в день памяти Святого Сампсония. Это была одна из первых публичных казней в Петербурге. После пыток в тайной канцелярии приговоренных привезли к месту казни, где под взглядами сотен любопытных глаз палач отрубил им головы. Тела казненных долго лежали на эшафоте под дождем и ветром, затем их погрузили в крестьянскую повозку и без всяких обрядов и почестей захоронили в общей могиле, возле Сампсониевского собора. На месте захоронения по проекту архитектора Михаила Щурупова и скульптора Александра Опекушина, автора знаменитого памятника Пушкину в Москве, в 1885 году был поставлен памятник на народные пожертвования [171]. Вскоре после казни государственных преступников по Петербургу пошел слух, что в Иркутском остроге сидит особый узник, чародей Волынский. Через некоторое время возникла легенда, что на самом деле Волынский не был казнен, а вместо него на эшафоте обезглавили куклу. Сам же кабинет‑министр был помилован Анной Иоанновной и выслан в острог [172].


 

Собор Преподобного Сампсония Странноприимца

Кроме кладбища, в 1713 году при деревянной церкви святого Сампсония была открыта богадельня для странствующих, нищих и сирот. Так же когда‑то создал дом для нищих и странников и святой Сампсоний, прозванный за это Странноприимцем. Святой Сампсоний родился в Риме, в богатой и знатной семье. В юности он учился врачеванию с единственной целью: помогать страждущим и больным. Когда умерли его родители, Сампсоний отпустил на волю своих рабов, раздал все имущество бедным, а сам поселился в Константинополе и начал лечить людей. Однажды тяжело заболел император Юстиниан, и никто из придворных врачей не мог ему помочь. Император усердно молился о своем исцелении – и однажды ему приснилось, что спасти его может лишь лекарь Сампсоний. Тут же во все концы государства были посланы слуги, чтобы отыскать чудесного доктора. Прибыв во дворец, Сампсоний начал лечить Юстиниана лекарствами и молитвами, и его высокородный пациент вскоре выздоровел. Благодарный император предлагал Сампсонию богатые дары, но тот ничего не взял для себя, а лишь попросил построить дом для больных и нищих скитальцев. Юстиниан исполнил просьбу своего спасителя. До самой смерти Сампсоний усердно трудился и, не жалея сил, помогал несчастным, принимал и лечил страждущих. Легенда гласит, что великий лекарь не упокоился и после своей кончины: когда кто‑то из служителей странноприимного дома бывал скуп или нерадив, Сампсоний являлся ему во сне и грозил суровым наказанием.

Церковь во имя святого Сампсония на Выборгской стороне вскоре обветшала и была разобрана. На ее месте воздвигли колокольню, а поодаль – новый трехпридельный каменный храм цвета морской волны, с белым декором и с черным луковичным куполом на барабане. Этот храм был освящен в 1740 году; имя его архитектора до сих пор неизвестно, но предполагают, что автором проекта был Доменико Трезини. Первоначально собор был однокупольным, но в 1761 году к нему были добавлены еще четыре небольших главки‑луковки (для церкви характерно смешение архитектурных черт допетровского храмового зодчества и эпохи барокко). К зданию храма с запада примыкают колокольня и трапезная. Боковые стены нижнего яруса колокольни украшают мемориальные доски, на которых начертаны слова Петра Великого, обращенные к войскам перед Полтавским боем, а также то, что произнес государь в память погибших в этом сражении. Эти надписи появились уже в 1909 году, когда к двухсотлетию Полтавского сражения проводилась полная реставрация храма. Тогда же на месте первой деревянной Сампсониевской церкви была построена часовня по проекту Андрея Аплаксина, архитектора петербургской епархии. Напротив собора появился памятник Петру Великому, выполненный знаменитым скульптором Марком Антокольским. Взгляд Петра устремлен на собор. Император, опираясь на трость, словно делает шаг вперед, готовый к новым свершениям. Государь будто вспоминает Полтаву, своих сподвижников, храбрость русских солдат, тот славный день, когда развеян был миф о непобедимости войск Карла XII, короля Швеции.

В конце 30‑х годов XX века этот памятник сняли с постамента и отправили в Третьяковскую галерею, где он находится и сейчас. Церковь также была закрыта и превращена в овощной склад. И лишь через сорок лет здание собора реставрировали и отдали под филиал Государственного музея «Исаакиевский собор». Сохранившиеся за несколько столетий предметы церковной утвари стали экспонатами музея. Среди них – бронзовые пятигранные светильники, уникальная коллекция подписных икон, написанных выдающимися мастерами, и другие произведения русского декоративного искусства [173]. Но главным украшением собора остается удивительный пятиярусный иконостас, который по праву можно назвать шедевром русской деревянной резьбы XVIII века. Его темно‑зеленая стена украшена позолотой; позлащены причудливые витые колонны; а орнаментальная скульптура – головки херувимов, цветочные гирлянды, резные фигурки – поражают взор каждого, кто оказывается перед этим чудом. В ходе реставрации храма был также обнаружен деревянный резной престол, скрытый под мраморными плитами. Он опирается на фигурки орла, льва, ангела и крылатого тельца, символизирующие четырех евангелистов; а в центре престола – жертвенный агнец. Предполагают, что престол этот, судя по изысканности резьбы, характерной для барокко, мог быть перенесен в собор из первой деревянной Сампсониевской церкви. Воссозданы были и два малых иконостаса боковых приделов во имя архистратига Михаила и апостола Иоанна Богослова [174].

Сегодня Сампсониевский собор не только музей, в котором проводятся выставки и концерты, но и действующий храм. С 2002 года здесь служатся литургии, молебны в память императора Петра Великого, торжественные богослужения в день престольного праздника, 27 июня. В 2006 году в храме впервые с 1909 года Митрополитом Санкт‑Петербургским и Ладожским Владимиром было совершено архиерейское богослужение. А копия скульптуры Петра I, заново отлитая по эскизам, заняла свое место на постаменте перед храмом.

Сампсониевский собор – уникальный храм‑музей, памятник великой Полтавской баталии, одно из немногих сооружений первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Он по‑прежнему распахивает резную чугунную решетку надвратной колокольни каждому, кто приезжает в тихий уголок старого города на Выборгской стороне.

Музей‑памятник Сампсониевский собор открыт ежедневно, кроме среды, в летний период – с 10 до 20 ч. (касса – до 19 ч.); в зимний период – с 11 до 18 ч. (касса – до 17 ч.).

Богослужения совершаются в субботу и воскресенье, а также – в дни религиозных праздников в 10 ч. и в 17 ч.

Адрес: Большой Сампсониевский проспект, д. 41.

Транспорт: ст. метро «Выборгская»

Трамвай: 2, 6,17, 58.

Церковь Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

В центре северной столицы есть удивительно тихие и милые сердцу каждого петербуржца уголки. Один их них – небольшая площадь на пересечении улицы Моховой и Белинского, где возвышается старинный храм – церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Рядом шумят многолюдные Литейный и Невский проспекты, бурлит жизнь на Манежной площади, где стоит петербургский цирк, собирает восхищенных гостей города на набережную Фонтанки блистательный Шереметевский дворец. А на площади царит необычайный покой и тихая гармония.

Когда‑то эта площадь, мост через Фонтанку и улица назывались в честь храма, но в XX веке они были переименованы в память об известном русском революционере‑демократе Виссарионе Белинском, жившем близ Симеоновской улицы [175]. А название Моховой улицы, в конце которой и расположен храм, возникло совсем неожиданно. Оно не связано с болотами и покрытыми мхом лесами, что находились здесь до основания Петербурга. В петровское время сюда из Москвы был переведен Хамовный (ткацкий) двор, и здесь располагались слободы мастеровых хамовников – ткачей, полотнянщиков, скатерников, а улица стала называться Хамовой. К XIX веку это старинное и неблагозвучное название переродилось в более понятное – Моховая, так и появилось современное название этой улицы [176].

Еще до появления каменной церкви Симеона и Анны здесь, на площади, перед мостом через Фонтанку, стоял деревянный храм, построенный в 1714 году в память о рождении любимой дочери Петра I – Анны. Император, проводивший почти все время в разъездах, никогда не забывал о своих дочерях – Анне и Елизавете. С ними он всегда был добр и ласков, баловал их и любил смотреть на их веселые проказы и забавы. Анна, старшая из дочерей, очень походила на отца: была умна, мила в общении и образованна. Именно с Анной император связывал свои будущие надежды; он выдал шестнадцатилетнюю дочь замуж за герцога Голштинии Карла‑Фридриха, мечтая дождаться внука, которому сможет передать управление великой державой. Но смерть пришла раньше. Через три года во время родов скончалась и двадцатилетняя Анна, дав жизнь будущему Петру III [177].

 

Церковь Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Анна Иоанновна, пришедшая к власти в 1730 году, также считала Святую Анну своей покровительницей и на месте деревянной Симеоновской церкви повелела построить каменный храм, поручив его проект архитектору Михаилу Земцову Торжественное освящение храма состоялось в 1734 году в присутствии самой императрицы. До 1802 года он был придворным: сюда приходили высокопоставленные вельможи и члены царской семьи. Позднее император Павел присвоил церкви орден Святой Анны, изображение которого украшало вход в церковь, и она стала кавалерской [178]. Орден Святой Анны в честь своей умершей супруги учредил герцог Карл‑Фридрих, а сын Анны, император Петр III, причислил его к русским орденам. Кавалерский праздник отмечается в день Сретенья Господня. Каменный храм несколько раз расширялся и обновлялся; в 30‑е годы XX века он был надолго превращен в склад, а потом – реконструирован и отдан метеорологическому музею. В 90‑е годы прошлого века богослужения возобновились, и настоятель продолжает трудиться на благо восстановления храма. К сожалению, ничего из былого великолепия внутреннего убранства не сохранилось; утрачен резной иконостас, разбита богатая лепнина, иконы, выполненные лучшими придворными мастерами, переданы в музеи и другие храмы.

Так, в Николо‑Богоявленском соборе до сих пор находится святыня Симеоновской церкви – икона Божьей Матери «Троеручица», которую, по преданию, прибило к храму водой во время страшного наводнения 1777 года. Этот чудотворный образ исцелил Преподобного Иоанна Дамаскина, когда халиф Дамаска обвинил святого в измене и приказал отрубить ему правую руку, чтобы повесить ее на рыночной площади. Но Иоанн упросил халифа отдать ему руку и долго молился перед иконой Божьей Матери. После долгой молитвы он уснул и увидел во сне Богородицу, которая обещала Иоанну исцеление. И действительно, когда Святой Иоанн проснулся, рука была невредима. В благодарность сделал Иоанн руку из серебра и приложил к чудесному образу – так икона получила название «Троеручица».

Светло и уютно в возрожденном храме. Новое убранство и не отличается пышной роскошью, но у посетителя создается ощущение подлинной, простой и понятной каждому красоты и душевности.

Поэтому, наверное, в храме всегда немало людей. В нем служатся литургии, проводятся церковные таинства, а 15 февраля, в праздник Сретения Господня, перед новыми иконами Святого Симеона Бого‑приимца и Анны Пророчицы проходят торжественные богослужения. Согласно Священной истории, в этот день произошла встреча, сретение, Христа и Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме. На сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли младенца в храм. Чтобы исполнить Ветхозаветный закон, для посвящения Иисуса Богу принесли жертвы – двух голубей. Так повелось, что в благодарность за рождение первенцев приносили в храм жертвы: богатые жители Иерусалима – ягнят, а бедные – птиц. Долго ждал этого дня старец Симеон, более 300 лет, ведь предсказано ему было, что не покинет он мир, пока не увидит Сына Божьего. И вот в этот день явился к Симеону Святой Дух и сказал, что в храме ждет его долгожданная встреча. Пришел в Иерусалимский храм Симеон, встретил Марию с Иосифом, взял младенца на руки и возрадовался, что пришел на землю Спаситель, что сам он теперь может умереть, как и было предсказано. В это время в храме была 84‑летняя вдова Анна, удостоенная дара пророчества за свою долгую благочестивую жизнь. День и ночь молитвами и постом служила она Господу. И подошла она к Спасителю и восславила его. Праведный Симеон получил прозвание Богоприимец за то, что держал на руках младенца Иисуса, а в память об этом событии ежегодно, на сороковой день после Рождества Христова, празднуется Сретенье Господне, чтят память Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Уже много веков стоит на углу Моховой и Белинской улиц Симеоновская церковь. Она сохранилась такой, как когда‑то создал ее Михаил Земцов, ученик Доменико Трезини, первый русский зодчий, официально удостоенный звания архитектора, выдающийся мастер аннинского барокко, отдавший тридцать лет жизни строительству города. Храм сохранил все традиционные черты архитектуры раннего барокко и свою индивидуальность: два цвета в окраске стен, вытянутый в плане четверик, многогранный барабан купола, мотив балконов, покоящихся на колоннах, пилястры и лепнину в оформлении стен фасадов [179].

Уникальная церковь первой половины XVIII века, одно из старейших зданий Петербурга, как и прежде, украшает уютную площадь у моста через Фонтанку. Люди приходят почтить память святых Симеония и Анны, просто посидеть возле храма, полюбоваться спокойным течением реки, отдохнуть от суеты центра в этом тихом уголке, расположенном за парадными фасадами.

Церковь Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы открыта ежедневно с 10 до 18 ч.

Адрес: Моховая ул., д. 48.

Транспорт: Троллейбус: 3, 8,15

Трамвай: 13, 54.

Церковь Святой Великомученицы Екатерины

Отсюда берут начало линии Васильевского острова. Там, где должны были протекать каналы, по оживленным тротуарам весело спешат студенты. Подходя к факультету русской филологии и культуры РГПУ им. Герцена, нельзя не заметить старинной церкви. Когда‑то с ее обветшалого купола грустный ангел благословлял всех прохожих, глядя с высоты на город. Крылья и плечи его хлестали ливни и снега, капризные ветры дули в лицо, но ангел только улыбался.

Он был третьим ангелом, замыкающим равнобедренный треугольник, образуемый им вместе с ангелами Петропавловского собора и Александрийского столпа. Попадая в пространство между ними, человек оказывался в совершенно ином, особом измерении – петербургском, и оставался пленником города навсегда. Здесь словно оживает город; и река, в дельте которой он основан, передает бразды правления заливу. В каждом глотке воздуха тут растворены история и мистика, и, наверное, этот треугольник и есть вместилище души Петербурга, хранимой ангелами. Долгие годы возвышались над Невой три петербургских ангела: золотой – Петропавловского собора, бронзовый – Александрийской колонны и серебряный – церкви Святой Екатерины. У петербуржцев есть поверье: пока три ангела парят над городом, он защищен от любой беды.

Грустный ангел нес свою службу на куполе церкви Святой Екатерины, той самой, мимо которой вдоль Съездовской текла пестрая толпа народа. Съездовская линия называлась до революции Кадетской, потому что здесь, рядом с Меншиковским дворцом, располагался Первый Кадетский корпус. Линия получила свое современное название в память о Первом Всероссийском съезде Советов, который проходил в Соборном зале корпуса [180].

Церковь была построена во имя одной из наиболее почитаемых святых – великомученицы Екатерины. В Петербурге особо чтят эту святую еще и потому, наверное, что две российские императрицы получили в крещении это имя: Екатерина I и Екатерина II. По указу Петра Великого был даже учрежден особый орден Святой Екатерины, «За любовь и Отечество», который вручали только женщинам из царствующего дома Романовых и знатным дамам. Первой получила этот орден Екатерина I, спасшая царя Петра от турецкого плена во время Прутского похода.

До революции в Петербурге и пригородах было более 10 храмов Святой Екатерины. И в наши дни их немало. Есть католический, лютеранский, армяно‑григорианский храмы, несколько православных, один из них – на Васильевском острове, на Съездовской линии.

Над Кадетской линией раздавался мощный звон пятисотпудового колокола, перекликаясь с мелодичным звоном колоколов Князь‑Владимирского собора, стоящего на другом берегу Малой Невы, и Петропавловского собора, возвышающегося на Заячьем острове.

В Петербурге со дня его основания стояли полки, и для каждого из них строили свою полковую церковь. В 40‑е годы XVIII века здесь квартировал Кабардинский полк, для него была возведена деревянная церковь Живоначальной Троицы; а потом – Астраханский драгунский и Кексгольмский полки, и для них построили на месте церкви Живоначальной Троицы Никольский храм, тоже деревянный.

Особым почитанием пользовалась у солдат и офицеров храмовая икона Святой Екатерины, и церковь стали называть ее именем. При Екатерине II храм считался «оспенным». Были такие храмы в Петербурге, здесь молились только больные оспой, а священники таких церквей могли ходить только в дома, где были больные. Люди старались обходить этот район города стороной – и храм опустел.

 

Церковь Святой Великомученицы Екатерины

На Рождество в 1809 году церковь загорелась, погибла вся церковная утварь, но икону великомученицы Екатерины прихожане вынесли из огня. Как положено, поползли слухи: богобоязненные старушки шептались, что, мол‑де, огонь послан не случайно, очистилось место. Прихожане стали собирать деньги на новый храм. Простые мастеровые и крестьяне, именитые горожане и богатые купцы несли пожертвования. Строили храм двенадцать лет. В 1823 году каменную церковь Святой Екатерины освятили, и спасенная икона вернулась в свой новый дом. Через сорок лет рядом с храмом вознеслась многоярусная пятидесятиметровая колокольня.







Date: 2015-09-24; view: 359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию