Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2 Под защитой Божьей Матери
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове На Васильевском острове синева небес встречается с синевой моря. Три проспекта пронзают твердь острова, открытого всем ветрам. Отсюда до Европы – рукой подать. Но именно тут, на углу Малого проспекта и 8‑й линии, чувствуешь неповторимую прелесть Петербурга. В солнечной пыли зеленых скверов, в голосах трамваев и морском воздухе – весь Васильевский, где среди старинной петровской застройки, в самой глубине дворов, современный город прячет частичку петровской эпохи – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещение – особый праздник, издавна почитаемый на Руси. Он связан с вестью о рождении Иисуса, которую ангел принес Марии. Одна из дщерей древней Иудеи, Мария с детства решила посвятить себя Богу, поэтому воспитывалась при храме, где жила до того дня, когда благочестивый Иосиф обручился с ней и привез ее в свой дом. Мария переехала к мужу в Назарет, где и случилось чудо: посланный Богом архангел Гавриил возвестил ей, что она зачала от Святого Духа и родит сына, который станет Спасителем всех людей. Эта весть стала обещанием и надеждой для всех и отмечается как великий религиозный праздник. Среди множества народных обычаев, связанных с Благовещением, наверное, самый завораживающий и светлый – выпускать на волю птиц. Улетали в синее небо Петербурга пернатые вестники о том, что началось освобождение человечества от греха и вечной смерти. Стояли люди, обнажив головы, глядели в заоблачную даль, светлела душа, прощались обиды, сердца были открыты милосердию… Даже кредиторы освобождали из долговой тюрьмы своих должников. Более десяти Благовещенских храмов украшали город, а один из самых старых – на Васильевском острове, на 8‑й линии.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Васильевский остров и сейчас самое удивительное место в городе, а в начале XVIII века Петр хотел создать здесь центр и построить сеть каналов, так поразивших его во время поездки в Амстердам. Но осуществить идею Петра не удалось: каналы засыпали, и лишь остались линии‑улицы, напоминая о грандиозных замыслах царя‑реформатора. Выросшие за долгие годы здания заслонили церковь, в которой гармонично соединились черты петербургского барокко и московского допетровского зодчества. Ее многоярусная колокольня – самая высокая постройка в старом центре Васильевского острова. Имя автора церкви история не сохранила, известно лишь, что этот храм начали строить в 1750 году на средства богатых купцов‑пивоваров отца и сына Чиркиных и деньги других прихожан. Есть предположение, что одним из архитекторов был Джузеппе Трезини, родственник первого зодчего города, Доменико Трезини. В сентябре 1762 года храм освятил епископ Кексгольский и Ладожский Тихон Задонский, которого и сегодня особо почитают в этой церкви – там сохранилась старинная икона Тихона Задонского с частицей его мощей, она, как и прежде, пользуется большим почитанием прихожан. Интересно, что деревянная церковь Благовещения была снесена только после освящения возведенной рядом каменной двухэтажной Благовещенской церкви, к которой позднее пристроили и колокольню. В XVIII–XIX веках церковь пользовалась большой популярностью у жителей Васильевского острова. Известно, что сюда приходили помолиться М. В. Ломоносов, профессор Василий Тредиаковский, автор знаменитой стихотворной реформы, и другие «ученые мужи» – церковь служила приходским храмом Академии Наук. Уникальной особенностью Благовещенской церкви было то, что она являлась самым большим храмом в городе по количеству приделов. Их было семь: Благовещенский, Зачатьевский, Никольский, Крестовоздвиженский, Ильинский, Покровский, Сретенский. Здесь хранились знаменитые православные святыни: крест с частью Животворящего Древа Гроба Господня; икона Знамения Пресвятой Богородицы, точная копия новгородской; икона Спасителя, копия иконы Спасских ворот в Москве, и другие. Вокруг храма находилось кладбище, где покоились известные всей России люди: изобретатель Андрей Нартов, землепроходец Крашенинников, художник Лосенко. Сейчас кладбище снесено, но сохранились здания, составлявшие храмовый комплекс. В середине XIX века эти здания и сам храм принадлежали женскому монастырю, но по приказу Николая I для монахинь построили Воскресенскую Новодевичью обитель, а Благовещенскую церковь вернули прихожанам. После революции церковь закрыли; долгие годы в ней располагались разные склады и мастерские, был разграблен синий в золоте иконостас, уничтожена роспись сводов и стен. А во время блокады в храм попало несколько бомб. Так и простояла Благовещенская церковь до начала 90‑х – полуразрушенная, с разбитыми стеклами, открытая всем ветрам, с огромной трещиной на одном из фасадов. При реставрации под слоем краски были найдены старинные фрески, удалось восстановить плафон [34] на потолке второго этажа. Горы Арарата упираются вершинами в белые облака, сияющая радуга раскрылась над спасенным Ноем и его семьей – это Бог принял жертву Ноя и обещал, что не будет больше Вселенского Потопа, не будет истребления рода людского и, как знамение этого обещания, указал на радугу. В мастерских были написаны новые иконы для храма, восстановлен иконостас. И хотя сейчас восстановлена только часть церкви, расположенная на втором этаже, все больше и больше прихожан с каждым днем приходят в стены храма. И хотя до полного его восстановления еще далеко, уже сегодня в нем идут службы: совершаются таинства крещения, венчания, исповеди; проходят литургии, служатся панихиды. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы открыта ежедневно с 9 до 18 часов. Адрес: В.О., 8‑я линия, д. 67. Транспорт: ст. метро «Василеостровская» Автобус: 42, 47,128,151,152 Троллейбус: 9‑ Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Есть в Петербурге такие места, где мегаполис замирает в нерешительности и, робко переминаясь с ноги на ногу, отказывается подойти ближе и смутить хрустальную тишину. Он смотрит с высоты своих небоскребов на старинные усадьбы, низенькие домики, на пологие склоны островов, покрытые зеленым ковром, слушает неспешное журчание воды, храня это чудо от случайных глаз…
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Острова. Берега Большой Невки. Здесь даже петербургское летнее марево кажется свежей прохладой, городская суета лениво нежится под лучами солнца, скинув пыльный дорожный костюм. Прямо на берегу реки, где, вторя ее изгибам, вьется Приморский проспект, стоит необычный, словно подсвеченный солнцем, живописный храм в форме ротонды, с желтыми стенами и ажурной оградкой вокруг, с плоским куполом на окруженном колоннадой барабане. Как русская красавица в кокошнике, примеряющая европейское платье, застенчиво и горделиво глядится в зеркало реки церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда‑то, во время Северной войны, эти земли Петр Великий отвоевал у шведов, а потом – раздал их во владение своим сподвижникам. Так они достались генерал‑адмиралу Андрею Ивановичу Остерману, который переселил сюда своих крепостных из Поволжья. На берегу Большой Невки возникла деревня. При Елизавете Петровне Остерман впал в немилость и был сослан, а земли – переданы канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву‑Рюмину. Их стали называть «Каменный нос» или «Графское Бестужево‑Рюмино». Жизнь этого человека была настоящим авантюрным романом. Ловкий, изворотливый политик и дипломат, участник дворцовых интриг, он был дважды приговорен к смерти – сначала Анной Иоанновной, а затем и Елизаветой Петровной – и дважды сумел ее избежать. 16 лет Бестужев‑Рюмин руководил внешней политикой России, заслужил много чинов и наград, владел многочисленными поместьями. Екатерина II полностью реабилитировала Алексея Петровича, ему были возвращены все владения, в том числе и имение Каменный нос. Сюда Бестужев стал переселять своих крепостных из Малороссии; так рядом со Старой появилась Новая деревня. Граф построил церковь для своих крепостных крестьян. Она была освящена во имя Благовещения Божьей Матери и имела придел Святого Александра Невского. В начале XIX века во время грозы в храм попала молния, и начался страшный пожар. Здание сгорело, а иконостас, который был сюда привезен из первой Исаакиевской церкви, и кое‑что из церковной утвари удалось спасти, поэтому новый хозяин – действительный статский советник и человек сказочно богатый, Сергей Саввич Яковлев, – решил восстановить храм. Церковь‑ротонда была построена по проекту Василия Мочульского, и подобной не было не только в Петербурге, но и во всей России. Новая церковь имела уже два придела, а не один, как раньше. Дело в том, что неожиданно, оставив 11 детей, умерла жена Яковлева, Мавра Борисовна. Сергей Саввич тяжело переживал смерть любимой супруги, а потом решил создать в церкви еще один придел – во имя Святых мучеников Тимофея и Мавры. По преданию, Тимофей и его молодая жена Мавра прожили в счастливом замужестве всего 20 дней. Кто‑то донес правителю Ариану, что переписчик Тимофей хранит христианские книги, которые император Диоклетиан приказал сжигать. Когда же Тимофей отказался отдать книги, его подвергли страшным мучениям: ослепили и повесили вниз головой, привязав на шею тяжелый камень. А затем Ариан приказал привести Мавру, чтобы сломить дух Тимофея. На глазах у Тимофея его молодую жену мучили, бросали в котел с кипящей водой, но женщина, как и ее муж, не отказалась от веры. Наконец их подвергли последнему истязанию: 9 дней они висели лицом друг к другу на крестах, пока не испустили дух. Придел Святых мучеников Тимофея и Мавры – единственный в Петербурге. Рядом с церковью постепенно выросло кладбище. Здесь покоились не только многочисленные потомки Сергея Яковлева, но и простолюдины, и известные люди, герои войны 1812 года, писатели, актеры, музыканты. В XIX веке церковь стала пользоваться огромной популярностью не только у местных жителей, но и у многочисленных «дачников», которые съезжались сюда летом на отдых. Здесь снимали дачи и А. С. Грибоедов, и М. И. Глинка, и И. С. Тургенев. Летом 1835 года здесь жил с семьей А. С. Пушкин. Александр Сергеевич не раз посещал этот храм, подолгу стоял перед иконостасом [35], бродил по старому кладбищу, посещал могилы своих знакомых. Именно прогулкам по этому кладбищу посвящено пушкинское стихотворение 1836 года «Когда за городом, задумчив, я брожу». К сожалению, кладбище не сохранилось до наших дней: его снесли в 30‑е годы прошлого века в угоду «благоустройству» района, а о том, что оно когда‑то здесь было, сегодня напоминает большой крест с распятием, стоящий рядом с храмом. Именно здесь, на даче, летом 1835 года Наталья Николаевна Пушкина познакомилась с Дантесом [36]. В конце XIX века здесь появились модные рестораны. Сюда съезжалась петербургская богема, состоятельные люди. Звучала легкая музыка, текло рекой шампанское, раздавался веселый смех. В летнем театре выступал сам Федор Шаляпин. К началу XX века храм Благовещения стал главным в этой части Петербурга. Но в 1937 году он был закрыт, и в его здании долгие годы размещался цех завода резиновых изделий и игрушек. Снесли и колокольню. Во время войны все деревянные дома сгорели или были разобраны на дрова, а эта местность, где проходила железная дорога и строились промышленные предприятия, мало напоминала прекрасные дачные места прошлых столетий. Уже в наше время, когда началась реконструкция района, было решено восстановить церковь, причем полностью на средства города. Почти четыре года реставрировали храм, который находился в аварийном состоянии. По сохранившимся фотографиям удалось полностью восстановить облик здания, интерьеры. Под несколькими слоями краски были найдены сохранившиеся старинные фрески, которые тоже реставрировали. Накануне светлого праздника Благовещения Богородицы, в 2003 году, церковь была освящена Митрополитом Петербургским и Ладожским Владимиром. В церкви сейчас, как и в XIX веке, три придела, поэтому престольными являются: праздник во имя Святого Александра Невского – 12 сентября (30 августа) и 6 декабря (23 ноября), а также день памяти святых мучеников Тимофея и Мавры 16 (3) мая и Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля (25 марта). В храме ежедневно (кроме понедельника) совершается Божественная литургия в 10 часов утра, а с 9‑30 – исповедь. Накануне воскресных и праздничных дней – Всенощное бдение в 18 часов. Ежедневно проходят молебны, панихиды, таинства крещения, венчания и соборования. Течет как река время, но по‑прежнему люди приходят сюда, под светлые солнечные своды, чтобы, забыв о городской суете, побродить по островам или просто посидеть, дыша прохладой и покоем, в сквере возле храма, глядя на воды Большой Невки и думая о том, что вечно и дорого каждому. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы открыта ежедневно с 9 до 19 ч. Адрес: Приморский пр., д. 79‑ Транспорт: ст. метро: «Старая деревня», «Черная речка» Автобус: 32 Трамвай: 2, 21, 26,48. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте Белоснежная церковь, словно младшая сестра Покрова‑на‑Нерли, перенеслась с древней Владимиро‑Суздальской земли на берег Невы, сюда, на Охту, где высятся современные кварталы Петербурга, а когда‑то стояла шведская крепость Ниеншанц и возвышалась лютеранская церковь Святой Марии.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте Петр приказал снести крепость, а на месте шведской церкви построили православную церковь Святой Марии Магдалины. Судьба храма была печальна. Его несколько раз перестраивали: и при Екатерине Великой, и при Николае I, и при Александре II. В 30‑е годы XX столетия церковь закрыли, а позднее здание снесли. В годы блокады на этом месте было Малоохтинское кладбище, одно из многих в Ленинграде, где хоронили умерших от голода и бомбежек, место массовых захоронений. Узнать имена тех, кто лежит в этой земле, уже невозможно, но в память о жертвах блокады было решено построить на месте кладбища мемориальную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успение Богоматери – праздник не столько скорбный, сколько радостный. Успение означает – «засыпание». Воскрешение Богоматери – это светлое событие, которое напоминает о воскресении после смерти всех живущих. 28 (15 августа) в храме ежегодно отмечается престольный праздник Успения Богородицы. И не случайно храм памяти ленинградской блокады – храм скорби и славы, героизма и печали – освящен во имя Успения Божьей Матери. Это храм‑памятник. По русской традиции всегда ставили храмы в память погибших. Люди молились о тех, кто отдал за Родину свою жизнь, поминали, не сдерживая слез и печали. Строили такие храмы почти всегда на народные деньги. Новый храм также полностью возведен на народные пожертвования: в стены церкви заложены тысячи кирпичей с именами людей, которые внесли средства на их приобретение. Храм начали строить в 1996 году по проекту петербургских архитекторов А. Романовского и Ю. Груздева. А в день 60‑летия начала блокады, 8 сентября 2001 года, Митрополит Петербургский и Ладожский Владимир торжественно освятил Успенскую церковь. И каждый год сотни жителей города приходят почтить память погибших ленинградцев. А саму церковь Успения Богородицы петербуржцы называют «Блокадным храмом». Молятся люди и обо всех воинах, погибших на Кавказе. В память о них рядом с Успенским храмом поставлен большой камень и ангел с крестом. С историей храма связано еще одно событие, потрясшее петербуржцев. Во время его строительства, 11 августа 2004 года, в Петербурге была сильная буря. Настоятель храма, отец Виктор Ерошенко, находился на строительных лесах: он поднялся, чтобы осмотреть икону Богородицы на фасаде церкви. От сильного порыва ветра плохо укрепленные деревянные леса рухнули. Священнослужитель погиб. На территории возле церкви есть небольшая аккуратная могила отца Виктора: крест темного гранита, с черно‑белой фотографии смотрят, застенчиво улыбаясь, умные и добрые глаза молодого мужчины, две даты, 1962–2004, и всегда – живые цветы. Поминальные молитвы о первом настоятеле служатся в храме постоянно. И стоит посреди зеленой поляны храм, радует глаз: сияет золотом новый купол, сверкает смальта [37] мозаичной иконы Богоматери на белоснежной стене. Построена церковь в древнерусских традициях: она имеет форму четырехстолпного крестово‑купольного храма с хорами. Стены оштукатурены. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется высокой и объемной: она, словно былинный богатырь, прочно стоит на земле. А ее стройность и скромная изысканность делают храм легким и воздушным: вот‑вот поднимется белокрылая птица в поднебесье, вознесется, как когда‑то вознеслась к своему Сыну Богоматерь. Внутри храм такой же светлый и чистый. Многоярусный дубовый иконостас блестит золотом. Легкость и воздушность белых стен гармонирует с синей торжественностью кафеля на полу. Привлекает внимание главная святыня храма – большая икона Успения Пресвятой Богородицы в красивом дубовом киоте [38]. По обе стороны иконостаса расположены иконы святых: Пантелеймона, Сергия Радонежского, Марии Магдалены, Иоанна Крестителя, священномученицы Елизаветы и Георгия Победоносца с частицами мощей. Возносятся ввысь, под своды купола, звуки хора. Для него на втором этаже, куда ведет изящная винтовая лестница, специально выполнен красивый балкон с оригинальным рисунком перил, поддерживаемый двумя колоннами. Прекрасная акустика церкви позволяет сделать пение по‑настоящему неповторимым. Еще не достроена колокольня, не возведен до конца весь проект храмового комплекса, даже при одном взгляде на который восторгаешься: какая же красота здесь будет через несколько лет… Много еще придется потрудиться настоятелю храма, строителям и прихожанам. Но уже сейчас Блокадный храм стал самым популярным среди всех построенных в конце XX века. Храм живет полноценной религиозной жизнью: в нем служатся панихиды, литургии, проходят таинства венчания, исповеди, совершаются крестные ходы, проходят поминальные службы, отмечаются православные праздники, в особенности престольный праздник – 28 (15) августа, Успение Пресвятой Богородицы, а также молебны с водосвятием перед иконами со священными мощами. Сколько бы ни прошло лет, сколько бы ни сменилось поколений петербуржцев, не утихнет боль о тех героических и страшных годах. Церковь Успения Пресвятой Богородицы открыта ежедневно с 9 утра до 19 вечера. Адрес: Малоохтинский пр., д. 52. Транспорт: станция метро «Новочеркасская» Автобус: 5,174 Трамвай: 7,16, 30,46 Троллейбус: 18, 49‑ Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете Вдали от шумного центра, в тени вековых деревьев Сосновского парка, возвышается православная церковь, посвященная Покрову Богородицы. История этого праздника началась в древней Владимирской земле: князь Андрей Боголюбский вернулся из похода на Волжскую Болгарию, возвратился с победой, но в одном из сражений погиб его любимый сын Изяслав. В память о сыне князь в 1165 году основал церковь во имя Покрова Божией Матери, установив этот праздник без согласия Киевского митрополита и Константинопольского патриарха [39]. С тех пор стоит белоснежный храм Покрова‑на‑Нерли, отражаясь в водах чистой реки, удивляя своей изящной красотой, и отмечается на Руси праздник Покрова Богородицы. Еще один, тоже известный во всем мире, причудливый и великолепный Покровский собор через четыре века построили в Москве по приказу Ивана Грозного в память о победоносном походе в Казанское ханство – Храм Василия Блаженного. Появление в Петербурге церкви Покрова Богородицы не связано ни с героическими походами, ни с трагическими событиями русской истории. В начале XX века на северной окраине города был основан Санкт‑Петербургский политехнический институт. Сооружение комплекса зданий университета выполнила команда архитекторов под руководством Эрнеста Францевича Вирриха. И сейчас поражают своей монументальностью и величавыми колоннами портиков корпуса института – настоящего храма науки. Но при институте не было своей церкви. А так как место это удалено от центра и рядом не было других храмов, в заботе о студентах и преподавателях правление института решило построить домовую церковь.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете Был объявлен конкурс, но ни один из проектов не понравился правлению института, и сооружение храма отложили на годы. Лишь спустя 10 лет нашелся нужный проект. Его автором был «свой» архитектор – Иосиф Владимирович Падлевский, преподававший в институте курс рисования. Он принимал участие в строительстве корпусов института в команде Вирриха и создал проект храма, удивительно легко вписавшийся в архитектурный комплекс зданий. Церковь была пристроена к юго‑западному крылу корпуса бывшего студенческого общежития и выходит в институтский дворик. Здание выполнено в древнерусском стиле с элементами модерна. Храм увенчан золотым куполом, расположенным на большом барабане с окнами. На одном из фасадов – мозаичная икона Покрова Богородицы, а над входом в церковь – белые керамические барельефы с изображением Спаса и Богородицы в окружении Святых и парящих ангелов. Построили храм быстро. В день основания института, 6 июня, торжественно заложили церковь Покрова, а к концу следующего 1913 года Петроградский митрополит Вениамин, причисленный позднее к лику святых, освятил новый храм. Казалось, обычная история и обычный домовой храм, но есть у церкви Покрова своя загадка. Входишь под ее своды и оказываешься в древнем Ферапонтовом монастыре. Все внутреннее пространство храма, все стены – от пола до самого купола – заполнены фресками [40]. Словно живописец Дионисий расписал их, как когда‑то, в начале XVI века, покрыл росписями собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Те же приглушенные, создающие впечатление прозрачности, нежно‑розовые, золотисто‑желтые, сиреневые тона; те же евангельские сюжеты, – единство мира видимого и невидимого, мира земного и небесного [41]. Современный мастер внес в композицию фресок новые сюжеты. При входе можно увидеть на стене нехарактерную для современных храмов, но часто встречающуюся в росписях древнерусских церквей картину Страшного Суда, изображения петербургских святых – Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной, преподобного Савватия Соловецкого. Под куполом храма и на втором этаже, где располагается хор, в небесной синеве – изображение Спасителя в белоснежных одеждах в окружении ангелов, но главная, сквозная тема росписей – Покров Богородицы. Образ Покрова Богородицы и Спасителя можно увидеть и на розовом в золоте иконостасе, и в притворах. Играют нежными красками фрески, отражается свет от медных светильников на сводах Покровской церкви, словно оживает давнее событие 14 октября 911 года, которое веками хранится в памяти русского народа. Случилось оно в Константинополе, когда осадили враги столицу православной земли. Молились жители о спасении во Влахернской церкви перед иконами Богоматери. Молился и юродивый Андрей, обладавший даром прозорливости. Многие смеялись над ним, он терпел побои и насмешки, не имел крова, часто голодал, но милостыню раздавал другим. Истово молился Андрей и вдруг увидел высоко в воздухе Богородицу в окружении ангелов и святых. Долго молилась она за жителей города со слезами на глазах, а затем, подойдя к престолу, сняла со своей головы покрывало и раскинула над всеми, кто был в церкви, защищая от врагов. С трепетом смотрел Андрей на Пресвятую Деву, и стоявший рядом с ним блаженный Епифаний тоже увидел чудесное явление. Как завороженные смотрели они на яркий, словно молния, сияющий золотым небесным светом покров Богородицы. А когда исчезла Божья Матерь, взяв покрывало с собой, случилось чудо: спасся Константинополь, изгнали врага. С тех пор защищает Богородица чудесным своим покрывалом от бед и невзгод, хранится память о том дне, отмечают в России праздник Покрова. Оживают на стенах изображения Андрея Юродивого, указывающего на Богородицу своему ученику, блаженному Епифанию. Яркими алыми красками горит покрывало в руках Богородицы. В церкви много фресок посвящено ей: Рождество Богородицы, Поклонение волхвов, Введение в храм, Благовещение, Успение Богоматери. Долгие годы церковь была любимой не только у студентов и преподавателей Политехнического института, но и у жителей этого района. Но в 20‑е годы прошлого столетия, после издания советским правительством директивы о ликвидации всех храмов при учебных заведениях, Покровскую церковь закрыли. Все ценности были вывезены, а в храме расположилась военная кафедра института. Здесь, в разделенных перегородками классах, проходили занятия студентов, стояла пушка, а на месте алтаря находилась слесарная мастерская. И так было 60 лет. Возрождение храма началось под руководством настоятеля, протоиерея Александра Румянцева. Студенты и преподаватели помогали убирать мусор, ломать перегородки. В 1993 году, в год 80‑летия Покровской церкви, храм был освящен вторично. Постепенно увеличивается приход храма, хотя главные прихожане, как и прежде, – студенты и преподаватели Санкт‑Петербургского государственного технического университета (так называется теперь политехнический институт). Расширился клир церкви, кроме настоятеля, здесь служат священниками выпускники университета. В Покровской церкви проводятся службы, по воскресеньям и четвергам служатся акафисты Богоматери. Но особенный день для прихожан и священнослужителей – 14 октября – светлый и радостный престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается только Русской Православной Церковью. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете открыта ежедневно с 9 до 18 ч. Адрес: Политехническая ул., 29. Транспорт: ст. метро «Политехническая» Троллейбус: 4, 21, 34, 50. Трамвай: 5,40.
Date: 2015-09-24; view: 332; Нарушение авторских прав |