Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 5. Механизм формирования общественного мнения
. Механизм формирования общественного мнения изучен еще слабо. Безусловно то, что выработка общих мнений предполагает борьбу индивидуальных. Если же общее мнение сформировалось по общезначимым, актуальным и типичным для данного общества вопросам, то оно, приобретая инвариантные черты, выступает как общее мнение, ибо является выражением социального целого. Но дело не только в масштабе проблем, по которым формируется общественное мнение, но и в том, как, с каких позиций вырабатывается сначала коллективное, групповое, а затем межгрупповое суждение, отношение к тем или иным социальным проблемам. К числу основополагающих факторов системы следует относить цель. Раз изучается общественное мнение, поставлены определенные задачи, значит есть у общественного мнения цель. Творцом общественного мнения выступают люди, одаренные сознанием и страстью, стремятся реализовать свои намерения, объединенные в различные организации, классы, социальные группы и им присущи не только местные интересы, а интересы масс, общие взгляды, чувства, волевые побуждения. Каково же содержание тех общих целей, которые приводят в движение становления общественного мнения? В каждом конкретном случае оно различно. Однако же их объединяет направленное намерение, жажда привести наблюдаемое явление действительности к желаемому, не приспосабливаться к действительности, а выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, разрешить конфликты и противоречия, что скрывается за динамикой общественного мнения. Но для реализации такой цели необходимы средства и действия. И ее, естественно, компонентами являются функции, о которых мы уже говорили. Многообразие функций обуславливает многообразие функциональных связей. Общественному мнению присуща не только целеустремленность, но и самоорганизация, управление, саморегуляция, т.е. общественное мнение осуществляется не посторонними силами, а внутренними ей присущими органами, факторами. Всякая система существует за счет определенных механизмов, которая воздействует на ее компоненты, функционирование, и связь с внешними условиями. Есть такие механизмы общественного мнения – это стихийное и сознательное. Выражение усредненного, случайного, противоречащих друг другу общественных сил, массы единичных оценок, волевых устремлений и практически по своему умонастроению, волеизъявлению, функционированию не соответствуют общественным управленческим институтам. Однако на каждой ступени развития общества общественное мнение попадает под влияние сознательного механизма, который упорядочивает целенаправленно деятельность людей. Но при любой формации (капитальная, социальная) на формирование и функционирование общественного мнения влияют явления и процессы, которые связаны с потребностями и вкусами людей, их психических состоянием, настроением и поэтому на общественное мнение воздействуют сознательные и стихийные регуляторы, не автономно, не изолированно, а взаимодействуя друг с другом. Однако, чтобы управлять общественным мнением необходима информация, сведения, факты о событиях, явлениях, процессах, т.е. социальная информация. Сознательно отобранная и целеустремленная информация обладает большой убедительной силой и серьезным образом может изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а с ними общественное мнение, формировать взгляды и поступки, соответственно общественным требованиям. Как система образования, общественное мнение имеет свою структуру и иерархию. Кроме трех уровней: духовной, духовно - практической и разрешающе – практической, общественное мнение обладает и внутрисубъективной структурой, она характеризуется горизонтальной и вертикальной структурой. Для общественного мнения характерны наличие связей всех типов системного анализа. Во–первых, это связи взаимодействия. Они начинают «работать» уже с момента взаимодействия субъекта и объекта общественного мнения. При этом активно начинают работать взаимосвязанно сущностные структуры общественного мнения – рациональные, эмоциональные, волевые. Это взаимодействие происходит между коллективом и отдельным человеком, их специфика связи состоит в общей цели, которую преследует каждая из сторон взаимодействия. Во-вторых, это связи функционирования, жизнедеятельности общественного мнения, как социального феномена. Отмеченное ранее многообразие его функций обусловливает и многообразие присущих ему функциональных связей. При всем их различии у них есть и нечто общее. Выражается оно в том, что любая такая связь объединяет структурные элементы общественного мнения для осуществления той или иной функции. В-третьих, связи порождения, генетические связи, когда одно явление выступает в качестве основания, вызывая к жизни другое. В первобытную эпоху общественное мнение стало такого рода основанием для зарождения и образования норм, обычаев, традиций, в целом общественного сознания, регулирующих жизнедеятельность общества. И до сегодняшнего дня общественное мнение остается таковым, поддерживая и охраняя систему сложивщихся моральных институтов, корректируя, видоизменяя с новыми социальными, общественными потребностями. В-четвертых, связи преобразования. Феномен, смысл общественного мнения состоит именно в преобразующей деятельности общественного мнения, на окружающую среду, на ход развития социальных событий и процессов, которые стимулируют изменения, перестройку общественных отношений. В - пятых, связи управления. По своей сущности они очень близки функциональным связям и связям развития, выстраиваясь на основе определенной программы, служат способам ее реализации. Как видно, для общественного мнения характерно не только множество связей, но и их разновидность, разнокачественность. А это уже свидетельство того, что мы имеем дело не с обычными, а с системообразующими связями, в виде которого общественное мнение получает еще одну гарантию своей системности. Присуща ли общественному мнению целостность? Общественное мнение отличается многомерной структурой, состоит из множества индивидуальных мнений, нередко они противоречат друг другу, сталкиваются между собою. Возникновение по какому-либо вопросу индивидуальных мнений ведет к возникновению общественного мнения. Индивидуальное мнение возникает в потенциальном виде и, только если они несут в себе момент общего, может стать объединяющим началом. И в этот момент происходит обмен мнениями, дается оценка и проявляются чувства по данному вопросу, происходит столкновение, борьба различных мнений, выделяются преобладающиеся мнения. Идет определенная корректировка первоначально возникшего мнения. Человек, выражая свое индивидуальное мнение по данному поводу, обязательно выражает своеобразно имеющимся общественному мнению. Отсюда можно сделать вывод, что общественное мнение как целое является обобщенным выражением индивидуальных мнений. Мнения общества шире понятия общественного мнения, ибо выражает все наличествующие в обществе мнение и мнения большинства (общественное мнение) и мнение меньшинства. Мнения весьма подвижны. С изменением условий и факторов, влияющим на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, т.е. общественным мнением и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений и создает монистическую и плюралистическую концепцию общественного мнения. В основе суждений и оценок общественного мнения лежат потребности и интересы масс. Потребности заключают в себе необходимость людей в определенных условиях жизни и дальнейшего развития. Стремление к удовлетворению своих потребностей побуждает людей к проявлению активности, к определенным мыслительным и эмоционально-чувственным процессам, которые могут выражаться через умонастроения, суждения, волевые побуждения, через взаимодействие, взаимопроникновение и слияние. Осознанные и необходимые массовые потребности являются объективными и оказывают значительное воздействие на зарождение общественного мнения, чаще они выступают в качестве причин и мотивов общественно-психологических процессов, которые являются механизмом становления этого мнения. В то время как одни потребности только еще назревают, складываются, а другие сложились, но в силу разных причин находятся в состоянии относительного «покоя», функцию движущих сил зарождения и формирования общественного мнения берут на себя интересы людей, социальных общностей. Интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую жизненную значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями интересы выступают в качестве более непосредственного побудительного мотива зарождения и формирования общественного мнения. Почему? Потому что «потребность» ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, а интерес направлен на те социальные отношения, институты, организации от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы, являясь движущей силой динамики общественного мнения, обнаруживают себя через устойчивое, эмоционально насыщенное, неподдельное внимание людей к различным фактам и событиям, явлениям, процессам, суждениям и оценкам, эмоционально-волевых актах, поступках и действиях. Причем те события или явления действительности, которые вызывают к себе интерес не только отдельных людей, но и большинства населения, т.е. порождают массовый интерес и собирают вокруг себя множество различных суждений, оценок, эмоций. Если же содержание и направленность интересов расходятся, то мнение становится многослойным, а потому становление общего мнения бывает длительным, а иногда и вовсе незавершенным. В последнее время общественное мнение потому бывает то монистическим (внутреннее цельное мнение общности), то плюралистическим (множество мнений по одной проблеме). Образование общего мнения выступает как результат единого поступка и действия людей, т.е. слияния интересов по их содержанию, глубине осознания и эмоционально-чувственного переживания. На характер, направленность, стиль, эмоциональный настрой общественного мнения немалое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации складываются на основе представлений, которые помогают людям осознать свои потребности и интересы. С ценностными ориентациями тесно связаны социально-психологические установки, она складывается как реакция на отдельные стороны данного явления, хотя случается, что и на его целостное проявление. Установка срабатывает чуть ли не первыми в ответ на то то или иное актуальное явление, событие, они «укладывают» динамику становления массовых оценочно-ценностных суждений в такое русло, которое соответствует их содержанию. В силу своей природы социально-психологические установки определяют предрасположенность субъекта общественного мнения к восприятию различных объектов, а вслед за этим и к выражению отношения к ним. Поэтому общественное мнение увереннее и быстрее ориентируется в повседневной жизни там, где опираются на сложившиеся установки (позитивные и негативные). Для уяснения механизма влияния установок на формирование общественного мнения важно иметь ввиду, что они существуют и «работают» не поодиночке, а в совокупности, отражая каждую в отдельности, одну из многочисленных сторон, связей, особенностей явления, объединенных стереотипом – образом и подобием явления в целом. Установка и стереотип оказываются схожими, однородными, социально – психологическими образованиями, однако «стереотип» имеет более широкий контекст. Они соотносятся между собой как видовое и родовое понятие. Установка схватывает и передает частное, а стереотип – общее. В массовом сознании стереотипы оживают благодаря богатому содержанию социальной памяти. Оценки людей на прошлые события, явления, процессы и сходные к объектам действительности как бы одним разом выливаются в однозначную реакцию общественного мнения. Общественное мнение является как бы кодом реакции или установки на установившиеся состояние. Общественное мнение зарождается и формируется по цепочке: потребности – интересы – ценностные ориентации – установки – стереотипы. Всеобщим условием тесной связи и взаимодействия потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок людей служит феномен массового общения, ибо в процессе общения людей друг с другом происходит обмен не только материальными, но и духовными продуктами их жизнедеятельности: представлениями и ощущениями, мыслями и чувствами, которые вытекают из их потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Общение является не только важным фактором, но и объективно необходимым условием становления общественного мнения. Только в процессе общения различные суждения и оценки приходят в некую целостность. Огромное воздействие на зарождение и формирование общественного мнения оказывают повседневные условия жизнедеятельности людей, межличностные неформальные общения (трудовые, коллективные). Неформальные межличностные контакты основываются преимущественно на демократических нормах взаимоотношений, характеризуется добровольным вхождением и выходом из него. Здесь отвергается чье – либо жесткое, авторитарное руководство, навязывание взглядов и оценок, но каждый может стать лидером общения, лидером мнения. При таком типе общения, при котором интересы и ориентации, мысли и волевые побуждения людей могут проявляться свободно, без служебной оглядки, происходит естественное выражение мнений. Динамика зарождения и формирования общественного мнения в любых конкретных исторических условиях зависит от влияния тонуса эмоциональной жизни общества, т.е. социальных чувств жизни классов, широких слоев народа. В отличие от общечеловеческих чувств (любви и вражды, симпатии и антипатии, сочувствия и ненависти, страха и т.д.) древних, как и сам человеческий род, социальные чувства – исторические преходящие образования, соответствуя определенным периодом развития общества, переживаемым им ситуациям. Социальное чувство выступает в качестве эмоциональной стороны функционирования идеологии в массовом сознании. Социальное чувство может отличаться довольно широким содержанием. Например, такое социальное чувство, как чувство патриотизма, включает в себя чувство любви к своему народу, к родному языку, к родителям, родной природе, местам своего детства, чувства любви к своему городу и республике, ненависть к врагам и т.д. Под влиянием общественной ситуации какие – либо чувства активизируются, проявляясь в различных эмоциональных реакциях. Социальные чувства по своим качественным чертам схожи с общественным мнением, они носят духовные отношения. Если рассматривать количественные признаки социального чувства, то к ним относят интенсивность переживания чувства (усиление или его угасание), степень его распространенности (величина населения, охваченного данным чувством, активность воздействия на сознание и поведение людей). Настроения и чувства выражают эмоционально окрашенное состояние волевых побуждений. Общественное настроение является более широким образованием, поскольку характеризует как общее эмоциональное состояние, так и общий настрой. Одна из ярких отличительных черт общественного настроения – быть двигателем, побудителем или тормозом социально направленной человеческой деятельности. В подобных случаях принято говорить об общественных умонастроениях, мироощущении, мировосприятии. Умонастроение можно рассматривать как сложное психическое образование, представляющее собой единство эмоционального и рационального. Различают оптимистическое и пессимистическое умонастроения, а также умонастроения сомнения, скептицизма, ханжества, цинизма, нигилизма, анархизма, апатии. С характером общественной ситуации все эти формы умонастроения способны овладевать сознанием довольно широких слоев населения. На процесс зарождения и формирования общественного мнения неизбежно влияет духовная атмосфера, ее характер. Она представляет собой единство идей и взглядов, социальных чувств, волевых побуждений, носящих надындивидуальный характер и обладающий какой – то определенной силой по отношению к личности. Но не всякие идеи могут составлять содержание духовной атмосферы, а только те, (идеи) которые созвучны преобладающим в обществе чувствам, настроениям, стремлениям, может получать политическую, нравственную окраску, смыкаться, впитывает ее идейные и эмоциональные настроения. Общественное мнение закрепляется в традициях. Складываясь на духовном и духовно – практическом уровнях, общественное мнение реализуется в действиях и поступках людей, закрепляется в традициях. В традициях живут суждения прошлого, а общественное мнение больше живет суждениями настоящего, но каждое влияет друг на друга. Таким образом, зарождение и формирование общественного мнения всякий раз происходит в обществе под существенным воздействием норм и традиций.
Вопросы для повторения. 1. Механизм функционирования общественного мнения. 2. Каковы границы манипуляции общественным мнением? 3. Что служит критерием отбора при формировании общественного мнения?
Date: 2015-09-24; view: 1758; Нарушение авторских прав |