Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Социальная структура общества и общественное мнение





 

Становление общенародного мнения связано неразрывно с историей государства, его экономическим, социальным, политическим и культурным развитием.

При этом необходимо отметить, что крупные изменения, происходящие в нашем государстве, имеют особое значение при рассмотрении социально-классовой структуры общества. Именно здесь протекают те процессы, которые изменяют облик субъекта общенародного мнения – нашего демократического общества и в качественном и количественном отношении.

Как нам известно, главное место в социальной структуре советского общества занимал рабочий класс, который являлся не только самым многочисленным, но и составлял большинство трудового народа. Не было отрасти народного хозяйства, в котором бы он не трудился. Это усиливало влияние рабочих на умонастроение других слоев населения, позволял шире распространять его оценочно-ценностное суждение, доминировал над другими мнениями. И анализ объективного положения рабочего класса в системе общественной жизни показывал, что он прочно занимал в ней ключевые позиции. Его революционная идеология и мораль, коллективистская психология, интересы и идеалы становились достоянием всех слоев советского общества. Это и определяло главенствующее место рабочего класса в структуре субъекта общенародного мнения, как и ведущую роль его мнений в процессе образования общего мнения советского народа по коренным проблемам общественного развития.

В настоящее время в нынешней социальной структуре казахстанского общества происходят серьезные изменения, которые можно назвать переломными, коренными. Всего за 3-4 года в республике появились новые классы и страты, которые не были известны советскому Казахстану. Это – бизнесмены, банкиры, крупные и мелкие предприниматели, фермеры, собственники частных фирм, магазинов, гостиниц, ресторанов и т.д. Общество разделилось на богатых и бедных, появились зажиточные, средние, бедные, нищие и т.д. слои, потому что усиливается процесс перехода из одних социально-экономических страт в другие, меняется демографическая ситуация, принимает иной характер миграция населения. И самое главное – усиливается дифференциация в обществе, в основном по доходам, по экономическому положению. Происходит не совпадение интересов и по ряду частных вопросов. И кроме классовых общностей в структуру субъекта общенародного мнения входят социальные, социально-демографические и социально-профессиональные группы (различные отряды интеллигенции, молодежи, женщины, пенсионеры и т.д.). Поэтому для зарождения и развития общенародного мнения, субъектом которого являлось бы народное большинство, важно совпадение интересов не только классов, но и ряда других социальных общностей. Огромную роль здесь играет социальная политика правительства, которая сосредоточивает свое внимание на преодоление различий, выходящих за рамки отдельных классов, на решение проблем, требующих тщательного учета особенностей и интересов каждой группы нашего общества.

Особое место в структуре субъекта общенародного мнения принадлежит трудовым коллективам, обеспечивающим непосредственную связь основных жизненных интересов личности и общества. Коллектив является и той микросредой, в которой протекает основной вид деятельности человека – труд. Роль трудового коллектива в обществе в том, что коллективное суждение определяется зрелостью индивидуальных суждений, а в конечном счете и суждений всего общества. Это превращает коллективное мнение в связующее звено между индивидуальными мнениями и общественным мнением и устанавливает диалектическую связь и взаимозависимость индивидуального, коллективного и общественного (общенародного) мнений.

Таким образом, в структуре субъекта общенародного мнения трудовые коллективы выполняют одну из главных ролей в своеобразной переплавке мнений людей, входящих в различные социально-классовые, национальные, демографические и иные общности.

Тем самым на долю трудовых коллективов как сосубъектов, сотворцов общественного мнения выпадает внушительный объем работы.

Если сделать из всего сказанного небольшой вывод, то структура субъекта общенародного мнения общества оказывается достаточно разветвленной и включает классовые, национальные и территориальные (региональные) общности, социальные и социально-демографические, профессиональные и иные группы, трудовые коллективы, отдельных лиц, которые могут выступать сотворцами конкретного содержания этого мнения. В Казахстане сказывается и многонациональный состав нашего государства. Так, специфический характер мнения той или иной национальной общности может быть связан с ее историческим развитием, своеобразием культуры, быта, психологии, национальных традиций и обычаев.

Объектом (предметом) общественного мнения, а их можно разделить на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы).

Наиболее простой объект реакции общественного мнения – тот или иной факт действительности. Факт является не только средством хранения и передачи определенной информации, но и включается в систему взаимодействия людей и может выполнять роль стимула социальной активности, ее ограничителя и т.д.

Событие – более сложный объект общественного мнения, общественной оценки. Оно отличается значительной информированностью, набором определенных сведений (фактов), составляющих его содержательную сторону.

Самой сложной единицей – объектов общественного мнения следует признать явление и процесс.

Кроме того, среди объектов общественного мнения принято различать факты, события, явления, процессы объективной действительности, общественного бытия (экономические процессы, условия материальной жизни, деятельности людей и пр.) и субъективной действительности, общественного сознания (нравственного представления, социально-психологические процессы, различные системы ценностей и пр.). Все факты, события и явления могут быть классифицированы, во-первых, по определенным областям практической деятельности людей, а во-вторых, по сферам духовной жизни общества, проявлением общественного сознания.

Главным критерием отбора объектов общественного мнения выступают общественные интересы людей, также еще и компетентность, т.е. определенная степень осведомленности людей. Свою роль здесь играют и слухи и домыслы, связанные с объектом повышенного общественного внимания, а также природная тяга человека выдавать желаемое за действительное, видеть явление не таким, какое оно есть, а таким, каким хочется его видеть. И, правильнее говорить не о том, что без определенной степени компетентности людей нет общественного мнения как такового, а о том, что в ряде случаев оно может быть не зрелым, некомпетентным. Можно утверждать: компетентность выступает не как обязательное условие возникновения общественного мнения, а как основа для достижения им объективности и зрелости. Таким образом, в числе критериев отбора объектов общественного мнения следует оставить интерес людей к объекту этого мнения и его дискуссионный характер.

 

Вопросы для повторения.

1. Дайте характеристику структуры становления общественного мнения?

2. Каково влияние социальной структуры общества на формирование общественного мнения?

3. Как соотносятся индивидуальное и общественное мнение?

4. Что является критерием объекта общественного мнения?

 


Date: 2015-09-24; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию