Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История развития общественного мнения
Начать историю развития общественного мнения надо с первоначального типа становления человеческого общества. Главная черта развития праобщины – борьба биологического и социального в ходе которого подавлялся зоологический животный эгоизм, который был свойственен обезьяноподобным людям. Они вели оседлый образ жизни, занимаясь, прежде всего, охотой на крупных животных. Это была первая форма коллективизма, где в процессе труда праобщина объединялась и сплачивалась. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, способствующий сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь. Такие коллективы противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитное объединение и здесь побеждали не только сильные, но и умелые, которые могли изготовлять орудия труда, организовывать и координировать совместные действия. Расширение внутристадных социальных явлений, становление производственных отношений, сознательное изготовление орудий труда привели к развитию мысли – понятий, суждений, появилось потребность сказать друг другу что-то. На начальном этапе жизнедеятельности праобщины. Это передача носила звуковые символы, т.е. звуковой язык. По мере усложнения орудия труда и вызревания производственных отношений все более развивается членораздельная речь. Это оборачивается развитием мозга человека, его мышления, сознания. Противоречия между человеком и природой вынуждало становящихся людей объединятся, чтобы, с одной стороны, противостоять таинственным силам природы, с другой, обеспечить свое существование. Возникало сознательное отношение к природе и друг другу. Зарождались первые узы социальности, коллективности в отношениях. И первым регулятором этих отношений стало общественное мнение, оно естественным образом начало олицетворять власть общего согласия первобытного сообщества над поведением каждого его члена. Основной сферой функционирования общественного мнения становилось общественное производство, прежде всего производственные отношения. Членов праобщины заботило одно: обеспечение своего коллектива прожиточным минимумом путем оптимального отношения с природой и друг с другом. Общественное мнение выражено в жестком контроле над соблюдением установленных законов (табу) праобщины или норм-запретов. Праобщина, родовая община – вполне сформировавшееся общество. Словом, гарантом величия и сохранения главой рода своей власти выступали, в конечном счете, учет им общественного мнения, служение общим интересам рода. Возникновение феномена общественного мнения вызвано ходом развития общества, источником которого служило противоречие между человеком и природой, что вынуждало людей объединяться в одно целое, первоначальные коллективы. Первоначальные коллективы противоречили таинствам природы и обеспечивали каждому человеку свое существование. На данной переходной ступени, когда человек обретал первые узы социальности, появились первые коллективистские общественные отношения. Выступая одним из регуляторов этих отношений, общественное мнение олицетворяет власть общего согласия первобытного сообщества над поведением каждого его члена. Как же складывалось общественное мнение? Поначалу «командовала» воля. Именно эмоционально-волевые побуждения стадного коллектива подчиняли себе ростки сознательного. Четко разграничивалось иерархия общества на группы (взрослые мужчины, взрослые женщины, старики и дети), верхнюю точку иерархии занимал глава рода. Он никоим образом, по собственной воле, изменить не мог ничего, общественное мнение следило за всем. Если заглянуть немного в историю, то общественное мнение в рабовладельческом, феодальном обществе было прерогативой «достойных» людей к которым относились рабовладельцы (класс крупных собственников), помещики. Общественное мнение как устойчивое состояние масс было невозможно. 1. Антирабовладельческие выступления были исключениями и носили пассивный характер, эти выступления не требовали изменения общества. 2. Разобщенность рабов и свободной бедноты, занятых в мелком хозяйстве, имели мало возможности общаться с рабами из других хозяйственных ячеек. 3. Рабовладельцы сами постоянно заботились, чтобы внутри производственного коллектива не было единства, разделяли рабов на более или менее привилегированных, а перед некоторыми вообще открывали перспективу личного освобождения и экономического преуспевания. И, в таких условиях, рабы как класс не могли сплотиться и естественно не могло и быть коллективистского мировоззрения. Но, если рассмотреть социальную структуру рабовладельческого общества, то оно было весьма сложной и дробной. Так, в Римском Государстве помимо основных классов -– крупных собственников – рабовладельцев и класса рабов – имелась и прослойка среднего класса – крестьянство, ростовщики, батраки, солдаты, мелкие ремесленники, и зарождавшаяся прослойка – интеллигенция. Сложность социальной структуры античного общества было обусловлено еще и тем, что деление на классы в нем переплеталось еще с делением на сословия и статусы. Хотя место человека в сословной иерархии зависело в большей степени от его происхождения, однако корректировалось имущественным цензом. Во времена «золотого века» Римской Республики государственное устройство базировалось на сочетании трех властей: монархической – аристократической – сенат, демократический – народное собрание. Значит, существовал институт народного собрания – то есть общественное мнение. Но не торопитесь с мнением. Функционировали два вида народных собраний (комиций): центуриантное (большие) и трибутные (малые). Общее мнение определялось по большинству голосов. Прежде чем отдать голос рабы оглядывались на своих состоятельных экономически зависимых патронов (хозяев). Рабов направляли в трибутные собрание от имени местности проживания. Были приняты жестокие в истории Рима законы против проповедников антигосударственных мнений, которые будоражали сознание простого люда. Активизировался аппарат преследования и репрессий, появились тайные агенты. Один из наиболее известных римских императоров – Нерон собирал народ на свои представления (он был и артистом, певцом, чтецом), посылал в народ своих наблюдателей, которые следили за настроением присутствующих на стадионе. Рабовладельческий строй породил по существу, именно два в корне противоположных типа общественного мнения – класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых. Именно во времена феодализма, когда было насилие церковной идеологии, появился сам термин «общественное мнение» (public opinion), употребленный английским писателем и государственным деятелем в ХП в. Д.Солсбери для моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Если перейти к гносеологическому, философско-социологическому, социально-психологическому анализу общественного мнения, то к ним обращались мыслители софисты – Протагор, Сократ, Платон, воззрения Аристотеля на общественное мнение, мыслители утописты Мор и Кампанелла, гуманистическая мысль Италии ХУ в. и его представители Л.Бруни, М.Пальмери, А.Ринуччини и др., выступали за последовательное осуществление демократических начал в политической жизни Флорентийской республики. В ХУ1 в. Т.Мюнцери – ученый, вождь крестьянской войны в Германии, выступил с осуждением частной собственности, обязательного труда для всех членов общества. В ХУ1-начале ХУП вв. Т.Мор и Т.Кампанелла ученые-утописты, провозгласившие идеи «утопического социализма» – идеи равенства, участия народа в управлении государством. В конце ХУШ в. в Европе начался процесс объединения, который был связан с «потребностями политической жизни, с задачами идейной борьбы. Французская печать времен буржуазной революции стала важнейшей политической силой; общественное мнение получило отражение в 150 газетах. Буржуазия нашла в печати эффективное средство выражения своей идеологии. Буржуазные, революционные движения породили новые формы – эмоционально-волевого подъема широких слоев населения, мобилизации массовых, революционных умонастроений. Рост тиражей газет и журналов еще не обеспечивает свободного выражения мнения большинства. Массовая печать так и не превращается в трибуну рядового читателя, поскольку буржуазное государство не заинтересовано в развитии демократического государства. Вскоре появился телеграф, который поднял на более высокую уровень – оперативности обработки общественного мнения. Заранее разрабатываются идейные концепции, воздействующие на эмоционально-психологическую сторону сознания масс. И здесь мы сталкиваемся с новым явлением в формировании общественного мнения – идет манипуляция пропаганды. Буржуазное государство манипулировало церковью, которое в это время играла огромную роль в умонастроении народа, для обуздания общественного мнения масс. Буржуазии, как господствующему классу и его общественному мнению начинает противостоять особый исторический тип общественного мнения – пролетариат. В основе формирования общего мнения рабочих лежали стихийные начала, их коллективные суждения не отличались стабильностью, не имели ясной политической и идеологической ориентации. Возникновение буржуазной социологии общественного мнения связано с работой немецкого социолога Ф.Тенниса «Критика общественного мнения» (1922г.). Активная разработка социологических и социально-психологических подходов к общественному мнению начинается со второй половины 19в., особенно важную роль в этом сыграла работа Г.Тарда «Общественное мнение и толпа». В ней утверждается, что общественное мнение порождается «публикой». Значительное влияние на формирование теоретических представлений о природе и методах изучения общественного мнения оказала работа А.Л.Лоуэлла «Общественное мнение и народное правительство». У.Лимпан развил далее идею А.Л.Лоуэлла о том, что в процессе государственного управления общественное мнение имеет ограниченную сферу влияния. Ограниченность общественного мнения Липман видит в неспособности «среднего человека, осознать свои интересы, в широком использовании им материалов прессы, информация которой неполна или искажена. В данной связи Лимпан вводит понятие стереотип для обозначения упрощенных представлений, форм выражения общественного мнения по поводу политических деятелей, партий, персонажей рекламы, различных социальных, профессиональных и этнических групп. Согласно Лимпану, стереотипы внутренне присущи человеческому общению и поэтому они являются неотъемлемой частью «ходячего мнения». Можно сказать, что общественное мнение будучи тесно связанной с социологией политики и социологией массовых коммуникаций (Б.Берельсон, П.Лазарсфельд, Г.Лассуэл) не смогла стать достаточно самостоятельной, независимой областью. Этому же способствовала и тенденция рассматривать общественное мнение как механическую сумму индивидуальных установок. Основные проблемы, анализируемые западными социологами общественного мнения: влияние информации на формирование общественного мнения (П.Конверс, Д.Сирс), политические установки, предпочтения избирателей, политические привязанности и предрассудки (С.Липсет, А.Кэмпбелл), влияние возраста, семьи, класса, расы на общественное мнение в области политики (М.Дженнингс), социальные установки, удовлетворенность уровнем и качеством жизни, терпимость к нонконформизму (К.Ханн). В современный период наибольший интерес уделяется общественному мнению по поводу экономических проблем – безработицы, инфляции, неравенства доходов (Д.Гибс), поведение граждан в период избирательной кампании. Первым, кто разработал цельную теоретическую концепцию общественного мнения, был Г.Гегель. В «Философии права» Гегель трактует общественное мнение как «всеобщее, субстанциальное и истинное», которое отражает правильные тенденции действительности» и «связано в нем со своей противоположностью», со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих». (Гегель, Соч., 1934, т.7.С.336, 337). На поиск путей высвобождения духовных сил народа – сил, обеспечивающих мощь общественного мнения, был обращен взгляд русского мыслителя В.С.Соловьева. Считая, что главная «немощь» России «состоит в слабом развитии личности, а через это и в слабом развитии общественного мнения, Соловьев признавал «духовное освобождение России делом, несравненно более важным, чем гражданское освобождение крестьян», т.е. отмена крепостного права. Массовое общение и его средства проявляются в ходе становления капитализма. Марксизм имеет богатые традиции в изучении общих закономерностей функционирования системы средств массовой информации. Советские социологи, используя наследие классиков марксизма обратились к исследованию деятельности прессы, радио, кино еще в 20-е годы. Наибольший интерес и распространение конкретных социологических исследований получили выявление характеристик аудиторий газет и журналов (Н.Рыбникова, Я.Яковлева, К.Кабо и др.), киноаудитории (А.Троянского, Р.Егиазарова). В ряде этих работ и использовались комплекс методов сбора полевой информации – интервью, анкетный опрос, статистические данные, наблюдение. В послевоенные годы изучение общественного мнения приобрело еще более широкий размах. С ростом трудовой активизации, расширением общественно-политической деятельности более растет потребность людей к средствам массовой информации, расширяется потребность в изучении общественного мнения и пропаганды информации, которые выступают действенным средством социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества. Советские ученые, при изучении общественного мнения методами наблюдения, анализа документов, опроса чаще всего используют такие понятия: «отношение», «оценочное суждение», «состояние сознания» (Р.А.Сафаров, Б.А.Грунин, В.С Коробейников). С.Ф.Хитров выводит «сущность общественного сознания через конкретное состояние общественного сознания». В.Б.Житенев общественное мнение выявляет через «оценочное состояние массового сознания». А.И.Уледов отмечает, что «общественное мнение можно определить как оценочное суждение больших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы, при этом общественное мнение выражает отношение к фактам, событиям социальной жизни».
Date: 2015-09-24; view: 743; Нарушение авторских прав |