Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Косвенная документация





 

Под косвенной документацией понимают различного рода печатные издания, анализ которых может послужить ценным дополнительным материалом для зарождения общественного мнения для выявления общественного мнения, надежной информацией о фактах, событиях для формирования общественного мнения.

Остановимся на трех видах документации. Во-первых, это справочные издания, Подобранные по определенному признаку, они содержат сведения о различных сторонах социальной действительности. Многие ученые, видные деятели очень широко используют библиографическую литературу и каталоги как средство получения разносторонней информации о явлениях социальной жизни как внутри страны, так и за ее пределами.

Во-вторых, это литературно-художественные произведения. На первый взгляд, они имеют весьма отдаленное отношение к социальным исследованиям, но тем не менее в той или иной степени, скрыто или явно, они отражают социально-политические, общественные, экономические проблемы. Кроме того, сама по себе художественная литература как социальное явление может быть предметом изучения общественного мнения.

В-третьих, это учебно-педагогическая и детская литература. Изучение этой литературы имеет особое значение, так как именно она во многом подсознательно влияет на заложение мнения подрастающего поколения, формирует мировоззрение этого поколения.

 

Статистические данные.

Связь между статистикой и социологией настолько тесна, что в некоторых случаях только чисто формально можно провести границу между статистикой и социологическим исследованием. Естественно при выявлении общественного мнения мы опираемся на статистические данные. Описательная статистика включает:

а) организацию данных с помощью мер центральной тендеции и мер дисперсии, графических представлений (например, гистограмм и круговых диаграмм);

б) использование измерений «ассоциации» между переменными (например, корреляцию и регрессию).

Инференциальная статистика применяет теорию вероятности м случайное осуществление выборки для перенесения выводов из выборочной совокупности на большее население. В статистическом анализе данного типа повторяющиеся явления (например, бросание монеты) могут соответствовать основной вероятностной модели.

Важным прогрессом в последние десятилетия стало появление высокоскоростной и ныне широко доступной компьютерной технологии, устранившей многие из трудных однообразных операций по статистике.

Ценным свойством статистических материалов является методическая строгость их сбора и обработки и, как следствие этого, большая их доступность для всестороннего анализа, большая обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе.

Статистические данные имеют перед данными непосредственного наблюдения, проводимого в рамках определенного изучения общественного мнения (при условии, если измеряется один и тот же параметр), то статистический оперативный учет проводится постоянно и позволяет выбирать показатели за любые отрезки времени, сравнивая эти показатели с показателями прошлыми и выявляя тем самым тенденцию изменений.

Степень использования статистических материалов в социологическом исследовании общественного мнения зависит от того, насколько глубоко и всесторонне организован оперативный статистический учет в общественном мнении. Общеизвестно, что в нашей республике оперативный статистический учет и статистическая отчетность ведется более подробно и не отрывно, поэтому перед социологами открыты очень широкие возможности использования статистических материалов для уточнения и обоснованности общественного мнения.

Иконографические документы. Кино и кинодокументы.

Иконографическая документация – это произведения изобразительного искусства: картины, графюры, скульптуры и прочие.

Произведения изобразительного искусства могут быть проанализированы в трех направлениях:

1) как документы прошлых эпох, позволяющие делать заключения о тех или иных сторонах и деталях духовной или материальной жизни этих эпох, о тех или иных деталях быта;

2) как документация по изобразительному искусству в том случае, если само это искусство как социальное явление становится предметом исследования;

3) как «человеческие документы», т.е. документы, позволяющие судить о личностях их авторов. Это тем более важно, что авторами произведений искусства, как правило, бывают чрезвычайно духовно богатые люди, оставляющие после себя заметный след в истории культуры.

В схожих с этими, хотя и в несколько отличающихся направлениях могут подвергаться анализу кино и фотодокументы. Как документальные свидетельства о событиях, социальных явлениях, фактах документальные кинофильмы и фотографии являются особенно ценным материалом, репродукцией реальных событий служивших информацией в определенных условиях жизни для общественного мнения.

Исследования этих явлений чрезвычайно актуальны, так как ввиду массовости своей аудитории кино и телевидение давно уже превратилось в одно из важнейших средств массовой пропаганды общественного мнения.

Как «человеческие документы» фильмы и фотографии также представляют собой определенную ценность.

 

Фонетические документы.

Фонетические документы также интересны как репродукции прошедших событий. Например, фонетическая запись какого-либо события, собрания, митинга интересна звучанием выступлений, непосредственной реакцией слушателей.

Однако наибольший интерес для социолога фонетические документы представляют как источник информации лингвистической. Социолога может интересовать структура языка изучение которой во многом способствует изучению структуры и культуры мышления. Для социолога могут быть интересны также сопоставления различных местных диалектов, литературного и разговорного языков, различных языковых особенностей, характерных для тех или иных социальных групп и т.д.

Специальные документы исследования.

Важнейший источник социологической информации – это документы, составленные специально для выявления общественного мнения: опросные листы анкет и интервью, различного рода тесты, дневники, протоколы наблюдений и прочие. При работе с опросными листами (анкетами, формализованными интервью) социологу никогда не следует забывать о том, что он имеет дело с мнениями, отношениями, оценками опрашиваемых к предмету, о котором идет речь в составленном исследователем документе. Это могут быть индивидуальные или групповые мнения. Отношения же могут носить как устойчивый, так и неустойчивый характер, так как характеристики людей или групп могут меняться под воздействием множества социальных факторов, направление и интенсивность влияния которых определить практически невозможно.

Работа с документами необходима и в тех случаях, когда программой исследования предусматривается построение репрезентативной выборки. В этом случае употребление того или иного вида документов зависит от того, каким образом строится репрезентативная выборка. Такими документами могут быть простые списки (например, списки избирателей, списки отдела кадров), если выборка производится чисто математическими методами, или же документы, специально составленные исследователем, в которых отражены некоторые существенные характеристики генеральной совокупности – если выборка строится логическим путем.

Основные теоретические концепции и эмпирические исследования американских ученых влияния телевидения на общественное сознание.

Так, американский социолог В.Шрамм в трактовках эффективности этого воздействия выделяет два типа крайности: либо преувеличения пропагандистских и манипуляционных возможностей информационных систем и их роли как источника социальных изменений, либо утверждения и их исключительно стабилизирующего и консервативного воздействия на общество. По мнению В.Шрамма, межличностные каналы информации функционируют параллельно каналам массовой коммуникации и оказывают значительное влияние на общественное мнение.

П.Лазарсфельд и Р.Мертон не отрицают позиций В.Шрамма, но дополняют, что огромные дозы массовой информации сами по себе могут стать «социальным наркотиком» для масс, отучая их от активного участия в общественной жизни, познания ее законов и превращая в пассивных потребителей новостей.

Идеи Дж.Гербнера и Г.Гросса, что одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, которое использует телевидение, является привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного мнения. Телевидение выступает как бы основным «проблематизатором» общества.

Сегодня телевидение вторгаясь во все сферы общественной жизни оказывает колоссальное внимание на общество, каждого его члена, что подводит нас к еще одной проблеме – проблеме социальной ответственности. К ответственности призывали участники состоявшего в конце 1996 г. форума «Телевидение-96». Именно дефицит ответственности общества перед телевидением, телевидения перед своим отечеством – был предметом разговора и дискуссий.

В.Шрамм, впервые поставивший вопрос о социальной ответственности за деятельность массовых коммуникаций, писал в конце 50-х годов: «В нашем обществе есть три влиятельные группы, способные при желании вносить изменения. Это – правительство, средства связи, публика. Мы полагаем, что ответственность они должны разделить между собой: «т.е. умело отличать интересы страны от интересов отдельных личностей». В последующие годы в теории массовой коммуникации стала складывать так называемая социокультурная модель убеждения. Она основывается на идее, что эффект массовой коммуникации зависит от социального взаимодействия между членами данной группы. «Лидеры мнения» в буржуазной социологии рассматриваются как связующее звено между средствами массовой коммуникации и массой, нуждающейся в ориентации. Названные концепции широко используются в пропаганде, рекламе, в изучении групповой психологии и создании общего мнения.

 

Вопросы для повторения.

1. Источники средств массовой информации формирующие общественное мнение.

2. Кто из ученых мировой социологии рассматривали документы как источники изучения общественного мнения?

3. Дайте классификацию видов документов.

4. Соотношение общественного мнения и Паблик Рилейшнз.

 

Date: 2015-09-24; view: 521; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию