Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Находчивость в общении
і Методика выявляет способность к ориентировке в сложных условиях коммуникации, творческий, нестандартный подход к их решению. Варианты ответов «да» или «нет». 1. Когда вам настойчиво предлагают поменяться книгами, а вы не хотите обижать человека отказом, удастся ли вам найти предлог, чтобы не делать этого? —75— 2. Стесняетесь ли вы выступать перед людьми на сцене? 3. Теряете ли вы голову, когда вас ругают? 4. Когда вы смотрите по телевизору викторину, отвечаете ли вы на многие вопросы правильно? 5. Объясняете ли вы, как действует тот или иной механизм, даже если вы сами толком не знаете? 6. Сердитесь ли вы, когда вас кто-то обижает, потому что вы не можете ответить? 7. Нужна ли вам энциклопедия, чтобы ответить на трудный вопрос? 8. Считаете ли вы, что лучше ответить что угодно, чем промолчать? 9. Замечаете ли вы, когда вам неправильно дали сдачу, и поднимаете ли шум, даже если знаете, что вас обсчитали случайно? 10. Во время экзамена вы отвечали обычно устно, без чтения ответа по бумажке? 11. Хорошо ли вы играете в шахматы? 12. Последнее слово всегда остается за вами? Начислите по 1 баллу за каждое «да» на вопросы 1, 4, 5, 8, 9, 10, 12 и за каждое «нет» на вопросы 2, 3, 6, 7, 11. Более 8 баллов. Вы обладаете тем, что называют «коммуникативной активностью». В любой ситуации вы быстро ориентируетесь, не любите молчать, а немедленно отвечаете, даже если не очень хорошо знаете данную проблему. Нередко это связано с излишней самонадеянностью. 4—8 баллов. Вы осторожны в общении, не хотите говорить глупостей. Поэтому всегда взвешиваете свои слова и говорите лишь, будучи уверены в себе и в том, что говорите. Поэтому каждое ваше слово весомо. Однако вы иногда теряетесь в сложных ситуациях общения, предпочитаете лучше промолчать, чем «выкручиваться». Менее 4 баллов. Вы, скорее всего, застенчивы и неуверены в себе. Даже если вы сформулировали остроумный ответ, у вас не всегда хватает решимости высказать его вслух. Опросник «Насколько вы объективны?» Каждому из нас приходится оценивать других: друзей, коллег, руководителей. Обычно мы оцениваем человека положительно или отрицательно в зависимости от того, как он держится, ведет себя. Конечно, нам далеко не всегда удается правильно и объективно оценить людей. Неопытный человек часто руководствуется только чувствами (особенно при первом знакомстве), у него не сформированы объективные критерии оценивания. Он легко заблуждается, принимая —76— льстеца за искреннего и приятного человека, а молчуна — за человека высокомерного, надменного, сурового. Из-за подобных ошибок оценивания возникают самые разнообразные конфликты и недоразумения. Однако есть люди, о которых говорят: у них особый талант к пониманию другого человека, они видят его «насквозь». Это действительно редкое качество — общаясь с человеком, отстраняться от непосредственных эмоциональных впечатлений и применять объективные критерии оценки. Проверьте, есть ли у вас способности реально оценить других или же вы редко принимаете и выдаете желаемое за действительное. 1. По-вашему, те, кто всегда особенно старательно придерживаются правил поведения и никогда не отступают от правил хорошего тона: а) вежливы, приятны в общении; б) строго воспитаны; в) в сущности, искренни, поскольку скрывают свой истинный характер. 2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. Ваше мнение: а) что они счастливы; б) что они равнодушны друг к другу; в) что у них нет достаточного доверия друг к другу. 3. Вы впервые видите человека, и он сразу же начинает рассказывать вам анекдоты (острить). Вы решите, что он: а) остряк (шутник); б) в вашей компании он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния; в) хочет произвести на вас хорошее впечатления. 4. Вы говорите с кем-то на тему, которая вроде бы должна интересовать вас обоих. Ваш собеседник сопровождает разговор движениями руки, жестикулирует. Вы считаете, что: а) это выдает его внутреннее волнение; б) он слишком устал, переутомился; в) он неискренен. 5. Вы решили получше узнать кого-то из своих знакомых: а) для этого лучше всего пригласить его в какую-то компанию; б) лучше понаблюдать его в деле; в) посмотреть, как он ведет себя «в передряге». 6. Вы оказались в компании с человеком, который за оказанную ему услугу (в ресторане, в такси) дает слишком большие чаевые. Вы считаете что: а) он хочет произвести на вас впечатление; б) он хочет завоевать расположение обслуживающего персонала; в) он просто «добрая душа». 7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начнут разговор первыми. Вы убеждены что: а) они скрытничают и нарочно не хотят разговаривать; б) они слишком добрые; в) они слишком мнительны, часто боятся, что их кто-то обидит. 8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, вы оцениваете по их лицу. По вашему мнению, низкий лоб означает: а) глуповатость; б) упрямство; в) не может сказать о человеке что-то конкретное. —77— 9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза? Вы считаете, что: а) у него комплекс неполноценности; б) он неискренен; в) он слишком рассеян. 10. Вы знаете людей, которые, случись что-то неприятное, заявляют, что они давно знали, что так получится, но ничего не предпринимали потому, что не хотели попасть в неприятную историю. Вы считаете их: а) личностями с особенно волевым характером; б) людьми, у которых нет ничего за душой, попросту хвастунами; в) теми, кто не хочет ни с чем связываться. 11. Представьте человека с очень высоким материальным положением, который покупает всегда только самые дешевые вещи. Вы думаете что: а) он скромен; б) бережлив; в) он скряга. 12. Вам наверняка приходилось оценивать других людей только по внешнему виду. По вашему мнению, полные люди: а) симпатичнее других, они веселы и добросердечны; б) совсем не симпатичны, так как они ленивы и апатичны; в) они такие же, как и все: есть и симпатичные, и наоборот. Для обработки результатов воспользуйтесь следующим «ключом»:
Более 40 баллов. Вам очень легко составить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-то, и вы уже знаете, что он за птица. Кроме того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как убеждены, что не ошиблись. 31—39 баллов. Вы умеете объективно оценивать и ситуации, и окружающих, не позволяете себе принимать на веру чужое мнение. Вы предпочитаете сами убедиться, каков человек, которого вы оцениваете. Это качество весьма полезно для педагогов и руководителей. И если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это. 21—30 баллов. Вы, как правило, не бываете уверены в своем мнении, легко можете поменять его в зависимости от того, что другие говорят о каком-то человеке. Бывает, что вы зачастую вообще не —78— можете сформулировать свое самостоятельное мнение. Это объясняется, возможно, тем, что у вас нет четко выраженной собственной позиции. Необходимо больше полагаться на собственный опыт, а не на мнение других. Менее 20 баллов. Вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. Вы чрезвычайно доверчивы и судите о людях на основании того, улыбаются ли они при встрече и хорошо ли относятся к вам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка была совершенно ошибочной, вы чрезвычайно изумляетесь и расстраиваетесь. Нужно прежде всего взвешивать все «за» и «против» и только потом высказывать свое мнение. Не бойтесь того, что впоследствии ваше мнение может измениться, в этом нет ничего страшного. Но это должно произойти на основе собственного опыта, а не бесконечных ошибок, которые вы совершаете по одному и тому же поводу — неправильной оценки других людей. Методика «Мы и наши друзья» Данная методика под названием «Настоящий ли вы друг?» предложена английскими психологами. Поэтому некоторые ситуации могут показаться не совсем обычными. Полностью заменить их на эквиваленты, близкие к нашей культуре, не удалось, поскольку при этом могло произойти существенное искажение результатов. Тем не менее, работая с ней, можно получить интересные сведения о собственных взаимоотношениях с теми людьми, которых мы считаем своими друзьями. Дружба занимает большое место в жизни каждого человека, особенно в юношеском возрасте. Но вот на каких принципах строится эта дружба — односторонней уступчивости, взаимного уважения, диктата одной из сторон — необходимо разобраться. Иначе можно попасть в разряд людей, о которых говорят: «С таким «другом» и враги не нужны». Инструкция: из предложенных вариантов ответов на каждый вопрос выберите те, которые вас более всего устраивают или отвечают вашему поведению и отношениям с окружающими. ' 1. Вспомните вашего лучшего друга. Какие из перечисленных ни-; же качеств вы цените в нем больше всего: а) надежность — он никогда не подведет вас; ; б) солидарность — он всегда будет только на вашей стороне; в) чуткость — он знает о вашем настроении раньше, чем вы о нем поведаете; г) верность — он всегда с вами, что бы вы ни сделали; д) совместимость — вам хорошо в его компании? 2. Если друг пришел к вам поздно вечером с какой-то серьез- — 79 — ной проблемой, расстроенный, а вы выполняете крайне важное задание, вы: а) угостите его кофе, успокоите, не подав вида, что вам некогда; б) не откроете дверь, создадите видимость, что вас нет дома; в) дадите понять, что вам сейчас нужно уходить; г) пригласите его войти, но скажете, что вам надо рано утром вставать; д) извинитесь, что не можете с ним поговорить сейчас, но пообещаете встретиться завтра? 3. Вы выслушиваете длинную историю от одного друга, и в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете: а) предложите второму другу присоединиться к беседе; 6) объясните первому другу, что вас сейчас ждут в другом месте; г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга; д) откажетесь выполнять просьбы, с которыми они к вам обратились (мотивируя это для себя тем, что вы один не можете помочь всем)? 4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет жизни: а) ни одного; б) один; в) двое; г) трое; д) четверо и больше? 5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом: а) все; б) почти все; в) не все; і г) немногие; д) двое или никто? 6. Если друг захочет одолжить (по важному поводу) ваш новый костюм, прежде чем вы его успели хоть раз надеть, что вы сделаете: а) согласитесь без всяких задних мыслей; б) согласитесь, но неохотно; в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете; г) скажете, что вы сами сегодня собирались его надеть; д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен? 7. Ваш друг, которого вы пригласили на ужин, сообщает вам, что он на диете. Что вы сделаете: а) скажете, что хоть разок можно есть что захочется; —80— б) то же, но затем обидитесь, если он попросит приготовить какое-то специальное блюдо; в) спросите, хочет ли он, чтобы вы к ужину приготовили для него специальное блюдо; в) предложите блюдо, подходящее не только его диете, но и всем остальным участникам ужина? 8. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы: а) наотрез откажетесь; б) откажетесь брать на себя обязательства, пока не разузнаете всех обстоятельств; в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого; г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду; д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими в первый и последний раз? 9. Если вам кажется, что друг испытывает материальные затруднения, что вы сделаете: а) попытаетесь выяснить, правы ли вы в своих догадках; б) сделаете то же, но затем попытаетесь выяснить причину; в) спросите, не нужна ли помощь; г) дадите совет; д) отнесетесь к этому, словно вас это не касается, если он не начнет разговор сам? 10. К вам обращаются с просьбой одолжить сколько-то денег. Получит ли проситель: а) деньги наличными; б) деньги наличными плюс сочувствие; в) деньги наличными плюс нравоучение; г) только нравоучение; д) ваши отговорки по поводу невозможности помочь? 11. Какое из следующих животных наиболее вам симпатично: а) панда; б) кошка; в) собака; г) обезьяна; д) слон? 12. Ваши друзья: а) люди примерно одного типа, но отличающиеся от вас; б) все похожи друг на друга; в) разные? 13. Считаете ли вы, что коллеги, с которыми вы работаете (учитесь): а) ваши настоящие друзья; б) друзья на время, пока вы на этой работе; —81— в) кого-то считаю другом, а кого-то нет, в зависимости от конкретной личности; г) вы редко заводите дружбу с коллегами; д) никогда не заводите друзей среди тех, с кем работаете (учитесь)? 14. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть другом: а) внимательно выслушивать ваши жалобы; б) избавлять от одиночества; в) доставлять удовольствие от общения; г) всегда быть на вашей стороне; д) оказывать вам практическую помощь или давать совет всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь? 15. Что вы считаете наиболее важным в дружбе: а) оказывать поддержку в любой ситуации, какой бы она ни была; б) изъявить желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность; в) изъявить желание дать совет, когда вас о нем просят; г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов; д) всегда быть готовым выслушивать? Для подведения итогов воспользуйтесь «ключом»:
0—70 баллов. Вы считаете, что вы настоящий друг, нужно только убедить в этом других. Но в глубине души вы сами понимаете, что настоящих друзей у вас не очень-то много. Несомненно, окружающих вас людей привлекает ваша сила, а вам нравится ощущать их уважение. Однако вы, скорее всего, человек, который -82- много берет от дружбы, но отдает гораздо меньше. Если же те, кто считает себя вашим другом, намереваются вас о чем-то попросить, вы «уходите в сторону» либо заводите новую дружбу. 75—140 баллов. У вас достаточно много друзей и неплохие отношения с ними. Но порой вы проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть более готовы к самопожертвованию ради друзей. 145—215 баллов. Вы внимательный, великодушный, верный, полный сочувствия друг, но не рабски преданный абстрактной идее самопожертвования «ради дружбы». Ваши друзья знают, что на вас всегда можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться их понять. Но вы не даете себя эксплуатировать тем, кто хотел бы за ваш счет облегчить свою жизнь. Вам больше по душе идея взаимопомощи. Ваши дружеские отношения напоминают улицу с двусторонним движением и выдерживают испытания временем. 220—280 баллов. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, и вы стремитесь делать все, чтобы соответствовать этому идеалу. Однако вашей дружбе не хватает взаимной поддержки. Вы заходите слишком далеко, удовлетворяя нужды и просьбы других, ибо хотите им нравиться. Вы легки на подъем для других. Попытайтесь больше думать о себе и осмельтесь хоть раз отказать кому-нибудь в просьбе. Вы можете лишиться нескольких друзей, зато окрепнет ваша дружба со всеми остальными. Методики на выявление качеств, значимых для общения Методика «Насколько вы обаятельны» Одним людям все в жизни удается легко, в то время как другим приходится даже из-за пустяка прикладывать немалые усилия. Обычно это связано с тем, что принято называть личным обаянием: насколько мы умеем воздействовать на окружающих и завоевывать их расположение. Но прежде чем «очаровывать» других, мы можем почувствовать уверенность в себе самом: знать себя и в целом быть довольным собой. •S3- Проверьте по предлагаемой методике, есть ли у вас обаяние, то есть умеете ли вы воздействовать на людей? Варианты ответов «да» или «нет». 1. Можете ли вы увлечь своей идеей человека, разговаривая с ним только по телефону? 2. Вы неожиданно добились успеха у того, кто вам не особенно симпатичен? Изменится ли у вас мнение о нем, станет ли он для вас более приятен с этого момента? 3. Когда вы пишете, то строчки «ползут» вверх? 4. Можете ли вы избежать неприятных вопросов? Есть ли у вас привычка не спорить, оставаясь при своем мнении? 5. Прислушиваетесь ли вы во время споров к мнению, с которым не согласны? 6. Были ли вы в детстве всеобщим любимцем (любимицей) взрослых? 7. Часто ли вам говорят приятные вещи, причем бескорыстно, от «чистого сердца»? Начислите себе за каждое «да» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. 7—8 баллов. Вы убеждены, что обладаете личным обаянием. Вам трудно представить, что на свете может быть человек, которому вы не нравитесь. Стремясь завоевать признание у окружающих, вы бываете слишком суетливы и самоуверенны. 5—6 баллов. Вы — приятный в общении человек, с чувством собственного достоинства и без излишней суетливости. Вы не считаете необходимым менять свой характер только для того, чтобы заставить других обожать вас. З—4 балла. Безусловно, вас нельзя назвать всеобщим «любимцем». Вероятно, это вызвано вашей нерешительностью, из-за неуверенности в себе вам трудно убедить в своей правоте и других, даже если истина на вашей стороне. Менее 2 баллов. У вас недостает чувства собственого достоинства, а потому есть проблема с личным обаянием. Вы не любите себя, и даже когда смотритесь в зеркало, это не доставляет вам радости. Методика «Добры ли вы?» Люди разные. Одни готовы отдать последнее первому встречному, другие же не могут расстаться даже с мелочью. Данная методика дает возможность выявить степень альтруизма, присущую вам. Варианты ответов «да» или «нет». 1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям? 2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? —84— 3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? 4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять их настроение? 5. Любите ли вы злые шутки? 6. Вы злопамятны? 7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует? 8. Умеете ли вы на практике применять свои способности так, чтобы не ущемлять самолюбие окружающих? 9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? 10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11. Вы охотно выполняете просьбы? 12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? Обработка результатов: начислите по 1 баллу за ответы «да» на вопросы 1, 3, 7, 8, 11 и «нет» на вопросы 2, 5, 6, 9, 10, 12. Более 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. Такое впечатление, что у вас много друзей. Однако, стремясь всегда быть добрым для других, вы зачастую забываете о собственных интересах, и поэтому вашей добротой могут злоупотреблять. Проведите «ревизию» своих отношений с окружающими — не пытаются ли те, кто уверяет вас в своей преданности, манипулировать вами, взывая к вашим добрым чувствам? 4—8 баллов. Ваша доброта — не какая-то абсолютная черта характера, обращенная ко всем без разбору. Для одних людей вы действительно можете и готовы пойти на все, но вполне можете быть строги и требовательны к тем, кто вам не нравится. Если и хотелось бы чего-то вам пожелать, так это больше ровности в общении с людьми. Менее 4 баллов. Общение с вами, надо признать без лишних обид, порой бывает просто мукой, даже для самых близких вам людей. Вам просто необходимо формировать у себя более добродетельное отношение к окружающим, терпимость, спокойствие в общении с ними, готовность к бескорыстным поступкам. Методика «Вы наивны или хитры?» Существуют люди, для которых безвыходных положений просто не существует, они знают тысячи разных способов, чтобы добиться своего. Такая предрасположенность к манипулированию получила название хитрости, а люди, не обладающие подобными особенно- -85- стями, обычно считаются наивными. Выявить свою предрасположенность либо к хитрецам, либо к наивным можно с помощью предлагаемой методики. Варианты ответов «да» или «нет». 1. Когда вам хочется сказать что-то неприятное, задумываетесь ли вы над тем, что можете обидеть собеседника? 2. Когда вы опаздываете (на занятия, на работу), стараетесь ли вы войти так тихо, чтобы вас не заметили? 3. В хоккее, в футболе, в настольных играх считаете ли вы, что лучше честно проиграть, чем нечестно выиграть? 4. Можете ли вы, говоря неправду, «честно» смотреть собеседнику в глаза? 5. Когда вы пытаетесь над кем-то подшутить, сразу ли человек понимает, чьих это рук дело? 6. Можете ли вы сказать заведомо ложное, чтобы спровоцировать -человека на откровенность? 7. Умели ли вы в школе, вузе списывать у соседа так, чтобы он ничего не заметил? 8. Всегда ли вы находите способ, чтобы получить то, что вам очень хочется? 9. Умеете ли вы схитрить так, чтобы никто не заметил? ' По 1 баллу начисляется за ответы «да» на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9 и за ответы «нет» на вопросы 1, 3, 5. Более б баллов. У вас исключительные способности к поиску «обходных маневров». Нет, пожалуй, ничего, чего бы вы не могли добиться от окружающих. Зачастую они выполняют то, что от них хотите вы, и только потом вспоминают, что хотели первоначально поступить по-другому. Однако в этом есть и несомненный минус. Хитрость часто ведет к неискренности в общении с людьми, и вы сами иногда начинаете тяготиться этим. 3—6 баллов. Вы склонны к гибкой тактике взаимодействия. Когда это нужно для дела, можете и схитрить, но в целом предпочитаете откровенность и доверие в отношениях с окружающими. Менее 3 баллов. Вы, к сожалению, весьма наивны, и вас легко обмануть, ввести в заблуждение. Методики на выявление межличностных отношений Психологическая совместимость Методика дает возможность спрогнозировать, как сложатся ваши отношения с человеком, чья индивидуальность существенно отличается от вашей. Она выявляет степень совпадения или расхождений —86— мыслей и характера, которые проявляются во время вашего общения с другим человеком. На отдельном листе выпишите в столбик номера высказываний. Против каждого номера проставьте в соответствии с вашим мнением: 2 балла — «правильно», 1 балл — «бывает по-разному», 0 — «неправильно». 1. Мне легче спросить дорогу у прохожего, чем искать ее по схеме. 2. Люблю выбирать и покупать цветы. 3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести практическую пользу. 4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять. 5. Меня раздражает неаккуратный почерк или небрежно выполненная работа. 6. По-моему, лучше чередование горя и радости, чем однообразная жизнь. 7. Считаю, нет ничего такого, что нельзя было бы рассказать близкому человеку. 8. Считаю, если у человека есть доброта и такт,— это самое главное. 9. Мне нравится подшучивать над теми, кто кажется мне не очень умным. 10. Люблю лыжные прогулки (летом — заплывы на длинную дистанцию). 11. Считаю, что человек, который не умеет держаться солидно, вряд ли обладает большим разумом. 12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальная выгода. 13. Уверен, если с людьми обращаться мягко, они утрачивают чувство ответственности. 14. В еде мне больше нравится изысканность, чем разнообразие. 15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня волнует меньше. 16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу или фильм. Этот же опросник дайте заполнить человеку, степень психологической совместимости с которым вы хотите выявить. Особенно эффективна методика по отношению к людям, с которыми вы наиболее часто вступаете во взаимодействие, и вы не можете «спрятаться» за сугубо формальными или ролевыми отношениями. По обоим результатам (своему и другого человека) отдельно подсчитайте сумму баллов, набранных по парным и непарным номерам высказываний. Сопоставьте суммы — отдельно по парным и по непарным высказываниям, запишите разности. Для под- -87- ведения окончательных результатов обратитесь к следующему «ключу»:
«Взгляд со стороны» Интересуетесь ли вы, как вас воспринимают и оценивают другие люди? Чья оценка точнее, ближе к вашему истинному «я» — ваша или тех, кто вас оценивает по делам и поступкам? А может, люди думают про вас хуже, чем вы есть на самом деле? Если они правы, придется пересмотреть свое поведение. Если же ошибаются, то перед вами встает новая проблема — выяснить, почему у них сложилось неадекватное мнение о вас, что мешает вам раскрыть перед людьми ваши лучшие качества. Попробуйте сопоставить самооценку с оценкой других. Предложите хорошо знающему вас человеку оценить вас по приведенным ниже критериям. Можно ставить от 1 до 5 баллов: 1 (совсем -88- не согласен), 2 (частично согласен), 3 (и так, и так), 4 (в основном согласен), 5 (согласен полностью). 1. Вы стремитесь разделять интересы и переживания окружающих вас людей. 2. Вы избегаете навязывать свои мысли и желания. 3. Вы высказываете свое одобрение, а не критику. 4. С уважением относитесь к окружающим и не показываете, если кого-то недолюбливаете. 5. Ваше поведение всегда последовательно и целесообразно. 6. Вы заботитесь о том, чтобы быть привлекательным, интересным для окружающих. 7. Вы не ревнуете, если у ваших друзей появляются новые знакомые. 8. Вы не раздражаетесь по мелочам. 9. Вы стремитесь понять, а не отбрасывать мысли, взгляды, интересы других. 10. В случае необходимости всегда готовы прийти на помощь другим. Подсчитайте баллы вашей самооценки и баллы, поставленные вам другим человеком. Результаты интерпретируются с помощью следующего «ключа»:
•89- «Оптимальность взаимодействия» Инструкция: представьте себе следующую типичную ситуацию. Вам необходимо что-то рассказать близкому вам человеку (жене, сыну, дочери). Но ничего не получается — он читает газету (а может, смотрит телевизор, что-то мастерит и пр.). Словом, занят каким-то делом, которое целиком его поглотило. Как же быть? Из предложенных вариантов решения данной ситуации выберите два, которые более всего вам нравятся, к которым вы бы обратились в соответствующей ситуации. 1. Также возьму газету и стану читать (или смотреть телевизор). 2. Буду разговаривать с ним, пока он не догадается отложить газету. 3. Скажу, что невежливо не обращать на меня внимания. 4. Спрошу, про что это он читает так увлеченно. Если не ответит, вновь повторю вопрос. 5. Выйду из комнаты и не буду с ним разговаривать, пока он сам не заговорит. Тогда я скажу все, что о нем думаю. 6. Подумаю: пусть читает на здоровье, поговорим потом. И займусь своими делами. 7. Попрошу почитать вслух или пересказать новости. 8. Скажу, что нам нужно поговорить, когда он закончит читать. 9. Поставлю вопрос ребром: «Что нужно сделать, чтобы ты уделял мне внимание?» 10. Спокойно поясню: ничего не имею против твоего чтения, но сейчас мне необходимо твое внимание. 11. Очень вежливо и осторожно заберу и сложу газету и скажу: «Послушай меня...». 12. Начну говорить с ним на тему, которая его наверняка заинтересует, и, завладев его вниманием, перейду к тому вопросу, который меня волнует. Оценки отдельных вариантов выбора:
Вы выбрали два типичных для вас способа реагирования. Подсчитайте сумму баллов. Если вы выбрали только один вариант, умножьте отвечающую ему сумму баллов на два. 9 баллов и больше. Вы выбрали самые оптимальные варианты. Не обижая собеседника, не стремясь подавить или уничтожить его, вы находите такой подход, когда он естественно (без насилия над его интересами) вступает в общение с вами. —90— 4—8 баллов. Вы не скрываете обиды и делаете это в достаточно резкой форме. Наверное, в подобных ситуациях было бы лучше спокойно выяснить (и желательно в беседе с самим собой), почему этот человек так невнимателен к вашим словам? Что это — безразличие или бестактность с его стороны? А может, это его естественная реакция — отпор на вашу бесцеремонность, бестактное вмешательство в его интересы? Менее 3 баллов. Вы требуете, чтобы окружающие вас люди по первому вашему требованию оставляли свои дела и занимались только тем, что важно для вас. Но более вероятно, что подобным поведением вы чаще добиваетесь обратного — усиления сопротивления или прямого отказа следовать вашим предложениям. А еще чаще исходом подобных ситуаций бывает продолжительное перечисление взаимных обид. Date: 2015-09-24; view: 435; Нарушение авторских прав |