Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шкала психологической близости
. Представляет собой модификацию шкалы «симпатической дистанции» Д. Филдса. Испытуемым предлагается 11 утверждений, отражающих ту или иную степень психологической близости по отношению к другому человеку (в порядке ее уменьшения). Слушателям написать в столбик фамилии людей, с которыми они наиболее часто общались в течение нескольких месяцев (в том числе членов группы, однокурсников), и против каждой проставить номер того утверждения, которое отражает уровень психологической близости с этим человеком. 1. Он мог бы быть моим лучшим другом. 2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми. 3. Я мог бы открыть ему свою душу. 4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время. 5. Я мог бы провести с ним отпуск. 6. Я мог бы пригласить его к себе в гости. 7. Я не стал бы обсуждать с ним важные проблемы. —64— 8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий. 9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним. 10. Я не выпустил бы его в общество. 11. Я запретил бы ему иметь детей. Анализируя результаты, обращают внимание на насыщенность позитивной части шкалы (наличие людей, с которыми данный слушатель готов взаимодействовать на близкой психологической дистанции), а также на наполненность отдельных уровней (равномерность распределения, представленность всех степеней близости). Соотносится количество людей, представленных в позитивном (1—6) и негативном (7—11) интервалах шкалы. При явном доминировании нижнего интервала можно сделать вывод об отчуждении, социальной дезадаптированности респондента. С помощью полученных данных можно также определить, насколько широк круг общения каждого студента, его проекцию на разные учебные и внеучебные коллективы. Выявляется также, где группируются психологически наиболее близкие для студента (и академической группы в целом) люди. Можно определить напряженность отношений между студентом и преподавателями, предложив опрашиваемым включить последних в круг оцениваемых лиц. Методики на выявление общительности как потребности в общении Тест на профессионально-педагогическую общительность (по В. А. Кан-Калику и Н. Д. Никандрову) Инструкция: в соответствии с вашим мнением ответьте «да», «нет» или «иногда» на приведенные ниже вопросы: 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ожидание ее? 2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу? 3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или другом мероприятии? 4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать командировки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? —65— 6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить еще на какой-то вопрос)? 7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам деньги, которые занял несколько месяцев назад? 9. В ресторане либо в столовой вам дали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Правда ли это? 11. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? 12. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений искусства, литературы, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не признаете. Это так? 13. Услышав где-нибудь «в кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор? 14. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 15. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме? Обработка результатов: за каждое «да» начислите себе 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Подсчитайте общее количество набранных вами баллов. 28—30 баллов. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует от исполнителей групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя. 24—28 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и потому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не повергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством, в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг» полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться. 19-23 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не —66— пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и дискуссиях участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. 14—26 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение. 9—13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что порой вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступить. 4—8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этим. Менее 3 баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям и, наконец, подумайте о своем здоровье — такой «активный» стиль жизни не проходит бесследно. Дополнить результаты данного теста можно с помощью предложенной теми же авторами программы изучения профессионально-педагогической общительности. Если вы ответите утвердительно на большинство пунктов этой программы, значит, уровень вашей общительности достаточен для успешного выполнения профессиональных функций. Первая часть этой программы показывает общий уровень —67— общительности, вне профессиональных ситуаций. Во второй части задаются ситуации для анализа уровня общительности, проявляемого в профессионально-педагогической деятельности. В третьей части даются задания для более глубокого анализа характера проявляемой общительности. 1. Испытываете ли вы потребность в общении с людьми? 2. Скучно ли вам одному, хочется быть в обществе людей или, наоборот, испытываете удовольствие, пребывая в одиночестве? 3. Есть ли у вас желание, встретив на улице знакомого человека, поговорить с ним или избежать беседы? 4. Много ли у вас знакомых? 5. Как вы думаете, испытывают ли ваши знакомые удовольствие от общения с вами? 6. Можете ли вы один пойти в кино или просто погулять в парке? 7. Долго ли вы беседуете по телефону (по сравнению с вашими друзьями, коллегами)? 8. Бывает ли у вас такое состояние: вы устали от общества, постоянного общения, вам хочется побыть в одиночестве, но проходит буквально несколько часов — и вы вновь испытываете потребность в общении с людьми? 9. Появляется ли у вас при мысли о знакомых желание поговорить с ними и возникает ли возможная тема разговора? II 1. Испытываете ли вы постоянную потребность в общении с людьми, молодежью? 2. Думаете ли вы о ваших учениках в свободное от работы время? 3. Бывает ли у вас такое состояние: вы читаете книгу или с чем-то сталкиваетесь, и у вас появляется желание рассказать об этом своим ученикам? Прокомментируйте это состояние подробно. 4. Возникает ли у вас желание обучать, передавать жизненный опыт, воспитывать при одной мысли о детях, молодежи, классе, студенческой группе, общении с ними? 5. Возникает ли у вас в период каникул потребность в общении с детьми, молодежью? 6. Как вы думаете, влияют ли предстоящий процесс общения с учениками, студентами и мысли о нем на ваше рабочее состояние? 7. Как на вас действует сам факт вашего прихода в учебное заведение перед началом занятия? Прокомментируйте это подробнее. 8. Как известно, перемена — шумный момент в жизни учебного заведения. Какое ощущение в этот период у вас преобладает: безраз- —68— личие, раздражительность, утомление, стремление наблюдать за воспитанниками, удовлетворение этим процессом? 9. Вы находитесь на кафедре перед занятием. Думаете ли вы о предстоящем общении с группой, потоком, как влияют мысли об этом на ваше рабочее самочувствие? 10. Как влияет на вас сам факт вашего прихода в аудиторию, приветствие слушателей, вся ситуация в целом (мобилизует, вызывает желание работать, бодрит, эмоционально настраивает, не влияет никак и т. п.)? 11. Можете ли вы легко преодолеть раздражение по отношению к слабым или недисциплинированным ученикам, студентам? 12. Интересно ли вам со слушателями на занятии или вы, скорее, чувствуете себя нейтрально? 13. Как вы чувствуете себя, когда отношения со слушателями (потоком, группой) не складываются: просто переживаете; переживаете и стараетесь их наладить; диктуете условия; безразличны? 14. Возникает ли у вас чувство удовлетворения, если занятие прошло хорошо? Влияет ли оно на ваше рабочее состояние, вызывает ли потребность в общении с обучаемыми? 15. Возникает ли у вас потребность поговорить с вашими учениками, если вы встречаете их на улице? 16. Испытываете ли вы стремление в нейтральной ситуации (в троллейбусе, на улице), наблюдая за ребенком, подростком, поднять их настроение? 17. Проанализируйте, что для вас типично в ходе преподавания: стремление понять слушателей, ощутить их настроение и переживания или, главным образом, независимо от состояния аудитории реализовать намеченный план? 18. Когда вы готовитесь к занятию, продумываете ли вы параллельно с содержанием и методикой возможные варианты общения с учениками? 19. Если вы рассердитесь на ученика, то надолго ли сохраняется ваше раздражение? 20. Могли бы вы изменить свою профессию? Если да, то на какую специальность? III 1. Проанализируйте, сложились ли у вас привычные, относительно устойчивые приемы педагогического общения с обучаемыми? 2. Как вы думаете, в какой мере эти приемы общения помогают в вашей деятельности? 3. Какова роль усвоенных вами приемов общения в неожиданных обстоятельствах взаимодействия с обучаемыми в процессе обучения? —69— 4. Различаете ли вы ситуации общения в ходе преподавания и в обыденном общении с людьми? Если да, то в чем их различия? 5. Что нового появляется в процессе вашего педагогического общения в аудитории в отличие от обыденного общения с людьми? 6. Проанализируйте, не замечали ли вы, что приемы педагогического общения порой переносятся вами в сферу обыденного общения с людьми? Работу с этой программой студенты проводят индивидуально, однако более эффективно провести по результатам самоанализа коллективное обсуждение. Date: 2015-09-24; view: 1939; Нарушение авторских прав |