Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала психологической близости





. Представляет собой модификацию шкалы «симпатической дистан­ции» Д. Филдса. Испытуемым предлагается 11 утверждений, отража­ющих ту или иную степень психологической близости по отношению к другому человеку (в порядке ее уменьшения).

Слушателям написать в столбик фамилии людей, с которыми они наиболее часто общались в течение нескольких месяцев (в том числе членов группы, однокурсников), и против каждой проставить номер того утверждения, которое отражает уровень психологической бли­зости с этим человеком.

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.

5. Я мог бы провести с ним отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важные проблемы.

—64—


8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним.

10. Я не выпустил бы его в общество.

11. Я запретил бы ему иметь детей.

Анализируя результаты, обращают внимание на насыщенность позитивной части шкалы (наличие людей, с которыми данный слу­шатель готов взаимодействовать на близкой психологической дистан­ции), а также на наполненность отдельных уровней (равномерность распределения, представленность всех степеней близости). Соотно­сится количество людей, представленных в позитивном (1—6) и не­гативном (7—11) интервалах шкалы. При явном доминировании нижнего интервала можно сделать вывод об отчуждении, социальной дезадаптированности респондента.

С помощью полученных данных можно также определить, на­сколько широк круг общения каждого студента, его проекцию на разные учебные и внеучебные коллективы. Выявляется также, где группируются психологически наиболее близкие для студента (и академической группы в целом) люди. Можно определить напря­женность отношений между студентом и преподавателями, предложив опрашиваемым включить последних в круг оценивае­мых лиц.

Методики на выявление общительности как потребности в общении

Тест на профессионально-педагогическую общительность (по В. А. Кан-Калику и Н. Д. Никандрову)

Инструкция: в соответствии с вашим мнением ответьте «да», «нет» или «иногда» на приведенные ниже вопросы:

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ожидание ее?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение вы­ступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо сове­щании, собрании или другом мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать коман­дировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

—65—


6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице об­ратился к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить еще на какой-то вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вер­нуть вам деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам дали явно недоброкачествен­ное блюдо. Промолчите ли вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не всту­пите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Правда ли это?

11. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмот­рению конфликтных ситуаций?

12. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений искусства, литературы, культуры и никаких «чу­жих» мнений на этот счет вы не признаете. Это так?

13. Услышав где-нибудь «в кулуарах» высказывание явно ошибоч­ной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

14. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

15. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов: за каждое «да» начислите себе 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Подсчитайте общее количество набранных вами баллов.

28—30 баллов. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам лю­дям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует от исполнителей групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.


24—28 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и потому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не повергают вас в пани­ку, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивай­тесь только таким недовольством, в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг» полную коммуникабель­ность? Стоит только встряхнуться.

19-23 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не

—66—


пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и дискуссиях участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14—26 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любо­знательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с но­выми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний, экс­травагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9—13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что порой вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внима­ния, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недоста­ет, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серь­езными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заста­вить не отступить.

4—8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувст­вуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руко­водители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнени­ями. Задумайтесь над этим.

Менее 3 баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Вам нужно по­работать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к лю­дям и, наконец, подумайте о своем здоровье — такой «активный» стиль жизни не проходит бесследно.

Дополнить результаты данного теста можно с помощью предло­женной теми же авторами программы изучения профессионально-пе­дагогической общительности. Если вы ответите утвердительно на большинство пунктов этой программы, значит, уровень вашей общи­тельности достаточен для успешного выполнения профессиональных функций. Первая часть этой программы показывает общий уровень


—67—


общительности, вне профессиональных ситуаций. Во второй части задаются ситуации для анализа уровня общительности, проявляемо­го в профессионально-педагогической деятельности. В третьей части даются задания для более глубокого анализа характера проявляемой общительности.

1. Испытываете ли вы потребность в общении с людьми?

2. Скучно ли вам одному, хочется быть в обществе людей или, наоборот, испытываете удовольствие, пребывая в одиночестве?

3. Есть ли у вас желание, встретив на улице знакомого человека, поговорить с ним или избежать беседы?

4. Много ли у вас знакомых?

5. Как вы думаете, испытывают ли ваши знакомые удовольствие от общения с вами?

6. Можете ли вы один пойти в кино или просто погулять в парке?

7. Долго ли вы беседуете по телефону (по сравнению с вашими друзьями, коллегами)?

8. Бывает ли у вас такое состояние: вы устали от общества, посто­янного общения, вам хочется побыть в одиночестве, но проходит бук­вально несколько часов — и вы вновь испытываете потребность в общении с людьми?

9. Появляется ли у вас при мысли о знакомых желание поговорить с ними и возникает ли возможная тема разговора?

II

1. Испытываете ли вы постоянную потребность в общении с людь­ми, молодежью?

2. Думаете ли вы о ваших учениках в свободное от работы время?

3. Бывает ли у вас такое состояние: вы читаете книгу или с чем-то сталкиваетесь, и у вас появляется желание рассказать об этом своим ученикам? Прокомментируйте это состояние подробно.

4. Возникает ли у вас желание обучать, передавать жизненный опыт, воспитывать при одной мысли о детях, молодежи, классе, сту­денческой группе, общении с ними?

5. Возникает ли у вас в период каникул потребность в общении с детьми, молодежью?

6. Как вы думаете, влияют ли предстоящий процесс общения с учениками, студентами и мысли о нем на ваше рабочее состояние?

7. Как на вас действует сам факт вашего прихода в учебное заве­дение перед началом занятия? Прокомментируйте это подробнее.

8. Как известно, перемена — шумный момент в жизни учебного заведения. Какое ощущение в этот период у вас преобладает: безраз-

—68—


личие, раздражительность, утомление, стремление наблюдать за вос­питанниками, удовлетворение этим процессом?

9. Вы находитесь на кафедре перед занятием. Думаете ли вы о предстоящем общении с группой, потоком, как влияют мысли об этом на ваше рабочее самочувствие?

10. Как влияет на вас сам факт вашего прихода в аудиторию, при­ветствие слушателей, вся ситуация в целом (мобилизует, вызывает желание работать, бодрит, эмоционально настраивает, не влияет ни­как и т. п.)?

11. Можете ли вы легко преодолеть раздражение по отношению к слабым или недисциплинированным ученикам, студентам?


12. Интересно ли вам со слушателями на занятии или вы, скорее, чувствуете себя нейтрально?

13. Как вы чувствуете себя, когда отношения со слушателями (по­током, группой) не складываются: просто переживаете; переживаете и стараетесь их наладить; диктуете условия; безразличны?

14. Возникает ли у вас чувство удовлетворения, если занятие про­шло хорошо? Влияет ли оно на ваше рабочее состояние, вызывает ли потребность в общении с обучаемыми?

15. Возникает ли у вас потребность поговорить с вашими учени­ками, если вы встречаете их на улице?

16. Испытываете ли вы стремление в нейтральной ситуа­ции (в троллейбусе, на улице), наблюдая за ребенком, подростком, поднять их настроение?

17. Проанализируйте, что для вас типично в ходе преподавания:

стремление понять слушателей, ощутить их настроение и пережива­ния или, главным образом, независимо от состояния аудитории реа­лизовать намеченный план?

18. Когда вы готовитесь к занятию, продумываете ли вы парал­лельно с содержанием и методикой возможные варианты общения с учениками?

19. Если вы рассердитесь на ученика, то надолго ли сохраняется ваше раздражение?

20. Могли бы вы изменить свою профессию? Если да, то на какую специальность?

III

1. Проанализируйте, сложились ли у вас привычные, относитель­но устойчивые приемы педагогического общения с обучаемыми?

2. Как вы думаете, в какой мере эти приемы общения помогают в вашей деятельности?

3. Какова роль усвоенных вами приемов общения в неожиданных обстоятельствах взаимодействия с обучаемыми в процессе обучения?

—69—


4. Различаете ли вы ситуации общения в ходе преподавания и в обыденном общении с людьми? Если да, то в чем их различия?

5. Что нового появляется в процессе вашего педагогического обще­ния в аудитории в отличие от обыденного общения с людьми?

6. Проанализируйте, не замечали ли вы, что приемы педагогиче­ского общения порой переносятся вами в сферу обыденного общения с людьми?

Работу с этой программой студенты проводят индивидуально, од­нако более эффективно провести по результатам самоанализа кол­лективное обсуждение.







Date: 2015-09-24; view: 1939; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию