Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника общения





Под техникой общения понимают систему средств осуществления процедуры непосредственного взаимодействия, реализуемую конк­ретным человеком.

Вспомним игру неопытных актеров в любительском спектакле. Чем она отличается от игры актера-мастера? И слова те же, и дви­жения нередко заимствуются полностью, а вот результат совершенно противоположный. Отсутствует единая гармония слов, интонации, движений, в итоге утрачивается естественность, непроизвольность поведения. Особенно трудно даются актерам-любителям паузы, ког­да они не действуют сами, а выслушивают знакомый им текст парт-

—29—


неров. Ведь в обычной жизни в «зонах молчания» человек никогда не остается пассивным — он слушает, наблюдает, анализирует, оцени­вает, накапливает впечатления, формулирует свое отношение, гото­вится к возражениям или поправкам, которые предполагает выска­зать, или пытается перебить партнера, если своя мысль кажется ему более важной, чем то, что говорит другой.

Деятельность начинающих педагогов нередко напоминает по­добную любительскую игру, только «играют» они собственный сце­нарий — текст занятия. Все их внимание поглощено стремлением не забыть нужную информацию, не допустить ошибки, выглядеть ком­петентным — а потому их поведение выглядит скованным, напря­женным, общение редуцируется до формально-ролевых отношений. Чтобы преодолеть это, нужно целенаправленно овладевать техникой общения.

Процедура непосредственного взаимодействия складывается из ряда этапов, для каждого из которых нужны особые приемы инстру­ментовки. Прежде чем вступить в общение с другими, человек обыч­но пытается определиться в своих интересах и соотнести их с инте­ресами тех, с кем предстоит общаться. В процессе этого прогноза он оценивает партнера как личность, предусматривает его отношение и поведение, прогнозирует наиболее вероятное развитие взаимодейст­вия и на основании этого более или менее осознаваемого прогноза выбирает наиболее подходящие содержание и. приемы взаимодейст­вия. Затем в ходе непосредственного общения возникает необходи­мость осуществлять текущий контроль за ходом взаимодействия, сличать его с запланированной моделью, выявлять перспективные и тупиковые аспекты взаимодействия, вносить своевременные коррек­тивы, оценивать и осмысливать реакции партнера, собственные эмо­ции и состояния и т. д. Предстоит также правильно завершить обще­ние, поскольку согласно этике и культуре деловых и межличностных отношений не принято чисто функционально завершать взаимодей­ствие сразу после того, как реализована намеченная программа, не­обходимо выполнять определенный ритуал расставания.

На начальной стадии общения особое значение приобретает орга­низация первого впечатления. Ведь общение начинается с восприя­тия людьми друг друга. Чем более приятное впечатление производят партнеры друг на друга, тем удачнее складываются предпосылки для общения, тем быстрее налаживаются контакты и эффективнее быва­ют результаты. Психологи доказали, что по отношению к пожелани­ям «привлекательного» человека люди, как правило, становятся ус­тупчивее, с его мнением легче соглашаются, а к действиям относятся с меньшей предвзятостью и критикой. Чем более приятным выглядит человек, тем выше вероятность, что в общении он достигнет своих целей.

— 30 —


Что же вкладывают в понятие «приятный человек»? Оказалось, гго внешность воспринимается как неотделимое свойство личности. і 85% случаев отношение к другому человеку в начале общения рормируется на основе его внешности и манеры поведения. Что ка-;ается конкретных критериев «привлекательности», то в их число

10ШЛИ:

1. Жизненная сила, энергия, выразителем которой является імидж симпатичного, молодого, жизнерадостного, бодрого и спор­тивно сложенного человека, аккуратного, с хорошей осанкой.

2. Раскованное поведение — люди, уверенные в себе, «незажа-гые», воспринимаются как более деловые и приятные. Неуверенность $ себе осложняет вступление в контакт с другими людьми. Чаще все-х» она является отражением низкой самооценки и отсутствия комму-шкативных умений и в целом коммуникативных способностей.

Технические приемы первого этапа общения включают в себя та­кие элементы, как принятие определенного выражения лица, выбор позы, первых слов и тона высказывания, движений и жестов, настра­ивающих партнера на взаимодействие, на определенное восприятие сообщаемой информации.

При этом для развития незатрудненного общения важно, какую дистанцию выбирают общающиеся. Вопрос, на каком расстоянии друг от друга стоять, непростой. Им специально занимались психо­логи.


Представьте себе следующий опыт. Посреди пустой комнаты (чтобы избежать ненужных помех и отвлечений) на стуле сидит испытуемый. В комнату входят по очереди другие участники экс­перимента, а он должен остановить каждого из них на том рассто­янии, на котором ему удобно общаться именно с этим человеком. Первоначально результаты никого не удивили. То, что человек предпочитает, общаясь с не совсем приятными для себя людьми, удерживать их на расстоянии, а более эмоционально привлекатель­ных допускать на близкую дистанцию, всем известно по собствен­ному опыту. Но оказалось, что у каждого человека есть и более общие индивидуальные предпочтения по отношению к тому, на ка­кой дистанции следует удерживать партнера. Некоторые люди предпочитают, чтобы их собеседник находился от них подальше — тогда они не воспринимают ситуацию взаимодействия как угрожа­ющую. Другие же, напротив, чувствуют себя в безопасности только тогда, когда собеседник находится на минимально сокращенной ди­станции, они как бы неосознанно пытаются «обезоружить» его сво­им «доверием». Ворвавшись нечаянно в чужое защищаемое про­странство, мы можем совершенно изменить ситуацию общения:

вместо того чтобы вслушиваться в наши слова, партнер будет пы­таться изменить дискомфортную для себя дистанцию.

—31—


Данное направление исследования получило даже особое назва­ние — проксемика. Выделены четыре дистанции, устанавливающи­еся между общающимися,— интимная, личная, социальная, пуб­личная. Две первые дистанции реализуются в общении между близ­кими или доверяющими друг другу людьми. Социальной дистанции предпочитают придерживаться люди незнакомые, вступающие в официальные контакты. Публичная дистанция реализуется в лич­но-групповом общении — работе с аудиторией, большой группой слушателей.

Размещение слушателей в аудитории представляет особый инте­рес. Некоторые студенты, усевшись на первой парте, могут преследо­вать цель смутить преподавателя, ввести его в тупик, и неосознанно стремятся сократить дистанцию. Те, кто уходит в последние ряды,— это не всегда «плохие» слушатели, это могут быть люди, стремящиеся сохранить свою независимость и критичность взглядов, а на публич­ной дистанции сохранить свою автономию намного проще.

Примеры и последствия нарушения «субъективного пространства личности» часто можно наблюдать в городском транспорте. Обратите внимание — пассажиры в метро или в трамвае стремятся сесть так, чтобы рядом оставалось свободное место, хотя могли бы вспомнить — буквально на следующей остановке вагон все равно переполнят пасса­жиры. А какие страсти разгораются подчас! И мало кто из участников транспортных баталий подозревает, что его раздражение вызвано в первую очередь бесцеремонным вторжением (хотя и не по собствен­ной вине) соседей в обычно защищаемое пространство.

Не менее важной для установления контакта является техника по­каза своей готовности к взаимодействию, включающая: выражение лица, мимику, пантомимику, определенную позу. Так, разговор с собеседником «лицом к лицу», сопровождающийся контактом глаз, отражает доброжелательное отношение к партнеру, тогда как поза «вполоборота и глядя в сторону» скорее всего будет восприниматься как намек на стремление поскорее завершить взаимодействие, рас­ценивается как не совсем доброжелательное отношение к партнеру, независимо от того, каково декларируемое на словах отношение к ситуации.


В разных социокультурных средах формируются свои особенности техники общения, в частности, инструментовка взгляда как компо­нента взаимодействия. Этнографы даже разделили по этому парамет­ру человеческие цивилизации на «контактные» и «неконтактные». В контактных культурах (арабы, латиноамериканцы, южноевропей­ские народы) взгляду в общении придают большое значение. У пред­ставителей неконтактных культур считается неприличным смотреть человеку в глаза (индейцы, пакистанцы, японцы, североевропейцы).

Поэтому наш стереотип межличностного восприятия «не смотрит

—32—


в глаза — значит, совесть нечиста» у некоторых народов приобретает значение «не смотрит в глаза — значит, вежливый, воспитанный че­ловек». И наоборот — если смотрит в глаза, значит, уровень его культуры невысок. Такие расхождения в технике общения при вза­имодействии с иностранцами могут привести к серьезным недоразу­мениям. Кивок головой сверху вниз в нашей системе общения озна­чает согласие, покачивание — отказ. Однако, если вы будете общать­ся с болгарином, то рискуете не понять друг друга, так как в его технике общения покачивание означает согласие, кивок — отказ.

Большую роль в общении играет активное слушание. Преподава­тель должен уметь отвлекаться от собственных мыслей, от формули­ровки того, что будет говорить в следующий момент. Он должен так­же пробиваться сквозь неудачные формулировки студента, вычле­нять общий смысл произносимого, сопоставлять ответ с ожидаемой моделью, улавливать ошибки, удерживать в памяти то, что уже ска­зано, прогнозировать предполагаемую оценку и аргументы в ее обос­нование. Это весьма трудная нагрузка, поэтому не все преподаватели могут удерживать свое внимание на определенном уровне на протя­жении всего ответа, и спасаются от перегрузок, непроизвольно от­ключаясь от слушания. Овладение техникой слушания — важный компонент педагогического мастерства.

Диалог преподавателя со студентом изначально асимметричен — ведь преподаватель находится в более авторитарной ролевой пози­ции. Однако необходимо овладевать приемами организации диалоги­ческого взаимодействия, дает возможность организовывать непосред­ственное общение таким образом, чтобы ролевое неравенство ком­пенсировалось личностным равенством общающихся сторон.

Большое значение в оптимизации процесса общения имеет умение преподавателя налаживать обратную связь, то есть получать инфор­мацию о результатах взаимодействия. Человек, выступающий по ра­диовещанию или находящийся перед телекамерой, лишен привычной обратной связи, не видит реакции слушателей, поэтому его речь ста­новится неестественной, неуверенной, прерывистой, исчезает обыч­ная интонация, темп то неоправданно замедляется, то неожиданно убыстряется.


Начинающий преподаватель также лишен обратной связи, по­скольку его внимание и восприятие еще не натренированы на выде­лении и «схватывании» наиболее существенных признаков состояния аудитории, он не умеет принимать поступающую к нему информа-1 цию о том, как его воспринимают и понимают студенты. Опытный преподаватель мгновенно осуществляет декодирование и осмысление поступающей к нему информации (выражение лиц, мимика, интона­ция, поза, жесты) от многочисленной аудитории, столь же быстро делает вывод о состоянии, пожеланиях, ожиданиях, разочарованиях

-33-


слушателей и на основании этого корректирует свое поведение. То есть, обратная связь выполняет в процессе межличностного восприя­тия информационную и саморегулирующую функции.

В последние годы заметно усиливается интерес к невербальной стороне общения. Выявление наиболее информативных элементов взаимодействия, их расшифровка, формирование умения оператив­но использовать полученную информацию во время непосредствен­ного взаимодействия являются важным резервом повышения эф­фективности делового общения, воспитания, разрешения трудных ситуаций.

Для усовершенствования техники общения широко применяют специальные тренинга, в рамках которых люди знакомятся с его об­щими закономерностями, овладевают техникой и технологией взаи­модействия (навыками и умениями продуктивного общения, искус­ством установления и поддержания контакта, основами диалогиче­ского общения), упражняются в их совершенствовании, учатся при­емам снятия мышечного напряжения во время работы и технике полной релаксации (расслабления). На занятиях моделируют типич­ные педагогические ситуации, деловые и ролевые игры, эффектив­ность которых резко повышается с использованием видеомагнито­фонной техники.







Date: 2015-09-24; view: 336; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию