Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техника общения
Под техникой общения понимают систему средств осуществления процедуры непосредственного взаимодействия, реализуемую конкретным человеком. Вспомним игру неопытных актеров в любительском спектакле. Чем она отличается от игры актера-мастера? И слова те же, и движения нередко заимствуются полностью, а вот результат совершенно противоположный. Отсутствует единая гармония слов, интонации, движений, в итоге утрачивается естественность, непроизвольность поведения. Особенно трудно даются актерам-любителям паузы, когда они не действуют сами, а выслушивают знакомый им текст парт- —29— неров. Ведь в обычной жизни в «зонах молчания» человек никогда не остается пассивным — он слушает, наблюдает, анализирует, оценивает, накапливает впечатления, формулирует свое отношение, готовится к возражениям или поправкам, которые предполагает высказать, или пытается перебить партнера, если своя мысль кажется ему более важной, чем то, что говорит другой. Деятельность начинающих педагогов нередко напоминает подобную любительскую игру, только «играют» они собственный сценарий — текст занятия. Все их внимание поглощено стремлением не забыть нужную информацию, не допустить ошибки, выглядеть компетентным — а потому их поведение выглядит скованным, напряженным, общение редуцируется до формально-ролевых отношений. Чтобы преодолеть это, нужно целенаправленно овладевать техникой общения. Процедура непосредственного взаимодействия складывается из ряда этапов, для каждого из которых нужны особые приемы инструментовки. Прежде чем вступить в общение с другими, человек обычно пытается определиться в своих интересах и соотнести их с интересами тех, с кем предстоит общаться. В процессе этого прогноза он оценивает партнера как личность, предусматривает его отношение и поведение, прогнозирует наиболее вероятное развитие взаимодействия и на основании этого более или менее осознаваемого прогноза выбирает наиболее подходящие содержание и. приемы взаимодействия. Затем в ходе непосредственного общения возникает необходимость осуществлять текущий контроль за ходом взаимодействия, сличать его с запланированной моделью, выявлять перспективные и тупиковые аспекты взаимодействия, вносить своевременные коррективы, оценивать и осмысливать реакции партнера, собственные эмоции и состояния и т. д. Предстоит также правильно завершить общение, поскольку согласно этике и культуре деловых и межличностных отношений не принято чисто функционально завершать взаимодействие сразу после того, как реализована намеченная программа, необходимо выполнять определенный ритуал расставания. На начальной стадии общения особое значение приобретает организация первого впечатления. Ведь общение начинается с восприятия людьми друг друга. Чем более приятное впечатление производят партнеры друг на друга, тем удачнее складываются предпосылки для общения, тем быстрее налаживаются контакты и эффективнее бывают результаты. Психологи доказали, что по отношению к пожеланиям «привлекательного» человека люди, как правило, становятся уступчивее, с его мнением легче соглашаются, а к действиям относятся с меньшей предвзятостью и критикой. Чем более приятным выглядит человек, тем выше вероятность, что в общении он достигнет своих целей. — 30 — Что же вкладывают в понятие «приятный человек»? Оказалось, гго внешность воспринимается как неотделимое свойство личности. і 85% случаев отношение к другому человеку в начале общения рормируется на основе его внешности и манеры поведения. Что ка-;ается конкретных критериев «привлекательности», то в их число 10ШЛИ: 1. Жизненная сила, энергия, выразителем которой является імидж симпатичного, молодого, жизнерадостного, бодрого и спортивно сложенного человека, аккуратного, с хорошей осанкой. 2. Раскованное поведение — люди, уверенные в себе, «незажа-гые», воспринимаются как более деловые и приятные. Неуверенность $ себе осложняет вступление в контакт с другими людьми. Чаще все-х» она является отражением низкой самооценки и отсутствия комму-шкативных умений и в целом коммуникативных способностей. Технические приемы первого этапа общения включают в себя такие элементы, как принятие определенного выражения лица, выбор позы, первых слов и тона высказывания, движений и жестов, настраивающих партнера на взаимодействие, на определенное восприятие сообщаемой информации. При этом для развития незатрудненного общения важно, какую дистанцию выбирают общающиеся. Вопрос, на каком расстоянии друг от друга стоять, непростой. Им специально занимались психологи. Представьте себе следующий опыт. Посреди пустой комнаты (чтобы избежать ненужных помех и отвлечений) на стуле сидит испытуемый. В комнату входят по очереди другие участники эксперимента, а он должен остановить каждого из них на том расстоянии, на котором ему удобно общаться именно с этим человеком. Первоначально результаты никого не удивили. То, что человек предпочитает, общаясь с не совсем приятными для себя людьми, удерживать их на расстоянии, а более эмоционально привлекательных допускать на близкую дистанцию, всем известно по собственному опыту. Но оказалось, что у каждого человека есть и более общие индивидуальные предпочтения по отношению к тому, на какой дистанции следует удерживать партнера. Некоторые люди предпочитают, чтобы их собеседник находился от них подальше — тогда они не воспринимают ситуацию взаимодействия как угрожающую. Другие же, напротив, чувствуют себя в безопасности только тогда, когда собеседник находится на минимально сокращенной дистанции, они как бы неосознанно пытаются «обезоружить» его своим «доверием». Ворвавшись нечаянно в чужое защищаемое пространство, мы можем совершенно изменить ситуацию общения: вместо того чтобы вслушиваться в наши слова, партнер будет пытаться изменить дискомфортную для себя дистанцию. —31— Данное направление исследования получило даже особое название — проксемика. Выделены четыре дистанции, устанавливающиеся между общающимися,— интимная, личная, социальная, публичная. Две первые дистанции реализуются в общении между близкими или доверяющими друг другу людьми. Социальной дистанции предпочитают придерживаться люди незнакомые, вступающие в официальные контакты. Публичная дистанция реализуется в лично-групповом общении — работе с аудиторией, большой группой слушателей. Размещение слушателей в аудитории представляет особый интерес. Некоторые студенты, усевшись на первой парте, могут преследовать цель смутить преподавателя, ввести его в тупик, и неосознанно стремятся сократить дистанцию. Те, кто уходит в последние ряды,— это не всегда «плохие» слушатели, это могут быть люди, стремящиеся сохранить свою независимость и критичность взглядов, а на публичной дистанции сохранить свою автономию намного проще. Примеры и последствия нарушения «субъективного пространства личности» часто можно наблюдать в городском транспорте. Обратите внимание — пассажиры в метро или в трамвае стремятся сесть так, чтобы рядом оставалось свободное место, хотя могли бы вспомнить — буквально на следующей остановке вагон все равно переполнят пассажиры. А какие страсти разгораются подчас! И мало кто из участников транспортных баталий подозревает, что его раздражение вызвано в первую очередь бесцеремонным вторжением (хотя и не по собственной вине) соседей в обычно защищаемое пространство. Не менее важной для установления контакта является техника показа своей готовности к взаимодействию, включающая: выражение лица, мимику, пантомимику, определенную позу. Так, разговор с собеседником «лицом к лицу», сопровождающийся контактом глаз, отражает доброжелательное отношение к партнеру, тогда как поза «вполоборота и глядя в сторону» скорее всего будет восприниматься как намек на стремление поскорее завершить взаимодействие, расценивается как не совсем доброжелательное отношение к партнеру, независимо от того, каково декларируемое на словах отношение к ситуации. В разных социокультурных средах формируются свои особенности техники общения, в частности, инструментовка взгляда как компонента взаимодействия. Этнографы даже разделили по этому параметру человеческие цивилизации на «контактные» и «неконтактные». В контактных культурах (арабы, латиноамериканцы, южноевропейские народы) взгляду в общении придают большое значение. У представителей неконтактных культур считается неприличным смотреть человеку в глаза (индейцы, пакистанцы, японцы, североевропейцы). Поэтому наш стереотип межличностного восприятия «не смотрит —32— в глаза — значит, совесть нечиста» у некоторых народов приобретает значение «не смотрит в глаза — значит, вежливый, воспитанный человек». И наоборот — если смотрит в глаза, значит, уровень его культуры невысок. Такие расхождения в технике общения при взаимодействии с иностранцами могут привести к серьезным недоразумениям. Кивок головой сверху вниз в нашей системе общения означает согласие, покачивание — отказ. Однако, если вы будете общаться с болгарином, то рискуете не понять друг друга, так как в его технике общения покачивание означает согласие, кивок — отказ. Большую роль в общении играет активное слушание. Преподаватель должен уметь отвлекаться от собственных мыслей, от формулировки того, что будет говорить в следующий момент. Он должен также пробиваться сквозь неудачные формулировки студента, вычленять общий смысл произносимого, сопоставлять ответ с ожидаемой моделью, улавливать ошибки, удерживать в памяти то, что уже сказано, прогнозировать предполагаемую оценку и аргументы в ее обоснование. Это весьма трудная нагрузка, поэтому не все преподаватели могут удерживать свое внимание на определенном уровне на протяжении всего ответа, и спасаются от перегрузок, непроизвольно отключаясь от слушания. Овладение техникой слушания — важный компонент педагогического мастерства. Диалог преподавателя со студентом изначально асимметричен — ведь преподаватель находится в более авторитарной ролевой позиции. Однако необходимо овладевать приемами организации диалогического взаимодействия, дает возможность организовывать непосредственное общение таким образом, чтобы ролевое неравенство компенсировалось личностным равенством общающихся сторон. Большое значение в оптимизации процесса общения имеет умение преподавателя налаживать обратную связь, то есть получать информацию о результатах взаимодействия. Человек, выступающий по радиовещанию или находящийся перед телекамерой, лишен привычной обратной связи, не видит реакции слушателей, поэтому его речь становится неестественной, неуверенной, прерывистой, исчезает обычная интонация, темп то неоправданно замедляется, то неожиданно убыстряется. Начинающий преподаватель также лишен обратной связи, поскольку его внимание и восприятие еще не натренированы на выделении и «схватывании» наиболее существенных признаков состояния аудитории, он не умеет принимать поступающую к нему информа-1 цию о том, как его воспринимают и понимают студенты. Опытный преподаватель мгновенно осуществляет декодирование и осмысление поступающей к нему информации (выражение лиц, мимика, интонация, поза, жесты) от многочисленной аудитории, столь же быстро делает вывод о состоянии, пожеланиях, ожиданиях, разочарованиях -33- слушателей и на основании этого корректирует свое поведение. То есть, обратная связь выполняет в процессе межличностного восприятия информационную и саморегулирующую функции. В последние годы заметно усиливается интерес к невербальной стороне общения. Выявление наиболее информативных элементов взаимодействия, их расшифровка, формирование умения оперативно использовать полученную информацию во время непосредственного взаимодействия являются важным резервом повышения эффективности делового общения, воспитания, разрешения трудных ситуаций. Для усовершенствования техники общения широко применяют специальные тренинга, в рамках которых люди знакомятся с его общими закономерностями, овладевают техникой и технологией взаимодействия (навыками и умениями продуктивного общения, искусством установления и поддержания контакта, основами диалогического общения), упражняются в их совершенствовании, учатся приемам снятия мышечного напряжения во время работы и технике полной релаксации (расслабления). На занятиях моделируют типичные педагогические ситуации, деловые и ролевые игры, эффективность которых резко повышается с использованием видеомагнитофонной техники. Date: 2015-09-24; view: 336; Нарушение авторских прав |