Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная перцепция





Процесс коммуникации и взаимодействия общающихся сопровож­дается их постоянными перцептивными действиями — взаимным восприятием участников общения. Для достижения эффективности общения важно, чтобы партнеры постоянно оценивали уровень вза­имопонимания, осознавали особенности друг друга, стремились по­нять, что движет словами, поступками, отношениями собеседника. Иными словами, происходит реконструкция внутреннего мира дру­гого человека, которая осуществляется: а) на основании того, что внешне проявляется в словах, жестах, мимике, поступках, поведе­нии другого человека; б) с учетом того, что смог заметить, иденти­фицировать партнер по общению; в) в соответствии со способами ин­терпретации, которые он готов использовать для анализа конкретной ситуации. При этом отдельные внешние проявления могут иметь

.22-


множество внутренних причин, один и тот же поступок — совершен­но разные предпосылки. Следовательно, процесс взаимодействия с другими людьми — это постоянное решение конкретных психологи­ческих задач на основе данных, предоставляемых восприятием.

Перцептивный компонент общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Точность реконструкции внутреннего мира партнера по общению придает процессу общения осознанный характер, обеспечивает успешность согласования действий общаю­щихся.

Наряду с непосредственной информацией, получаемой общающи­мися друг о друге в ходе контакта, существуют особые механизмы межличностного восприятия, принимающие участие в актах взаим­ного познания: идентификация, рефлексия и стереотипизация. Рас­смотрим их особенности в проекции на процесс общения.

Идентификация — это осознанное или бессознательное уподоб­ление себя с другим человеком и другого человека с собой. Благо­даря этому создается возможность понять поступки этого человека, которая базируется на довольно шатком предположении, что все люди в одинаковых ситуациях чувствуют и ведут себя также оди­наково. Мы как бы ставим себя на место другого человека и вос­станавливаем в памяти, что сами испытывали, переживали в соот­ветствующий момент.

На этом основании могут возникать существенные ошибки. Так, есть люди, которые в сильном горе словно каменеют, их мысли и чувства блокируются. И чем сильнее травмирующее переживание, тем более спокойным внешне выглядит такой человек. Те люди, ко­торые предпочитают изливать свои переживания в слезах, жалобах, причитаниях, на основании неправильного подхода делают заключе­ние: «Ну и твердокаменный же он (она), ни слезинки не проронил, значит, горе его (ее) не так уж и велико».

Идентификация дает возможность рассуждать отстраненно, со стороны, путем прямого сопоставления или отождествления и раци­ональных выводов о схожести или различии состояний.

Другой механизм, в ситуациях общения,— рефлексия. Понятие рефлексии в психологии — это универсальный механизм, включаю­щийся в мышление, самопознание, самоуправление. В акте социаль­ной перцепции рефлексия представляет собой осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению.

Понять другого на рефлексивном уровне — значит осознать, как он относится к субъекту восприятия. Описывая этот процесс, часто используют аналогию удвоенного зеркального отображения: человек, отражая другого, отражается сам в зеркале восприятия этого другого.

Третий механизм, проявляющийся в процессе межличностного восприятия,— стереотипизация, то есть интерпретация причин по-

—23—


ведения путем отнесения к уже известным или предполагаемым яв­лениям, подведение формы поведения под определенный класс. По­скольку в качестве таких оснований для классификации человек ча­сто использует социальные стереотипы, весь процесс подобного отне­сения получил название стереотипизации. В данном аспекте стерео­тип — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Обычно подобный образ формируется под влиянием обоб­щения информации, полученной из книг, кинофильмов, запомнив­шихся отдельных высказываний окружающих, мнений авторитетных лиц, а также обобщения личного опыта человека. Формируются не всегда осознаваемые субъективные эталоны, на основании которых оценивают конкретных людей.

В исследовании А. А. Бодалева, специально изучавшего особенно­сти восприятия человека человеком, было выявлено наличие у людей консервативных представлений о связи между внешностью человека и чертами его характера. Наиболее часто встречаются такие стерео­типные утверждения: люди с квадратными подбородками обладают сильной волей; люди с большим, высоким лбом и те, кто носит оч­ки,— умные; люди ниже среднего роста обладают комплексом непол­ноценности, от которого они стремятся избавиться сверхнорматив­ным уровнем активности, желанием всеми командовать; полные лю­ди более добрые, чем худые; тонкие губы — признак злости, скрыт­ности и ханжества.

Несомненно, что придание этим эталонам сверхзначимости, по­пытка с их помощью разрешать проблемы конкретного взаимодейст­вия может привести к ошибочной интерпретации поведения других людей, серьезно деформировать отношения с ними.

Нередко излишняя склонность подводить все жизненные впечатле­ния под определенные стереотипы приобретает характер предубеж­денности. Способствует возникновению предубежденности и предва­ряющая процесс общения информация.

В экспериментах А. А. Бодалева двум группам студентов дали фо­тографию одного и того же человека. Одной группе было сообщено, что это — видный ученый, другой — что это преступник. Затем пред­лагалось описать его наружность. По мнению студентов первой груп­пы, весь облик данного человека свидетельствует о том, что он много и напряженно работает, добрый, отзывчивый, умный, глаза у него умные и ласковые. Студенты второй группы утверждали, что это портрет человека жестокого, решительного и коварного, порочную натуру которого выдают его глаза — злые и беспощадные.

Еще более удивительные данные были получены в следующем ис­следовании американских психологов. Группе опытных экспертов, являвшихся одновременно преподавателями вузов (всего 400 чело­век), были розданы личные дела студентов, содержащие анкеты, ав-

—24—


тобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и т. д. Каж­дый эксперт должен был, пользуясь общей для всех схемой, охарак­теризовать студента, личное дело которого он изучал. Когда заклю­чения всех экспертов были составлены, исследователи увидели, что большая часть полученного материала отчетливо подразделяется на две группы — с положительным и отрицательным контекстом описа­ния и общей итоговой оценкой. Лишь несколько экспертов дали от­веты, которые не могли быть квалифицированы однозначно — как положительные или отрицательные.

На самом деле все 400 экспертов получили одно и то же отксеро-копированное личное дело, только в половину папок была вложена фотография симпатичного, серьезного молодого человека, а во вто­рую половину — фатоватого, малопривлекательного человека такого же возраста. Оказалось, что опытные, квалифицированные экспер­ты, располагая массой объективных данных, фактически их игнори­ровали, «работала» только фотография. Никто не сообщал экспертам, что они должны обращать внимание на внешность студента, но имен­но внешность оказалась решающей для результатов экспертизы.

Многие студенты пренебрегают мнением старших о своей внешно­сти, ориентируются в основном на нормы своего круга. Естественно, каждый человек имеет право выбора собственных ценностей. Но и старшее поколение имеет такое же право на собственное мнение. По­этому остается выбирать — или игнорировать возможную предубеж­денность старших относительно аксессуаров молодежной моды, либо относиться к ней как к важному компоненту взаимодействия с пред­ставителями иного возраста, иных жизненных ценностей.

Человек в ситуациях взаимодействия никогда не располагает пол­ной информацией о причинах поведения другого человека, поэтому он невольно вынужден ориентироваться на собственное субъективное представление о них. Зачастую он проявляет большую склонность не к исследованию того, что развертывается на его глазах, а к приписы­ванию ему определенных причин на основе своего представления о происходящем. В психологии даже возникло особое направление ис­следования, изучающее объяснения, которые использует человек для интерпретации поступков другого человека путем приписывания ему некоторых чувств, мыслей, намерений. Это направление получило название каузальной атрибуции, то есть причинной интерпретации (от латин. causa — причина и atributio — придаю, наделяю).

Наиболее общими закономерностями каузальной атрибуции явля­ются следующие:

1. Люди, воспринимая и познавая друг друга, обычно не ограни­чиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся спроецировать свои выводы относительно конкретного поведения партнера по общению на его личностные качества. При этом себя они

-25-


склонны оценивать ситуативно, то есть оправдывать собственные проступки внешними обстоятельствами. Других стремятся оценить «по-максимуму», то есть, игнорируя обстоятельства, сразу выходить на личностный уровень.

Несколько иное проявление этого же явления заключается в объ­яснении неудачных результатов своей деятельности внешними фак­торами, а успешных — внутренними, тогда как по отношению к дру­гим людям успех объясняется чаще всего везением, неудача — есте­ственным результатом их личностных особенностей.

2. Информация о человеке, получаемая в процессе наблюдения, чаще всего недостаточна для того, чтобы сделать определенные вы­воды. Поскольку человек обычно стремится к определенной завер­шенности своих действий, то выйти из ситуации общения с ощуще­нием ее незавершенности ему труднее, чем сделать выводы на осно­вании чисто умозрительных заключений. Поэтому он неосознаваемо стремится найти вероятные причины и черты личности и приписать их партнеру.

3. На поведение человека в ситуации общения большее влияние зачастую оказывает не непосредственное развитие взаимодействия, а используемая им причинная интерпретация.

4. Способы интерпретации происходящих событий, включаемые в явление каузальной атрибуции, обычно заметно отклоняются от ло­гических норм под действием субъективных (мотивационных и ин­формационных) факторов.

Ошибочная интерпретация педагогом поведения, действий, по­ступков обучаемых может существенно искажать процесс взаимодей­ствия с ними. Причем необходимо помнить, что по мере увеличения стажа и опыта-педагогической деятельности способы объяснения по­ведения других людей становятся все более консервативными, реду­цированными, нередко не дают возможности педагогу своевременно ориентироваться в социальных переменах и изменении психологии студентов.

Качества, значимые для общения

Различают ряд качеств, оказывающих существенное воздействие на процесс общения. К ним относятся:

Общительность — мера стремления личности к общению. По это­му признаку людей делят на чрезмерно или умеренно общительных, необщительных. Крайняя форма психологического отчуждения, ухо­да от любых контактов, погружения в мир собственных пережива­ний, отсутствия потребности в совместной деятельности с другими людьми называетсяаутизмом.

—26—


Общительность как свойство личности проявляется в поиске кон-1 тактов с другими людьми, расширении круга знакомств, высоком уровне активности в процессе межличностного взаимодействия. Не­общительность может быть результатом разных тенденций в жизни человека: а) излишней робости, неадекватно заниженной самооцен­ки, отсутствия навыков общения; б) чрезмерной погруженности че­ловека в какую-либо деятельность; в) переизбытка общения, пере­груженности контактами, что порождает потребность побыть одному;

г) последствий перенесенных ранее эмоциональных травм, боязни вступить в близкое взаимодействие, стремления избегать контактов, чтобы снизить вероятность вновь испытать боль.

Контактность — овладение способами общения. Контактность как индивидуальное свойство общающегося означает его умение вступить в контакт с партнером по общению, то есть преодолеть име­ющиеся барьеры и негативные установки.

О возникновении контакта между преподавателем и студентами можно судить по тому, достигнуты ли в процессе взаимодействия сле­дующие результаты:

• соразмышление — студенты не пассивно воспринимают инфор­мацию, сообщаемую им преподавателем во время лекции или высту­пающими на семинаре другими членами студенческой группы, а раз­мышляют вместе с ними;

• сопереживание — эмоциональное сочувствие тому, что происхо­дит в аудитории, когда преподаватель сумел заинтересовать сту­дентов;

• содействие — результат соразмышления и эмоционального пе­реживания, когда вызвана ответная активность обучаемых: они со­глашаются или возражают, задают вопросы, дополняют, приводят

новые аргументы и факты.

Процесс человеческого общения асимметричен по своей природе:

кто-то из общающихся в каждый конкретный момент трансформи­рует передаваемую информацию в соответствии со своими взгляда­ми, интересами, целями. «Свое» для каждого из собеседников яв­ляется более важным, чем «чужое». Поэтому тот, кто говорит, дол­жен преодолевать определенный барьер в слушающем — завоевы­вать его внимание и заставить себя слушать, добиться понимания и нужного ответа. А для этого необходимо такое качество, как ди-алогичность — готовность в общении настраиваться не только на себя, но и на партнера, учитывать его позицию как равнозначную своей, уважать его взгляды и мнение.

Не менее важным является такое качество, как инициативность — активность человека во взаимодействии, готовность принять на себя ответственность за установление контакта и весь процесс взаимодей­ствия в целом.

—27—


Нараду с позитивно влияющими на общение, существуют качест­ва, оказывающие на него отрицательное воздействие.

Инфантилизм («детскость») — сохранение человеком детских форм поведения, потребность в опеке со стороны, уход от ответствен­ности, неспособность самому справиться с жизненными трудностями. То, что умиляет и восхищает в младенческом возрасте, у взрослых людей вызывает чувство жалости, стремление помочь, удивляет и раздражает.

Нередко родители (а затем и учителя), чрезмерно опекая своих питомцев, из лучших побуждений стремясь убрать из их жизни все­возможные проблемы и трудности, получают в конечном счете вели­ковозрастного младенца, неспособного принять ни одно самостоя­тельное решение. Так в результате подобной опеки формируется симбиотичный тип личности, который может существовать, только «прилепившись» к более сильному человеку, делегировав ему права выбора, принятия решений, активного действия. Человек-симбиотик испытывает безопасность только тогда, когда находится с любым че­ловеком на интимной или по меньшей мере дружеской дистанции, в противном случае он испытывает немотивированную тревогу, напря­женность. Если отношения с человеком, с которым наиболее тесно связан симбиотик, нарушились (например, тот отказывается далее его курировать, служить поводырем), то симбиотик ищет кого-то другого, к кому мог бы точно так же «прирасти». Самостоятельно существовать он просто не умеет.

Нарушает взаимодействие с другими людьми и эгоцентризм (от латин. ego — я и centrum — центр круга) — ориентация человека только на собственную позицию, неспособность изменить ее. Извест­но, что ребенку трудно понять, осознать тот факт, что взгляды, вку­сы, интересы других могут существенно отличаться от его собствен­ных. Только к 12—14 годам детский эгоцентризм начинает преодо­леваться путем формирования способности к децентрации. Различа­ют следующие виды эгоцентризма:

1. Познавательный, характеризующий процессы восприятия и мышления. «Мое мнение самое верное», «Мое понимание данного курса является наиболее истинным», «У других авторов по этому вопросу понять ничего невозможно, занимайтесь только по моему конспекту лекций» — типичные приемы познавательного эгоцент­ризма в педагогической деятельности.

2. Моральный, заключающийся в стремлении добиться, чтобы другие люди поступали и действовали именно таким образом, как это представляет эгоцентрист. В подобных случаях у них отбирают право на собственное мнение, на особое видение ситуации, на индивиду­альность.

3. Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации —28—


другим людям одновременно с нежеланием считаться с их ограничен­ными возможностями в ее декодировании. Так, преподаватель, чита­ющий лекцию для первокурсников, исходит только из того, как удоб­но ему или же как считает он сам, игнорируя зачастую тот факт, что слушателям многие из новых терминов просто непонятны.

Эгоцентризм, доведенный до своего крайнего значения, получил название эгоизма. Эгоизм — это ценностная ориентация человека, основанная исключительно на соблюдении личных интересов в лю­бых ситуациях жизнедеятельности, игнорировании потребности дру­гих людей и социальных групп. Эгоизм имеет тенденцию становиться доминирующей направленностью личности. В расчет принимаются только собственные интересы, переживания, внимание концентриру­ется только на собственном я,— себялюбие и равнодушие к другим людям (их непосредственным переживаниям или жизненно важным интересам). В зрелом возрасте доминирование эгоистической направ­ленности в личностной структуре может сопровождаться отчуждени­ем от окружающего мира и людей, переживанием своей изолирован­ности, ненужности, одиночества во враждебном окружении.

Качеством, противоположным эгоизму, является альтруизм — по­требность в оказании безвозмездной, бескорыстной помощи другим людям. В системе ценностных ориентации альтруиста центральным мотивом и критерием нравственной оценки собственного поведения являтся удовлетворение интересов другого человека или определен­ной социальной общности. Следует отметить, что альтруизм — не всегда безусловно положительное качество, точно так же как и здо­ровый, умеренный эгоизм является неотъемлемым компонентом структуры личности. Попытка оказать добрую услугу другому чело­веку, который не нуждается в ней или не может ее принять в связи с известными только ему обстоятельствами, может быть еще более неприятной, чем прямое проявление эгоизма.

Date: 2015-09-24; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию