Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная перцепция
Процесс коммуникации и взаимодействия общающихся сопровождается их постоянными перцептивными действиями — взаимным восприятием участников общения. Для достижения эффективности общения важно, чтобы партнеры постоянно оценивали уровень взаимопонимания, осознавали особенности друг друга, стремились понять, что движет словами, поступками, отношениями собеседника. Иными словами, происходит реконструкция внутреннего мира другого человека, которая осуществляется: а) на основании того, что внешне проявляется в словах, жестах, мимике, поступках, поведении другого человека; б) с учетом того, что смог заметить, идентифицировать партнер по общению; в) в соответствии со способами интерпретации, которые он готов использовать для анализа конкретной ситуации. При этом отдельные внешние проявления могут иметь .22- множество внутренних причин, один и тот же поступок — совершенно разные предпосылки. Следовательно, процесс взаимодействия с другими людьми — это постоянное решение конкретных психологических задач на основе данных, предоставляемых восприятием. Перцептивный компонент общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Точность реконструкции внутреннего мира партнера по общению придает процессу общения осознанный характер, обеспечивает успешность согласования действий общающихся. Наряду с непосредственной информацией, получаемой общающимися друг о друге в ходе контакта, существуют особые механизмы межличностного восприятия, принимающие участие в актах взаимного познания: идентификация, рефлексия и стереотипизация. Рассмотрим их особенности в проекции на процесс общения. Идентификация — это осознанное или бессознательное уподобление себя с другим человеком и другого человека с собой. Благодаря этому создается возможность понять поступки этого человека, которая базируется на довольно шатком предположении, что все люди в одинаковых ситуациях чувствуют и ведут себя также одинаково. Мы как бы ставим себя на место другого человека и восстанавливаем в памяти, что сами испытывали, переживали в соответствующий момент. На этом основании могут возникать существенные ошибки. Так, есть люди, которые в сильном горе словно каменеют, их мысли и чувства блокируются. И чем сильнее травмирующее переживание, тем более спокойным внешне выглядит такой человек. Те люди, которые предпочитают изливать свои переживания в слезах, жалобах, причитаниях, на основании неправильного подхода делают заключение: «Ну и твердокаменный же он (она), ни слезинки не проронил, значит, горе его (ее) не так уж и велико». Идентификация дает возможность рассуждать отстраненно, со стороны, путем прямого сопоставления или отождествления и рациональных выводов о схожести или различии состояний. Другой механизм, в ситуациях общения,— рефлексия. Понятие рефлексии в психологии — это универсальный механизм, включающийся в мышление, самопознание, самоуправление. В акте социальной перцепции рефлексия представляет собой осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Понять другого на рефлексивном уровне — значит осознать, как он относится к субъекту восприятия. Описывая этот процесс, часто используют аналогию удвоенного зеркального отображения: человек, отражая другого, отражается сам в зеркале восприятия этого другого. Третий механизм, проявляющийся в процессе межличностного восприятия,— стереотипизация, то есть интерпретация причин по- —23— ведения путем отнесения к уже известным или предполагаемым явлениям, подведение формы поведения под определенный класс. Поскольку в качестве таких оснований для классификации человек часто использует социальные стереотипы, весь процесс подобного отнесения получил название стереотипизации. В данном аспекте стереотип — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Обычно подобный образ формируется под влиянием обобщения информации, полученной из книг, кинофильмов, запомнившихся отдельных высказываний окружающих, мнений авторитетных лиц, а также обобщения личного опыта человека. Формируются не всегда осознаваемые субъективные эталоны, на основании которых оценивают конкретных людей. В исследовании А. А. Бодалева, специально изучавшего особенности восприятия человека человеком, было выявлено наличие у людей консервативных представлений о связи между внешностью человека и чертами его характера. Наиболее часто встречаются такие стереотипные утверждения: люди с квадратными подбородками обладают сильной волей; люди с большим, высоким лбом и те, кто носит очки,— умные; люди ниже среднего роста обладают комплексом неполноценности, от которого они стремятся избавиться сверхнормативным уровнем активности, желанием всеми командовать; полные люди более добрые, чем худые; тонкие губы — признак злости, скрытности и ханжества. Несомненно, что придание этим эталонам сверхзначимости, попытка с их помощью разрешать проблемы конкретного взаимодействия может привести к ошибочной интерпретации поведения других людей, серьезно деформировать отношения с ними. Нередко излишняя склонность подводить все жизненные впечатления под определенные стереотипы приобретает характер предубежденности. Способствует возникновению предубежденности и предваряющая процесс общения информация. В экспериментах А. А. Бодалева двум группам студентов дали фотографию одного и того же человека. Одной группе было сообщено, что это — видный ученый, другой — что это преступник. Затем предлагалось описать его наружность. По мнению студентов первой группы, весь облик данного человека свидетельствует о том, что он много и напряженно работает, добрый, отзывчивый, умный, глаза у него умные и ласковые. Студенты второй группы утверждали, что это портрет человека жестокого, решительного и коварного, порочную натуру которого выдают его глаза — злые и беспощадные. Еще более удивительные данные были получены в следующем исследовании американских психологов. Группе опытных экспертов, являвшихся одновременно преподавателями вузов (всего 400 человек), были розданы личные дела студентов, содержащие анкеты, ав- —24— тобиографии, фотокарточки, образцы письменных работ и т. д. Каждый эксперт должен был, пользуясь общей для всех схемой, охарактеризовать студента, личное дело которого он изучал. Когда заключения всех экспертов были составлены, исследователи увидели, что большая часть полученного материала отчетливо подразделяется на две группы — с положительным и отрицательным контекстом описания и общей итоговой оценкой. Лишь несколько экспертов дали ответы, которые не могли быть квалифицированы однозначно — как положительные или отрицательные. На самом деле все 400 экспертов получили одно и то же отксеро-копированное личное дело, только в половину папок была вложена фотография симпатичного, серьезного молодого человека, а во вторую половину — фатоватого, малопривлекательного человека такого же возраста. Оказалось, что опытные, квалифицированные эксперты, располагая массой объективных данных, фактически их игнорировали, «работала» только фотография. Никто не сообщал экспертам, что они должны обращать внимание на внешность студента, но именно внешность оказалась решающей для результатов экспертизы. Многие студенты пренебрегают мнением старших о своей внешности, ориентируются в основном на нормы своего круга. Естественно, каждый человек имеет право выбора собственных ценностей. Но и старшее поколение имеет такое же право на собственное мнение. Поэтому остается выбирать — или игнорировать возможную предубежденность старших относительно аксессуаров молодежной моды, либо относиться к ней как к важному компоненту взаимодействия с представителями иного возраста, иных жизненных ценностей. Человек в ситуациях взаимодействия никогда не располагает полной информацией о причинах поведения другого человека, поэтому он невольно вынужден ориентироваться на собственное субъективное представление о них. Зачастую он проявляет большую склонность не к исследованию того, что развертывается на его глазах, а к приписыванию ему определенных причин на основе своего представления о происходящем. В психологии даже возникло особое направление исследования, изучающее объяснения, которые использует человек для интерпретации поступков другого человека путем приписывания ему некоторых чувств, мыслей, намерений. Это направление получило название каузальной атрибуции, то есть причинной интерпретации (от латин. causa — причина и atributio — придаю, наделяю). Наиболее общими закономерностями каузальной атрибуции являются следующие: 1. Люди, воспринимая и познавая друг друга, обычно не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся спроецировать свои выводы относительно конкретного поведения партнера по общению на его личностные качества. При этом себя они -25- склонны оценивать ситуативно, то есть оправдывать собственные проступки внешними обстоятельствами. Других стремятся оценить «по-максимуму», то есть, игнорируя обстоятельства, сразу выходить на личностный уровень. Несколько иное проявление этого же явления заключается в объяснении неудачных результатов своей деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними, тогда как по отношению к другим людям успех объясняется чаще всего везением, неудача — естественным результатом их личностных особенностей. 2. Информация о человеке, получаемая в процессе наблюдения, чаще всего недостаточна для того, чтобы сделать определенные выводы. Поскольку человек обычно стремится к определенной завершенности своих действий, то выйти из ситуации общения с ощущением ее незавершенности ему труднее, чем сделать выводы на основании чисто умозрительных заключений. Поэтому он неосознаваемо стремится найти вероятные причины и черты личности и приписать их партнеру. 3. На поведение человека в ситуации общения большее влияние зачастую оказывает не непосредственное развитие взаимодействия, а используемая им причинная интерпретация. 4. Способы интерпретации происходящих событий, включаемые в явление каузальной атрибуции, обычно заметно отклоняются от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов. Ошибочная интерпретация педагогом поведения, действий, поступков обучаемых может существенно искажать процесс взаимодействия с ними. Причем необходимо помнить, что по мере увеличения стажа и опыта-педагогической деятельности способы объяснения поведения других людей становятся все более консервативными, редуцированными, нередко не дают возможности педагогу своевременно ориентироваться в социальных переменах и изменении психологии студентов. Качества, значимые для общения Различают ряд качеств, оказывающих существенное воздействие на процесс общения. К ним относятся: Общительность — мера стремления личности к общению. По этому признаку людей делят на чрезмерно или умеренно общительных, необщительных. Крайняя форма психологического отчуждения, ухода от любых контактов, погружения в мир собственных переживаний, отсутствия потребности в совместной деятельности с другими людьми называетсяаутизмом. —26— Общительность как свойство личности проявляется в поиске кон-1 тактов с другими людьми, расширении круга знакомств, высоком уровне активности в процессе межличностного взаимодействия. Необщительность может быть результатом разных тенденций в жизни человека: а) излишней робости, неадекватно заниженной самооценки, отсутствия навыков общения; б) чрезмерной погруженности человека в какую-либо деятельность; в) переизбытка общения, перегруженности контактами, что порождает потребность побыть одному; г) последствий перенесенных ранее эмоциональных травм, боязни вступить в близкое взаимодействие, стремления избегать контактов, чтобы снизить вероятность вновь испытать боль. Контактность — овладение способами общения. Контактность как индивидуальное свойство общающегося означает его умение вступить в контакт с партнером по общению, то есть преодолеть имеющиеся барьеры и негативные установки. О возникновении контакта между преподавателем и студентами можно судить по тому, достигнуты ли в процессе взаимодействия следующие результаты: • соразмышление — студенты не пассивно воспринимают информацию, сообщаемую им преподавателем во время лекции или выступающими на семинаре другими членами студенческой группы, а размышляют вместе с ними; • сопереживание — эмоциональное сочувствие тому, что происходит в аудитории, когда преподаватель сумел заинтересовать студентов; • содействие — результат соразмышления и эмоционального переживания, когда вызвана ответная активность обучаемых: они соглашаются или возражают, задают вопросы, дополняют, приводят новые аргументы и факты. Процесс человеческого общения асимметричен по своей природе: кто-то из общающихся в каждый конкретный момент трансформирует передаваемую информацию в соответствии со своими взглядами, интересами, целями. «Свое» для каждого из собеседников является более важным, чем «чужое». Поэтому тот, кто говорит, должен преодолевать определенный барьер в слушающем — завоевывать его внимание и заставить себя слушать, добиться понимания и нужного ответа. А для этого необходимо такое качество, как ди-алогичность — готовность в общении настраиваться не только на себя, но и на партнера, учитывать его позицию как равнозначную своей, уважать его взгляды и мнение. Не менее важным является такое качество, как инициативность — активность человека во взаимодействии, готовность принять на себя ответственность за установление контакта и весь процесс взаимодействия в целом. —27— Нараду с позитивно влияющими на общение, существуют качества, оказывающие на него отрицательное воздействие. Инфантилизм («детскость») — сохранение человеком детских форм поведения, потребность в опеке со стороны, уход от ответственности, неспособность самому справиться с жизненными трудностями. То, что умиляет и восхищает в младенческом возрасте, у взрослых людей вызывает чувство жалости, стремление помочь, удивляет и раздражает. Нередко родители (а затем и учителя), чрезмерно опекая своих питомцев, из лучших побуждений стремясь убрать из их жизни всевозможные проблемы и трудности, получают в конечном счете великовозрастного младенца, неспособного принять ни одно самостоятельное решение. Так в результате подобной опеки формируется симбиотичный тип личности, который может существовать, только «прилепившись» к более сильному человеку, делегировав ему права выбора, принятия решений, активного действия. Человек-симбиотик испытывает безопасность только тогда, когда находится с любым человеком на интимной или по меньшей мере дружеской дистанции, в противном случае он испытывает немотивированную тревогу, напряженность. Если отношения с человеком, с которым наиболее тесно связан симбиотик, нарушились (например, тот отказывается далее его курировать, служить поводырем), то симбиотик ищет кого-то другого, к кому мог бы точно так же «прирасти». Самостоятельно существовать он просто не умеет. Нарушает взаимодействие с другими людьми и эгоцентризм (от латин. ego — я и centrum — центр круга) — ориентация человека только на собственную позицию, неспособность изменить ее. Известно, что ребенку трудно понять, осознать тот факт, что взгляды, вкусы, интересы других могут существенно отличаться от его собственных. Только к 12—14 годам детский эгоцентризм начинает преодолеваться путем формирования способности к децентрации. Различают следующие виды эгоцентризма: 1. Познавательный, характеризующий процессы восприятия и мышления. «Мое мнение самое верное», «Мое понимание данного курса является наиболее истинным», «У других авторов по этому вопросу понять ничего невозможно, занимайтесь только по моему конспекту лекций» — типичные приемы познавательного эгоцентризма в педагогической деятельности. 2. Моральный, заключающийся в стремлении добиться, чтобы другие люди поступали и действовали именно таким образом, как это представляет эгоцентрист. В подобных случаях у них отбирают право на собственное мнение, на особое видение ситуации, на индивидуальность. 3. Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации —28— другим людям одновременно с нежеланием считаться с их ограниченными возможностями в ее декодировании. Так, преподаватель, читающий лекцию для первокурсников, исходит только из того, как удобно ему или же как считает он сам, игнорируя зачастую тот факт, что слушателям многие из новых терминов просто непонятны. Эгоцентризм, доведенный до своего крайнего значения, получил название эгоизма. Эгоизм — это ценностная ориентация человека, основанная исключительно на соблюдении личных интересов в любых ситуациях жизнедеятельности, игнорировании потребности других людей и социальных групп. Эгоизм имеет тенденцию становиться доминирующей направленностью личности. В расчет принимаются только собственные интересы, переживания, внимание концентрируется только на собственном я,— себялюбие и равнодушие к другим людям (их непосредственным переживаниям или жизненно важным интересам). В зрелом возрасте доминирование эгоистической направленности в личностной структуре может сопровождаться отчуждением от окружающего мира и людей, переживанием своей изолированности, ненужности, одиночества во враждебном окружении. Качеством, противоположным эгоизму, является альтруизм — потребность в оказании безвозмездной, бескорыстной помощи другим людям. В системе ценностных ориентации альтруиста центральным мотивом и критерием нравственной оценки собственного поведения являтся удовлетворение интересов другого человека или определенной социальной общности. Следует отметить, что альтруизм — не всегда безусловно положительное качество, точно так же как и здоровый, умеренный эгоизм является неотъемлемым компонентом структуры личности. Попытка оказать добрую услугу другому человеку, который не нуждается в ней или не может ее принять в связи с известными только ему обстоятельствами, может быть еще более неприятной, чем прямое проявление эгоизма. Date: 2015-09-24; view: 353; Нарушение авторских прав |