Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обсуждение основных теоретических положений по теме
При рассмотрении основных теоретических вопросов желательно затронуть следующие аспекты: характеристика общения как процесса межличностного взаимодействия; функции общения; структура общения; средства общения; межличностные конфликты; формы и виды общения; механизмы восприятия человека человеком; особенности педагогического общения; индивидуальные и возрастные особенности общения; пути оптимизации общения. Этап теоретического разбора можно использовать для актуализации переживаний, связанных с общением, и их осмысления. Для этого можно предложить слушателям следующую последовательность работы над ответами: а) написать кратко ответ на заданный вопрос; б) дать ответ на тот же вопрос в устной форме соседу; в) выступить с тем же ответом перед группой. Это дает студентам возможность уловить, почувствовать разницу между непосредственной работой с информацией (монолог), общением в диаде (диалог) и общением с аудиторией (полилог). Можно еще более расширить диапазон проблемности, например, задать разные варианты аудитории, перед которой должен выступить студент, и целей взаимодействия с ней. Так, могут быть предложены следующие варианты: а) представить, что соответствующее сообщение следует сделать для аудитории, в которой собраны люди, никогда не изучавшие психологию; куда выступающего направили, чтобы заполнить 2 часа времени, вместо другого преподавателя; б) это студенты технического вуза, у которых проблема общения —41— входит в общий, но весьма краткий курс психологии (27 часов); в) это студенты — будущие практические психологи; г) это преподаватели вуза, участвующие в психологическом семинаре; д) руководители предприятий, приехавшие на переподготовку. Можно предложить каждому студенту дать несколько инструментовок выступления и аргументировать их целесообразность. Работа с методиками по изучению особенностей общения СТИЛИ ОБЩЕНИЯ Методика К. Томаса (адаптированный вариант И. В. Гришиной) С помощью данной методики определяют типичные для человека способы реагирования на конфликтные ситуации. Инструкция: «из двух вариантов ответов выберите тот, который в большей степени соответствует вашему мнению. Помните, что ваша задача — выбрать более предпочтительный ответ из двух возможных альтернатив. Поэтому вас не должно смущать, что некоторые формулировки повторяются — ведь в новом варианте они оказываются «в паре» с другим альтернативным действием. Выбрав определенный ответ, запишите номер и индекс в опросном листе. 1: а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 2: а) я стараюсь найти компромиссное решение; б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 3: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 4: а) я стараюсь найти компромиссное решение; б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5: а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого; б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6: а) я пытаюсь избежать возникновения неприятности для себя; б) я стараюсь добиться своего. — 42 — 7: а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы fco временем решить его окончательно; б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 9; а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий; б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10: а) я твердо стремлюсь добиться своего; б) я пытаюсь найти компромиссное решение. 11: а) первым делом я стремлюсь четко определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 12: а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. 13: а) я предпочитаю среднюю позицию; б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14: а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его .взглядах; б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов., 15: а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; '; б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16: а) я стараюсь не задеть чувств другого; б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18: а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем; " б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем 'мнении, если он идет мне навстречу. 19: а) первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь отложить решение спорных вопросов с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 20: а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия; б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. —43— 21: а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к желаниям другого; б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22: а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека; б) я отстаиваю свои желания. 23: а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас; б) иногда предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24: а) если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям; б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25: а) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов; б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26: а) я обычно предлагаю среднюю позицию; б) я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого из нас. 27: а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) если это важно для другого, я дам ему возможность настоять на своем. 28: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. 29: а) я предлагаю среднюю позицию; б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. ЗО: а) я стараюсь не задеть чувств другого; б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Для работы используется схема, предлагаемая в конце описания методики. Подсчитывается количество индексов, зачеркнутых внутри каждой колонки. На основании методики можно определить преобладающую у человека стратегию взаимодействия с другими людьми: насколько он склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, коллективе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. —44— Рассчитывают пять показателей: 1. Соперничество, соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Сотрудничество, то есть настроенность всех участников взаимодействия на получение результата, полностью удовлетворяющего интересы сторон. 3. Компромисс, отход от интересов дела ради сбережения отношений. 4. Избегание, для которого характерно стремление к самоустранению из ситуаций (то есть отсутствует как стремление к кооперации, так и стремление к достижению собственных целей). Приоритет отдается достижению душевного комфорта путем немедленного выхода из ситуации, отказа от решения проблемы. 5. Приспособление, противоположная соперничеству стратегия, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Схема, на основании которой заполняют тесты и обрабатывают результаты:
Считают, что, избегая конфликта, ни одна из сторон не достигает успеха. При этом только сотрудничество приводит к тому, что обе стороны оказываются в выиграше. Остальные же стратегии приводят -45- либо к одностороннему выиграшу (другая сторона оказывается в про-играше), либо к снижению результатов (страдают или отношения, или дело). Однако при некоторых жизненных обстоятельствах (время, отводимое на решение, объективная и субъективная степени важности проблемы, партнеры по взаимодействию) та или иная стратегия может оказаться более предпочтительной. Date: 2015-09-24; view: 380; Нарушение авторских прав |