Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение основных теоретических положений по теме





При рассмотрении основных теоретических вопросов желательно затронуть следующие аспекты: характеристика общения как процес­са межличностного взаимодействия; функции общения; структура общения; средства общения; межличностные конфликты; формы и виды общения; механизмы восприятия человека человеком; особен­ности педагогического общения; индивидуальные и возрастные осо­бенности общения; пути оптимизации общения.

Этап теоретического разбора можно использовать для актуализа­ции переживаний, связанных с общением, и их осмысления. Для это­го можно предложить слушателям следующую последовательность работы над ответами: а) написать кратко ответ на заданный вопрос;

б) дать ответ на тот же вопрос в устной форме соседу; в) выступить с тем же ответом перед группой. Это дает студентам возможность уловить, почувствовать разницу между непосредственной работой с информацией (монолог), общением в диаде (диалог) и общением с аудиторией (полилог).

Можно еще более расширить диапазон проблемности, например, задать разные варианты аудитории, перед которой должен высту­пить студент, и целей взаимодействия с ней. Так, могут быть пред­ложены следующие варианты: а) представить, что соответствующее сообщение следует сделать для аудитории, в которой собраны люди, никогда не изучавшие психологию; куда выступающего направили, чтобы заполнить 2 часа времени, вместо другого преподавателя;

б) это студенты технического вуза, у которых проблема общения

—41—


входит в общий, но весьма краткий курс психологии (27 часов); в) это студенты — будущие практические психологи; г) это препода­ватели вуза, участвующие в психологическом семинаре; д) руково­дители предприятий, приехавшие на переподготовку. Можно пред­ложить каждому студенту дать несколько инструментовок выступ­ления и аргументировать их целесообразность.

Работа с методиками по изучению особенностей общения

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ Методика К. Томаса (адаптированный вариант И. В. Гришиной)

С помощью данной методики определяют типичные для человека способы реагирования на конфликтные ситуации.

Инструкция: «из двух вариантов ответов выберите тот, который в большей степени соответствует вашему мнению. Помните, что ваша задача — выбрать более предпочтительный ответ из двух возможных альтернатив. Поэтому вас не должно смущать, что некоторые фор­мулировки повторяются — ведь в новом варианте они оказываются «в паре» с другим альтернативным действием. Выбрав определенный ответ, запишите номер и индекс в опросном листе.

1: а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2: а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого че­ловека и моих собственных.

3: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4: а) я стараюсь найти компромиссное решение;

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради ин­тересов другого человека.

5: а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого;

б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6: а) я пытаюсь избежать возникновения неприятности для себя;

б) я стараюсь добиться своего.

— 42 —


7: а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы fco временем решить его окончательно;

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9; а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никших разногласий;

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10: а) я твердо стремлюсь добиться своего;

б) я пытаюсь найти компромиссное решение. 11: а) первым делом я стремлюсь четко определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить

наши отношения.

12: а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы­звать споры;

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. 13: а) я предпочитаю среднюю позицию;

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14: а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его

.взглядах;

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих

взглядов., 15: а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

'; б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­жения.

16: а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

18: а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность

настоять на своем;

" б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем

'мнении, если он идет мне навстречу.

19: а) первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) я стараюсь отложить решение спорных вопросов с тем, что­бы со временем решить их окончательно.

20: а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

—43—


21: а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к желаниям другого;

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22: а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека;

б) я отстаиваю свои желания.

23: а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

б) иногда предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

24: а) если позиция другого кажется ему очень важной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям;

б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25: а) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;

б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желани­ям другого.

26: а) я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить интересы каждого из нас.

27: а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы­звать споры;

б) если это важно для другого, я дам ему возможность настоять на своем.

28: а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29: а) я предлагаю среднюю позицию;

б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

ЗО: а) я стараюсь не задеть чувств другого;

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совме­стно могли добиться успеха.

Для работы используется схема, предлагаемая в конце описания

методики. Подсчитывается количество индексов, зачеркнутых внут­ри каждой колонки.

На основании методики можно определить преобладающую у че­ловека стратегию взаимодействия с другими людьми: насколько он склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, коллективе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, ста­рается обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

—44—


Рассчитывают пять показателей:

1. Соперничество, соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Сотрудничество, то есть настроенность всех участников взаимо­действия на получение результата, полностью удовлетворяющего ин­тересы сторон.

3. Компромисс, отход от интересов дела ради сбережения отноше­ний.

4. Избегание, для которого характерно стремление к самоустране­нию из ситуаций (то есть отсутствует как стремление к кооперации, так и стремление к достижению собственных целей). Приоритет от­дается достижению душевного комфорта путем немедленного выхода из ситуации, отказа от решения проблемы.

5. Приспособление, противоположная соперничеству стратегия, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Схема, на основании которой заполняют тесты и обрабатывают результаты:

Номера п/п   Показатели   Номера п/п   Показатели  
I II III IV V   I II III IV V  
  а* б     б а  
  ба. б     а б  
  а б     б а  
  а     а б  
  а б     а б  
  б а     б а  
  б а     б а  
  в б     а б  
  б а     б а  
  а б     а б  
  а б     б а  
  б а     а б  
  б а     а б  
  б а     • а б  
  б а     б а  

Считают, что, избегая конфликта, ни одна из сторон не достигает успеха. При этом только сотрудничество приводит к тому, что обе стороны оказываются в выиграше. Остальные же стратегии приводят

-45-


либо к одностороннему выиграшу (другая сторона оказывается в про-играше), либо к снижению результатов (страдают или отношения, или дело). Однако при некоторых жизненных обстоятельствах (вре­мя, отводимое на решение, объективная и субъективная степени важ­ности проблемы, партнеры по взаимодействию) та или иная страте­гия может оказаться более предпочтительной.

Date: 2015-09-24; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию