Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретическая часть
Семиченко В. А. Психологія спілкування.— К.: «Магістр-S», 1998.— 152 с. Рос. мовою. ISBN 966—557—024—2 Розкрито сутність, структуру, види, функції і значення спілкування в житті людини, наведено методики, завдання, тести, вправи, тренінги для перевірки здатності людей до повноцінного спілкування. Зміст праці допоможе представникам будь-якої професії підвищити рівень культури спілкування в різних життєвих ситуаціях. Для викладачів і студентів вузів, учнів середньої школи, усіх, хто прагне глибше зрозуміти психічні явища, пов'язані із спілкуванням. Раскрыты сущность, структура, виды, функции и значение общения в жизни человека, приведены методики, задания, тесты, упражнения, тренинги для проверки способности людей к полноценному общению. Материал поможет представителям любой профессии повысить уровень культуры общения в различных жизненных ситуациях. Для преподавателей и студентов вузов, учащихся средней школы, всех, кто стремится глубже понять психические явления, связанные с общением. ББК 88.5я73
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Человек, взаимодействуя с окружающим миром, реализуя спонтанно или целенаправленно свою активность, вынужден соотносить свои поступки с людьми. Действия людей, в свою очередь, порождают у него определенный эмоциональный отклик. Индивид может испытывать большую или меньшую потребность во взаимодействии с окружающими, зависимость от них на разных этапах своей жизни. Взаимодействие между людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения, в психологии называют общением. Данное определение весьма приблизительно. Общение — слишком сложный феномен в жизни человека и человечества в целом, чтобы все многообразие проявляемых в межличностных отношениях смысловых и содержательных аспектов свести к краткой формулировке. Поэтому попробуем подойти к проблеме общения, рассматривая отдельные его стороны. Проблема общения занимает одно из центральных мест не только в науке психологии, но и в жизни каждого конкретного человека. Знание сущности общения, его закономерностей, особенностей организации необходимо каждому для повышения общего качества жизни, улучшения отношений с другими людьми. В этом может помочь читателю содержание предлагаемой работы. Данная разработка представляет часть (один модуль) единой технологической системы преподавания и изучения общего курса психологии. В содержание модуля включены общие теоретические положения по проблеме, набор заданий, тестов, методик, упражнений, тре-нингов. Материалы модуля могут быть использованы преподавателями для отбора содержания учебных занятий, для организации самостоятельной работы студентов. На их основе может быть организована работа по повышению психологической компетентности учителей. Полезны они могут быть и для практических психологов. Функции общения в жизни человека Функции общения можно рассматривать на разных уровнях: оценивая общение как важный фактор развития психики, на уровне жизнедеятельности конкретного человека, на уровне разрешения конкретной ситуации взаимодействия. Несомненно, в локальных ситуациях общение может иметь разную функциональную нагрузку. По-разному может осознавать функциональные возможности общения в своей жизни и конкретный человек. Тем не менее необходимо ориентироваться во всем диапазоне функций, которые потенциально может выполнять общение. В масштабах жизнедеятельности человека общение, то есть взаимодействие с другими людьми, является, во-первых, главным условием выживания, во-вторых, обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности. Ребенок, изолированный,от общества людей, не может овладеть механизмами человеческого поведения, познания, совокупным опытом человечества. Помимо этих интегральных функций, психологи выделяют еще восемь, реализуемых в любом процессе взаимодействия и обеспечивающих достижение в процессе общения определенных целей: 1) контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимосвязи во время взаимодействия; 2) информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, замыслами, решениями, состояниями), выдача запроса на информацию или ответа на полученный от партнера запрос; 3) побудительную — стимулирование партнера по общению или общающегося (аутостимулирование), направление его активности на выполнение определенных действий; 4) координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности; 5) понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, а также взаимопонимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний); 6) амотивную — целенаправленное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний или неосознаваемый «обмен эмоциями», изменение с помощью партнера собственных переживаний и состояний; 7) установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей социальной общности, в которой данный человек находится; 8) оказания влияния — изменение состояния, поведения, ценно-стно-мотивационной сферы, личностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности, вкусов, норм и стандартов поведения, оценки и др.). Знание интегральных функций, выполняемых общением в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины отклонений, нарушений этого процесса, неполноценной структуры и формы общения, в которое включался человек на протяжении своего жизненного пути. Неадекватные формы общения человека в прошлом существенно влияют на его личностное развитие, определяют проблемы, стоящие перед ним в текущем взаимодействии. Ориентация в локальных функциях, выполняемых общением в ситуациях непосредственного взаимодействия, помогает адресно выявлять причины возникающих трудностей взаимодействия между людьми. Часто, рассматривая единый процесс общения, исследователи ограничиваются выделением трех его сторон: коммуникативной (передача информации), интерактивной (взаимодействие) и перцептивной (взаимовосприятие). Коммуникативность в общении предполагает обобщение всех информационных процессов, происходящих между людьми. Взаимодействие — это обмен действиями, поступками. Перцептивность процесса общения включает восприятие партнерами друг друга, интерпретацию полученных результатов, их оценивание и т. д. В свою очередь, эти составляющие общения могут быть рассмотрены как относительно самостоятельные процессы, играющие важную роль во взаимодействии между людьми. В частности, коммуникация как обмен информацией в процессе общения возможна в том случае, если общающиеся стороны используют общую систему кодирования и декодирования информации. Тот, кто в ситуации общения выступает источником информации, называется коммуникатором. Делая свое сообщение актом восприятия другого человека (реципиента), он не просто «выдает» известные ему сведения в произвольной форме, а совершает операцию перевода их в значения слов, то есть кодирует их, отбирая для этой цели доступные средства. Реципиент должен выполнить встречную операцию декодирования, то есть выявить, «открыть», вычленить из сообщения заложенные в него смыслы и значения. Таким образом, чтобы коммуникация осуществилась, необходимо, чтобы общающиеся пользовались одной и той же системой кодификации и декодификации значений, иначе она усложняется или становится невозможной. При этом иногда общающиеся могут разговаривать «на одном языке», но вкладывать в употребляемые слова разные значения. Под значением в психологии понимают содержание, которое вкладывается в тот или иной знак, сигнал, любой опосредствующий реальный объект или идею-символ. Значения слов, сформировавшиеся в общественно-историческом опыте человечества, могут не совпадать с их субъективными значениями, присваемыми в процессе онтогенеза личностными смыслами. Проиллюстрируем эти общие положения на примере педагогической системы. Психологи выясняли у школьников, какой смысл они вкладывают в те или иные слова. Оказалось, что некоторые понятия, традиционно используемые взрослыми в «воспитательных целях», у детей имеют совсем иное значение. Например, «быть смелым» у шестиклассников иногда означает «не слушаться старших, вступать с ними в пререкания». Учитель, подбадривая робкого ученика призывом «быть посмелее», может получить в результате совсем иную поведенческую реакцию, чем ожидаемую. Сообщая ученику определенные знания, преподаватель одновременно передает свое отношение к этим знаниям, открытое для себя их значение, осуществленную им трансформацию смыслов, заключающихся в данных знаниях. Например, можно преподавать психологию как отрасль знаний и обучаемые будут старательно запоминать и пересказывать психологическую информацию на семинарах. А можно организовать занятия таким образом, чтобы раскрыть студентам значение той или иной единицы психологических знаний в жизни любого человека, в том числе преподавателя. И в конечном итоге подвести к осознанию смысла психологии как важнейшего мировоззренческого компонента, дающего возможность повысить «качество человеческого существования». Но при этом каждый из студентов, в свою очередь, может вкладывать в изучение психологии свой смысл — например, овладеть психологическими знаниями для того, чтобы манипулировать действиями и поступками других людей. Или для того, чтобы самоутвердиться среди тех, кто не владеет психологическими знаниями. Или для преодоления внутренних конфликтов, мешающих жить и взаимодействовать с другими людьми. Общение как межличностное взаимодействие представляет собой совокупность связей и взаимовлияний, возникающих и закрепляющихся между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности. Регулятором этих связей являются вырабатываемые в любом обществе социальные нормы — определенные образцы, регламентирующие поведение людей (одобряемые и ожидаемые от каждого). К нарушителям этих норм применяют механизмы социального контроля, с помощью которых окружающие стремятся вернуть «нарушителя» к нормативному поведению (неодобрение, порицание, осуждение, наказание). Диапазон социальных норм весьма широк — от ограничений, накладываемых на внешний вид (длину волос и юбок), от принятых в данной культуре ритуалов приветствия и прощания — до кодексов чести, проявлений гражданского долга и патриотизма. Иногда эти нормы очень гибкие, дают право варьировать поведение в широких пределах. В других случаях нормативное требование предполагает строго однозначную модель поведения. Сегодняшним студенткам трудно представить, что еще десяток лет назад их ровесниц в брюках не пускали в институт — социальные —6— нормы по отношению к внешнему виду отдельных членов оощества были крайне строги. Однако были еще более суровые для сторонников моды времена. Так, в средневековых городах одежда служила признаком классовой, сословной и кастовой принадлежности. Нарушение регламента сурово каралось. В настоящее время общество отказалось от чрезмерно жесткого нормирования различных сторон жизнедеятельности человека, сузило круг явлений, подводимых под обязательный социальный контроль. Особый характер принимают нормирование и контроль в системе ролевой структуры общества. Под ролью в наиболее общем смысле понимают ожидаемый от человека способ поведения в зависимости от его статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Различают социальные роли, определяемые местом человека в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), и межличностные, зависящие от места человека в системе межличностных отношений (лидер, отвергаемый). По характеру активности роли делят на активные, исполняемые в данный момент, и латентные (скрытые, потенциально возможные). Выделяют также роли институализированные и стихийные. Первые связаны с официальными требованиями организации, в которую входит данный человек. Их заранее разрабатывают, утверждают, а потому называют иначе конвенциальными («договорными»). Вторые — связаны со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности; они могут возникать параллельно с институализи-рованными нормами, дополнять их или вступать с ними в противоречие. Так, институализированной нормой для студента является высокая учебная активность, выполнение всех требований преподавателей, готовность к каждому занятию и т. п. Стихийно же в некоторых студенческих группах могут возникнуть и закрепиться нормы, не способствующие стимулированию познавательной активности (например, уйти с занятия более престижно, чем остаться и активно -работать). Один и тот же человек одновременно является носителем множественных ролевых отношений (ролевых позиций). Их столкновение, невозможность в конкретный момент времени выполнить все задаваемые ими требования приводят к ролевым конфликтам. Так, роль «студент» обязывает, чтобы ее носитель отдавал учебе все свое наличное время. Но тот же студент является одновременно носителем социально-демографической роли «молодой человек». А теперь представим себе часто наблюдаемую сценку: студент в переполненном трамвае стремится занять место, чтобы по дороге лишний раз просмотреть конспект (безусловно одобряемое с позиций первой роли стремление). Но вот в трамвай заходит женщина средних лет, становится рядом с сидящим «молодым человеком» и ждет, что он уступит ей место в соответствии с его второй ролью. То, что в данный момент он следует другим ролевым требованиям (стремится быть «хорошим студентом») для женщины безразлично. Она ожидает от него действия, определяемого ролью «молодого человека». Если ожидание не реализуется, то пассажирка может высказать много упреков в адрес «всей современной молодежи» в черствости, равнодушии, невоспитанности. Таким образом, взаимодействие людей, выполняющих различные роли, в значительной степени регулируется ролевыми ожиданиями. Независимо от пожеланий самого человека окружающие его люди выдвигают по отношению к нему систему ролевых ожиданий (экс-пектаций), сравнивая его поведение с соответствующим нормативно-ролевым образцом. Так, по отношению к преподавателю ролевыми ожиданиями являются непредвзятость и объективность оценивания, высокоморальное поведение, умение владеть собой в любых ситуациях, готовность дать ответ на любой вопрос и т.п. В свою очередь, преподаватель зачастую выдвигает по отношению к студентам такие ролевые ожидания, как готовность подавить в себе любые потребности, интересы, желания ради учебы, отсутствие самолюбия, некритичное принятие «на веру» всего того, о чем он говорит, аскетизм и бескорыстие и т. д. Условием бесконфликтного общения является соответствие участвующих в нем лиц взаимным ролевым ожиданиям или хотя бы демонстрация того, что эти ожидания осознаны и учтены партнером по общению, когда обстоятельства не позволяют их реализовать. Некоторые роли «не отпускают» своих исполнителей даже тогда, когда те хотят от них избавиться. Всем хорошо известны примеры роли «классного шута», к которой неосознанно прибегают некоторые дети в младших классах, чтобы хотя бы таким путем привлечь к себе внимание окружающих. Проходит некоторое время, эта роль начинает тяготить их, они уже изменились, повзрослели, освоили новые формы самоутверждения. Но окружающие по-прежнему ожидают от них привычных выходок, шуток, кривляния, относятся с предубеждением даже к самым обычным поступкам. Структура и виды общения Виды общения многообразны. Целесообразно, рассматривая их, опираться на определенную структуру (теоретическую модель организации общения), дающую возможность наглядно показать их специфику и отличия. Наиболее часто в данную теоретическую модель включают следу- —8— ющие компоненты как наиболее существенные: содержание, цель, средства, участники, тип устанавливающихся между участниками связей, форма и результат общения. Содержание общения — это информация, которая передается от одного участника общения другому. Она может содержать сведения о состоянии внешней среды, сигналы об опасности, о наличии значимых объектов, данные о собственном эмоциональном состоянии, настраивающие партнера по общению на определенную форму взаимодействия. Люди обмениваются друг с другом самым широким спектром сведений о мире, о своем собственном опыте, знаниями, умениями, навыками, оценочными критериями, прогнозами и воспоминаниями. Человеческое общение многопредметно, даже во время краткосрочного контакта обычно реализуется несколько содержательных аспектов. По содержанию преобладающих контактов виды общения делят на производственные, учебные, практически-бытовые, межличностные, семейные, научно-теоретические. В содержательном аспекте различают: деятельностное общение, связанное с определенными организационно-технологическими процессами, в ходе реализации которых люди вступают во взаимодействие; материальное общение, когда люди обмениваются продуктами и предметами деятельности; когнитивное общение, в процессе которого происходит обмен знаниями, способами их интерпретации и применения к анализу конкретных жизненных явлений; кондиционное общение, осуществляемое как однонаправленное влияние или обмен эмоциональными или функциональными состояниями (например, поднять или испортить партнеру по общению настроение); мотивационное общение, заключающееся в передаче другому человеку установок, убеждений, готовности к действиям, локальных побуждений. Цель общения — то, ради чего осуществляется данное взаимодействие. В наиболее^общем плане цели общения дифференцируют по характеру реализующихся в нем потребностей (биологических, социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, самоактуализации, нравственного совершенствования и др.). Поскольку в жизни человека все виды потребностей, в том числе биологические, социализированы, то любой вид реализуемого им общения имеет социальный характер. В ситуациях непосредственного взаимодействия чаще всего реализуются следующие цели и намерения общающихся: побуждение партнера по общению к определенным действиям, торможение нежелательного действия, получение или передача объективных знаний об —9— окружающем мире, согласование взаимных действий, установление между партнерами определенных эмоциональных связей и отношений и др. Наряду с общением, в котором ставят определенные цели (целевой вид общения), выделяют также инструментальное общение. Его можно рассматривать как элемент какой-то деятельности, само по себе оно — не стимулируется самостоятельной потребностью, а является средством достижения лежащей за пределами этого общения цели. Под средствами общения понимают способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки его содержания. Это может быть информация, содержащаяся в словах, во взглядах, в контакте рук, в зашифрованном письменном сообщении, в смысле, вкладываемом особым подбором цветов в букете. Человек обладает системой вербальных и невербальных средств. Вербальное общение основывается на речевых средствах и приемах передачи информации. Невербальное осуществляется при помощи жестов, мимики, пантомимики, через прямые сенсорные или физические (телесные) контакты, передается и декодируется также информация, содержащаяся в зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и других образах. Участниками общения могут быть конкретные люди или группы людей, а также персонифицированные результаты их труда (книги, произведения искусства и т.п.). Общение принято называть межличностным, если в нем участвуют люди, не объединенные в момент взаимодействия какими-то структурными связями; групповым,— если данные люди представляют собой группу, объединенную общей деятельностью; социальным,— если в нем участвует большое количество людей. В одни ситуации взаимодействия участники общения могут входить личностно, в другие — только какой-то гранью своей интегральной индивидуальности или как носители определенной социальной роли. В первом случае общение называют личностно ориентированным, оно организуется вокруг собственно психологических проблем: установление эмоциональных отношений с другим человеком, разрешение внутреннего или внешнего конфликта, создание условий для развития личности и др. Во втором случае общение является дедоь, вым — оно включается как частный момент в какую-либо деятельность людей. Такой вид общения может содержать элементы личностного, однако они будут актуализироваться в той мере, в какой не расходятся с ограничениями, накладываемыми данной деятельностью. Ограничение взаимодействия сугубо деловыми отношениями делает общение формальным. Общение, опосредованное социальными или профессиональными ролями, называют иначе официальным, или ролевым. Преподаватели знают, что читать лекцию для одного —10— человека гораздо труднее, чем для большой аудитории, поскольку в первой ситуацию взаимодействия труднее формализовать, перевести в рамки обезличенных ролевых отношений. По типу связей, которые устанавливаются между участниками общения, оно бывает однонаправленное и двунаправленное. Чтение книги, просмотр кинофильма, спектакля — однонаправленное общение, так как поток информации идет в одну сторону. Но вот зрители начинают аплодировать или свистеть, выражая свое одобрение или недовольство — и общение становится двунаправленным. Примером однонаправленного по форме общения является монолог, когда один из его участников излагает свои мысли, взгляды, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнеров. Двунаправленное взаимодействие — диалог, предполагающий равные позиции участников общения, обмен мыслями, чувствами, состояниями. Различают также непосредственное и опосредованное общение. В первом случае общающиеся стороны взаимодействуют «лицом к лицу», во втором — в акт коммуникации включаются промежуточные звенья (третье лицо, прибор, вещь). Так, разговаривающие по телефону люди слышат друг друга, а по видеотелефону — даже видят, поэтому опосредованность здесь минимальная. Тем не менее сам процесс общения неполный — люди не могут включить во взаимодействие тактильно-мышечную чувствительность (пожатие руки, ободряющее похлопывание по плечу), не могут произвольно, по своему желанию, изменить дистанцию взаимодействия и т. д. В непосредственном общении больше каналов для установления обратной связи, с помощью которой каждый из общающихся получает дополнительную информацию о степени принятия содержания взаимодействия партнером, его реакции на это содержание. По продолжительности взаимодействия общение разделают на долго- и кратковременное. Время развертывания контакта оказывает существенное влияние на характер общения. Примечательно, что есть люди, заранее настроенные на определенную продолжительность взаимодействия. Одни предпочитают быстрое решение любого вопроса, не позволяют содержанию общения «обрастать контекстами», стремятся скорее завершить контакт. Другие в каждом акте коммуникации ищут дополнительные возможности для расширения границ контакта, содержания взаимодействия, растягивают время общения. Люди со склонностью к кратковременному общению, попадая в ситуации, когда они вынуждены длительное время занимать собеседника или группу, быстро «истощаются», начинают нервничать, не знают, чем заполнять возникающие паузы. Люди второго типа испытывают дискомфорт в условиях жестко регламентированного формально-делового взаимодействия, поскольку вынуждены по- —11— стоянно блокировать свою потребность в получении дополнительной информации от собеседника. Подобные особенности сказываются на характере работы педагога. В первом случае преподаватель предпочитает работать с небольшими спецкурсами, в рамках которых он концентрированно выдает требуемую информацию, не отвлекаясь на частности. Преподаватель второго типа постоянно испытывает дефицит времени, поэтому кратковременная работа со студентами кажется ему бессмысленной. Он любит читать большие учебные курсы, внутри которых сам определяет содержательные приоритеты. Общение, осуществляемое со знакомыми и с незнакомыми людьми, также отличается по своему характеру. Общаясь с незнакомцем, мы, наряду с достижением непосредственной цели взаимодействия, Ориентированы еще и на познание данного человека, выявление его основных личностных и характерологических качеств. Если это взаимодействие кратковременное, то мы делаем определенные выводы при дефиците информации («почувствовал неприязнь» или «почувствовал тяготение» к этому человеку, но почему — трудно сказать). В общении со знакомыми на первый план выдвигается задача самораскрытия личностной самореализации. Различают также законченное и незаконченное (прерванное) общение. Исчерпанность содержания темы, совместного действия не-^всегда является показателем законченности взаимодействия, поскольку между людьми еще остается его эмоциональный контекст, из которого надо уметь выходить (нарабатывать технику завершения общения). Незаконченность общения может обусловливаться разными причинами — как объективными, так и субъективными. Объективными, или внешними, причинами могут быть: исчерпанность лимита времени на взаимодействие, разъединение людей в пространстве (когда один из них отплывает на пароходе, а другой остается на берегу), запрет, исчезновение средств передачи содержания общения (например, прервалась связь по телефону). Субъективная причина — взаимное или одностороннее нежелание продолжать контакт. Иногда бывает скрытое прерывание общение: один человек что-то начинает рассказывать, а другой, не дослушав его до конца, переводит разговор на другую тему. При этом у первого человека остаются нереализованные эмоции, которые он контекстно вкладывал в свое сообщение, своего рода «остаточное напряжение». Если такие ситуации повторяются часто, остается общее ощущение неудовлетворенности общением, обида, истинная 'причина которой непонятна для самого человека. Помимо компонентов, непосредственно входящих в структуру общения, важное значение имеет среда, в которой реализуется ситуа- —12— ция взаимодействия. Если присутствуют другие люди, то речь идет о так называемой социальной ситуации общения. Студенты хорошо знакомы с этим явлением: намного легче отвечать, стоя за партой, чем перед аудиторией, так как в этом случае меняется именно социальная ситуация. Степень социальности общения может быть разной — от нескольких людей, являющихся нейтральными свидетелями взаимодействия, до многомиллионных аудиторий политического обозревателя, выступающего по телевидению. «Груз социальности» существенно меняет процесс общения. Если человек думает, что причины, содержание, результаты, средства, формы общения известны заранее или могут быть известны другим людям, то процесс взаимодействия протекает по-иному, чем тогда, когда о нем знают только контактирующие лица. Степень реагирования на социальную ситуацию общения разная. Люди общительные быстро ориентируются в любой остановке, подбирают адекватную форму поведения, испытывают приподнятость, вдохновение, «работая на публику». Те же, кто испытывает трудности в налаживании контактов, оказавшись в поле внимания значительного количества людей, полностью теряются, утрачивают способность контролировать свое поведение, действуют импульсивно, делают и говорят не то, что было намечено. Общение как психологический фактор развития человека Что произойдет, если ребенок будет лишен общества других людей? Несмотря на интерес, который этот вопрос издавна вызывал у ученых, вряд ли кто-либо из них решился бы провести соответствующий жестокий опыт. Однако естественные эксперименты подобного рода неоднократно ставила жизнь. Лишение общения представляет для психики значительную травму. Об этом свидетельствуют печальные факты, полученные в детских воспитательных учреждениях. В отделениях, где находятся младенцы, могут быть самые лучшие санитарные условия, за детьми ведется тщательный уход, они получают все необходимое для биологического выживания. Но если обслуживающий персонал не имеет возможности или желания задержаться возле ребенка, выразить к нему свое эмоциональное отношение, взять на руки, «поворковать» с ним, то последствия оказываются печальными. Дети словно утрачивают интерес к жизни, большую часть времени остаются вялыми и безучастными. Утрачивается органически присущая младенцу спонтанная активность при появлении —13— взрослого (комплекс оживления), они остаются безучастными к попыткам «расшевелить» их, равнодушны к игрушкам. Отсутствие активных социальных контактов может привести не только к недоразвитию эмоциональной сферы ребенка, снижению уровня его активности. Он существенно отстает не только в психическом, но и в физическом развитии, почти не прибавляет в весе. А некоторые дети вообще умирают без всякой видимой причины. Это явление получило название «детского госпитализма», хотя может возникать не только в официальных детских учреждениях, но и в домашних условиях, когда общение с ребенком сводится к кормлению и гигиеническим процедурам. Дети, воспитанные животными или лишенные человеческого общества в результате жестокого обращения родителей,— грустная иллюстрация того, что общение с себе подобными является ведущим фактором в развитии ребенка как представителя рода человеческого. Попадая в нормальное человеческое общество, они проявляли все повадки своих «приемных родителей» — ходили на четвереньках, рычали, могли есть только сырую пищу. Все попытки вернуть их в мир цивилизации были безуспешными. Дети, найденные в раннем возрасте, еще могли освоить хотя бы элементарные навыки личной гигиены и прямую походку, но более или менее совершенной координации движений так и не удавалось добиться. Несмотря на прекрасный уход и внимание, многие из них ране умирал». Человеческие условия существования были для них губительными. Известны и другие случаи — когда дети, принадлежащие к стоящим на низком уровне развития племенам, оказывались в цивилизованном обществе, имели необходимые для своего развития условия. Тогда они быстро наверстывали упущенное, не отличались от других детей ни по уровню интеллекта, ни по воспитанности. Это дало основание психологам утверждать, что существуют так называемые сензитивные периоды развития, во время которых общение с себе подобными является обязательным условием развития. Особую роль в жизни человека играет мать. Общение с матерью является для ребенка основным источником информации об окружающем мире. От того, какие образцы взаимодействия с окружающим миром задаются младенцу, включаются в содержание общения с ним, во многом зависит его развитие. Психологи провели такое исследование. Были приглашены мамы с детьми для исследования уровня развития ребенка. Их поочередно вводили в комнату, где были полки с книгами, на столе лежали игрушки, другие предметы. Экспериментатор сообщал, что ему надо уйти на несколько минут, и, не давая никаких дополнительных инструкций, выходил из комнаты. Но скрытое наблюдение за поведением испытуемых велось из соседней комнаты. Ассистент наблюдал, —14— что делают мамы и дети в отсутствие экспериментатора. Некоторые мамы продолжали оставаться пассивными. Они усаживались за стол, не интересуясь разложенными на нем предметами, не обращали на детей внимания. Другие следили за ребенком, без конца одергивая его, если он хотел что-то взять. Третьи мамы с интересом ходили по комнате (ведь их не предупреждали, что они ничего не должны трогать), общались с ребенком, объясняли ему назначение предметов, живо что-от обсуждали. Последующие замеры показали, что уровень развития детей у «любознательных» мам был заметно выше, чем у «нелюбознательных». Именно действия матери в непосредственных ситуациях общения определяли уровень познавательной активности ребенка. В процессе общения, под влиянием окружающих не просто происходит овладение миром человеческой культуры, развитие произвольности психических процессов. Формируются и более глобальные составляющие психической жизни человека: его самооценка, осознание собственного «я» и ощущение его тождественности, осваиваются приемы противопоставления себя как единого целого другим людям, нарабатываются критерии отношений к ним и т. п. С первых лет жизни ребенка кардинальным условием и основным фактором его развития является общение со взрослым. Именно взрослый вводит ребенка в мир человеческой культуры. Однако не менее важно для детей и общение с «себе подобными» — сверстниками, ровесниками. Его роль настолько велика и специфична, что на ней необходимо остановиться особо. Американские психологи сравнивали поведение трехлетних детей, с начала жизни имевших общество сверстников, с теми, кто первые два годы провел дома, исключительно среди взрослых, и только последний год попал в группу своих ровесников. Оказалось, что первые дети были более самостоятельными, независимыми, ориентирующимися на собственные силы в решении конфликтных ситуаций, реже обращались к взрослым за помощью. У тех же, кто ранее общался преимущественно со взрослыми, отсутствовали способность критически относиться к чужому мнению, независимость суждений, самостоятельность поступков. Научив детей выполнять определенные действия, психологи затем просили их оценить, правильно ли выполняют аналогичные действия другие люди. Оказалось, что, прекрасно различая ошибки на уровне своих ровесников, многие дети даже заведомо неправильные действия взрослого оценивали как правильные. Причина здесь — в разном отношении ребенка к объекту контроля. Взрослый — это прежде всего руководитель, организатор, образец поведения, отношения с ним строятся односторонне: «сверху вниз». Закладывая в ребенке образцы критического отношения, он сам чаще всего остается вне критики. —15— Общение в группе «равных» дает ребенку возможность включиться в иерархизированные, несимметричные отношения множественных взаимозависимостей между отдельными партнерами. А это вызывает у детей потребность учитывать позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное — иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь отстаивать собственное мнение. Уже на грани трех лет общение с ровесниками является не менее важным фактором психического развития ребенка, чем со взрослыми. Это становится понятным хот я бы на уровне развития речи. Ж. Пиаже, специально исследовавший соответствующий аспект жизни ребенка, показал, что взрослый понимает малыша и тогда, когда последний неясно выражает свою мысль. Даже если целенаправленно ставится задача научить ребенка правильно передавать свои мысли, если взрослый задает вопросы, чтобы стимулировать его развернутую речевую деятельность, специально демонстрирует свое непонимание, побуждая тем самым искать более точные речевые обороты, это не затрагивает всех ситуаций взаимодействия. В общении же со сверстниками дети стремятся действовать сообща, им нужно договориться о правилах совместных действий. Поэтому, сталкиваясь с недостатком речевых средств взаимодействия, они требуют от партнера отчетливости выражений (то есть выполняют «взрослые» функции контроля и оценки) и сами вынуждены выполнять аналогичные требования. Нередко общение детей представляется взрослым крайне несерьезным: они ребячатся, дурачатся и вообще ведут себя с рациональной точки зрения просто бессмысленно. Но оказывается, что дто общение дает им больший опыт серьезности, чем самые ответственные уроки, проводимые взрослыми, являясь средством формирования самостоятельности и независимости, вооружая навыками самопознания и самооценки, предоставляя возможности для самовыражения. Ведь в сравнении со взрослым ребенок всегда проигрывает, тогда как среди «себе подобных» он наглядно познает идею и практику равноправия. У него всегда есть и необходимость, и возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими и через это понимать другого. Если раньше считалось, что переход ребенка от несамостоятельности к независимости целиком и полностью организует взрослый, то сейчас эта точка зрения отвергнута. Психологи показали, что между новым для ребенка действием, осваиваемым и выполняемым с помощью взрослого, и самостоятельным существует область действий полусамостоятельных. На этом этапе ребенок должен рефлексивно закрепить осваиваемое. Здесь помощь взрослого не только не нужна, но даже вредна. Его вмешательство блокирует рефлексивные —16— процессы, осмысление, «открытие» обучающимся общих закономерностей однотипных действий. Это нарушение происходит помимо воли взрослого и без осознания со стороны ребенка, но оно неизбежно. Именно в области полусамостоятельности ребенку в наибольшей степени может помочь сверстник. Неслучайно наступает период, когда ребенок пытается оторваться, эмансипироваться от взрослого, уйти от его опеки (от трехлетнего «я сам» до подросткового «не учите меня жить»). Если подобные реакции взрослый не поддерживает, осуждает, блокирует, то ребенок привыкает быть опекаемым, зависимым, безответственным (инфантильным). И негативизм, и инфантилизм порождаются одним и тем же отношением: столкновением «я сам» ребенка с «нельзя» взрослого. Тенденция искать возможности для удовлетворения потребности в общении со сверстниками особенно заметно проявляется в подростковом возрасте. Даже ребята, которые до этого чувствовали себя комфортно в кругу любящих родителей и родственников, при переходе в отрочество активно ищут «невзрослого» общества, страдают от его отсутствия. Интенсивность данной потребности может быть такой высокой, что становится центром жизненных устремле- '; ний подростка. Это обязательно должны учитывать преподаватели, работающие в системе среднего профессионального образования. Ведь именно среди их питомцев тяга к общению с ровесниками, выступая главной доминантой данного возрастного периода, может быть не только мощным фактором развития обучаемых, но и являться причиной дезорганизации учебной деятельности. Интенсивное развитие самосознания и чувства собственного достоинства, напряженный этический поиск, открытие своего места в мире людей — все это обусловливает потребность в бурном общении именно со сверстниками. Многие подростки сами говорят, что более уверенно или комфортно чувствуют себя именно среди ровесников, ждут от них большего понимания и положительного мнения о себе, чем от взрослых. Присутствие других людей существенно влияет на деятельность, поведение, состояние человека, даже если прямой контакт между ними не устанавливается. Это наглядно видно из следующего эксперимента. Изучались склонность человека к немотивированному риску. Перед испытуемым помещали вертикальную панель с прорезью. Через эту панель он видел движение стрелки по круглой траектории, однако одна секция была недоступна для зрительного контроля. Давали задачу — остановить движение стрелки в невидимой зоне. При этом сообщали, что данная область разбита на две неравные части: зону разрешенную (большая часть закрытого пространства) и зону запрещенную (меньшая часть). Испытуемый самостоятельно выбирал точку остановки стрелки, причем чем ближе эти точки оказыва- -17- Г лись к запретной зоне, тем большей была его склонность к «бескорыстному риску». Второй этап эксперимента был ориентирован на выявление влияния одной личности на другую. Испытуемому излагали «легенду», будто бы задачей является изучение передачи от одного к другому способности к более точной остановке стрелки посредством биополя. Испытуемый садился за прибор и выполнял то же действие остановки стрелки, другой член группы становился за его спиной и держал руки над головой, мысленно «передавая» действующему приказ остановить стрелку как можно точнее. При этом последний не мог ни видеть того, что происходит на шкале прибора, ни перепроверять, то есть не имел информации о стратегии и результатах поведения сидящего за пультом. Оказалось, что по результатам исследования в среднем 54% испытуемых повышают уровень немотивированного риска, 22% — понижают и 24% — не меняют. Выявлено также, что одни и те же студенты у одних членов группы меняли их показатели, у других — нет. А. В. Петровский ввел термин «отраженная субъектность», под которой понимал идеальную представленность одного человека в другом. Отражаясь в сознании других людей, человек выступает как определенное активное и деятельное начало, которое вызывает изменение взглядов, чувств, состояний этих людей, формирует у них новые побуждения и переживания. Не только сам человек, но и его образ, складывающийся в условиях непосредственного взаимодействия с ним, впоследствии оказывает воздействие, аналогичное прямому. Различают такие формы влияния: Фасилитация (от англ. facilitate — облегчать) — явление повыше" ния скорости или продуктивности деятельности Одного человека под влиянием актуализировавшегося в его сознании образа другого человека или группы людей. Например, спортсмен в присутствии соперника или просто другого человека, наблюдающего за его тренировкой, улучшает свои результаты. Оказывается, что в присутствии наблюдателя обычно отмечают эффект положительного влияния на количественные характеристики деятельности и отрицательного — на качественные. Обычно повышается результативность относительно простых видов деятельности и затрудняется выполнение трудных действий, сложных задач, требующих максимальной сосредоточенности внимания, погруженности в решение проблемы. Ингибиция (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) — явление, обратное фасилитации. Означает ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее качества и интенсивности в присутствии посторонних людей как реальных, так и воображаемых. —18— Некоторые студенты во время выполнения контрольной работы испытывают значительные затруднения, если преподаватель стоит рядом. И отнюдь не потому, что это не дает им возможности заглянуть в конспект или учебник. Просто в данном случае проявляется феномен ингибиции. Есть студенты, которые не могут работать в одиночку. И при подготовке к экзаменам, и при выполнении практических учебных заданий они должны работать с партнером. Один и тот же человек во взаимодействии с одними людьми может быть фасилитатором, с другими — ингибитором. Тем не менее наблюдаются достаточно устойчивые тенденции воздействия. Так, в одном из опытов испытуемые (школьники) выполняли самостоятельную работу. В определенный момент экспериментатор выходил из комнаты, хотя наблюдение с помощью скрытой камеры продолжалось. Многие дети тут же обратились к учебникам, начали списывать. Через некоторое время эксперимент повторили заново, только теперь на столе стояла фотография учителя, работающего с данным классом. Оказалось, что многие из учеников, в первом случае прибегнувшие к списыванию, не решились обратиться к учебникам. Аналогичный эффект наблюдали, когда звучала запись голоса этого учителя. Характерно, что портрет или звуковое воспроизведение голосов некоторых учителей были для детей своеобразным стимулятором списывания — даже те, кто в нейтральных условиях не прибегал к помощи учебника, теперь спешили в него заглянуть. Интересным явлением, отражающим влияние одного человека или группы людей на поведение и внутренний мир другого, является подражание. Оно непосредственно связано с целостным восприятием человека в недифференцированной совокупности присущих ему внешних и внутренних признаков, преимущественно интуитивно «схватываемых» сознанием. Этот образ запечатлевается как эмоционально привлекательная модель поведения, и человек неосознанно или целенаправленно копирует его в целом или воспроизводит отдельные присущие ему черты (голос, жесты, манеры). Подражание в разные возрастные периоды опирается на различные механизмы. В младенческом возрасте ребенок обычно подражает движениям и звукам голоса взрослого, что отражает его потребность в установлении первых «содержательных» контактов. Действия взрослого (особенно эмоционально наполненные для ребенка) являются для детей наиболее впечатляющей моделью, которую они стремятся воспроизвести в своих действиях. Именно в ребенке взрослый зачастую может «увидеть себя», свои смешные и негативные стороны как в искривленном зеркале. В дошкольном возрасте дети стремятся понять и проникнуть в смысловые структуры человеческих отношений и деятельности. Это находит отражение в сюжетно-ролевых играх, организуемых ребенком. Вначале он подражает внешним, доступным для его наблюдения характеристикам взрослой деятельности, и постепенно переходит к подражанию смыслов возникающих ситуаций. В подобных играх и объекты подражания, и непосредственные партнеры по общению, по игровому взаимодействию начинают выступать для него в первую очередь как носители определенных формально-ролевых отношений. Подражание у подростков развивается в двух направлениях. С одной стороны, оно участвует в формировании механизмов самооценки путем сравнения себя с другим человеком, целенаправленного воспроизведения и самовоспитания привлекательных качеств. С другой,— в подростковом возрасте идет сравнение с некоторым обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик, являющимся упрощенной, но эмоционально привлекательной моделью, которая заимствуется и воспроизводится в собственном поведении. Подражание у взрослых становится осознанным действием, наиболее часто реализуемым при овладении программами поведения и деятельности (в профессиональной деятельности, спорте, общении, искусстве, межличностном взаимодействии). А теперь посмотрим с точки зрения организации общения на учебный процесс. Парадоксально, но именно учебная деятельность оказывается единственной сферой детской жизни, не допускающей общения и сотрудничества со сверстниками. Даже рассадить детей по партам учитель обычно стремится вопреки их личным привязанно-стям, запрещает разговаривать друг с другом, пресекает взаимопомощь на уроках. С точки зрения психологии подобная организация труда обучаемых односторонняя, не опирается на имеющиеся резервы развития. Преподаватель должен учитывать, что у старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов техникумов, первокурсников вуза монологические формы общения сведены к минимуму. В то же время в этом возрасте ребята, как правило, не хотят и не умеют быть «пассивными участниками» происходящего. Для них очень важна возможность самим проявлять активность, обладать равным голосом в общении. Ведущей, наиболее приемлемой формой общения является диалог, требование от партнеров по взаимодействию искренности и откровено-сти, максимального доверия друг к другу. Активизируется потребность в отношениях, которые сопровождаются взаимным проникновением в мир чувств и переживаний каждого, обеспечивают получение и безбоязненную передачу личностно значимой информации. -20- Date: 2015-09-24; view: 383; Нарушение авторских прав |