Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадийность работы
Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего. Р Шуман
Выбор нового произведения для работы и последую- щего публичного исполнения всегда важное и волнующее испол- нителя событие. Сколько радостных ожиданий, надежд связано с этим! Быть может, это — осуществление давнишней мечты, казавшейся не- сбыточной. А может быть, это что-то неожиданное, полное от- кровений — ранее неизвестная пьеса любимого композитора или первое знакомство с интригующим автором. Но даже если про- изведение уже знакомо понаслышке или собственному проигры- ванию, то и тогда это — дверь, открытая в мир захватывающих переживаний, неожиданных открытий. Возникает множество вопросов, колебаний, сомнений: по- люблю ли пьесу, сроднюсь ли с нею, полюбит ли она меня, ста- нет ли моей? Каждое новое произведение — это испытания творческих возможностей. С нетерпением и трепетом, с горячим любопытством и вол- нением разворачиваются ноты. Хочется сразу же все узнать и сразу исполнить так, чтобы прозвучала душа музыки. Но тру- ден и долог путь. Иногда первые проигрывания произведения это — «друже- ственная встреча». В ней конкретизируется и легко дополняется ожидаемое. Слияние исполнителя с произведением происходит легко и радостно. Но такие случаи нередко оказываются бес- плодными— они не обогащают ни новыми знаниями, ни неиз- веданными переживаниями. Иное — когда первое же знакомство обнаруживает, что про- изведение совсем иное, чем ожидал встретить. Это обещает све- жесть восприятия и оригинальность решения задач: новые образы рождают новые исполнительские идеи и способствуют становлению новых качеств. Бывает и так, что исполнитель с огорчением видит, что его ожидания обмануты, что перед ним «голые ноты», и что таким
материалом не выразить того, что его увлекло, когда эту пьесу он слышал в исполнении мастера. Предстоят трудные, а слу- чается и безнадежные поиски в нотной записи и звуковой ткани скрытой сущности музыки и того, что дало бы возможность оживить материал. Художник не боится трудностей и труда. Вспомним о «реф- лексе цели», побуждающего во что бы то ни стало добиваться овладения «добычей», который у человека преобразуется в «реф- лекс страсти» к преодолению трудностей. Любовь к труду в искусстве — неотъемлемое свойство подлинно художественной натуры. Трудности не отвращают, а привлекают творчески ода- ренного человека, и пока задача не решена, не находит покоя ни ученый, ни изобретатель, ни художник, ни спортсмен. Победа над трудностью, решение задачи — вот награда за усилия и труды! Как о нравственном подвиге говорит Ст. Цвейг о жизни и деятельности А. Тосканини.1 То же можно сказать и о П. Казальсе.2 Часто говорят: «овладеть произведением». Смысл этого вы- ражения Гоголь определяет так: «В таком совершенстве, в такой окончательности, так созна- тельно и в таком соображении всего исполнить роль свою — нет, это что-то больше обыкновенной передачи, это — второе создание, творчество»3. Формула превосходна, но не полная. Разве для творчества достаточно «сознательности, окончатель- ности, соображения»? Ведь самое главное, самое интимное, точ- ное и тонкое в искусстве одним разумом не постигнешь, «алгеб- рой гармонию не поверишь». Пушкин дает формулировку, дополняющую Гоголя. В ответ на восхищение друзей: «... никогда с таким ты совершенством не играла. Как роль свою ты верно поняла! Как развила ее! С какою силой! С каким искусством!»,— Лаура говорит: «Да, мне удавалось сегодня каждое движенье, слово. Я вольно пре- давалась вдохновенью. Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце» («Каменный гость»). 1 С. Цвейг. Избр. произв, т. II, М., Гослитиздат, 1956, стр. 573. 2 См. П. К а з а л ь с. Об интерпретации. «Советская музыка», 1956, № 1, стр. 92 и X. К о р р е д о р. Беседы с Пабло Казальсом. Л., Музгиз, 1960, стр. 262. 3 Н. Гоголь. Собр. худ. произведений в пяти томах, т. IV, М.— Л., АН СССР, 1952, стр. 198. «Какое одушевление, какая простота, естественность, изящество! Все так верно, глубоко-истинно — ничего грубого, отвратительного, напротив, все так достолюбезно, мило!» — так характеризует В. Белинский исполне- ние Щепкиным роли городничего в «Ревизоре» (Поли. собр. соч., т. II, стр. 336).
Вдохновенье... Как великого счастья жаждут исполнители слияния своего «я» с содержанием и духом произведения, при котором произведение как бы заново рождается «не памятью, а сердцем». Но вдохновенье, этот чудодейственный гость, не приходит запросто. Необходимо влюбиться в произведение, ибо только страстное отношение делает для нас прекрасным в нем и целое и детали, только страстное отношение дает услышать и понять «душу» произведения, только оно рождает неутомимую и неутолимую настойчивость в достижении художественной цели. Вслед за проигрыванием пьесы для знакомства с нею сле- дует не только тщательное, но и любовное изучение объектив- ных данных. Начинается оно с нотного текста. Увидеть, понять и услышать каждую деталь записи, разобраться в структуре пьесы и в ее музыкально-поэтической концепции, все познан- ное о"плодотворить воображением и одухотворить эмоциями,— вот что означает прочесть «скрытое между строк», или, как го- ворил Станиславский,— «услышать подтекст». Вместе с этим, для воплощения рождающихся образов дол- жны быть найдены точно соответствующие им выразительные средства исполнения — пианистические у пианистов, скрипичные у скрипача, вокальные у певца. И, наконец, надо приспособить организм к воплощению на инструменте рисующихся в вообра- жении звуковых образов посредством «инструментальных» игровых движений. Иначе говоря — выработать технику ис- полнения. Так ли работает большинство пианистов? — Нет, практика сталкивает с грубыми ошибками. Разберем главные из них. Со страстным интересом к новому произведению, едва взгля- нув на ключевые знаки, нетерпеливый исполнитель «ныряет» в музыку и без конца «купается» в ее красотах и рождаемых ею эмоциях. При этом ему некогда вглядываться в текст, некогда вдумываться в смысл авторских ремарок, в значение тех или иных конструктивных, ритмических, полифонических деталей. Также некогда выяснять сущность и причины технических за- труднений и находить выходы из них. Не до того ему. Особо бросающиеся в глаза трудности он подправляет на ходу, и не до конца. Недостатки исполнения не устраняются, не пре- одолеваются, а «подлакировываются». Неуклюжести, несовер- шенства маскируются экспрессией исполнения и «отделкой» его нюансами. Но как бы прекрасны ни были замыслы, как бы искренни и тонки ни были переживания исполнителя, такого несовершен- ного их воплощения недостаточно, чтобы вовлечь слушателя в сопереживание музыки. «Если бездарный живописец или плохой поэт... выставляют требование, чтобы их судили не по тому, что они дали, а по их намерениям, то такая претензия
справедливо отклоняется, как пустая и необоснованная»,— писал Гегель.1 «Для нас не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им...» (Добролюбов). Теперь о другой, противоположной ошибке. Часто можно слышать: «пьеса еще не идет; выучены только ноты». Эта формулировка говорит о методе работы, при котором не только выключены эмоциональные реакции на музыку, но без внимания остаются и выразительные интонации или, как гово- рят, "оттенки» исполнения. Пьеса продолжительное время в мед- ленном темпе «вколачивается в пальцы». Обосновывается метод тем, что первые восприятия запечат- леваются особенно прочно и вкравшаяся ошибка здесь чрезвы- чайно опасна, даже когда она замечена. А заметить ее не про- сто, ибо глаз и ухо легко привыкают к раз сыгранному и счи- тают его нормой. И в том случае, если ошибка исправлена, все же, как только контроль ослаблен (например при публич- ном исполнении),— она нередко выплывает вновь. Для вящей убедительности сторонники этого метода приво- дят сравнение процесса работы над произведением с порядком постройки здания: сперва, мол, закладывается фундамент, за- тем воздвигаются стены и только после этого начинается от- делка. Освоение текста уподобляется закладке фундамента, тех- ническое освоение — возведению стен, а нюансировка — отделке уже прочно построенного здания. Спрашивается, каким образом механическая работа поведет к проникновению в содержание и даст проникнуться им? Можно ли удивляться, что при такой работе исполнение даже на эстраде так и остается «деланным», в лучшем случае — хорошо сделанным. И почему-то не учитывается, что как тек- стовые ошибки, так запечатлевается и ремесленная бесстраст- ность исполнения. И все же жизнь показывает, что этот метод работы не обя- зательно исключает возможность высокохудожественных ре- зультатов. Но для этого нужно, чтобы исполнитель был талант- лив и темпераментен. В пламени таланта плавится все механи- ческое и произведение заново рождается во всей его перво- зданности и жизненности, в единстве формы и содержания. Но все это — не благодаря, а вопреки методу работы. «Заигрыванье» — частый грех. Под «заигрываньем» подра- зумевается такое состояние, при котором, несмотря на усилен- ную работу, пьеса идет все хуже и хуже: утрачивается полнота увлечения, свежесть отношения к ней; образ, ярко светивший в воображении, расплывается; техническая уверенность не 1 Г. Гегель. Соч, т. I, M.—Л, Гиз, 1930, стр. 236
только не вырабатывается, но начинает шататься и то, что вна- чале удавалось,— теперь раз выйдет, другой сорвется. «С точностью ученого такую работу Гёте определяет как ди- летантизм. «Дилетанты», сделав все для них возможное, обычно говорят в свое оправдание, что работа еще не закончена. Впро- чем, она и не может никогда быть закончена, потому что она ни- когда не была как следует начата...» 1 Все недостатки исполнения — обилие случайностей, непро- слушанную педаль, нерациональную аппликатуру, нелогичную фразировку объясняют так: «плохо идет потому, что мало учил». Это утверждение столь же обычно, сколь нелогично: ведь причина «мало» и следствие «плохо» логически не связа- ны. Правильно было бы сказать: «мало выучил потому, что мало учил». Или: «плохо идет потому, что плохо учил!» К хо- рошему нет пути через плохое! Произведение оказы- вается «заигранным» раньше, чем оно выучено. Творить так, что сначала создается форма исполнения и лишь после того как она закончена, ее одухотворяют, мог лишь библейский бог: сперва он вылепил из неодухотворенного мате- риала— из земли — тело человека, затем вдохнул в него душу. Но он имел пред собою прообраз — самого себя и в себе имел готовый дух. А как быть музыканту-исполнителю, имеющему да- же не звуковой образ, а лишь нотный шифр звукового образа, которому можно присвоить и неприсущую ему «душу». Такая последовательность может быть оправдана на той ста- дии пианизма, когда нотный текст является еще труднопреодо- лимой преградой на пути к овладению выразительной сущно- стью музыки. Но здесь педагог должен проиграть задаваемую пьесу, чтобы она дошла до ученика. Этим значительно запол- нится пропасть между мертвой для ученика нотной записью и зашифрованной в ней живой музыкой. Для подвинутого же пиа- ниста изложенный метод совершенно не подходит. Аналогия с постройкой зданий — ошибочна. Ведь прежде чем на строительную площадку придет первый рабочий, уже имеется подготовленный архитектором проект здания, составлен порядок распределения работ и перечень материалов, дано ука- зание на способы их обработки. Таким образом, каждое дейст- вие рабочего предопределено особенностями будущего здания и планом его стройки. Пианист же, приступающий к работе над произведением, особенно если он мало с ним знаком, заранее не знает, что к чему, чего надо добиваться в каждом месте и, следовательно, как надо в каждом случае работать. Нельзя строить здание без предварительного плана, нельзя 1 И.-В. Гёте. Статьи и мысли об искусстве. М., «Искусство», 1936, стр. 332.
рационально работать и пианисту без предварительного твор- ческого процесса, результатом которого являются понимание му- зыки и конкретные исполнительские задачи в каждом эпизоде произведения. Как не вспомнить, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже пе- ред началом этого процесса имелся идеально, т. е. в представле- нии работника».1 Правда, сторонники критикуемого метода могли бы опереть- ся на ряд авторитетов, скажем на А. Рубинштейна. Он учил: «Раньше надо выучить вещь, а потом уже об экспрессии гово- рить... Вообще, не исполнять вещь, не изучив вполне».2 Но опе- рировать попутными высказываниями педагога по ходу урока следует осторожно. Надо знать к кому и к чему были обра- щены слова. Антон Григорьевич, несомненно, имел в виду, что у ученика уже имеется в голове эскиз исполнительского плана. Вероятно, он хотел предостеречь от бездумного эмоцио- нального разыгрывания произведения и, в результате, от заиг- рывания его. Есть и такие музыканты, которые считают, что вникание в сущность пьесы не должно предшествовать техническому ов- ладению. Сам материал, над которым пианист работает, должен быть для него одухотворенным. Но как нельзя заранее создавать форму для еще неизвест- ного содержания, так беспочвенно стремление создать закон- ченный музыкально-поэтический образ произведения, не имея для этого материальной основы в тщательно изученной и освоен- ной звуковой данности произведения. Если первый путь нередко приводит к созданию «тела» без «души», то второй неизбежно сводит к «общему знаменателю» многообразие мира музыки. Аналогии с постройкой здания можно противопоставить более закономерную аналогию с развитием организма, скажем— цветка. В растении еще до появления бутона происходят слож- ные процессы, обеспечивающие его появление. В самом бутоне «запрограммированы», как в наш век выражаются кибернетики, все качества цветка: его будущая пленительная раскраска, неж- нейшая ткань лепестков и пьянящий аромат. Природе придется еще немало потрудиться над тем, чтобы все имеющееся в по- тенции развернулось в бытии. Переведем эту аналогию на язык созревания произведения. 1 «К. Маркс — Ф. Энгельс об искусстве», стр. 152. 2 Е. Вессель. Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Ру- бинштейна на уроках в его фортепианном классе в С.-Петербургской кон- серватории. Спб., 1901, стр. 8, 10.
Приступая к работе, пианист должен быть уже подготовлен к тому, чтобы овладеть произведением. У него уже есть уменье прочесть нотный текст, есть музыкальное развитие, необходимое, чтобы понять его. Прочтение должно оплодотворить идейно-об- разное и звуковое воображение и родить соответствующие об- разы и эмоции. Должна быть в наличии и техническая подготов- ленность к воплощению образов на инструменте. Это — предпосылки. Но вот начинается работа. Она распа- дается на следующие стадии: I. Первое знакомство с произведением, выгрыванье в него. II. Изучение объективных данных. (Нотный текст, теорети- ческий анализ, исторические сведения.) III. Техническое овладение произведением. IV. Вторичное рождение произведения при публичном и кон- цертно-эстрадном исполнении. Кроме того, надо учесть работу над консервацией и повторе- нием уже выученного произведения. В повседневной практике все стадии взаимопроникают друг друга: проработка текста произведения и других объективных данных - не что иное, как осмысление, прочувствование музыки, она включает формирование предварительного исполнительского замысла; техническая работа — это не только приспособление организма к воплощению замысла на инструменте, но и конкре- тизация представляемых музыкальных образов. Причем уже в предшествовавших стадиях шла предварительная настройка организма на технику исполнения. И даже заключительный этап — публичное исполнение — не только подведение итогов проделанной работы, и не только «сбор урожая», а исследование, испытание всего достигнутого в особо ответственных условиях. Нередко оно бывает полно от- кровений, которые невозможны ни при каких других обстоятель- ствах и которые могут решающим образом повлиять на исполни- тельский замысел — заставить многое пересмотреть заново.
Date: 2015-09-24; view: 376; Нарушение авторских прав |