Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композитор и произведение
Процесс зарождения произведения в психике худож- ника — неразгаданная тайна. Побудительными могут быть как внешние, так и внутренние, часто от самого творца скрытые причины. Чайковский рассказывает: «Обыкновенно вдруг, самым не- ожиданным образом, является зерно будущего произведения. Если почва благодарная, то есть если есть расположение к ра- боте, зерно это с непостижимой силою и быстротою пускает корни, показывается из земли, пускает стебелек, листья, сучья и, наконец, цветы. Я не могу иначе определить творческий про- цесс, как посредством этого уподобления... Все остальное де- лается само собой».1 Таков, вероятно, один из самых частых случаев в творчестве композиторов. Но как по-иному описывает этот процесс А. Ру- бинштейн: «Многие воображают, что мелодия «ex abrupto» (внезапно) влетает в голову композитора, хотя бы он был занят даже совсем другим. На самом же деле это не так. Изобретение мелодии (темы, мотива) напоминает процесс зажигания спички. От трения зажигательной массы о твердую поверхность вспы- хивает пламя, которое, пожирая дерево, становится наконец све- том. От трения музыкального мышления о волю зарождается музыкальная мысль, которая, будучи подвергнута во всех своих частях поверке, видоизменению, обогащению, в конце концов об- разует тему (мотив)».2 1 П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т, I, M.— Л., Academia, 1934, стр. 216. 2 А. Рубинштейн. Мысли и афоризмы. Спб., Иогансон, стр. 9. Неожиданно соображения А. Рубинштейна совпадают с подробным анализом творчества, данным еще в XVI веке живописцем Федериго Цук- каро (1543—1609): «Я говорю: для того чтобы получить огонь, огниво бьет по кремню, из кремня выскакивают искры, искры зажигают трут, затем, после того как трут приблизится к сере, зажигается светильник. Совершенно так же интеллектуальная сила ударяет по кремню представлений в человеческом сознании; первое представление, которое высекается, зажигает трут вообра- жения и приводит в движение образы фантазии и идеальные образы вооб- ражения; также первое представление—неопределенно и смутно и не может быть понято ни способностью души, ни деятельностью и потенцией интел- лекта. Но эта искра постепенно становится формой, идеей, реальным фан- тастическим образом и духом, образованным умозрительной и формующей душой; потом подобно сере загораются чувства и зажигают светильник дея- тельного и потенциального интеллекта; воспламенившись, он распростра- няет свой свет на рассмотрение и различение всех вещей; поэтому позднее отсюда исходят идеи более ясные и суждения более достоверные, наряду с которыми возрастает интеллектуальное понимание для познания или фор- мообразования вещей; из формы же возникают порядок и правило; из по- рядка и правила — опыт и практика. Так становится ясным и светлым этот светильник». (См. сб. «Мастера искусства об искусстве». Т. I, M.— Л., Музгиз, 1939, стр. 276.)
Бывает, что тему рождают неосознаваемые, трудно уловимые ассоциации. Случается и так, что, сочиняя, композитор гадает: будет ли это квинтет или симфония? А рождается... фортепианный кон- церт. Так оно было с ре минорным концертом Брамса. «Нередко в процессе создания произведения существенно меняются и форма, круг выразительных средств и самый жанр его» (Шо- стакович).1 Все это надо знать исполнителю. Углубляясь в источники, которые должны помочь вскрыть содержание изучаемой пьесы, он может попасть впросак, некритически доверившись тем или иным биографическим данным. Самый простой случай — когда произведение пишется по за- казу. Заказ определяет жанр, а часто и содержание будущего творения. Так писались многие произведения Баха, гениальный Реквием Моцарта, «Аида» Верди, балеты Чайковского и Гла- зунова. Заказ может исходить и от самого автора. Побывав в Испа- нии, Глинка отразил свои впечатления в «Хоте» в «Ночи в Мад- риде», встречи с морем навеяли Дебюсси «Море», «Садко» Рим- скому-Корсакову, Сонату-фантазию Скрябину; скорбь по утрате друга вылилась у Чайковского в Трио, у Прокофьева во Втором концерте для фортепиано; фашистское нашествие родило гран- диозную VII—-«Ленинградскую» симфонию Шостаковича. Но чью смерть оплакивал Шопен в Сонате b-moll, казалось бы, та- кой конкретно-сюжетной? Что родило в пору тяжких пережива- ний полную радостного ликования VII симфонию Бетховена? Они отражают жизненную реальность, но ошибочно было бы искать стимулы в непосредственно совпадающих по времени об- стоятельствах их жизни. И совсем не обязательно композитору 1 «Творческие планы Дмитрия Шостаковича». «Советская культура». 1959, от 6 июня.
переживать горе, чтобы сочинить трагическую музыку, или быть веселым, сочиняя скерцо. Музыкальные переживания, безусловно, непосредственно свя- заны с жизненными, но трансформированы так, что становятся непохожими на них — специфичными. Реакции слушателя на музыку возникают, как под гипнозом,— мгновенно, и так же мгновенно, следуя за ходом воспринимаемой музыки, изменяют характер — от глубокой скорби к безмятежному созерцанию. За- молкает музыка, замолкают и вызванные ею эмоции. Иногда остается некая общая настроенность, подобно тому, как это бы- вает после сновидения, оставившего глубокое впечатление. Но она легко испаряется под влиянием реальных жизненных воздей- ствий. Длительное последствие музыкального переживания со- храняется крайне редко. Правда, Чайковский плакал над судьбой творимого им Гер- мана. Но ведь это композитор, который, сочиняя, оставался дли- тельно в кругу воспроизводимых эмоций. И все же, разве срав- нимы его слезы с теми, которые он пролил бы, если б это был не персонаж созданной им оперы, а близкий ему человек! Исполнитель же попросту не имеет права длительно подда- ваться переживанию исполняемой музыки, потому что по ходу концертной программы должен перейти к следующему произве- дению, сплошь и рядом контрастному по душевному строю. А. Рубинштейн, приводивший слушателей в экстаз эмоцио- нальностью своего исполнения, писал по этому поводу: «Актер (и концертант) в течение своей карьеры должен сыграть одну и ту же пьесу несколько сот раз; мыслимо ли уже из соображе- ний здоровья, чтобы он каждый раз сам переживал ситуацию?»1 Так же рассуждал Чайковский: «Те, которые думают, что творящий художник в минуты аффектов способен посред- ством средств своего искусства выразить то, что он чувствует, ошибаются. И печальные и радостные чувства выражаются, так сказать, «ретроспективно». Не имея особых причин радо- ваться, я могу проникнуться веселым творческим настроением, и, наоборот, среди счастливой обстановки произвести вещь, про- никнутую самыми мрачными и безнадежными ощущениями. Допустим,— говорит он,— композитор пишет трудную му- зыку, требующую трех месяцев интенсивнейшей работы... Если бы он в действительности выражал свои чувства, которые испы- тывал за три месяца работы, слушателям была бы поднесена ужасная пестрятина, в которой мрачный траурный эпизод зани- мал бы лишь незначительное место».2 1 Л. Баренбойм. Антон Григорье;вич Рубинштейн, т. 2, Л., Музгиз, 1962, стр. 282. 2 П. И. Чайковский. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, т. I, стр. 371-372.
Очень интересны аналогичные, хотя и не тождественные со- ображения выдающегося современного музыканта — Пауля Хин демита. Он прежде всего озадачивает парадоксом: «музыка не может выражать чувства композитора и исполнителя». Исполни- телю, который находится «в потоке музыки, движущейся от ком- позитора к слушателю, не избежать участи оставаться только пересадочной станцией. Следовательно, думая, что выражает свои чувства, он находится в состоянии самообмана».1 Однако ошибочно было бы считать, что Хиндемит стоит на формалистической позиции аэмоциональности музыки. «Что же это за эмоциональные реакции, вызываемые в слушателях музы- кой»— спрашивает он, и отвечает: «Реакции, вызываемые музы- кой,— не чувства, а образы, воспоминания о чувствах». Ду- мается, правильнее было бы говорить не о воспоминаниях, а о представлениях. Воспоминание — воспроизведение в памяти лично пережитого, передуманного ранее. Представления же, яв- ляясь переработкой и обобщением многих восприятий, могут сво- бодно их комбинировать, видоизменять и рождать образы, не встречавшиеся раньше. Несколько дальше Хиндемит вспоминает знаменитое письмо Моцарта, в котором тот описывает процесс сочинения им музыки и разъясняет его: «Нечто (вы сами не знаете что) западает в ваш ум (причем не знаете даже откуда) и развивается там (вы не знаете как) в некую форму... Это — небольшие мотивы, которые часто ощущаются даже не как тона, а как всего лишь неопределенная звуковая кривая». Дальше следует важное на- блюдение: «Их слышат все люди. Но если в сознании непрофес- сионала они угасают неиспользованные, музыкант-композитор умеет уловить их и подвергнуть дальнейшей обработке...2 Удив- ляешься тому, насколько примитивны, бесцветны и незначи- тельны бывают изначальные «Einfдlle» даже больших мастеров. Но зато как волнующе наблюдать проявление композиторского таланта, когда начинается творческая обработка этих идей. Не- смотря на множество всевозможных подчас изменений, они со- храняют внутреннюю свежесть, нетронутость...» Вспомним вступительные возгласы в V симфонии Бетхо- вена — зерно первой части.
1 Цит. по ст. П Хиндемит. Мир композитора. «Советская му- зыка», 1963, № 5, cip. 116. 2 Хиндемит определяет эти мотивы словом Einfдlle, которое переве- дено в статье, как производное от глагола «западать». Не правильнее ли было бы сказать — озарение.
То специфичное, чем обладает гений... это — видение. Что он подразумевает под видением — Хиндемит образно поясняет. Как при вспышке молнии в ночной тьме, мы в тече- ние секунды видим в целом и в деталях обширный ландшафт, так в миг проблеска композитор должен увидеть будущее произ- ведение. Кроме того, он должен обладать энергией, настойчиво- стью и мастерством для воплощения этого видения. Обрабаты- вая материал, он всегда будет иметь перед глазами общую кар- тину и все средства выражения станут в строй почти без его ведома. Подобное должно иметь место и в творчестве исполнителя. Если исполнитель стремится к «высокому потрясению, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собою, которое он мог слышать в одном музыкаль- ном оркестре» (Гоголь), то исполнитель должен обладать спо- собностью видения. Сознание композитора неизбежно определено комплексом свойств, порожденных его психо-физической природой. Но это еще не все. «Человек—совокупность общественных отношений» (К. Маркс). Его сознание определяется также и воспитанием, следовательно, социальной средой, в которой он вырос и в ко- торой живет. Кроме «корней» — синтеза прошлого, творчество имеет и «ствол» — его настоящее и «ветви» — некие следствия, предвос- хищающие будущее. Художник, будь он первотворящим или исполнителем, акте- ром, дирижером, пианистом, балериной,— хоть ему кажется, что он выражает в творчестве лишь свой внутренний мир, свое индивидуальное восприятие мира,— хочет он того или не хо- чет,— служит рупором идей своего времени, своей страны и круга общества, представителем которого он является. Бетховен выражает дух современника буржуазной революции, Шостако- вич -— современника и участника великого перелома в жизни человечества — Великой Октябрьской революции, Шопен — смя- тенный дух гордого поляка, в изгнании мучительно переживаю- щего трагедию унижения родины. Одновременно произведение несет в себе «вечное» — накопленное человечеством за историю его существования и ростки будущего, уловленные чуткой инту- ицией художника-творца. Так содержание и язык его коре- нятся в традициях предшественников и современников. В то же время каждый творец находит свой путь к самовыражению. Что в творчестве выражает субъективные особенности еди- ничной личности художника, что отражает более общие катего- рии — времени, нации, класса и, что, наконец, говорит об обще- человеческих особенностях,— этого самому художнику не дано видеть. Об этом каждое поколение судит по-своему.
Чтобы во всем этом разобраться и разумом и чувством, надо видеть художественное творение в исторической перспективе. Только время истории дает понять, почувствовать, что в про- изведении откуда «родом», куда растет, к чему ведет. Только время истории дает понять чем Бетховен обязан Баху, заметить и правильно оценить ростки его творчества, которые раскрылись в пышном романтическом цветении у Шуберта, Шумана, Брамса и не только у них, но и у нашего Чайковского. В то же время ретроспективному взгляду открывается также то, что в творчестве композитора связано с его личными особен- ностями и потому преходяще, а что выражает более глубокие и общие закономерности, а потому живо и для нас — потомков. Авторский замысел одновременно и шире и уже объективной сущности произведения. Полет воображения может рождать образы не считаясь ни с установившимися и ставшими привыч- ными законами формообразования, ни с выразительными — аку- стико-эстетическими — возможностями инструментов, ни с тех- никой нотной записи, ни с игровыми возможностями исполни- теля. Все они являются Прокрустовым ложем для творческого воображения композитора. Симметрии ради ему иногда прихо- дится удлинять, повторять или, наоборот, сокращать, сжимать изложение. Анатомические свойства, руки пианиста и удобство игры на клавишных инструментах, четыре струны и ограничен- ный диапазон звучности скрипки и даже условия нотной за- писи — все это приводит к тому, что записанное в тексте уже того, что рождало воображение. Но в то же время, объективная сущность произведения, даже в том виде, в каком она предстает в записанном тексте, всегда шире авторского замысла, который лишь одна из воз- можных трактовок, притом ограниченная личными особенно- стями композитора, временем и местом творчества. Авторский замысел однозначен, произведение же многозначно. Можно думать, что это имел в виду Чехов, говоря: «Меня часто спрашивают, что я хотел сказать тем или другим расска- зом. На этот вопрос я не отвечаю. Мое дело писать».1 У Пушкина читаем: «Байрон не мог изъяснить некоторые свои стихи. Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от не- достатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения».2 Содержание же музыкального произведения выразить сло- вами попросту нельзя. Сошлюсь на Шостаковича. Говоря о ходе сочинения своего виолончельного концерта, он осторожно до- 1 Цит. по ст. Д. Житомирского. «Советская музыка», 1963, № 2, стр. 31. 2 А. С. Пушкин. Поли. собр. соч., т. VII, М., АН СССР, 1958, стр. 56.
бавил: «Сообщить что-либо определенное о его содержании я за- трудняюсь. Подобные вопросы, несмотря на их внешнюю есте- ственность и простоту, мне всегда кажутся очень трудными».1 И в то же время, пусть не «дословно», но все же в основном однозначно понимаются исполнителями и слушателями характер, настроение и некоторые свойства «событий» в музыкальном про- изведении, даже тогда, когда композитор ни словом не обмол- вился о его содержании, когда название говорит лишь о форме (соната, прелюд, фуга и т. п.). Я сказал «понимаются». Может быть, правильнее было бы сказать «воспринимается», переживается. Не вдаваясь в рас- смотрение того, что в музыке может быть понято, а что пере- жито, все же можно утверждать, что содержание ее, хоть и субъ- ективно, отражает объективную реальность, и что «язык» му- зыки обладает в значительной мере общепонятностью для всех, кто в нем наслышан. Это и дает возможность интернацио- нального распространения музыкальных произведений и сохра- нения действенности музыки давно минувших времен. 1 Цит. по ст. «Творческие планы Д. Шостаковича». «Советская куль- тура», 1959, от 6 июня.
Date: 2015-09-24; view: 485; Нарушение авторских прав |