Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нотная запись произведения
У композитора зародилась и в какой-то мере созрела идея произведения. Выкристаллизовался главный тематический мате- риал. Композитор полон творческой страсти, он стремится к во- площению задуманного в звуковых формах. Этот процесс про- текает по-разному. Одни вынашивают в представлении даже крупные произведения, не прибегая ни к инструменту, ни к нот- ной бумаге. Но таких очень мало. Подавляющее большинство нуждается и в инструменте и в нотной записи. Сочинение и за- пись — стороны единого творческого процесса. Здесь возникает первый конфликт в жизни произведения. Ошибочно думать, что он рождается несовершенством нотной записи. Он коренится гораздо глубже: муки оформления за- мысла — творческие муки. Каждый испытывал тягостное и странное чувство, когда, пытаясь записать мысль, кажущуюся такой ясной, убедительной, вдруг обнаруживал, что слова словно бегут от него и мысль расплывается, теряет убедительность. Должны стать понятными муки, которые испытывает компози- тор, обнаружив, что оформляющаяся в записи музыка говорит не совсем то, не совсем так, как ему представлялось в воображе- нии. Бывает, что он готов вместе с Тютчевым воскликнуть: «Мысль изреченная есть ложь».
Лист в предисловии к своим симфоническим произведениям пишет: «Хотя я старался точными указаниями разъяснить свои мысли, но не скрываю, что очень многое, пожалуй, самое существенное, мне не удалось перенести на бумагу». Жорж Санд, наблюдавшая творческий процесс у Шопена, рассказывает: «После того как вдохновение «внезапно, чудесно» подсказывало ему мысль, начиналась самая отчаянная работа. Он запирался целыми днями в своей комнате, плакал, ходил взад и вперед, ломал перья, напевая и повторяя по сотне раз один и тот же такт, записывая его и столько же раз вычер- кивая»...1 Добавлю свидетельство Скрябина. Он иногда часами думал над тем в какую сторону повести хвост и считал, что от этого зависит характер исполнения. Все это убеждает в том, что нотная запись для компози- тора — часть творческого процесса. Она — материализация идеи, предметное закрепление живого звучания в шифре, переход от сладостного созерцания идеи к часто мучительной необходимо- сти найти для нее звуковую и графическую оболочку. Мысль до конца осознается лишь когда она ясно и точно сформулирована словесно. Это относится и к музыке. Здесь мысль конкретизируется в звуковом материале и оформляется в том виде, в котором может быть записана. Если она к этому не готова, значит мысль еще недостаточно созрела и в воображе- нии композитора наличествуют лишь элементы музыкальной мысли и ее чувственный тон. «Овладение формой, сила ясного воплощения придет к тебе только вместе с нотными знаками»,— читаем мы у Шумана.2 Одна сторона конфликта между авторским замыслом и его оформлением — это необходимость выразить идею произведения, его образы и эмоции в механических и эстетических свойствах инструмента, согласовать с техническими возможностями испол- нителя (с диапазоном скрипки, ее четырьмя струнами и че- тырьмя играющими пальцами скрипача, десятью пальцами пиа- ниста и т. п.). Другая сторона конфликта — необходимость уложить музыку в нормы метрики и принятые схемы фор- мования. Останавливая на этом свое внимание, Бузони допускает странные преувеличения.3 Он считает, что нотная запись — уже транскрипция абстрактной идеи. «В тот момент, когда перо за- владевает последней (идеей.— С), мысль теряет свой первичный 1 Цит. по В л. Каренину. Жорж Санд, т. II, Пг., «Прометей», 1916, стр. 96—97. 2 Р. Шуман. Избр. статьи о музыке. М., Музгиз, 1956, стр. 369. 3 Бузони был лауреатом по композиции на 1-м конкурсе им. А. Рубинштейна.
образ. Намерение записывать идею обусловливает его выбор тактового размера и тональности. Форма и средства звучания, на которых композитор должен остановиться, все больше и больше определяют путь и границы. Пусть от идеи и сохранится что-то оригинальное, что-то устойчивое, все же идея будет во- площена в сонате или в концерте. Это — уже аранжировка ори- гинала».1 Музыкальные идеи, подлежащие записи, никак не «абстракт- ные идеи». Чайковскому, по его словам, идеи всегда являлись в конкретном воплощении — в конкретной инструментовке, Рим- скому-Корсакову показалась странной музыка, сочиненная им без инструмента, когда он услышал ее на рояле. Это могло про- изойти потому, что замышлена она была не для рояля, а для голоса и инструментов симфонического оркестра. Однако нотная запись — не звукозапись, не графическая проекция звуковой данности музыкального произведения, то есть не перевод «слышимого в видимое». Об этом можно говорить, например, при записи звука на кинопленку, на граммофонную пластинку, где колебания воздуха при звуковых явлениях, пере- ходя в колебания мембраны и иглы звукозаписывающего аппа- рата, оставляют видимый след (царапины) на пластинке. Этот след обратим снова в звуковые колебания воздуха, тождествен- ные вызвавшим его. Нотная же запись скорее подобна нашей письменности, ко- торая является записью понятий, а не звукового образа слова. В нотном тексте записываются не музыкальные звуки, а их сло- весное обозначение (до, ре и т. д.), иначе говоря — понятия, обозначающие акустические явления — высоту, силу звуков; за- писывается не длительность, а условный знак длительности. В случаях же инструментального исполнения эти обозначения можно рассматривать как указания механических исполнитель- ских действий: на определенном месте грифа или клавиатуры в определенное время, с определенной силой и скоростью про- извести определенную последовательность действий. Звуковой образ, носитель определенного смысла-чувствования, здесь яв- ляется уже их результатом. Но как бы то ни было, при всем несовершенстве нотной за- писи, композиторы умеют запечатлеть в ней свои творческие замыслы в степени, которая их удовлетворяет и которая, что еще важнее, дает возможность изучающему произведение не только познать его материальную сторону, но и проникнуться его идейно-эмоциональным содержанием. И даже, больше того, может быть мнимое несовершенство, на которое часто сетуют — 1 Ф. Бузони. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. Спб., 1912, стр. 24.
отсутствие математической однозначности силовых, временных, тембровых, а в целом — интонационных значений, является ос- новой чуда — возможности при каждом исполнении как бы но- вого рождения, вечной жизненности произведения под руками исполнителя. Если мы сравним запись музыкальную с записью словесной, то увидим, что первая имеет ряд преимуществ. Нотное письмо не только точно определяет высоту записанного звука и не- сколько менее точно его относительную длительность (соотноше- ния длительностей, как четвертей, восьмых и т. п.), но при этом обладает известной степенью наглядности изображения процес- сов, происходящих в музыке. Даже человек, не знающий ни точ- ного высотного значения каждой ноты, ни условий ритмических обозначений, при известным образом направленном наблюдении, может ориентироваться на нотах настолько, что, следя по ним за исполнением, сумеет в ряде случаев определить в каждый мо- мент играемое место. По написанию легко отличить аккордовую фактуру от пас- сажной. Восходящий, нисходящий или стоящий на месте нотный рисунок соответствует аналогичному движению звуков мелодии или пассажа в звуковысотном и клавиатурном пространстве. Гаммка или арпеджио в правой или левой руке находит соответ- ствующее отражение на верхней или нижней строчке текста; большая или меньшая насыщенность знаками каждого такта по горизонтали говорит о быстроте движения звуков, а их число по вертикали — о числе звуков, извлекаемых каждой рукой од- новременно и о густоте, насыщенности звучания в целом. Таким образом устанавливается некая связь восприятия слышимого и видимого. Это в значительной степени обеспечивает спо- собность беглого чтения «с листа». Другое отличие нотного текста от литературного и, в част- ности, стихотворного, состоит в том, что музыкальный текст не ограничивается условно говоря «словами», а сопровождается ис- полнительскими указаниями. Хотя они скорее наталкивают на требуемые интонации, чем обеспечивают их точное воспроизве- дение, но литературная запись лишена и этого. Знаки препина- ния говорят о смысловом, логическом, а не о выразительном значении, за исключением восклицательного и вопросительного. Правда, начиная с Маяковского и по его примеру, поэты начали пользоваться «лесенкой», то есть распределением текста по строчкам не по ритмо-рифмическому принципу, а выделяя в строку слова по смысловому значению и по эмоциональной важности. (Иногда это вводная речь, иногда «эхо», а нередко акцентирование выделенных слов.) Все до сих пор сказанное относится к той части нотного тек- ста, которая обозначает звуковысотные и ритмические стороны
звучаний. Слов нет, они служат Символами основной «материаль- ной» стороны музыки, той ее стороны, которая остается незыбле- мой при любом исполнении, независимо от инструмента, не- зависимо от индивидуальных свойств исполнителя и стиля его игры. Однако это еще далеко не все, что бывает записано в нотах и что исполнитель может извлечь из нотного тек- ста для проникновения в содержание, характер и стиль произ- ведения. В нотном тексте, как известно, не считая десяти основных и ряда добавочных линеек, связанных акколадой (изредка число пятилинейных систем увеличивается до трех и даже четырех), не считая ключевых знаков, используются четыре рода обозна- чений. I. Собственно ноты, обозначающие высоту и длительность звучания. К нотным же знакам относятся знаки молчания, ти- шины, из которой музыка рождается и на фоне которой разви- вается — это паузы. II. Графические обозначения: а) темп по метроному Мельцеля (1/2= 60, 1/4=60); б) метрика — арифметическая дробь или знак С, у (сюда же отнесем цифровые обозначения числа звуков, включаемых в единицу отсчета: 3,5); в) динамика и акценты; г) артикуляция, лиги и различные изображения раз- дельного произнесения: штрихи, точки, клинышки, обозначаю- щие разную степень стаккатности исполнения: ……. (3 "клинышка"); д) педализация; е) аппликатура, которая нередко одновременно диктует фразировку; ж) фразировка: знаки (лига, акцент, цезура) —аналог знаков препина- ния, говорящих о смысловой законченности и интонационной связи группы нот, охватываемых или, наоборот, отчленяемых запятой или знаком цезуры. Сюда же, может быть, следует от- нести знак ферматы, придающий отмеченному мгновению му- зыки особую значимость.1 III. К последней, третьей категории обозначений, имеющихся в нотном тексте, относится все большее богатство словесных обозначений. Обычно они итальянские, иногда французские, по- рои немецкие (у Бетховена в последний период его творчества, 1 В годы молодости Лист изобретает графические обозначения темпо- вых изменений. Он предлагает всякие нарастания скорости обозначать ==---, наоборот, замедления любого рода знаком |____| и небольшую остановку в движении === (См. ЯМильштейн. Ф. Лист, т II. М., Музгиз, 1956, стр. 78).
У Шумана). Приобрели права и обозначения на русском языке. Их начали вводить Н. Рубинштейн и М. Балакирев. Словесные обозначения делятся на две группы: одна гово- рит о внешней, другая о внутренней стороне музыки и ее ис- полнении. Указания первой группы можно определить как тех- нические, второй — как художественно-исполнительские. Многие из первых дублируют графические знаки. Их определение — технические термины — условно. Они говорят как о технике ис- полнения, так и о характере музыки, о последнем — косвен- но через тот или иной технический прием исполнения. Напри- мер, темп—явление механической категории, он говорит о ско- рости исполнения, но в то же время «темп — душа музыки» (Бюлов). Итак, к словесным техническим относятся обозначения: а) динамики; б) агогики; в) артикуляции; г) педализации. К художественным: а) название пьесы, определяющее ее форму, жанр, про- грамму (Соната, Баллада, Баркарола, Вальс, Хоровод гномов и т. д.); б) эпиграф, Motto (см. Шумана — Фантазию, Брамса — Ин- термеццо, Скрябина — V сонату); в) обозначение темпа и характера пьесы и ее частей; г) указания на характер, настроение, особенности пластиче- ской стороны отдельных мест или одного из элементов фак- туры. Словесный раздел особенно разнообразен и каждым компо- зитором обогащается по-своему, выдавая его пристрастие к тем или иным выразительным средствам музыки. Может возникнуть вопрос: для чего я пишу о том, что из- вестно каждому школьнику? Отвечу вопросом же: почему, даже если он старательно выполняет авторские ремарки (а это бы- вает не так уж часто!), его исполнение все же остается,— скажу деликатно,— малосодержательным? Видимо, чего-то очень существенного он в нотах не заметил, что-то утаилось от него. (Тех, которые смотрят мимо нот, я не имею в виду.) Перечисленным исчерпывается видимое в нотном тек- сте. Но видимое должно быть увидено, услышано и по- нято. Беда в том, что чтение нот бывает похоже на чтение текста на языке, в котором знакомы некоторые слова, да и их смысл известен лишь в немногих значениях. Вспоминаю, что мой учитель Л. Николаев не без юмора рассказывал, как по- ражались его ученики, когда в ответ на их восхищение его про-
ницательностью, художественным чутьем и эрудицией, он пред- лагал им хорошенько посмотреть в ноты. Там они находили раньше незамеченные и непонятые указания на то, о чем он им говорил.1 Для того чтоб такое не случалось, нужно специально на- правленное внимание, а еще прежде понимание всей важности и значимости того, что можно извлечь из нотного текста великих композиторов. Они умели не только сочинять замечательную музыку, но и выразительнейшим образом ее за- писывать. Вспомним утверждение Гофмана о неисчерпаемости выраженного в нотной записи. Он берется доказать каждому, что тот играет не больше (как он, возможно, думает), а куда меньше, чем напечатано в нотах. Важность внимательного про- чтения текста можно подтвердить также единодушными выска- зываниями корифеев исполнительства. А. Тосканини говорил об исполнении им VII симфонии Шостаковича: «Мы сыграли симфонию как Шостакович того хотел, мы исправили ошибки переписчиков, заботливо следуя метрономическим указаниям композитора, идя точно по его знака м».2 Однако, хоть и много дает исполнителю внимательное прочтение текста, но одного внимания еще недостаточно. Вспом- ним поучительный эпизод со «щегольским галстуком», имевший место при постановке в Художественном театре пьесы Чехова «Дядя Ваня». Станиславский описывает его так: «Принято считать, что он (дядя Ваня), в качестве управля- ющего имением профессора Серебрякова, должен носить тради- ционный театральный костюм помещика: высокие сапоги, кар- туз, иногда плетку в руках, так как предполагается, что поме- щик объезжает имение верхом. Но Чехов возмутился: — «По- слушайте,— горячился он,— ведь там же все сказано. Вы не читали пьес ы». Мы заглянули в подлинник, но никаких указаний не нашли, если не считать нескольких слов о шелковом (у Чехова — ще- гольском!— С.) галстуке, который носил дядя Ваня.— «Вот, вот же. Все написано»—убеждал нас Чехов. — Что написано?—недоумевали мы.— Шелковый галстук? — Конечно же, послушайте, у него же чудесный галстук, он 1 Нередко бывает, что студент консерватории не может ответить на вопрос: какими словами автор определил темп и характер пьесы, над ко- торой работает? (Речь идет об обозначении, стоящем перед началом нот- ного текста.) Слава богу, если он не спутает аллегро с анданте, анданте с адажио. Слова же, разъясняющие, углубляющие определение скорости и характера движения, часто остаются незамеченными. О том значении, ко- торое имеют эти дополнения к темпу, будет сказано в тексте. 2 «VII симфония Шостаковича в США». «Литература и искусство», 1948, от 8 августа.
же изящный, культурный человек. Это же неправда, что наши помещики ходят в смазных сапогах. Они же воспитанные люди, прекрасно одеваются, в Париже. Я же все написал».1 Следовательно, мало быть внимательным к авторским ука- заниям. Мало «не прозевать» надеть на себя «щегольский гал- стук». Актер должен домысливать авторские указания, прочесть не только их текст, но и понять, что за ним кроется, к чему автор клонит. Также мало пианисту заботливо следовать метрономическим указаниям композитора и точно идти по его знакам, что считал своей задачей Тосканини.2 За всем надо видеть не только пока- затели высоты, длительности, степени силы и скорости движе- ния, но и музыкальные характеристики образов, эмоций и «со- бытий», степени эмоционального и волевого напряжения, кото- рые автор стремился выразить музыкой. Это имеет в виду Гофман, когда учит, что «играть только ноты, даже если играть их правильно — это еще очень далеко от того, чтобы воздать должное жизни и сущности художественного произведения.»3 Гофман различает конкретную материальную сторону фор- тепианной игры, ту ее часть, «которая стремится воспроизвести в звуках то, что написано в строках музыкального произведе- ния». И «другую, гораздо более тонкую область фортепианного исполнения, которая требует, а также зависит от воображения, утонченности чувств и духовного восприятия и стремится пе- редать аудитории то, что композитор, сознательно или бессоз- нательно скрыл между строк». И далее он развивает свою мысль: «…музыкант должен учиться познавать то невидимое, что объединяет внешне раз- дельные ноты, группы, периоды, разделы и части в органиче- ское целое. Духовное прозрение этого невидимого есть то, что музыканты имеют в виду, когда они говорят о «чтении между строк», которое является в одно и то же время наиболее захва- тывающей и наиболее трудной задачей для исполнителя, ибо именно между строк скрыта в литературе, как и в музыке, под- линная душа произведения искусства».4 1 К. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. М.— Л., Academia, 1931, стр. 394. 2 Кстати, мне довелось с партитурой в руках слышать звукозапись кон- цертного исполнения VII симфонии Шостаковича под управлением Тоска- нини. Особо точного раскрытия авторских указаний я не заметил. Сам автор был не вполне удовлетворен трактовкой. Это было в сороковых годах. 3 И. Гофман. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., «Искус- ство», 1938, стр. 6—7 4 Там же, стр 6—7.
Date: 2015-09-24; view: 577; Нарушение авторских прав |