| Правила
| Проявление правил в рисунке
|
| 1.Отсутствие на рисунке членов семьи говорит о наличии бессознательных чувств к этому человеку. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить, а он меня раздражает, это плохо, поэтому вообще ничего не нарисую»
|
|
| 2.Размер персонажа выражает его субъективную значимость для ребенка.
|
|
| 3.Вымышленные персонажи символизируют неудовлетворенные потребности ребенка.
|
|
| 4.Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, хотя он может быть маленьким по размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть минимальна.
|
|
| 5. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связана с дистанцией психологической.
|
|
| 6.Персонажи,непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например руками, пребывают в тесном психологическом контакте.
|
|
| 7.Персонаж или предмет вызывающий наибольшую тревожность, изображается с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз, бывает так, что персонаж обведен очень тонкой дрожащей линией. Ребенок не решается его рисовать.
|
|
| 7.Искажения изображения. Искажения, идущие по правой стороне, отражают проблемы взаимоотношений с миром – это жизнь ребенка в школе, детском саду, его отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни.
Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с близкими людьми.
|
|
| 8.Самым умным ребенок считает того, кого он наделил самой большой головой. Наличие глаз, говорит о выражении печали, просьбы,
эмоциональной поддержке.
|
|
| 9.Персонажи с большими глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами точечками или щелочками несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости.
|
|
| 10. Уши орган восприятия критики и умения слушать другого человека. Персонажи с самыми большими ушами
Больше чем все остальные должны слушать окружающих. Персонажи без ушей игнорируют то, что о них говорят.
|
|
| 11. Персонажи с большим или заштрихованным ртом воспринимаются ребенком как источник угрозы. Персонажи без рта или со ртом точечкой, черточкой не имеют возможности словесного влияния на других.
|
|