Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in 4 page






* Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. — М., 1992, с. 65

** Роббинс Л. Предмет экономической HayKn//THESIS. — 1993.

с 13—14.


-Т. 1. Вып. 1,


616


зации выпускаемой продукции, т.е. вся система организации про­изводства должна подчиняться этой формуле.

Весьма усложняется процесс рассмотрения производственного поведения и «заложенных» в нем (рационально и традиционно) принципов максимизации при выделении двух важнейших аспек­тов его реализации. Первый аспект касается объединения челове­ческих ресурсов и проявляется в функционировании институцио­нальных механизмов их интеграции. Эта проблематика рассматри­вается социологией организаций. Лишь предварительное и весьма краткое знакомство с ней «размывает» «фокус» экономического анализа и открывает огромное количество подходов, концепций в рамках различных школ и традиций*.

Второй аспект касается специфики профессиональных действий мнохсества людей, включенных по различным причинам в произ­водственный процесс и реализующих множество программ и моде­лей трудового поведения. Эта проблематика рассматривается соци­ологией труда, индустриальной социологией и т.д. Остановимся на этом аспекте подробнее.

Трудовое поведение — это специализированная профессиональ­ная активность, связанная преимущественно с использованием и применением исходных ресурсов (факторов производства), преоб­разующихся, трансформирующихся в конечные или промежуточ­ные продукты. Однако, реализуя эти функции, значительное боль­шинство занятых имеют весьма смутное, а часто вообще не имеют никакого представления о том кто, каким образом, какими сред­ствами и в какой степени обеспечивает целостность и конечную эффективность (прибыльность) производственного процесса. Сле­довательно, их ареал экономических интересов в основном кон­центрируется вокруг функций, заданных тем рабочим местом, ко­торые они занимают.

Эти особенности трудового поведения работников, занятых по найму, обусловливают нелинейную, полифункциональную связь их с процессом производства, многомерность и эластичность их тру­довой мотивации. Последняя не всегда и не обязательно синхронна конечным целям производственной организации.

Выделение специальной категории «трудовое поведение» объяс­няется тем, что человек, включенный в систему производства, не является жестким элементом производственной системы, но в боль­шей или меньшей степени сохраняет определенную дистанцию между трудовыми функциями, заданными на рабочих местах, и собственными способностями, возможностями, установками и на­мерениями по их реализации. Работник, как правило, относится к

* Щербина В.В. Социология организаций' Словарь-справочник. — М., 1996.

617


своим трудовым функциям как к средствам и условиям, которые обеспечивают прежде всего реализацию ее целей, интересов и по­требностей.

Таким образом, мера целевой и функциональной адекватности трудового поведения требованиям производства будет тем выше, чем больше индивидуальные интересы и цели работника соответ­ствуют целям той социальной организации, которая формируется на его (производства) основе. В этой связи можно говорить о степе­ни идентификации личности работника с процессом труда (в усло­виях конкретной производственной организации), которая может, как известно, варьироваться в очень широком диапазоне.

Трудовое поведение работника, с одной стороны, отражает объективную необходимость, заданность условий его функциони­рования и проявляет себя в рамках довольно жесткого контекста той или иной производственной ситуации. С другой стороны, в свя­зи с многоальтернативностью и возможностями выбора оно моти­вируется, что не одно и то же. Поэтому функциональная задача, которая задается (нормативно) конкретному носителю профессио­нальных способностей на конкретном рабочем месте, с одной сто­роны, осмысливается им в контексте своих экономических интере­сов, потребностей, профессионального опыта, а с другой сторо­ны, коррелируется уровнем (степенью) согласования этих интере­сов с интересами производственной организации. В известном смысле валентность достижения лично значимого результата определяется диапазоном возможностей, представленных в рамках социальной организации, социокультурной и профессиональной среды, в ко­торой этот процесс является допустимым и желательным.

Очевидно, что реальное применение профессиональных способ­ностей работников возможно именно в тех случаях, когда они ви­дят или предполагают конкретную пользу, выгоду от этого. В этой связи в зависимости от качества вознаграждения, его гарантиро­ванное™ и адекватности могут быть реализованы:


форсированная модель затрат профессиональных способно­
стей, т.е. интенсивное их использование в надежде на мак­
симальное (в настоящем или в будущем) вознаграждение;

оптимально-равновесная модель затрат профессиональных
способностей, т.е. регуляция работником своих затрат в со­
ответствии с ожидаемой долей вознаграждения;

минимизационная модель затрат, которая выполняется на
«пороге» минимальной доли вознаграждения, за которым
затраты теряют всякий смысл;

незатратная (нулевая) модель, при которой затраты профес­
сиональных способностей нецелесообразны и неприемлемы
для их носителя.

618


Очевидно, что когнитивно-смысловой компонент этих моделей трудового поведения зависит от критериев, положенных в их осно­ву. Это могут быть:

затратно-потребительские модели (натуральные), ориенти­
рованные на компенсацию в виде определенных средств жиз­
необеспечения;

затратно-экономические модели, связанные непосредствен­
но с первыми, но обеспечивающие более широкий диапа­
зон выбора элементов возмещений, так как они оценива­
ются в деньгах;

затратно-стратификационные модели, предполагающие в
качестве компенсации определенные привилегии и престиж,
связанный с тем результирующим статусом, к которому стре­
мится индивид;

затратно-креативные модели, осуществляемые ради реали­
зации творческих, инновационных целей;

затратно-гедонистические модели, предполагающие вознаг­
раждение в самом процессе затрат;

затратно-безвозмездные, т.е. альтруистические, модели и т.п.

Эти модели не проявляются в чистом виде, а представляют слож­нейшую комбинацию различных тактик и стратегий и соответству­ющих им средств и методов достижения различных целей, которые в зависимости от обстоятельств, субъективных и объективных ус­ловий могут изменяться по форме и содержанию. На различных стадиях жизненного и профессионального циклов индивидов могут доминировать различные приоритеты, влияющие на способ реалиг зации этих моделей поведения, а также на смысл, вкладываемый в достижение конкретного результата. Эти модификации обусловли­ваются качеством ресурсов, накопленных индивидом, уровнем и характером его социальных и профессиональных притязаний, ожи­даниями референтных групп, влиянием конкретной социальной среды и субкультуры и т.д.

Вообще факты минимизации затрат в структуре производства (ограничение производительности, нарушение обязательств) — весьма массовые, типичные случаи поведения работников всех ви­дов труда и всех категорий. Процесс труда в этом смысле можно рассматривать как полярную систему социально-экономического обмена, в которой имеются две стороны максимизации выгоды, противоположные по знаку экономических интересов. Если без со­гласия одной из сторон нарушается баланс их интересов (выгод и затрат), то в этой системе социально-экономического обмена воз­никает эффект минимизации, проявляющийся в различных психо­логических, социальных и экономических формах. Таким образом, оценка многочисленных фактов минимизации должна носить не

619


абсолютный, а относительный характер. Анализ конкретных ситуа­ций позволяет определить «виновника» нарушения контракта — максимизирующий свою выгоду работодатель, эксплуатирующий наемного работника, или работник, максимизирующий свою вы­году за счет работодателя, и т.п.


ОБМЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Обменное поведение обеспечивает движение раз­личных экономических благ (товаров, услуг, ин­формации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявля­ется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, явля­ющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.

Можно выделить множество цепочек и схем социального обме­на, возникающих в системе человеческого взаимодействия, в ко­торых используются различные критерии обмена, способы оценки и измерители, позволяющие определить ценность, справедливость, эквивалентность и гарантированность распределения благ. Суще­ствуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них (например, деньги) универсальны и применимы в оценке множе­ства ситуаций и действий, другие действуют только в определен­ных групповых, социокультурных и личностных контекстах. Неко­торые формулы социального обмена мало понятны наблюдателям со стороны, не понимающим ценностно-смысловых программ, определяющих конкретные принципы обмена. Речь идет о тех акси-ологически ориентированных действиях, при которых обмен зада­ется определенной системой ценностей, приемлемых только для одних людей и неприемлемых для других.

Экономический обмен — одна из форм социального обмена, реализуемого в сфере хозяйственной жизни. Его основой является взаимодействие людей (экономических субъектов), перераспреде­ляющих различные экономические ресурсы в структуре рыночных отношений с целью получения выгоды (прибыли, дохода, вознаг­раждения). Методы и способы обмена зависят от множества факто­ров: экономических ресурсов, находящихся в обороте, механизмов ценообразования, компетентности действующих субъектов, их уме­ния предвидеть, учитывать рыночную конъюнктуру, принимать на этой основе рациональные решения и т.п. Формы экономического обмена чрезвычайно разнообразны, а обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его спе­циализации.

Наиболее наглядные и эмпирически обозримые элементы эко­номического обмена демонстрирует коммерция (торговля), отно­сящаяся к самому древнему классу экономических действий*. В сво-

* Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. — М., 1992, с. 65. 620


ем развитии она проходит ряд архаических фаз и промежуточных состояний, постепенно превращаясь в универсальный регулятор рыночного поведения на основе обмена различными предметами в пропорциях, определявшихся их относительной редкостью и меха­низмом ценообразования. В конечном итоге сама возможность ма­териального производства обусловлена торговлей, так как после­дняя дает ему толчок и управляет им, поставляя ценовую инфор­мацию об относительной редкости различных предметов в различ­ных местах*.


Экономический обмен — это массовый, вероятностный про­цесс, в котором действуют множество продавцов и покупателей, что способствует (или создает предпосылки) выравниванию шан­сов сторон в процессе реализации ими своих преимуществ. Цено­вые условия одних продавцов могут заменяться ценовыми условия­ми других, более выгодных покупателю. Это обеспечивает конку­ренция на рынке, которая способствует и понижению цен, и уве­личению предложения товаров, повышая не просто относитель­ный выигрыш покупателя, но и уровень его благосостояния при постоянном доходе.

Процесс выравнивания шансов в долгосрочной перспективе в связи с постоянным нарушением равновесия колеблется то в сто­рону продавца, то в сторону покупателя. В противоположность кон­куренции монопольные эффекты, постоянно возникающие на рынке продавцов, позволяют отдельным из них путем сохранения выгод­ных цен и объемов продаж принуждать покупателя соглашаться на их условия в связи с отсутствием других альтернатив.

Ситуации рыночного обмена в системе взаимодействия продав­цов и покупателей демонстрируют богатейший набор возможнос­тей, которые зависят от качества потребительских благ, их насы­щенности на рынке, отсутствия или наличия субститутов, уровня дохода потребителей, стабильности денежной системы и т.д.

Следует выделить наиболее существенные характеристики и функции коммерческого поведения. Оно обеспечивает предложе­ние и движение различных благ на основе поиска ценовой инфор­мации об их относительной полезности (ценности) и использова­ния этой информации для получения выгоды.

В условиях рыночной экономики движение товарных ресурсов возможно прежде всего в том случае, если издержки, связанные с их оборотом, окупаются. В противном случае процесс движения благ затормаживается, т.е. интенсивность движения благ прямо пропорци­ональна выгоде от их оборота. Эта формула является основой ком­мерческого поведения.

* * Хайек Ф. Указ. соч, с. 164.


Таким образом, традиционная схема экономического обмена «производство — потребление» явно недостаточна для объяснения движения экономических ресурсов от производителей к потребите­лям. Процесс предложения произведенных благ возможен только в том случае, если это выгодно тому, кто производит и продает. Имен­но выгодность человеческой деятельности, по словам Ф. Хайека, побуждает многих избирать такой род занятий, при котором их уси­лия оказываются более продуктивными и соответствующим обра­зом окупаются.

Оборот и обмен благ совершается (инициируется) продавцами и покупателями, которые мотивируют свои действия прежде все­го соображениями выгоды. Каждый продавец знает, что предлага­емые им товары являются предметом человеческих потребностей, однако он также знает, что процесс предложения и доведения этих благ до покупателей требует затрат, т.е. движение благ из того места, где они производятся, в то место, где они потребля­ются, предполагает наличие дополнительных усилий со стороны продавца (вложений, средств, времени). Эти затраты предполага­ется окупить путем увеличения ценности благ, прежде всего за счет того, что они приобретают новое качество, т.е. оказываются в нужном месте в нужное время. И чем оперативнее они доходят до покупателя (потребителя), тем ценность их возрастает. Таким образом, продавец, физически не изменяя кондиции товара, пу­тем их перекомбинации во времени и в пространстве, изменяет в нужную ему сторону их ценность. Это создает возможность извле­кать выгоду из разницы ценностей (цен) одного и того же блага. Естественно, чем выше разница ценностей (цен) одного и того же блага в разных местах и в разное время, тем выше в конечном итоге выгода от их обращения.

Спонтанный процесс информационно-поисковой активности коммерсантов, стремящихся получить прибыль, позволяет им, с одной стороны, реализовать собственные экономические интере­сы, а с другой — вносить в производство совокупного продукта вклад больший, чем в любом другом случае*.

В заключение перечислим объективные функции коммерческо­го поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями:

• обеспечение поиска, координации и коммуникации произ­водителей и потребителей, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот (коммуникативно-поисковая фун­кция);

* Хайек Ф. Пагубная самонадеянность, с. 65. 622


• установление необходимых пропорций производства и по­
требления путем распределения ценовой информации меж­
ду производителями и потребителями благ (регулятивно-ин-
формационная функция);

• формирование инфраструктуры рыночного обмена, его спе­
циализации и сегментации (конструктивная функция, т.е.
создание и развитие рыночных структур);

• экономия средств и ресурсов производителей и потребите­
лей в процессе взаимоприспособления их экономических
интересов (посредническо-спекулятивная функция);

• обеспечение сохранения потребительских свойств экономи­
ческих ресурсов, их кондиций в процессе их передачи (рас­
пределения) от производителей к потребителям (консерва-
ционная функция, т.е. создание средств хранения товаров);

• передача прав собственности на те или иные блага в про­
цессе их перемещения по каналам рынка от одних пользо­
вателей (собственников) к другим (распределительная фун­
кция);

• предоставление гарантий и страхование рисков в процессе
движения товаров (страховая функция, т.е. защита прав соб­
ственности на товар, обращающийся на рынке).

Эти функции коммерческого поведения достигают своего пози­тивного апогея только в очень развитом, насыщенном рынке благ и услуг, т.е. в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Потребительское поведение обеспечивает извле­чение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удов­летворения многочисленных потребностей человека. Фаза потреб­ления характерна для большинства субъектов экономического по­ведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд. Таким образом, процесс потребления в более строгом смысле — это извлечение и присвоение полезных свойств различных благ, связанные с выключением их (абсолютным или относительным) из экономического оборота.

Мы имеем в виду более узкое понимание потребления и соот­ветствующий ему тип экономической активности, которые связа­ны с процессом жизнеобеспечения домашних хозяйств (семей и отдельных индивидов). «Присвоение» же полезных свойств эконо­мических ресурсов в системе производства традиционно описыва­ется в социологии в терминах трудового поведения.

Рассматривая потребительское поведение в этом однозначном смысле и выделяя его центральный элемент — извлечение полезных свойств потребительских благ, мы не можем свести данный про-


623


цесс только к этому компоненту, поскольку последний неразрыв­но связан с другими относительно самостоятельными действиями, без которых его реализация невозможна. Например, можно выде­лить следующие процессы:

• приобретение потребительских благ;

• поиск их на рынке и вне его;

• рациональное их использование, хранение и распределение;

• выбор потребительских приоритетов и дозирование потреб­
ления во времени;

• ранжирование потребительских наборов и поиск средств,
обеспечивающих оптимальное потребление;

• накопление, сбережение, резервирование и трата ликвид­
ных средств и построение на этой основе оптимальных по­
требительских бюджетов и т.п.

Таким образом, потребительское поведение нельзя рассматри­вать линейно — это весьма сложная система социальных и эконо­мических действий, которая обеспечивает устойчивость, защиту, функциональную, экономическую и культурную целесообразность хозяйственного цикла любых потребительских ячеек. Внутри потре­бительского поведения можно выделить ряд фаз, которые отража­ют его особенности:

• собственно саму фазу потребления, внутри которой проис­
ходит изъятие потребительских свойств различных ресур­
сов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств;

• покупательское поведение, относительно самостоятельный
элемент потребительского поведения, связанный с приоб­
ретением различных благ и их заменителей, включающихся
в хозяйственный оборот;

• информационно-поисковое поведение, ориентированное на
удовлетворение платежеспособного спроса потребительских
ячеек (поиск товара);

• информационно-поисковое поведение, связанное с обес­
печением и поддержанием определенного уровня благосос­
тояния (дохода) потребительских ячеек (поиск дохода);

• хозяйственное поведение, обеспечивающее координацию всех
потребительских действий в соответствии с задачами и це­
левыми функциями домашних хозяйств, а также реализа­
цию функций правовой и социальной их защиты;

• распределительное поведение, связанное с наделением членов
потребительской ячейки различными ресурсами, находящи­
мися в ее собственности;

• функциональное поведение, связанное с эксплуатацией ос­
новных и вспомогательных средств жизнеобеспечения до­
машних хозяйств;

624


• сберегательное поведение, направленное на резервирование ликвидных средств и иных активов, находящихся в собствен­ности потребителя.

В любом своем качестве непосредственный процесс потребле­ния связан с присвоением потребительских ценностей различного класса и порядка. Функционально и поведенчески непосредствен­ный процесс потребления обусловлен сложившейся на определен­ном этапе общественного развития структурой человеческих по­требностей, которая синхронна системам благ, предоставляемых обществом.

Непосредственный процесс потребления — сущностная сторо­на потребительского поведения. Он является результирующим эле­ментом всех других экономических и неэкономических действий, которые делают возможным сам процесс воспроизводства и жиз­необеспечения домашних хозяйств. Естественно, что структура и качество жизнеобеспечения могут быть весьма различны. Они име­ют два пограничных уровня: первый находится на границе физио­логического минимума, за которым начинается деградация, вто­рой — в зоне престижного (демонстративного) потребления, пре­вышая разумные рациональные нормы и стандарты.

Исходный баланс потребления определяется тремя составля­ющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компе­тентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают. Доход потребитель­ских ячеек (домашних хозяйств), независимо от того, как он полу­чается, есть основной фактор их обеспечения. Однако доход изме­няется во времени, служа своеобразным результатом процесса по­требления и являясь базовым элементом его насыщения. Если учесть, что доход — переменная величина, то очевидно, что количествен­ные и качественные характеристики процесса потребления могут изменяться в зависимости от ее колебаний.

Если отбросить этнические, регионально-культурные и другие различия, то можно сказать, что доходы и потребление растут в соответствии с ростом производительности труда и ВНП. Суще­ствуют и сосуществуют множество стран с различным средним уров­нем дохода и потребления. Если не учитывать самые бедные стра­ны, то следует отметить, что так называемые нормальные стандар­ты потребления существенно отличаются по количественным и качественным параметрам. Пропорционально различаются в этих странах и реальные стандарты потребления различных социальных групп. Средний стандарт потребления отвечает возможностям кон­кретных экономик, в условиях которых он достигает определенно­го фиксированного уровня и существенным образом колеблется в разных странах.


21 Общая социология


625


В свою очередь, объективные ограничения этого рода способ­ствуют минимизации притязаний потребителей в соответствии с определенными бюджетными ограничениями. Стандарты потреб­ления и их параметры лимитируются целым рядом факторов. Во-первых, конкретным уровнем производительности труда и эф­фективности экономик, которые обеспечивают наиболее вероят­ные (массовые) уровни дохода. Во-вторых, приоритетом в распре­делении национального дохода и т.п. Естественно, что доход зави­сит также от места занятых в системе экономической стратифика­ции, различные факторы которой демонстрируют дифференциа­цию потребительских возможностей занятого населения.

Ограничения в получении дохода и, соответственно, уровня потребления зависят не только от объективных факторов, но и от личных усилий субъектов, которые при прочих равных условиях должны форсировать свои ресурсы, чтобы обеспечить желаемый стандарт потребления.

Постоянный доход, обеспечивающий фиксированные стандар­ты потребления, является, как правило, пределом, который, с одной стороны, лимитируется уровнем благосостояния, достигну­тым в рамках конкретных экономик (для большинства занятых по найму он фиксируется в среднестатистической ставке заработной платы), а с другой стороны, определяется возможностями конк­ретных потребителей преодолевать эти ограничения за счет допол­нительных усилий или поддерживать благосостояние и потребле­ние на среднестатистическом уровне.

Говоря о специфике «потребительского поведения», можно вы­делить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:

• образа жизни;

■• стадии развития, на которой они находятся;

• демографических характеристик, количества членов семьи;

• доминирующих социальных стандартов, отражающих их со­
циально-культурную специфику, и т.п.

Естественно, что структура потребительского поведения неот­делима от конкретных социокультурных матриц, которые опреде­ляют доминанты и приоритеты потребительского поведения, их функциональные и ритуально-символические характеристики. Этот аспект приобретается и усваивается традиционно-опытным путем. Таким образом, конкретные стандарты и соответствующие им струк­туры потребления являются в большей степени фактом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных дей-

626


ствий. Последние в значительной степени выступают производным элементом того, что приобретено и усвоено ранее в системе тради­ционного потребительского поведения. Тем не менее можно сфор­мулировать общие принципы и методы реализации рациональных моделей потребительского поведения, которые базируются на со­хранении равновесия дохода (бюджетных ограничений) и необхо­димых трат(потребления).

Рациональными моделями потребительского поведения можно признать те, которые:

• не выходят за границы реального дохода;

• способствуют созданию оптимального баланса трат и по­
ступлений в соответствии со сложившейся и рационально
дозируемой структурой потребления;

• обеспечивают контроль и нормирование структуры потреб­
ления и соответствующих им трат, не превышающих лими­
ты реального дохода;

• устанавливают равновесие статей дохода и расхода потре­
бительских бюджетов;

• способствуют резервированию части средств с целью стра­
хования от непредвиденных ситуаций и обстоятельств;

• обеспечивают оптимальный баланс насыщения потребнос­
тей в соответствии со сложившимися стандартами жизни и
кредитование потребительского бюджета за счет будущих
доходов.

Процесс потребления включает в себя некий аксиологический каркас, который делает возможным и целесообразным весь про­цесс потребления, в том числе и те рациональные схемы поведе­ния, которые реализуются внутри его. Это связано с тем, что сам по себе процесс потребления (в его рациональной части) не суще­ствует как автономный феномен, но всегда детерминируется набо­ром инструментальных и терминальных ценностей, которые доми­нируют в конкретной социальной среде и в конечном счете служат ориентиром потребительского выбора. Естественно, что эти стан­дарты и ориентиры могут быть различными, что указывает на мно­гообразие культурных форм потребления даже при условии оди­накового потребительского бюджета.

Рациональность моделей потребительского поведения опреде­ляется и тем, что они должны обеспечить защиту и воспроизвод­ство определенной системы ценностей, на основе которых функ­ционируют конкретные потребительские ячейки. Речь идет о систе­ме традиций и образцов поведения, которые репрезентируют со­циальную матрицу домашних хозяйств, делая ее конкретной и от­носительно самостоятельной культурной единицей. Последняя, ба­зируясь на определенных ценностях и предпочтениях, сохраняет и

627


транслирует конкретные модели потребительского выбора, пере­даваемые другим поколениям.

§ 3. Модели экономического поведения

Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать входящие в их структуру модели экономического поведения: монетарные, коммерческие, маркетинговые, посред­нические, предпринимательские (инновационные) и др. Рассмот­рим некоторые из них.

Монетарное поведение есть производное социального института денег, который обеспечивает распределение, дозирование и каль­куляцию экономических ресурсов в процессе обмена. Деньги наря­ду с механизмом цен являются расчетно-аналитическим базисом большинства человеческих действий. Они позволяют калькулиро­вать в сопоставимых показателях многочисленные социальные дей­ствия; координировать множество индивидуальных интересов и целей, которые не сопоставимы другим способом; измерять и оце­нивать эквивалентность обменных операций и т.д. Деньги являются предметом (объектом) как профессиональных, так и непрофесси­ональных действий, которые, в свою очередь, дифференцируются на несколько разновидностей в зависимости от того, какой мотив трат и накоплений ликвидных средств доминирует — рациональ­ный, традиционный, альтруистический или аффективно-иррацио­нальные мотивы.

Рациональные модели монетарного поведения базируются на стро­гом учете и расчете накоплений и трат независимо от того, какие цели преследуются — потребления, резервирования (сбережения), коммерции, производства или инвестирования.







Date: 2015-09-24; view: 403; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию