Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in 3 page
Однако часть современных специалистов трактуют организацию как довольно консервативную систему, развитие которой не связано с моделями индивидуальной адаптации к динамике внешней среды. Открытие феномена консерватизма связано с эмпирическими исследованиями А. Стинчкомба (середина 60-х гг.), сформулировавшего феномен «структурной инерции» (запаздывание и неадекватность организационных реакций на флуктуации внешней среды). Он показал, что все обследуемые им американские деловые организации сохранили базовые черты, отражающие условия, характерные для периода их возникновения. В связи с этим доминирующая роль менеджера в определении будущего организации была поставлена под сомнение. Стремление объяснить логику развития организации, в контексте ее взаимоотношений с внешней средой и с учетом ее трактовки как консервативной системы, привело к появлению ряда попу-ляционных моделей организационного развития. Особую трактовку организационного развития предложили в конце 80-х гг. М. Хан-нон, Дж. Фримен и Дж. Кэррол. Их модель получила наименование популяционно-селекционной. Основу этой модели составляют следующие представления. 1. Изменения состояния внешней среды в нормальных условиях жизнедеятельности организации не предполагают ее адекватных реакций, поскольку Дж. Кэррол отграничил возможные реакции так называемым социокультурным репертуаром организации — набором выработанных в ходе истории организации (или организационной популяции) социокультурных образцов, в рамках которых менеджер и осуществляет стратегический выбор. 605 606 2. Функционирование организации в режиме предъявления наличных социокультурных образцов не предполагает организационного развития. Пока наличного социокультурного репертуара достаточно для ответа на вызов внешней среды, организационного развития не происходит. Основанием для начала процесса развития являются такие изменения во внешней среде, при которых ни один из социокультурных образцов организации не может быть применен в качестве реакции на эти изменения. Чаще всего это исчезновение старых или возникновение новых экологических ниш, которые стимулируют возникновение новых направлений деятельности и роста числа организаций, их реализующих, т.е. организационную популяцию. Следовательно, процесс организационного развития — это эволюционно-скачкообразный процесс, описываемый в терминах «прерывающейся постепенности». 3 Организационное развитие описывается в этой модели как социокультурный процесс, спровоцированный качественными изменениями состояния внешней среды, а механизм его реализации обусловлен расширением социокультурного репертуара организации (и популяции) в связи с освоением новых экологических ниш. Это в конечном счете повышает способность выживания организации в динамичной среде и снижает ее зависимость от любой экологической ниши, что и является критерием организационного развития. 4. Процесс организационного развития не может быть понят на 5. Развитие организации — это двухфазовый процесс, имеющий здесь представляет собой смешанный инновационно-селекционный процесс, причем на уровне организационной популяции. Деятельность менеджера в таких моделях, являясь исходным пунктом и необходимым звеном организационного развития, не рассматривается, однако, как предопределяющая контуры будущего организации. Глава XXVI. Экономическая социология и экономическое поведение § 1. Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ Традиция социологического анализа экономических процессов общества базируется на поведенческом подходе. В центре исследовательской деятельности находится категория «экономическое поведение» (проблема «homo economicus»), являющаяся основой как социологического, так и экономического анализа. Основоположником поведенческого подхода в области экономической социологии по праву считается М. Вебер. Его теория социального действия является фундаментальной базой социологического анализа экономических процессов общества. М. Вебер подробно исследовал одну из важнейших модификаций рационального (целерационального) дейртвия, т.е. поведения экономического, поставив задачу изучения «внутренних» элементов рационального действия: цель, средства, результат, планирование, калькуляция (расчет), максимизация выгоды (пользы), альтернативность и свобода выбора, а также тех институциональных, аксиологических (субстантивная рациональность) и ресурсно-функциональных условий (обмен, деньги, контракт, конкуренция), которые конкретизируют, специализируют экономическое действие и делают его возможным в рамках определенной социокультурной матрицы. Для М. Вебера, построившего типологию экономического действия, характерен рационалистический подход, дающий возможность сконструировать идеальный, феноменологически «чистый» образец экономического поведения, характерный для определенной экономической культуры («дух капитализма»)*. * Weber M Economy and Society An Online of Interpretive Sociology V 1 Berkely University California Press 1978 607 В. Парето, другой выдающийся аналитик экономического поведения, использовал иную парадигму исследования этого феномена. Относя экономическое действие к категории рационального (логического), он «вывел» целый класс (нелогических) моделей и форм социального поведения, базирующийся на социальных стандартах, привычках, стереотипах и традициях. Это обогатило научные представления о специфике социального поведения, в том числе экономического, в структуру которого были включены не только рациональные (логические), но и иррациональные (аффективные, нелогические) элементы. Анализ явлений и факторов «нелогического» поведения, обозначаемых терминами «осадки» и «деривации», открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных компонентов социального (экономического) поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно или бессознательно маскируемых и реализуемых в «идеологиях», «теориях» и верованиях*. Важный вклад в прояснение социальной сущности и природы экономического поведения, репрезентативного периоду развивающегося индустриального капитализма, внес Г. Зиммель. Он дал фундаментальный анализ социального института денег как рационально-калькулируемой основы большинства человеческих действий, которая координирует их и приводит к «общему знаменателю». Выделенный Г. Зиммелем денежный тип рационализации социальной жизни позволил ему раскрыть противоречивую природу универсальных критериев и форм социально-экономического обмена, которые регулируют, рационализируют и рационируют поведение множества людей, являясь важной мерой их ценностных отношений**. Н. Кондратьев в рамках своей вероятностно-статистической концепции социальных наук сумел экстраполировать поведенческий подход в широкую область экономических явлений, творчески обогатив концепции социального действия М. Вебера и П. Сорокина. Наиболее существенный аспект его концепции — выделение в структуре экономических процессов того социального субстрата, который является областью исследования социологов. Это индивидуальные, групповые и массовые акты поведения людей и их взаимодействия, которые порождают такую относительно самостоятельную область, как экономика***. * Гофман А. Социология В.Парето (Разумен ли Homo sapiens^/McTopna теоретической социологии. Т 2 — М., 1998, с 39. ** Simmel G. The Philosophy of Money. - Boston. 1978. *** Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. — М., 1991, с. 117. 608 Поведенческий анализ экономических процессов современного общества получил продуктивное продолжение в структурно-функциональном подходе Т. Парсонса и его ученика Н. Смелзера. Они дали институциональную и социокультурную интерпретацию экономического действия как подсистемы действия социального*. Заслугой Т. Парсонса можно считать и то, что он отстаивал и обосновывал в полемике с институционалистами необходимость и автономность социологического анализа экономической жизни общества и разработал оригинальную систему институциональной, социокультурной и функциональной детерминации рационального экономического действия, творчески синтезируя идеи М. Вебера, В. Парето, А. Маршала и Й. Шумпетера. Социологический анализ экономического поведения, начатый классиками социологии, получил продолжение в ряде концепций зарубежных и отечественных специалистов середины и конца XX в., хотя в процессе анализа, что вполне естественно, наметились определенные конкурирующие тенденции. Эта ситуация наблюдается как в США, так и в Западной Европе. Анализируя различные точки зрения на предметную область экономической социологии, можно констатировать, что базовым предметом социологического анализа является категория «экономическое поведение», которая, получив различную интерпретацию у разных исследователей, у большинства из них занимает ведущее место. Рассматривая эту категорию, мы ставим задачу ее социологической интерпретации, т.е., сохранив принципы экономического анализа, наполнить эту категорию (насколько это возможно) содержанием, приближенным к реальному человеческому поведению со всеми противоречиями, 'проблемами и «иррациональными остатками», которые ему свойственны. Можно констатировать, что экономическое поведение является «социальной субстанцией» всех процессов, которые в совокупности составляют то, что называется хозяйственной жизнью общества. Это связано с тем фактом, что основу оборота громадной массы экономических ценностей (благ, услуг, информации), их обмена составляют многочисленные и разнокачественные по характеру и содержанию, циклично возобновляющиеся индивидуальные, групповые и массовые акты поведения людей в целях удовлетворения своих потребностей или непосредственным, или в основном опосредованным образом**. * Parsons Т, Smelser N Economy and Society A Study in Integration of Economic and Social Theory. — L.: Rontledge and P. Kegan. 1984. ** Кондратьев Н Д. Указ. соч, с. 109—110. 609 Таким образом, экономическое поведение — это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения. Дополним это определение определением Н. Кондратьева, которое уже в своих формулировках содержит многозначные, нелинейные трактовки социального поведения, реализуемого в различных секторах экономики. В них заложена вероятностная версия экономических действий, как по сути, так и по форме: «Лица, выступающие на рынке... в конкретном своем виде обнаруживают, несомненно, всегда величайшее многообразие, какое только можно наблюдать среди людей развитого общества... но, отмечая разнообразие отдельных хозяйствующих лиц... нельзя забывать и обратной стороны вопроса. Все эти люди формируются в определенных и в основном сходных социально-экономических условиях... и поскольку в основном есть сходство и близость в объективных социально-экономических условиях их жизни, не может не быть единообразия и в самих людях, и в их поведении»*. Исходя из этих предположений, Н. Кондратьев дает общую трактовку и характеристику социальных действий в системе хозяйственной жизни общества и тех субъектов (хозяйствующих лиц), которые их реализуют. Все хозяйствующие лица: • различают ценные вещи от неценных; • каких бы взглядов они ни придерживались и к каким бы • более или менее субъективно оценивают те товары, с кото • способны в большей или меньшей мере калькулировать, про • хотят в зависимости от индивидуальных условий и способ • фактически способны ошибаться в своих расчетах, а следо * Кондратьев Н.Д Основные проблемы экономической статики и динамики, с. 355—356. ** Там же. 610 - Первое, что бросается в глаза при анализе и интерпретации этого обширного определения, — констатация многомерности, многозначности, многовариантности предпосылок и исходов поступков и действий человека. В этой стохастической реальности (где намерения и предпочтения многих действовать рационально не всегда совпадают с компетентностью доводить эти намерения до искомого результата) существует определенный набор принципов и методов, которые, повторяясь многократно, часто методом проб и ошибок, сужают поле неоптимального выбора, определяя некоторый стандартный путь, по которому необходимо идти и который предполагает: • ценностную направленность максимизационных намерений • личный экономический интерес, в котором концентрирован • взаимозависимость личностных оценок тех экономических благ, • определенную степень квалификации, связанную с расчетом • устойчивое стремление экономических субъектов действовать • неизбежную неточность, относительность калькулируемых Экономическое поведение как социальный феномен является предметом изучения как экономической науки, так и социологии. Социология, выходя за рамки строго заданных категорий экономической теории, акцентирует свое внимание на факторах, условиях, социальных институтах, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных социальных субъектах, которые реализуют свои конкретные, в том числе экономические, интересы. Иначе говоря, предметом внимания социолога являются модели социального поведения в связи с применением и объяснением принципа максимизации результатов и минимизации затрат, а также те социокультурные институты и сопутствующие им социальные стимуляторы или ограничители, которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное использование различных экономических ресурсов (личностных, технологических, организационных, финансовых, информационных и др.). 611 Таким образом, ожидаемым результатом экономического поведения являются различные вознаграждения за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономических ресурсов. Основу социального поведения экономического типа составляет многообразная система норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов. Эти нормы и правила являются обязательными для всех легально действующих субъектов экономического поведения и закреплены юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в традициях и нормах обыденной жизни, а также в функциональной программе экономических ресурсов (например, правила и нормы обращения с деньгами, купли-продажи, инвестирования, кредитования, собственности, обращения ценных бумаг, ренты и т.п.). Совокупность указанных норм и правил в одних случаях может быть закреплена во всей возможной полноте в специальных законодательных актах, а в других случаях — в обычном, естественном праве, традициях, обычаях, социальных привычках или стереотипах. Однако независимо от этого она определяет исходный порядок и допустимые пределы социального поведения для абсолютного большинства действующих субъектов, желающих добиться реально возможных и легально допустимых выгод Универсальным ядром мотивации субъектов экономического поведения является формула «максимум вознаграждения путем минимума затрат». Очевидно, что любой субъект экономического поведения, мыслящий рационально, ориентирован на выгоды (вознаграждения) в процессе затрат собственных ресурсов и минимальные издержки, в противном случае инициация различных экономических действий была бы маловероятна. Однако известно, что воплотить в жизнь эту формулу полностью невозможно. Тем не менее абсолютное большинство субъектов экономического поведения базируются в своих действиях на ее реализации, правда, часто с непредсказуемым и неясным исходом. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений (лимитов), которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения — как в начале, так и в процессе реализации поставленных целей. Специализация субъектов экономического поведения, функционирующих даже в одной фазе воспроизводственного цикла, варьируется в громадном диапазоне форм и возможностей, поскольку параметры экономического поведения существенным образом различаются в зависимости от различных факторов, и прежде всего от характера экономических ресурсов, запускаемых в рыночный оборот. 612 § 2. Типы и виды экономического поведения и их особенности В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «экономическое поведение»; разнообразием теоретических макро- и микроподходов в анализе различных явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью; наличием множества теоретических подходов в рамках тех или иных социологических и экономических концепций. Утверждение о том, что экономическая социология стремится применить социологическую теорию и социологические исследования к комплексу явлений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ и услуг, является лишь общей предпосылкой теоретических рассуждений по интересующему нас вопросу. Тем не менее оно может быть принято как наиболее простая схема для социологического анализа экономического поведения*. Базируясь на этих предпосылках, можно выделить следующие основные виды экономического поведения, реализуемые в различных фазах воспроизводственного цикла: дистрибутивное (распределительное), производственное, обменное и потребительское. (Данная схема весьма условна, так как эти виды экономического поведения не проявляются в чистом виде.) Рынок можно понимать как бесконечный пР°чесс перераспределения (редистрибу- ПОВЕДЕНИЕ ции) о-громной массы экономических ре- сурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно получают и теряют право контроля над теми или иными благами. Фактически дистрибутивные модели — поведенческие элементы многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними. Все экономические ресурсы, находящиеся в обращении (рабочая сила, информация, капитал в различной форме, ноу-хау и др.), могут эффективно использоваться в том случае, если кому-то принадлежат. В то же время они существуют и функционируют не абсолютно автономно, а приобретают определенный смысл, значение (ценность), если для кого-то являются предметом интереса. Гарантом того, что экономические ресурсы различного назначения будут сохранены и приумножены, является институт соб- * Смелзер Н Социология экономической жизни/Американская социология — М, 1972 613 ственности, который обеспечивает соединение субъектов с экономическими ресурсами и защиту их прав. Анализируя наиболее общие функциональные характеристики института собственности, можно отметить следующее. В собственности может быть то, что полезно (ценно) для владельца экономических ресурсов в настоящем или будущем, что законно им присвоено и не может отчуждаться без его компетентного согласия. Если эти условия соблюдены, любой субъект экономического поведения может: • извлекать пользу для себя в соответствии со своими интере • защищать, охранять кондиции экономических ресурсов, уп • диктовать в процессе пользования и движения принадлежа Таким образом, дистрибутивное (распределительное) поведение отражает в своих основных компонентах функционально-нормативные предписания института собственности и тех конституционно закрепленных правовых режимов, которые задают принципы и рамки его реализации. Оно обеспечивает соединение различных субъектов с экономическими ресурсами, определяет норму и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому. В процессе социально-экономической эволюции сложилась и в настоящее время доминирует весьма эластичная матрица институциональных отношений собственности, основанная на индивидуализированном (частном) интересе (Ф. Хайек). Она допускает громадное разнообразие экономических (максимизирующих) действий как внутри различных собственнических «монад» (фирм, организаций), так и за их пределами. Нам представляется, что спецификация полного права собственности, предпринятая А. Оноре* на основе выделения 11 элементов (права владения, пользования, право на доход, капитальную стоимость, безопасность владения и т.д.), дает возможность очертить идеальный набор экономических действий, которые должен совершать субъект, чтобы компетентно контролировать, сберегать и умножать принадлежащие ему ресурсы. В соответствии с мерой доступа к ресурсам и степенью контроля за получением выгоды от их оборота можно выделить три основные * Honore A. Ownership/Oxford Essays in Jurisprudence. — Oxford, 1961, p. 112— 128. 614 модели дистрибутивного поведения: хозяйственную, агентскую, функциональную. Хозяйственная модель характеризует экономическое поведение субъектов, являющихся собственниками тех или иных экономических ресурсов. Очевидно, что преимущественное получение выгоды собственниками может быть в полной мере реализовано только при определенных условиях. Во-первых, при наличии компетентности функционально-технологической, т.е. при умении обеспечивать сохранение физических и иных кондиций этих ресурсов; во-вторых, при наличии компетентности правовой, т.е. способности отстоять и сохранить в неприкосновенности номинальное и реальное право собственности на данные ресурсы; в-третьих, компетентности экономической, т.е. способности сохранить, а при необходимости и увеличить товарную стоимость (ценность) этих ресурсов или рационально распорядиться выгодой от их оборота. Агентская модель дистрибутивного поведения реализуется различными субъектами экономического поведения, которые по поручению владельцев обеспечивают правовой, экономический и организационный контроль над действиями лиц, имеющих доступ к объекту чужой собственности с целью реализации прежде всего хозяйского интереса и, соответственно, эффективного оборота экономических ресурсов. Например, функцией менеджеров является прежде всего интеграция личностных ресурсов и создание организационных форм, обеспечивающих оптимальный их оборот в рамках целевой функции фирмы (организации) и защиты хозяйского экономического интереса. Функциональная модель дистрибутивного поведения свойственна субъектам, использующим и извлекающим на договорной или иной основе выгоду из полезных свойств экономических ресурсов, находящихся в собственности других лиц. Наиболее типичные, массовые модели дистрибутивного поведения подобного рода характерны для всех лиц, занятых по найму, и арендаторов. Разделение труда в системе общественного производства демонстрирует богатейший спектр действия важнейших правомочий — прав пользования экономическими ресурсами. Любой субъект, занятый по найму, независимо от того, какие функции он выполняет, в той или иной степени наделен этим правом, так как имеет непосредственный доступ к тем ресурсам, которые ему не принадлежат. Его экономический интерес и данные ему частичные правомочия «доступа» позволяют в определенных пределах (установленных контрактом между хозяином и пользователем) получать выгоду, соединяя свою компетентность с теми ресурсами (или их частью), которые он «потребляет». 615 Очевидно, что перечень перечисленных моделей дистрибутивного поведения не является исчерпывающим. В экономике, особенно в развитых рыночных условиях, действует масса социальных инвариантов, отражающих изменчивые и весьма сложные «пучки правомочий», наиболее эффективные комбинации которых для всех сфер еще не найдены*.
Производственное поведение связано прежде всего с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке. Это весьма упрощенная трактовка сложнейшего комплекса факторов, характеризующих поведение различных экономических субъектов, выступающих в качестве товаропроизводителей (фирм, предприятий, организаций), лишь констатация некоторого общего принципа, воплощенного в функции максимизации выгоды (производительности), которую реализуют различные субъекты, включенные в те или иные сектора экономики. Следует отметить, что производятся прежде всего экономические ценности, которые в одном случае могут быть связаны с материальным субстратом, а в другом — не связаны с ним. Таким образом, в экономическом смысле ценно не то, что материально, а то, что является предметом экономического интереса. Производительный труд является производительным потому, что создаваемые им продукты, «осязаемые» и «неосязаемые», являются специфической ценностью для различных экономических субъектов, т.е. предметом спроса**. Производственное поведение, по определению В. Леонтьева, прежде всего основано на поиске и поддержании таких комбинаций, как «затраты — выпуск», которые позволяют максимизировать разницу между доходами и издержками. Это дает возможность оптимизировать прибыль в конкретный промежуток времени — естественно, при условии определения величины и соотношения спроса и предложения на выпускаемую продукцию. Анализируя производственное поведение хозяйственных субъектов, следует учитывать, что последние не могут по причине ограниченных ресурсов увеличивать выпуск продукции до бесконечности. Это объясняется прежде всего тем, что расходы и издержки, которые несет производитель, жестко связаны с доходом от реали- Date: 2015-09-24; view: 357; Нарушение авторских прав |