Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НЫХ ОТНОШЕНИИ тл гг I гт xr r^ in 2 page
Размер организации. Четвертый компонент внутренней среды и ситуационная переменная, признаваемая практически всеми исследователями организации, — размер организации. Открытие значимости размера как важнейшей ситуационной переменной организации связано с разработками эстонской группы. Как показали исследования Д. Пью, Б. Хайнингса, Д. Диксона и др., сначала в Англии, а затем в рамках масштабного международного проекта, размер организации (ассоциирующийся в первую очередь с ее численностью) — один из важнейших факторов, предопределяющих такие переменные, как степень разделения труда в организации, степень ее структурной дифференциации (число специализированных подразделений), степень стандартизации и формализации деятельности. Тип персонала. Пятый компонент внутренней среды и в то же время один из первых по значимости — это тип персонала. Именно персонал, будучи субъектом деятельности, носителем навыков, знаний, культуры и объектом организационного воздействия, оказывает мощное воздействие на организационную структуру и формы контроля. Под персоналом организации, в рамках данной главы, мы будем понимать всю совокупность работников, выполняющих различные виды деятельности в организации. Во многих концепциях, начиная с У. Тейлора (П. Друкер, Д. Макгрегор, Э. Шейн и др.), именно человек в организации рассматривается как наиболее ценный организационный ресурс (при этом единственный ресурс, стоимость которого увеличивается по мере эксплуатации) и важная ситуационная переменная. От морального облика персонала, его ответственности и добросовестности, способности к конструктивной активности, квалификации, грамотности, степени интернализации работником наличной организационной культуры непосредственно зависит установление оптимальных форм организации, контроля и типа структур. Так, Г. Саймон именно с мерой и глубиной усвоения персоналом норм и ценностей, организационной культуры, которую он именует организационной моралью, связывает степень демократизации системы управления. Представление о высокой значимости свойств персонала, для определения форм и методов управления и типов используемых организационных структур просматривается в теории организации на всех стадиях ее становления, начиная с классической школы и школы человеческих отношений. Именно противоположные пред- 594 ставления о свойствах рядового работника как объекта управления в производственных организациях Америки заставили Ф. Тейлора и Э. Мэйо предложить две противоположные модели управления. Тейлор, апеллирующий к известной формуле, утверждающей, что «средний человек — глуп, ленив и жаден», предлагал соответствующую модель управления: жесткое разделение интеллектуального и исполнительного труда, программирование исполнителя извне, жесткие формы внешнего контроля и экономические стимулы (такая модель в концепции Д. Макгрегора* позже получила наименование теории X). Э. Мэйо апеллировал к представлению о рядовом работнике как творческом, социально,ориентированном, ответственном и коллективистском существе, стремящемся к осуществлению творческой и сознательной деятельности, и соответственно предлагал мягкие формы контроля, использование творческого потенциала, саморегуляции, самоконтроля, неформальных механизмов регуляции, апелляцию не к денежным мотиваторам. Модель Мэйо рассматривала управленца как специалиста главным образом в области налаживания отношений в организации (теория Y). Не вступая в спор об истинной природе человека, мы рассматриваем его качества как базовую ситуационную переменную (определяемую рядом факторов, среди которых важнейшим является культурный), во многом обусловливающую степень жесткости контроля и ограничения активности работника и его свободы в организации. В максимальной степени роль персонала как важнейшей ситуационной переменной была подчеркнута А. Этциони, сформулировавшим принцип «согласия», в соответствии с которым жесткость организационной структуры обратно пропорциональна ответственности персонала. Организационная и деловая культура. Наконец, шестой компонент, иногда выделяемый в качестве особого элемента внутренней среды, — организационная культура и деловая культура. В концепциях современных исследователей — представителей рационально прагматической традиции (И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уоттерман, Э. Шейн и др.) организационная культура рассматривается как один из элементов внутренней среды организации, как формируемый и управляемый фактор, предопределяющий формы организационного поведения и, тем самым, способы организации деятельности. Согласно такому подходу, организационная культура — это сознательно формируемый руководством или селектируемый фактор, непосредственно детерминирующий поведение человека. Согласно Э. Шейну, организационная культура в этой концепции определя- Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство//СОЦИС. — 1995. — № 1. 595 ется как разделяемый большинством членов организации (или ядром организации), иногда плохо осознаваемый, интегрированный набор априорных базовых представлений (или культурная парадигма), которые группа изобрела, позаимствовала или приобрела другим путем в процессе решения проблем адаптации к внешней среде или проблем внутренней интеграции и которые признаны достойными и действенными для того, чтобы быть переданным другим поколениям. В соответствии с такими представлениями культура обычно описывается как многоуровневая система, имеющая иерархическое строение: 1) ядро культуры — это набор разделяемых большинством работников организации, но неосознаваемых ими априорных базовых представлений, предопределяющих восприятие реальности и детерминирующих их поведение; 2) более низкий уровень — это разделение ценности, прямо ненаблюдаемые, но проявляющиеся в сходстве интерпретации ситуации; 3) наконец, третий уровень («уровень видимых артефактов») — это наблюдаемое поведение, воспроизводимые образцы поведения, организационной структуры. Содержание этих представлений определяется принятыми принципами взаимодействия со средой, представлениями о повседневной жизни, взаимоотношениях природы и человека, содержании человеческой деятельности, принципах человеческих взаимоотношений. При этом, имея в основе набор иногда плохо осознаваемых базовых представлений, организационная культура проявляется на двух уровнях — среднем уровне, «уровне декларируемых ценностей», более осознаваемых членами группы, чем базовые представления, и низшем уровне, именуемом «уровнем видимым культурных артефактов», который напрямую проявляется в типе реальной формально-иерархической структуры, системе лидерства, принятых формах деятельности и поведения и др. Существует и другая парадигма организационной культуры, предложенная исследователями, работающими в рамках феноменологической традиции (П. Бергером, М.Луи, С. Роббинсом, Д. Сильверма-ном и др.). Рассматривая единство организационной культуры как предпосылку коммуникаций и совместной деятельности и самого существования организации, они в то же время отрицают манипу-лятивную роль культуры и рассматривают человека не как «марионетку культуры», а как творца культуры. Суть этой концепции: принципиальный отказ от рассмотрения культуры как элемента внутренней среды, но рассмотрение ее как самой природы организации; отказ от рассмотрения культуры как управляемого или сознательно формируемого кем-либо фактора и ее трактовка как продукта уникальной истории организации; постулирование принци- 596 па «социальной определенности» (согласно которому именно в процессе и средствами совместной интерпретации реальной ситуации формируется социальная реальность); описание ее в терминах «наличного репертуара смыслов» (с учетом того, что реальные смыслы не существуют, присваиваются людьми в интерсубъективном контексте, который формируется в процессе неповторимой истории организации). Следует также подчеркнуть, что организационная культура обычно не рассматривается вне контекста фоновой (общенациональной и национальной, деловой и профессиональной) культуры, которая по отношению к организации является элементом внешней среды. На тесную связь организационной и деловой культуры указывали многие авторы — например, представители эстонской группы (Б. Хайнингс, Д. Хиксон, Дж. Чайлд) и Г. Хофштед выявили прямую зависимость типа организации и форм управления от особенностей национальной деловой культуры. § 4. Внешняя среда организации и ее модели представление Организация не может действовать изолирован- 0 внешней среде но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Организация получает от внешнего окружения разнообразные ресурсы и информацию; производит продукт (услуги) с учетом его потребностей; выполняет определенные функции по отношению к более широкому социуму; формирует свое поведение с учетом правил, установленных внешним окружением. Рассмотрим внешнюю среду организации, или организационное окружение. На ранних стадиях развития теории организации (классическая школа, школа человеческих отношений) исследователи обращали основное внимание на внутренние факторы. Однако начиная с 50-х гг. на Западе термин «внешняя среда» прочно вошел в обиход организационной теории, а с середины 60-х гг. число исследований и значимость этой области исследования постоянно возрастали. Эта проблематика приобретает все большее значение в теории организации по мере нарастания нестабильности внешней организационной среды (перенасыщенный рынок). В современной теории организаций сложилось целое направление (инвайронментальный подход), пытающееся определить основные свойства организации исходя из логики ее взаимодействия с внешней средой и свойств самой среды. Интерес к изучению внешней среды организации обусловлен тем, что она создает условия и накладывает ограничения на суще- 597 ствование организации. Будучи элементом более широкого социума, последняя находится от него и его элементов в высокой зависимости: во-первых, жизнедеятельность организации тесно связана с выполнением ею функций по отношению к этой более широкой системе; во-вторых, внешняя среда задает правила и ограничения, в которых организация вынуждена функционировать; в-третьих, она является необходимым источником ресурсов, вне которых организация не может осуществлять свою деятельность; в-четвертых, внешняя среда является сферой конкуренции для организаций, выполняющих сходную деятельность; в-пятых, она является ареной сотрудничества, кооперации и обмена деятельности между организациями (сама организация не является единственной сферой кооперации и обмена деятельности); в-шестых, внешняя среда — это источник замыслов менеджера и фактор, провоцирующий развитие организации.
Внешняя среда — это собирательное понятие. В современной теории и социологии организаций внешняя среда рассматривается как более широкая и значительно более сложная система, чем сама организация. В широком смысле внешняя среда — это совокупность внешних по отношению к организации факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности организации (природных, технологических, культурных, экономических, юридических и др.). Будучи адекватным отражением какой-то стороны внешнего окружения, такие модели среды правомочны, однако односторонни. Поэтому в ряде теорий предпринимаются попытки создать интегрированную модель среды. Одной из наиболее удачных синтетических моделей среды, описывающих организацию как систему разнородных ресурсов и пытающихся совместить различные представления о внешней среде, является представление о ней как о сверхсложной «гетерогенной системе», — ситуационная модель среды, предложенная П. Лоурен-сом и Дж. Лоршем. Эта модель, получившая достаточно широкое распространение в современной теории организаций, рассматривает внешнюю среду как совокупность разноприродных сегментов, предельное число которых не определено и для каждой конкретной организации равно числу специализированных подразделений, существующих в организации, вычленяющих свой тип ресурса. Здесь среда представлена как многослойное и разноприродное (гетерогенное) образование и каждый фрагмент организации имеет дело со своим подвижным фрагментом внешней среды, соответствующей определенному типу ресурса. Для отделов продаж и маркетинга внешней средой выступает рынок в собственном смысле слова, для отдела финансов внешней средой являются банки и акционеры, для отдела научно-техни- 598 ческих разработок — технологии и образцы новой продукции, для отдела кадров сегментом среды будет рынок рабочей силы и др. При этом каждый фрагмент среды, с которым данное подразделение стремится к балансу, предъявляет организации свою систему требований, обладает различной степенью подвижности, отличной от нее природой. Сама же среда трактуется как более сложная при более сложном и дифференцированном строении организации. В рамках социологической трактовки среды обычно выделяют «широкую» и «узкую» трактовку внешней среды. Широкая трактовка предполагает рассмотрение внешней среды в виде макро- и микроокружения (классификация М. Зей-Феррел). Макроокружение — это внешние характеристики культуры (ценности, нормы, институциональные образцы, в том числе и юридические нормы), языковая среда и др., микроокружение — это другие субъекты деятельности, с которыми организация вступает во взаимодействие (другие организации). Термин «внешняя среда организации» имеет и более узкую, собственно социологическую трактовку. Будучи элементом более широкого социума, она вступает в многообразные отношения с его различными подсистемами и элементами. Наиболее популярной является узкая трактовка внешней среды как части микроокружения, как другие организации, с которыми данная организация вступает в отношения сотрудничества или конкуренции и от которых непосредственно зависит ее эффективность и жизнеспособность. Наиболее последовательно эта модель представлена в работах Дж. Пфеффера и Дж. Саланчика, которые правомочно рассматривают любую организацию как систему, зависящую от других организаций в части получения от них различных ресурсов (сырья, продуктов, услуг, денег, информации и др.). Ими выделено два типа зависимости — прямые и опосредованные. Первый предполагает отношения сотрудничества и обмена деятельностями и ресурсами: «поставщик — продавец», т.е. в этом случае организации вступают в прямые контакты; второй тип предполагает отношения конкуренции, при которых организации вступают в борьбу за дефицитный ресурс, прямо не контактируя между собой, но взаимодействуя на рынке через потребителя. Существуют и другие модели внешней среды.
Степень предсказуемости, мера определенности и предсказуемости состояния среды — главные характеристики внешней среды, влияющие на поведение организации. Предсказуемость изменений внешней среды во многом предопределяет выбор стратегии, структуры, направления развития организации, поведение организации. 599 К числу наиболее известных классификаций изменений внешней среды по уровню предсказуемости и неопределенности может быть отнесена классификация Р. Джарковича. Она построена по двум основаниям: выраженности изменений и выраженности колебаний внешней среды в процессе изменений. По этим основаниям все изменения внешней среды могут быть разделены на четыре группы: 1) сильные изменения с незначительными колебаниями; 2) слабые изменения с незначительными колебаниями, 3) слабые изменения с высоким уровнем колебаний; 4) сильные изменения с высоким уровнем колебаний. В современной теории организаций состояние внешней среды рассматривается как важнейший фактор и ситуационная переменная, определяющая структуру, функции, логику развития организации. Несмотря на различия представлений в инвайронментальных концепциях организации, состояние внешней среды рассматривается как один из важнейших факторов организационной динамики, организационного функционирования и развития. Другими основными характеристиками внешней среды являются также уровень ее предсказуемости и изменчивости, что во многом предопределяет степень определенности (неопределенности) ситуации, в которой работает организация, влияя на параметры структуры и способы организации деятельности. При этом в одних из инвайронментальных моделей организация деятельности связывается с объективными свойствами самой среды (степенью насыщенности рынка, политической и экономической стабильностью общества и др.), а в других — с режимом работы самой организации. Например, Д. Кац и Р. Канн рассматривают характеристики среды как во многом производные от изменения характеристик самой системы — функций «входа» и «выхода». Именно уровень определенности (неопределенности) и предсказуемости изменений как базовая характеристика среды рассматривается обычно как задающий такие важнейшие параметры развития организации, как степень функциональной и структурной дифференциации, а также используемые способы и формы координации и контроля. В концепции «комплексной организации» П. Лоуренса и Дж. Лор-ша, например, именно высокий уровень неопределенности внешней среды, с которой организация вступает во взаимодействие, заставляет менеджеров крупной деловой производственно-коммерческой организации дифференцировать среду на составляющие (последняя теперь описывается в терминах гетерогенной системы), создавать новые специализированные функции и структурные подразделения, что в конечном счете определяет контуры сложной комплексной организации. Последняя описывается Лоуренсом и Лоршем как состоящая из трех подразделений, относительно авто- 600 номных и разнородных по направлениям, способам деятельности, гипу персонала, технологии, стратегии и организационной культуре. 1) отдел научно-технических разработок; 2) отдел производства; 3) отдел продаж. При этом степень дифференциации внутри этих подразделений будет тем выше, чем выше уровень неопределенности внешнего окружения. Другой внешней ситуационной переменной внешней среды, трактуемой как целевое окружение, являются типы и степени зависимости одной организации от другой. Эта ситуационная переменная была впервые отмечена представителями эстонской группы, в работах которых зависимость от других организаций определяла те характеристики структуры, которые были названы нами показателями «концентрации власти». В работах П. Лоуренса, Дж. Лорша, Дж. Пфеффера, Дж. Салан-чика взаимоотношения организаций друг с другом описывались как отношения тотальной взаимной зависимости, объясняемой потребностью организации в различных ресурсах, которые контролируются другими организациями. Как уже упоминалось, эти зависимости были прямыми или опосредованными. При этом тотальная взаимозависимость организаций описывалась как всеобщие отношения, образующие единую «организационную сеть». Степень зависимости одной организации от другой во многом определяет и стратегию, и структуру организации. Согласно тезису Пфеффера и Саланчика, любая организация, формируя свою стратегию развития, ориентирована на обеспечение надежности отношений с другими организациями, и в то же время — на снижение своей зависимости от этих организаций.
Организационное развитие — это широко используемый в теории организаций, но многозначный и до сих пор недостаточно четко определенный термин. Под организационным развитием мы будем понимать процесс направленных качественных структурных изменений в организации, оцениваемых по их результатам как позитивные. Внешними признаками организационного развития обычно считают увеличение размера организации и ее структурную дифференциацию, усиление ее независимости от состояния внешней среды. Следует отметить, что используемые критерии позитивности субъективны, различны и весьма разнообразны — в одних моделях это повышение способности организации к выживанию, в других — достижение поставленной цели, в третьих — создание или освоение новых направлений и способов деятельности, в четвертых — удержание власти отдельными группами и др. Существует множество моделей организационного развития, различающихся по фактору, провоцирующему изменение (эндогенные — внутрисредные и экзогенные — внешнесредные модели), оценке роли менеджера в процессе развития (рациональные и естественные), характеру протекающих процессов и др. В современной социологии и общей теории организаций организационное развитие обычно связывается с воздействием как внешне- так и внутриорганизационных факторов. При этом ряд специалистов инвайронментальной ориентации (например, П. Ло-уренс, Дж. Лорш) рассматривают организацию как посредника между человеком и внешней средой, из которой они черпают разнообразные ресурсы. Логику развития организации они непосредственно объясняют ее взаимодействием с внешней средой, изменением ее состояния, поскольку от взаимодействия с последней напрямую зависит перспектива выживания и результаты деятельности организации. В то же время организационное развитие — это избирательная реакция организации на состояние среды с учетом состояния организации. Что касается механизмов и логики протекания этих процессов, то и здесь в организационной теории не существует единства. Согласно концепции А. Гоулднера все модели организационного развития условно можно разделить на две принципиально различных группы — «рациональные» и «естественные». Первые описывают процесс организационного развития как продукт сознательной деятельности менеджера, инициирующего изменения и определяющего стратегический выбор в соответствии с заранее выработанным планом (А. Файоль, М. Вебер, Дж. Чайлд, А. Чендлер, Дж. Пфеф-фер, Дж. Саланчик и др.). Вторые описывают их либо как итог разнородных и нескоординированных усилий менеджеров, неосознанных случайностных процессов (селекционные модели — Ч. Линдб-лом, М. Ханнон, Дж. Фримен, Дж. Кэррол и др.), либо в терминах закономерных, телеологически направленных процессов, протекающих в организации (теории жизненных циклов — А. Селзник, К. Боулдинг, И. Адизес и др.). В большинстве современных моделей процесс развития описывается на уровне единичной организации (фокусная перспектива). При этом взаимоотношения организации с внешней средой описываются через механизм пассивной адаптации организации к среде, что предполагает рассмотрение организации как достаточно гибкой, пластичной и высокоадаптивной системы. В некоторых из естественно-адаптивных моделей этот процесс описывается как телеологически заданный, закономерный и естественный процесс приспособления организации к типу среды. При этом внешняя среда в этих моделях рассматривается обычно как фактор, напрямую задающий направления деятельности, типы структур и функции орга- 602 низации. Сам процесс развития организации здесь связывается со структурными изменениями, обеспечивающими повышение способности организации к выживанию, за счет процесса автоматического приспособления организации к среде, с которой она взаимодействует. При этом тип формируемой организационной структуры, формы и направления деятельности организации должны в идеале точно соответствовать типу того фрагмента среды, с которой она вступает во взаимодействие. Ярким примером естественной модели организации, описываемой в такой логике, является модель поэтапного развития молодых организаций, предложенная в 60-е гг. основоположником организационной экологии А. Хоули, который описывал внешнюю среду как совокупность экологических ниш. Трактуя молодую организацию как естественную пластичную открытую систему, он рассматривает ее развитие как поэтапное приспособление к внешней среде на «принципе изоморфизма». Принцип формулируется в виде императива, предписывающего необходимость обеспечения соответствия между «организационной формой» и типом экологической ниши, с которой взаимодействует организация, как условия выживания организации. Логика протекания этого процесса связывается им с индивидуальной адаптацией организации к внешней среде. Сама же организация трактуется им как форма существования социальной популяции (группы людей, эксплуатирующих один и тот же тип ресурса), возникающая при соприкосновении со специфическим типом внешнего окружения. При этом «разнообразие возможных организационных форм равно разнообразию организационных сред» (типов экологических ниш). В рационально-адаптационных моделях (И. Ансофф, Дж. Чайлд, А. Чендлер, Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик и др.) организационное развитие рассматривается как результат стратегического выбора — вариативной (ответной Или упреждающей) реакции менеджера на вызов среды, что связано с его выбором определенной стратегии развития организации. Например, согласно концепции А. Чендлера взаимодействие организации с внешней средой опосредовано сознательным выбором менеджером стратегии в ответ на внешние изменения — «технологические и рыночные давления». Здесь, с одной стороны, подчеркиваются относительная свобода и разнообразие возможных реакций менеджеров на одни и те же условия внешнего окружения, а с другой стороны, вводится определенное ограничение на свободу стратегического выбора, которое связано со сделанными менеджером ранее стратегическими выборами. Во многих рационально-адаптивных моделях тип стратегических реакций на внешние давления среды не только вариативен, но и обусловлен характеристиками самой организации. Так, Дж. Томп- 603 сон, рассматривая в качестве ориентира при формировании стратегии деловой организации снижение неопределенности во взаимоотношениях с «целевым окружением», основой выбора стратегии считает тип координационных технологий (технологии с длинными, средними и короткими связями), которые, в свою очередь, обусловлены типом зависимости между структурными подразделениями (коллективные, последовательные, взаимные). По его представлению, развитие организации, всегда связанное с ее укрупнением и структурной дифференциацией, должно реализовываться с использованием трех версий стратегий: • для организаций, в которых доминирует последовательный • для организаций, в которых доминируют взаимозависимость • для организаций, в которых взаимоотношения подразделе В некоторых других рациональных моделях организационного развития (теория ресурсной зависимости), тоже акцентирующих внимание на взаимодействии организации с целевым окружением, логика пассивной рациональной адаптации организации к состоянию среды дополняется представлениями о возможности активного воздействия организации на состояние внешнего окружения, трактуемого как целевое окружение (адаптирующие воздействия). Так, Дж. Пфеффер и Дж. Саланчик подробно рассматривают набор возможных стратегий, направленных, с одной стороны, на преодоление неопределенности в отношениях с организациями целевого окружения и повышением надежности в отношениях с ними, а с другой стороны, на снижение ресурсной зависимости от организаций целевого окружения: 604 1) стратегия, направленная на устранение препятствий, возникаю 2) стратегия укрупнения организации: а) диверсификация (созда 3) стратегия, ориентированная на улаживание отношений с целе 4) стратегия изменения правил, регулирующих взаимодействие с Существуют и другие модели развития организации, представляющие развитие организации как ее индивидуальную адаптацию к внешней среде. Date: 2015-09-24; view: 545; Нарушение авторских прав |