Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек в окружении себе подобных: социальные общности 2 page
* Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Вопросы философии. — 1989. — № 3, • с. 120, 122. 283 К идею подчинения и служения общественно признанным идеалам, избавляется от чувства долга»*. Конечно, анализ последствий массовизации, выполненный Ор-тегой-и-Гассетом, во многом справедлив, но он в какой-то мере упрощает последствия изменений, особенно в сфере средств массовой информации, которые произошли за последнее столетие и, • видимо, будут происходить и в нынешнем столетии. Да, «пресса быстро научила, как массивизировать человека. Она сумела найти его, когда он один, дома, на работе, на улице. С тех пор радио и телевидение пошли дальше. Они приносят ему домой, воссоздают специально для него в четырех стенах то, за чем ему раньше нужно было идти в кафе, на площадь, в клуб»**. Да, «организация поднимает интеллектуальный уровень людей, находящихся в массе, так как формирует благодаря взаимообогащению мнений, предложений лидеров — «аристократов духа» наиболее тонкие и глубокие идеи, коммуникация (массовая — А.Э.) понижает его, погружая их в толпы на дому»***. Но нельзя, упрощая проблему, считать, что рост массовизации во всех случаях ведет к нарастанию пошлости, глупости, проявляющихся в решении важнейших социальных процессов «человеком с улицы». Прежде всего классические социальные исследования механизмов влияния средств массовой информации, проведенные П. Ла-зерсфельдом, показали, что средства информации чаще всего воздействуют на индивида не напрямую, а опосредованно — через лидеров общественного мнения, которые всегда имеются в бригаде рабочих, семье и т.д. Иными словами, и в век средств массовой информации индивид в конечном счете вырабатывает культурную, политическую позицию в групповой дискуссии, а не при непосредственном просмотре телепередач, чтении газет или прослушивании радиопередач. Далее. Мы забываем о тех, кто передает информацию. Разве они не выразители чьих-то социально-групповых идей, интересов? В конечном счете то, что будет передано массовизированному индивиду, слушателю или зрителю, зависит от того, какие группы людей, достаточно ярких и ловких, сумеют найти доступ к средствам массовой информации, какие идеи они сочтут нужным внушать массовизированному индивиду. Распространяемые идеи, следовательно, есть результат не массовизации, а хорошо продуманных групповых целей и интересов. Еще один момент. Разве возможности внушения этой группой людей беспредельны? Ведь нельзя же полностью оглуплять массови-
I * Ортега-и Гассет X Указ. соч. — № 4, с. 136, 153. ** Московичи С. Век толп, с. 249. *** Там же, с. 241. 284 зированного человека, лишать его элементарной способности анализировать. Как уже отмечалось, массовизированного человека легко обмануть, но он умеет учиться на собственных ошибках. Итак, мас-совизация социальной жизни — это, видимо, неодолимая тенденция современной социальной жизни, но ее отрицательное воздействие нельзя абсолютизировать. Механизмы массовизации индивида могут органично включать в себя групповое воздействие, групповую обработку и выработку распространяемых, внушаемых идей. § 5. Контактные социальные общности Представьте себе, что вас пригласили на вечеринку, где вы познакомились с приятными людьми, с которыми вам было весело, приятно общаться. Но со многими участниками этой компании вы уже никогда не встретитесь. Общность была хотя и приятной, но кратковременной, узконаправленной. Таковы контактные общности. В отличие от множеств здесь обязательно присутствуют «ориентация на другого», социальное действие, устанавливается социальная связь. Но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, узконаправленны, случайны, не являются самовозобновляемыми. Рассмотрим несколько видов контактных общностей; некоторые из них малоприметны, а другие невозможно не заметить. Аудитория — это одноразовое кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора (певца, актера и т.д.) и слушателей. Аудитория напоминает рассеянную массу слушателей радиопередачи, читателей той или иной газеты — и в том и в другом случае индивиды реагируют на внешний источник информации. Но в отличие от массы аудитория — это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории, на стадионе и т.д. Но общность эта контактна, ибо ориентация на другого слушателя носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место. Так, находясь в кинотеатре или в концертном зале, мы видим, как люди реагируют на выступление исполнителя, и нам неудобно сохранять индифферентность. Любопытный факт: фильмы с участием Чарли Чаплина вызывают куда больший смех при просмотре их в кинотеатре, чем при просмотре их дома, в одиночестве. Но аудитория как общность принципиально отличается от учебной группы. Связи, которые возникают между лектором и ауди- 285 I торией, между слушателями при публичной (но одноразовой) лекции, кардинально отличаются от связей, возникающих в учебном процессе. Последний, как мы отмечали, является видом взаимодействий, т.е. самовозобновляющихся социальных действий, и предъявляет совершенно другие требования к логике построения, точности и ясности изложения, организации и научному уровню лекций и др. Трудно, пожалуй, найти такой вид контактных общностей, который привлекал бы столь пристальное внимание политиков, ученых, простых смертных, как толпа. Сколько исторических событий связано с образом толпы разгневанных людей, готовых, как стихия, смести все на своем пути! Память об этих событиях заставляет нас быть осмотрительнее, осторожнее, политиков — быть благоразумными, вождей — задуматься, как овладеть силой толпы, подчинив ее своим задачам. Как и все формы контактных общностей, толпа — это спонтанная, временная общность людей, определяемая сиюминутным настоящим. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и, как всем общностям, толпе присуще совпадение целей. Но в отличие от агрегации между участниками толпы возникают определенная «ориентация на другого», социальные связи: обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действий, а также подражание и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости. Анализируя толпу как сложный и любопытный для научного исследования вид социальных контактных общностей, мы будем опираться на исследования Г. Лебона, Г. Тарда, Г. Блумера, С. Мос-ковичи, которые придерживались во многом сходных взглядов. Существует несколько разновидностей толпы: • случайная толпа — это, например, толпа «зевак», наблю • обусловленная толпа — это, например, очередь (толчея) • действующая толпа привлекает наибольшее внимание ис Социологический анализ выделяет следующие особенности толпы как социальной общности. «Толпы суть ассоциации спонтанные и преходящие, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предначертано... распадаться, исчезать так же быстро, как и появлять- 286 ся, не оставляя следов»*. Здесь нет и не ожидается (пока толпа существует как спонтанное стихийное соединение людей) никакой организованности, делающей взаимоотношения людей в толпе упорядоченными, самовозобновляющимися; нет четких и устойчивых норм, культурных традиций — ведь это спонтанное и временное сборище; правила игры если и устанавливаются, то кратковременно; нет устойчивого разделения труда, устойчивой иерархии и т.д. Итак, хотя социальные действия между участниками толпы осуществляются, но они плохо организованы, носят неукорененный, несамовозобновляющийся характер. Конечно, нельзя утверждать, что в толпе вообще нет никакого намека на упорядоченность взаимоотношений соучастников, ско-ординированность их действий. Наш опыт изучения толпы, исследования Р. Тернера и других показывают, что представлять толпу как некое однообразное месиво гнева, эмоций и т.д. примитивно и не совсем точно. В толпе возникает определенная координация, находится вожак, инициатор, который предлагает определенный план действий и отличается, как правило, эмоциональностью, импульсивностью, находчивостью. У такого импульсивного вожака сразу находятся несколько помощников (тоже эмоциональных), которые вместе с вожаком составляют некое ядро толпы, остальные более пассивны и послушно следуют установкам вожака и актива. Тот факт, что все находятся в замкнутом пространстве, имеют совпадающие цели (которые и объединили их в толпу), убыстряет процесс принятия целей и выработки плана действий. Однако все меры по координации, упорядочению взаимоотношений участников толпы носят спонтанный и преходящий характер. Поэтому разделение функций, иерархия не имеет последствий вне этой толпы, т.е. разделение функций, обретение каких-то обязанностей, прав (например, лидерства) в толпе не порождают социального статуса, признаваемого вне толпы в обществе в целом. И это очень важный, осязаемый критерий различения толпы и организованных устойчивых видов общностей. Полуорганизованные виды действующей толпы (митинг, демонстрация и т.д.) характеризуются большей организованностью. Нормы, разделение функций, иерархия в этих общностях носят более устойчивый характер, хотя они, как правило, возникают не на самом митинге, демонстрации, а до них и помимо них. Это вид специально организованной действующей толпы. Костяк ее участников хорошо организован; эта организованность закладывается вне данного митинга, продолжая действовать устойчиво. Можно сказать, что митинги, демонстрации, манифестации, шествия специально органи- Московичи С Век толп, с. 207. 287 I зуются, чтобы использовать эмоциональную энергию, силу, присущую действующей толпе, но в контролируемых рамках. Г. Лебон и другие классики социологии, психо Как же это происходит9 Первое. Поведение личности в толпе характеризуется повышенной аффективностыо (эмоциональной возбудимостью). Проникаясь коллективным возбуждением, человек, как правило, перестает рационально-критически воспринимать ситуацию, теряет самоконтроль. Причины этого, в частности, в чрезвычайной насыщенности аффективных контактов, взаимных реакции на предельно малом замкнутом пространстве. В этих условиях человек, как правило, bje способен анализировать поступки, высказывания других, прежде чем реагировать на них. Иными словами, человек отказывается от присущих ему в обычной обстановке процедур принятия решения. Второе. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида. Ввиду повышенной эффективности он сразу откликается на предложения, порой самые сумасбродные, порывы, побуждения чаще всего получают немедленное воплощение. В толпе эффект внушения очень высок, что делает ее высокореферентной для индивида, вовлеченного в нее. В то же время внушаемость распространяется только на цель, которая объединила людей в действующую толпу, и только на участников толпы (посторонние люди зачастую иронизируют над участниками толпы). Третье. Потеря способности рационально-критически оценивать ситуацию и повышенная внушаемость деиндивидуализируют людей, превращая их в «стадо баранов» — ведь именно в рациональном обдумывании, взвешивании альтернатив сильнее всего проявляются особенности, склонности, способности, жизненный опыт личности. Повышенная аффективность и внушаемость смывает черты индивидуальности. * Московичи С Указ соч, с 290 ** Блумер Г Коллективное поведение Американская социологическая мысль, с 180 *** Лебон Г. Психология народов и масс, с 161 288 Если индивидуальность проявляется, то только в эмоционально-импульсивном аспекте (один кричит громче, чем другой), но смысл социальных действий остается у всех одинаковым. Очень часто человек, попав в агрессивную толпу, меняется до неузнаваемости, порой сам себя не узнавая. Опасность толпы в том, что она «открыта» для агрессивных, низменных, бездумных действии. Это круг профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положения и т.д., собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, потребности в общении, заботе о других, внимании к себе, признании, престиже. Социальные круги — это и блистательный аристократический бал, и салон мадам Шерер из «Войны и мира», и встречи приятелей, и конференция ученых, и студенческий поход и др. Для всех этих встреч характерно одно: в этих контактных общностях происходит довольно малообязываю-щии, поверхностный обмен эмоциональными ресурсами, общением, информацией. Круги могут быть достаточно устойчивыми или одноразовыми, но от этого социальная суть взаимоотношений существенно не меняется. Обмен информацией, симпатией, эмоциями не порождает серьезных взаимных обязательств людей по отношению друг к другу. Они не связаны глубинными взаимодействиями, которые вынуждают человека учесть мнение партнера, проникнуться его интересами и т.д. Это не соратники по работе, не члены семьи, с которыми человек связан институциональными связями — в отличие от них знакомые по компании не могут высказать серьезный упрек, являющийся видом контроля. Поэтому не следует переоценивать значение контактов в компании приятелей, искать в социальных кругах глубокое социальное содержание. Пригласили бы вы человека, с которым часто встречаетесь в компании, к себе на работу? Уверены ли вы, что ваши встречи в течение 5—10 лет на отдыхе, в гостях и т.д. дали вам возможность считать его надежным человеком? Тот уровень нравственных качеств человека, который достаточен для таких встреч, недостаточен для совместной работы*. * Часто задается вопрос где граница между дружбой и приятельскими отношениями'' Попробуем провести эту границу на основе социологии Друг — это человек, с которым вы находитесь в институализированном, эмоциональном, нравственном, интеллектуальном обмене, постоянных и взаимообязывающих взаимодействиях Приятель же — это знакомый, контакты с которым (на вечеринках, на отдыхе) приятны, но не порождают серьезных обязательств друг к другу 289 10 Общая социология * Но не следует и пренебрегать ролью социальных кругов в общественной жизни. Общности типа социальных кругов немало способствуют созданию сети таких контактных социальных связей, как знакомства, деловые связи, что существенно сказывается на утверждении авторитета личности, признании ее заслуг, особых дарований. Социальные круги дополняют каркас общественных связей, являются достаточно важным элементом социальной системы. Благодаря им личность с разной силой обязательств может стать участником различных видов коллективов. Например, ученый может быть членом экспертного совета и редколлегии, встречаться с коллегами на симпозиумах и конференциях, выезжать для чтения лекций, проведения научного семинара. Все перечисленные формы коллективов являются дополняющими общностями, носят ма-лоукорененный и слабообязывающий характер, но вместе с тем они играют существенную роль в науке. Следует учесть также, что в социальных кругах зарождается, преобразуется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу. Кроме того, социальные круги — это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий...* Таким образом, социальные круги, являясь, как и все контактные общности, поверхностными, неукорененными социальными образованиями, в то же время могут стать ядром, точкой кристаллизации формирования групповых общностей, для чего у них существует много предпосылок. Именно в социальных кругах, как правило, возникают некоторое ощущение своей принадлежности к кругу людей (начинает складываться слабообя-зывающее «Мы»), чувство престижности принадлежать к определенному кругу, некоторые проблески лидерства, а также контроля («человеку нашего круга не пристало так себя вести»; «его не следует впускать в наш круг» и т.д.). Конечно, лидерство в компании не порождает серьезных социально-статусных последствий. Тамада, избранный за праздничным столом, только в этой компании найдет признание благодаря своему организаторскому и ораторскому таланту. Но если эти предпосылки разовьются и приобретут свойства регулярности, организованности, социальные круги начинают перерастать в социальные группы — устойчивый комплекс солидарных взаимодействий. * Фролов С С. Социология. — М, 1994, с 203. 290 Глава XIII. Социальные группы: их сущность и разновидности § 1. Социальные группы в жизни людей В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое устойчивое, четко налаженное, предсказуемое (в смысле поддержки, помощи, содействия) для Актора единство (единение) достигается в социальных группах — устойчивых, самовозобновляющихся комплексах солидарных взаимодействий. К сожалению, термин «группа» в быту, да и в науке трактуется довольно противоречиво. Поэтому сразу оговоримся: под социальной группой мы имеем в виду только нечто устойчивое и, что самое главное, имеющее надежно налаженную систему солидарных взаимодействий, образующую единое целое. Употребляемый в этом смысле термин «социальная группа» в корне отличается от термина «группа», употребляемого в качестве простой, формальной группировки людей, имеющих схожие черты (группы любителей бокса), или оказавшихся в одном месте (группа пассажиров, группа прохожих), или сидящих в одной аудитории (группа студентов), или специально организованных для проведения научных экспериментов (лабораторная группа, экспериментальная группа). В смысле множества в демографии, статистике употребляется термин «группа» (в социологии — «категория»). Именно это имеется в виду, когда говорится о группе людей с высшим образованием, о студенчестве как социально-демографической группе (независимо от организованности студенчества). Кстати, это касается и употребления термина «социальный класс». Например, когда мы имеем в виду совокупность, категорию людей, имеющих схожее социально-экономическое положение, то мы говорим о рабочем классе как о категории населения; когда мы имеем в виду однородные реакции рабочих на какое-либо событие, экономическое явление, мы можем говорить о рабочем классе как о массе рабочих; когда же мы воспринимаем рабочий класс как хорошо организованную большую общность, целое — мы говорим о рабочем классе как большой социальной группе. Группа, способная выступать как единое целое — это одно из сложнейших и удивительнейших социальных образований; различные, изолированные друг от друга индивиды образуют такую 291 сеть взаимоотношении друг с другом, что становятся по сути единым целом. В чем секрет образования подобного социального организма? Что заставляет людей так тесно координировать свои усилия, стать социальным организмом со своими нравами, традициями? Можно ответить: просто люди так устроены. Но почему не всегда и не всем это удается? Какая-то студенческая группа, например, может быть не только формально, но и фактически социальной группой. Ребята часто собираются вместе, ходят в походы, посещают театры; они готовы отстаивать свои групповые интересы перед кафедрой, деканатом, способны «пропесочить» своего товарища, если он повел себя не так, как принято в группе, и т.д. По всему чувствуется, что это не просто группа студентов, которых расписание занятий сводит вместе в одной аудитории, а социальный организм.
Для ответа на данный вопрос необходимо разделить его на два подвопроса: • Каков критерий эффективности социальной группы, в каком случае она привлекательна для Актора, а значит, и устойчива? • Нужно ли Актору стремиться участвовать в группе как Начнем с ответа на первый подвопрос. 1. Устойчивость связей в группе в конечном счете зависит от эффекта, вознаграждения*, который предоставляет индивиду групповая солидарность. Этот эффект может иметь явный, очевидный или латентный для индивида характер, может проявляться достаточно быстро или через определенный промежуток времени. В одних случаях индивид сам получает поддержку в трудную минуту, в других случаях наблюдает, как такая поддержка оказывается другим, что порождает у него обоснованную надежду на получение такой поддержки в случае необходимости. В групповых общностях Актор как минимум надеется на получение следующей выгоды: • объединяясь с другими, координируя свои усилия, идя на I * Напомним, что вознаграждение может быть и материальным, и моральным (престиж данной группы, уважение к Актору со стороны членов этой группы, перспективы профессионального, должностного роста и т д.) 292 • объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопо • отстаивая авторитет и престиж группы, Актор надеется, Все это подчеркивает главное: критерием эффективности любой групповой общности и залогом ее устойчивости является то, насколько вознаграждения, получаемые от группы, превышают затраты, плату за координацию усилий индивидов, готовность жертвовать (в отдельных случаях) своими прямыми интересами; насколько соотношение вознаграждения и затрат, т.е. мера, которая устанавливается в данной групповой общности, выше (или ниже) той меры, которая установилась в аналогичных общностях. В чем загадка долголетия одних народов, сумевших, несмотря на гонения, сохранить свой язык, культуру, сформировавшиеся 2—3 тысячелетия назад, и неспособности выжить других народов, которые ассимилировались с иными культурами? Народы, которые демонстрируют удивительное долголетие, выживаемость даже в условиях диаспоры, сумели выработать такие нормы солидарных взаимодействий, при которых кахедый мог получить от своих соплеменников, в том числе своей общины, серьезную помощь и поддержку — материальную, социальную, моральную (община содействует обустройству на новом месте, обеспечивает переподготовку, образование, предоставляет на первое время пособия, льготы, помогает в трудоустройстве, в устройстве будущего детей). Личностная эффективность подобных общностей обусловливает ответную реакцию со стороны Актора: верность национальным обычаям, чувство гордости за свой народ, стремление приумножить его достоинство, славу. Если участники группы не смогли выработать такие нормы, правила организации солидарных связей, которые обеспечивали бы личностную целесообразность участия Актора в групповых взаимодействиях, то устойчивость подобной группы невелика. Члены этой группы будут мало дорожить ею, слабо откликаться на ее призывы, избегать участия в солидарных действиях, пренебрегать обычаями, утратят чувство верности этой общности. Они способны на переход в другие, более эффективные с точки зрения личностной целесообразности групповые общности (на ассимиляцию). И наоборот, если групповая общность предоставляет или обещает многие преимущества, человек будет стремиться к укреплению ее позиций, авторитетности, престижности, свято блюсти ее 293 I нормы, традиции, выполнять ее требования, идти на определенные личные жертвы ради процветания этой общности. 2. Отвечая на второй подвопрос, подчеркнем, что история давно подтвердила высокую значимость социальных групп, солидарности. Человек должен стремиться участвовать в дееспособных социальных группах — в противном случае он вряд ли достигнет особых успехов в области личной карьеры, личного благополучия, безопасности и т.д. Но развитие группы может потребовать от людей определенных действий, непосредственно не связанных с личными интересами, но укрепляющих их групповую общность, повышающих ее престиж, признание в обществе. Для эффективного функционирования группы могут возникнуть потребности в формировании органов управления сообщества, которые, более эффективно координируя усилия членов группы, в то же время потребуют определенных затрат на свое содержание и т.д. Иначе говоря, у индивида в рамках групповой общности возникает целый круг намерений, идей, ориентации, ожиданий, действий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые обеспечивают более эффективное функционирование групповой общности как ассоциации. Кроме «Я» в духовном мире личности формируется «Мы».
Именно общности, и прежде всего групповые, являются основными субъектами исторического процесса и «виновниками» крупных социальных изменений. Мы отмечали, что социальные институты представляют собой настолько жестко отлаженный механизм, его элементы настолько взаимосвязаны (как в пространственном, так и временном измерении), что изменения в процедуре взаимодействий, введение новых норм, правил без хорошо организованной, массовой поддержки невозможно. Историю делают общности — прежде всего хорошо организованные общности — группы. Лишь групповые солидарные скоординированные действия могут содействовать изменению (или сохранению) коренных институциональных основ развития отдельной личности. Именно солидарные действия, солидарные согласие и поддержка могут изменить нормы, законы, которые регулируют жизнедеятельность отдельных индивидов.
Чем эффективнее индивиды решают свои личные проблемы с помощью общностей, чем богаче палитра общностно-групповых объединений, в которых личность может получить поддержку в решении своих многообразных интересов, тем
I лучше организовано общество, тем эффективнее путем переговоров между лидерами групповых объединений, т.е. бесконфликтно, в этом обществе решаются самые непростые проблемы, тем точнее выражаются интересы отдельных личностей, тем точнее может быть найден общественный компромисс, тем лучше и надежнее защищена личность от произвола других индивидов, государства. И наоборот, чем хуже организована общностно-группо-вая жизнь людей, тем хаотичнее общественная жизнь, тем больше в ней алогичного, случайного, непредсказуемого. Люди объединяются в общности как для отстаивания насущных социально-экономических, политических интересов, так и для реализации культурных, социально-демографических интересов, потребностей. Правозащитные организации, женское движение, совет школы, наблюдательные советы в средствах массовой информации, правление жилищного кооператива, профсоюзные организации, политические партии, движения — вот только некоторые примеры общностно-групповых форм реализации интересов людей. Гражданское общество — это хорошо организованное в общност-но-групповом отношении общество. Люди объединены в группы для удовлетворения своих интересов, противостояния произволу власти, государства. Пользуется авторитетом, достигает желаемых целей тот социальный слой, представители которого смогли сформироваться, проявить боеспособную солидарность. Date: 2015-09-24; view: 322; Нарушение авторских прав |