Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек в окружении себе подобных: социальные общности 5 page
Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодействие, хорошее знакомство партнеров друг с другом. Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) — от 2—3 до 20—25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10 — 15 человек, а оптимальная — 7— 9 человек. Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внут-ригрупповых взаимодействий в малой группе: • они носят персонифицированный характер; • у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо • в малой группе эффективно может осуществляться груп • структура малой группы, выработанные в ней статусно- 319 «подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе). Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда 1 социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп.| в формировании личности, ее социализации: именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту поколений. Связь «личность — общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах. Способность малой группы выступать посредником во взаимоотношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологических исследований*. Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентификация рядовых работников с компанией зависит от степени уважения и общности между доверенными лицами компании и малой группой. Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отношению к товарищам: он не должен подводить своих парней. Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп. Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо- I
* См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология. * См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы» В кн.: 320
рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумовство, интриги и т.д.? * # # Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям). Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции**. Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны. Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выдвигая в качестве признака первичных отношений наличие непосредственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интимные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректору, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет подчеркнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заискивания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «первичная группа», этот термин фактически толкуют иначе. Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности. Вследствие этого первичная группа характеризуется: • эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»; * См.: Андреева Г М. Социальная психология. — М., 1980, с. 242—243. 11 Общая социология • достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ • высоким уровнем признания принятых в группе норм, В результате первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентации, нравственных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соответствующий социальный контроль, который носит хотя и неформальный, но достаточно глубокий характер. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе существуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафедра, отдел, бригада). Трудности выявления и определения вторичной группы связаны с определением вторичных отношений. Вторичные отношения — это отнюдь не синоним формальных отношений (вспомним пример про отношения между студентом и ректором, регулируемые неписаными нормами, — это вторичные отношения, но неформальные). Нам представляется, что разделение групп на первичные и вторичные аналогично классификации взаимодействий людей, предложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и общество с его рациональной (избирательной) волей. В первичных группах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать большую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, социальные контакты здесь носят безличный, односторонний и утилитарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с подчиненными как законом, инструкциями, так и неписаными правилами, принятыми в данном сообществе). Вторичная группа организуется в основных социальных институтах (экономических, политических, образования) на базе различных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д. * Фролов С.С Социология, с 160. 322 Следует сделать два специальных пояснения. 1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак Во вторичных группах могут образовываться первичные отношения между партнерами, возникать параллельные первичные группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совместного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная логика отношений. Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индивидуально-личностные качества, симпатии, а вторые — на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дружеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вторичные отношения, подчинять вторые первым является признаком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Совмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организации общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «общинные» черты. 2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про 323 на работе — все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио шие многотысячные социальные группы, которые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее. 1. Большая группа является носителем и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание социально-значимых черт человеческой психики, как справедливо подчеркивает Г.Г. Дилигенский, формируется Именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе эти группы не создают исторически конкретных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не отдельные индивиды, не малые группы в 10—20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой группе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково придется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каждой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская и др.) человек оказывается в пространстве, социальные масштабы которого достаточны для существования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведения, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, селекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д. В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нормами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности? * См ■ Дилигенский Г.Г Массовое политическое сознание...//Вопросы психологии. — 1991. — № 9. 324 При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфических моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, использует определенный сленг, но это, как правило, малозначимые вариации в рамках молодежи как большой социально-демографической группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особенности, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры рабочего класса. 2. Достаточно сложной проблемой является интеграция больших групп. Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоин-тегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне развода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегриро-ванной общности. С другой стороны, можно привести множество примеров высо-коинтегрированных больших социальных групп, в частности, наций, представители которых готовы пожертвовать своими личными интересами во имя своего народа. Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Империи общность, способную выступать как единое целое, а не как масса разрозненных пролетариев. Как удается объединить в одном порыве огромные массы никогда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории? Конечно, интеграция больших общностей подчиняется общесоциологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного лидера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая — по более сложной, многоступенчатой. Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интеграционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах. Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выступить как единое целое. Именно идеология, идеологическая работа во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, самоидентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осознание участниками малой группы своей общности, единства. 325 Разрозненные представители той или иной массы, имея совпадающие социально-статусные позиции, воспроизводят1 некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать контактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу. Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные массы, наделить их способностью выступать как единое целое на огромной территории, необходимо внедрить единые представления о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не мохсет быть эффективной. Более того, в больших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. человеком, способным выработать единую программу действий и сплотить на ее основе многотысячные массы. Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствующий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притягательным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции). Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплачивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологической работы разрозненные, разбросанные на огромной территории индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказываются готовыми к солидарным групповым действиям. Примерами идеологий больших групп, которые стали символическими, идейными интеграторами разрозненных на огромной территории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIII в., пролетарская идеология (марксизм-ленинизм) в России, сионизм, палестинская национальная идеология и др. Второй. Существует мнение, что большая группа не может обеспечить хорошего эффективного группового контроля за выпол- 326 нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформного поведение и т.д. Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетельствует: такой контроль может быть в той или иной степени достигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На общегрупповом уровне в виде идеологии закладываются основные критерии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором общенациональных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается общегрупповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направленность малой группы. Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в решающей степени определяется тем, насколько в семье чтут национальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюдение национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д. Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспособность большой группы, ее способность выступать как единое целое. Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируемая сверху первичная партийная организация. Все процессы, затрагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевременно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контролировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок. Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, боеспособность большой группы зависит помимо того, о чем говорилось в предыдущих разделах (институализация, лидерство, авторитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп. * * * Трудно логически строго анализировать солидарные отношения, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни. 327 Date: 2015-09-24; view: 304; Нарушение авторских прав |