Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура: социологический анализ





Завершив анализ социальных институтов и общностей как сис­тем социальных взаимодействий, переходим к следующему важ­нейшему разделу общей социологии — исследованию смыслообра-зующего элемента социальных взаимодействий, тех правил игры, содержания норм, критериев, которыми руководствуются люди во взаимоотношениях друг с другом.

Рассматривая, в частности, «Исходные элементы социальной жизни», мы неоднократно подчеркивали роль, которую отводит социология ценностям, нормам, избранным данным народом, дан­ной общностью для понимания их судеб, способности дать эффек­тивный или менее эффективный ответ на вызовы среды, природы и истории.

Фактически для всех социологических школ, направлений ха­рактерно признание особого ключевого значения культуры, при­думок самих людей в развитии общества. Э. Дюркгейм и М. Вебер, П. Сорокин и Т. Парсонс, Р. Мертон и А. Щюц, П. Бурдье и Э. Гид-денс — все более или менее крупные социологи признают, что культура обьединяет людей в сообщества и в то же время является во многом решающим элементом, обьясняющим своеобразие ис­торических судеб того или иного общества. Не естествен но-природ­ная основа человеческого бытия предопределяет ту или иную судь­бу, а люди, которые на основе своей природы изобрели много-бразные вариации человеческого существования.

Картина общественной жизни, которую воссоздает социоло­гия, — рациональная, доказательная, опирающаяся на факты, не принимающая ничего на веру (в том числе и идею об «обьектив-ной необходимости», которая «предопределяет естественно-исто­рическим образом» нашу судьбу), придает особое значение куль­туре, ценностям, оценкам, идеям, нормам, образцам поведения. Когда мы хотим доказательно, фактуально, отвергая мистику и предположения, ответить на вопрос, почему люди действуют имен­но так, а не иначе, факты, однозначно толкуемые обстоятель­ства, волей-неволей заставляют исследователя признать ключе­вую роль культурных смыслообразующих элементов организации социальной жизни. Поэтому для социолога социальная жизнь, социальная реальность — всегда социокультурная реальность, а для социологии социокультурный подход к анализу социальных явле­ний — один из главных.

328


I


P. Тернер, американский социолог, пытаясь проанализировать, как и за что награждают в США и Великобритании, разослал за­просы 53 ведущим американским корпорациям и 51 британской корпорации с просьбой выслать служебные биографии с указани­ем наград своих сотрудников.

Всего было проанализировано более 750 таких биографий. Иссле­дование подтвердило предположение автора, что английское об­щество стремится поощрить успех посредством поручительства и поддержки, а вознаграждения и поощрения исходят от центрально­го вышестоящего учреждения; для американского общества харак­терно соревнование в открытой борьбе со своими коллегами, а вознаграждения и поощрения исходят от отдельных учреждений, обществ профессионалов и т.д. Оказалось, что в Англии 53% со­ставляют правительственные награды, в США —только 11%. Зато в США награды, присуждаемые колледжами и университетами, состав­ляют 42%, а в Англии — 13%, В США 14% наград присуждены за спортивную, религиозную, патриотическую деятельность, обществен­ные заслуги, в Англии — ни одной. Все это является убедительным, на наш взгляд, свидетельством двух различных культур продвиже­ния по службе, которые поддерживают и ориентируют индивида на вполне определенный алгоритм поведения для достижения успеха, продвижения по службе...*

..... Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по име­
ни, обращаясь к нему в присутствии его матери и без ее разреше­
ния. Японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы
не огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алко­
гольные напитки на христианских поминках за столом. Латиноаме­
риканцы часто сетуют на холодность и отчужденность североаме­
риканцев, поскольку североамериканцы не любят, чтобы до них дот­
рагивались во время разговора, и считают, что наиболее приемле­
мое расстояние между собеседниками — 75 см. Житель США счи­
тает себя обязанным улыбаться человеку, с которым случайно пе­
ресекся взглядом — иначе могут решить, что он плохо воспитан. Но
улыбка не может служить поводом для контакта, потому что контакт
без должной причины рассматривается как вмешательство в част­
ную жизнь или как угроза сексуального домогательства. Всего лишь
подозрение в этом может стать основанием для обращения к пра­
вовой защите. В контактах с собеседником требуются терпимость
и снисходительность, сдержанность в выражении удовольствия и
сожаления: не принято желать здоровья чихающему и желать при­
ятного аппетита.


Как мы думаем, примеров достаточно. О чем они? Почему люди ведут себя по-разному, оценивают по-разному одну и ту же ситуа­цию? Первое, что приходит на ум, — они считают, что так и сле­дует себя вести; каждый оценивает чужие поступки, действия, мысли


* См.: Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий//Вопросы социо­логии. — 1992 — № 1, с. 121—128.

329


с точки зрения того, как принято в его среде, обществе, в котором он живет.

Иными словами, каждое общество обладает определенной сис­темой образцов поведения, традиций, ценностей, критериев, пред­ставлений о мире, о том, как следует себя вести, что такое добро и зло, т.е. каждое общество обладает своей культурой*.

Глава XIV. Культура как явление: социологический анализ

Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразитель­ное искусство, а также образование, культуру поведения. Но все это — лишь небольшая, хотя и очень важная часть культуры.

Культура — это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом пони­мании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, обьединя-ют людей в единую целостность — общество.

Это сделало возможным переход от регуляции на основе реф­лексов, инстинктов, т.е. жестких врожденных шаблонов, к соци­альной регуляции на основе «ожидания — ожидания — ожидания». Люди создали своеобразную надстройку из символических фено­менов в виде норм, обычаев, правил игры, оценок, что позволило им вести предсказуемую скоординированную жизнь. Следователь­но, культура — важнейшая субстанция социальной жизни, а соци­альная реальность, как уже упоминалось, — социокультурная ре­альность. Благодаря тому, что человек изобрел символически-куль­турную связь, наполненную моральными нормами, ценностями, законами, критериями добра и зла, и стала возможна социальная жизнь.

Мы постараемся хотя бы вкратце проанализировать культуру как социальный феномен, раскрыть многообразие проблем, которые обнаруживает социологический анализ этого уникального творе­ния человеческого сообщества.

* * *

В науке, да и в обыденной жизни трудно найти термин, кото­рый мог бы сравниться с термином «культура» по частоте употреб-

* Достаточно подробно и всесторонне проблема определения культуры, осо­бенностей аспектов изучения культуры в различных науках проанализированы Иониным Л.Г. (см.: Ионин Л.Г. Социология культуры. — М, 1996, гл. I, II)

330


Г

ления и многозначности толкования. Дать этому термину однознач­ную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что он употребляется во всех областях нашей жизни, приобретая в каж­дом случае особый оттенок.

Попытаемся социологически описать культуру, указав ее основ­ные признаки.

§ 1. Культура и природа

Термин «культура» произошел от латинского слова cultura и пер­воначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры и породили, видимо, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура».

Изучение соотношения культуры и природы (как вне человека, так и естественно-биологической природы самого человека) — первый этап социологического анализа культуры, но в ходе этого изучения обнаруживается, что данное соотношение носит неодно­значный многоплановый характер.

Итак, говоря о культуре, мы имеем в виду те яв-







Date: 2015-09-24; view: 407; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию