Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловая игра





В деловой игре разыгрываются ситуации из сферы опреде­ленной профессиональной деятельности. Следовательно, для про­ведения деловой игры необходим какой-то минимум профессио­нальных знаний и умений, в противном случае деловая игра ограничится творческой импровизацией. Творческие импровиза­ции профессиональной направленности имеют широкую практику, они создают условия для самовыражения, возбуждают интерес к определенному виду профессиональной деятельности, но профессиональных знаний, как правило, не добавляют. Смысл же деловой игры в научении. Более того, деловая игра позволяет интенсивно накапливать лич­ный опыт, который нельзя заменить знаниями. Происходит это за счет создания ситуаций, близких к профессиональной дея­тельности, где участники игры должны проявить себя на лично­стном уровне. Игровая ситуация и роли задаются, но всегда остается некоторая «зона неопределенности», которая позволяет личности выбирать линию поведения, принимать самостоятель­ные решения. От поведения всех и каждого зависит общий рису­нок игры, то, в каком направлении будет развиваться действие, как сложатся отношения партнеров по игре, будет ли найдено конструктивное решение.

Подготовка и проведение деловой игры проходят ряд этапов:

1. Постановка задачи игры

Организаторы игры должны четко представлять, чему они хотят научить, какие стороны профессиональной деятельности «высветить». Размытость цели снижает эффективность игры. Так, в деловой игре «Организационное родительское собрание» мож­но поставить разные цели:

- научиться строить деловые отношения с родителями, сде­лать их союзниками учебно-воспитательного процесса;

- совместно с родителями спланировать воспитательную ра­боту на учебный год;

- провести выборы родительского комитета.

2. Выбор сюжета.

Цель определяет сюжет игры. Сюжет всегда конкретен, предметен, ограничен во времени и пространстве:

«Заседание ученого совета по вопросу...», «Педагогический консилиум по проблеме...», «Родительское собрание по теме...», «Суд над...», «Деловые переговоры партнеров по бизнесу...», «Собеседование по поводу приема на работу...».

Когда четко определяется проблема или вопрос, который пред­стоит решить в ходе игры, игра становится ориентированной на результат.

3. Инструктаж участников игры.

На этом этапе идет общее знакомство с правилами игры, особенностью сюжета, который будет разыгрываться. В игре, как правило, используется характерная для определенной про­фессии организационная форма: планерка, заседание совета, деловые переговоры и т. д. При необходимости дается допол­нительная информация по процедуре проведения конкретной организационной формы. Также участникам игры полезно дать информацию по конкретной ситуации: цифры, факты, приме­ры. Все участники игры должны четко представлять игровую задачу.

4. Распределение ролей, индивидуальная подготовка к игре.

Распределение ролей может происходить по желанию, по жребию, путем назначения организатором. Необходимо некото­рое время, чтобы каждый мог освоиться с ролью. Можно ввести дополнительные инструкции по роли, например, «легенда» учас­тника игры, дополнительная, неизвестная остальным участни­кам игры информация, поведенческие установки.

5. Выполнение игровой задачи.

Запускается механизм игры. Для этого можно использовать какие-то атрибуты профессиональной деятельности (например, звонок на урок в ситуации моделирования урока). При необходимости в ходе игры могут вводиться дополнительные, усложняющие ситу­ацию элементы (незапланированный вопрос, срочная телеграм­ма, «болезнь» одного из участников и т. д.). По усмотрению организатора игра может быть остановлена, допускается повто­рение отдельного игрового момента.

6. Экспертная оценка.

Эксперты наблюдают игру. Экспертами должны быть люди наиболее осведомленные, способные дать компетентный анализ игры. Полезно составить карту наблюдения, в которой следует определять основные критерии экспертной оценки. Критерии дол­жны согласовываться с определенной заранее игровой задачей. Анализируется поведение каждого участника в отдельности.

7. Общий анализ.

Свободный обмен мнениями всех участников игры (впечат­ления, ощущения, мысли по поводу, вопросы к партнерам по игре). Оценивается успешность проведения игры с позиции уча­стников.

Общая логическая схема сюжетно-ролевой игры выглядит так: игровая задача определяется организатором игры; роли распре­деляются в контексте сюжета игры; развитие сюжета зависит от того, как каждый участник выполняет игровые задачи в рамках своей роли; эксперты являются внешними наблюдателями, они анализируют игру в целом и поведение каждого участника в отдельности.


 

Игра-путешествие

Подготовка игры-путешествия начинается с выбора темы. Здесь нет пределов творчеству. Путешествовать можно «В стра­ну вежливых ребят», «В город грязнулей», «В мир природы», «По страницам любимых книг», «В мир разгаданных и нераз­гаданных тайн», «По стране кинематике», «На остров Святого Валентина» и т. д.

Исходя из общей темы составляется маршрут путешествия: определяются станции, где будут происходить основные действия игры. Например, «Путешествие по стране кинематике» состоит из следующих пунктов назначения: «Утес вопросов», «Долина знаний», «Вершина эксперимента», «Пещера невероятных исто­рий». «Путешествие в мир растений» может пройти по страницам: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Маленькие тайны приро­ды», «Защитники природы». Название станций задает содержа­ние работы. При этом необходимо стремиться к разнообразию деятельности. Дети могут отгадывать загадки, решать нестандар­тные задачи, включаться в театрализованные действия, сочинять и т. д. Задания необходимо строить с опорой на знания, опыт детей, но в то же время они должны содержать известную сте­пень трудности.

Динамика игры-путешествия — в переходах от станции к станции. Часто станции располагают в разных точках. Тогда всех де­тей делят на экипажи. Каждый экипаж получает свой маршрут­ный лист. Встречаются экипажи только на финише.

Переход от станции к станции можно сделать и условным. Тогда необходимо использовать какие-то импровизированные действия: запуск ракеты, движение поезда, заклинание, строфи­ческое интонирование, манипуляцию с «волшебными» предмета­ми и т. д. Время нахождения на каждой станции ограничено тем дей­ствием, которое необходимо выполнить, чтобы получить право продвигаться дальше. Когда путешествует несколько экипажей, успешность действий определяют в баллах, которые выставляют в маршрутный лист или на табло. В итоге определяется экипаж-победитель. Возможны варианты, когда все участники игры-пу­тешествия составляют один экипаж. Тогда выигрыш заключается в прибытии на последнюю станцию. Здесь можно отметить луч­ших игроков.

Традиционное оборудование для игры-путешествия - карты путешествия, где определены пункты назначения. Продолжительность игры-путешествия зависит от педагоги­ческих задач. Игру-путешествие можно провести и в рамках традиционного урока, можно спланировать на целый день, лагерную смену, учебную четверть и т.д.







Date: 2015-09-24; view: 712; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию